Формирование культуры поведения у воспитанников младшего школьного возраста с нарушением слуха во внеурочной деятельности
методическая разработка
«Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано,
Когда ребенку еще очень далеко до грамотности,
Когда он только научился хорошо говорить,
Слышать и кое-как говорить.»
Антон Семёнович Макаренко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад
«Формирование культуры поведения у воспитанников младшего школьного
возраста с нарушением слуха во внеурочной
деятельности»
2023 г
«Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано,
Когда ребенку еще очень далеко до грамотности,
Когда он только научился хорошо говорить,
Слышать и кое-как говорить.»
Антон Семёнович Макаренко
В понятие культуры поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека: это и этикет, и правила поведения с другими людьми, и поведение в общественных местах, и правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности, правила приличия, хорошие манеры. Всему этому нужно научить ребёнка, чтобы он применял эти правила постоянно на протяжении всей жизни.
Цель: Формирование у детей представлений о правилах поведения и общения
Задачи воспитания культуры поведения:
-закладывать основы аккуратности и опрятности, вежливости;
-прививать хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах;
-вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнять.4
Причины невыполнения правил культурного поведения:
-Одна из причин нарушения правил заключается в том, что дети просто их не знают.
-Другие дети правила знают, но не умеют их выполнять.
-Одна из серьезных причин невыполнения детьми правил поведения лежит в окружающих ребёнка людях.
-Взрослые не всегда являют собой образец поведения в общественных местах, дома, на улице. Они бывают грубыми и раздражительными, бестактными и невежливыми.
-Часто дети не следуют правилам культурного поведения потому, что взрослые не придерживаются единства в тех требованиях, которые предъявляют детям.
Способы воздействия на детей:
-Приучение (по образцу поведения);
Воспитывающие ситуации
(создание условий для применения навыка);
Поощрение (похвала);
- Наказание (использовать крайне редко);
Наглядный пример;
- Примеры из литературы (поступки героев);
- Разъяснение (как и почему следует поступать в той или иной ситуации);
- Беседа (возможность высказать свое мнение).
Решение любой воспитательной задачи в любом случае отразится на личности ребенка в целом, повлияет на его внутренний мир.
С семьи, с детского сада, школы начинается воспитание навыков и привычек культурного поведения. Регулярным оно становится в школе, где ребёнок находится более 10 лет. Каждый воспитатель в нашей школе-интернате для детей с нарушениями слуха на внеклассных занятиях формирует у школьников любовь к Родине, трудолюбие, дружбу, честность. Кроме этого я провожу занятия о том, каким должно быть поведение не только в школе и дома, но и в общественных местах, приобщаю детей к бережливости. Дети должны научиться уважать труд взрослых и своих же друзей. Младший школьный возраст достаточно гибкий, благоприятный период в формировании нравственных норм.
Мною замечено, что навыки и привычки культурного поведения у многих учащихся значительно отстают от знания соответствующих правил. В работе со слабослышащими учащимися я делаю акцент на появление этих привычек и навыков. Со своими учениками я провожу занятия для отработки навыков культурного поведения. В младшем звене начинает закладываться прилежность, деликатность, учтивость, прививаются хорошие манеры. А для детей с нарушениями слуха этот процесс длится несколько дольше. Если детям с ранних лет прививать нормы культурного поведения, то в старшем школьном возрасте не придётся перевоспитывать учащихся.
Нельзя приучать детей к культуре поведения от случая к случаю. Если ребёнок не знает, как надо себя вести в конкретной ситуации, педагог должен показать правильное поведение, разъяснить, почему именно так необходимо себя вести.
Если дети нарушают норму, нужно указать на ошибку, требовать правильного поступка, используя различные способы педагогического воздействия. Организуя внеклассные занятия школьников на темы хорошего поведения, я попутно объясняю, что нужно непременно соблюдать определённых правила поведения по отношению и к взрослым, и друг к другу: будь то учение, труд, игра, либо во время экскурсии, в театре или кино, в столовой, спальне.
С детьми на внеклассных занятиях нужно обыгрывать различные ситуации, специально учить применять правила. Постоянно необходимо следить за выполнением детьми правил культурного поведения.
Педагог должен постоянно напоминать детям о правилах и следить за их выполнением.
Воспитание культуры поведения проходит успешно, если родители и школа находят общий язык, осуществляют единые требования к поведению детей.
Культурно – нравственное поведение школьников в дальнейшем определяет моральный облик граждан страны.
Если мы не заполним душу ребенка чем-то добрым, то найдется кто-то другой, который заполнит её дурным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Развитие связной речи у детей с нарушенным слухом в специально организованных условиях обучения и воспитания (детских садах, дошкольных отделениях при школах, школах-ин...
Программа занятий по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха
Разработана программа занятий по развитию внимания у младших школьников с учетом особенностей, характерных для школьников с нарушениями слуха....
Методические рекомендации по развитию речи детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при ознакомлении с научно-познавательной литературой.
В системе образования детей с нарушениями слуха обучение языку занимает ведущее место. Речь - важнейшая психическая функция человека. Только при условии нормального развития речи могут развивать...
Программа профилактики аддиктивного поведения с воспитанниками младшего школьного возраста
Профилактическая деятельность педагога-психолога...
особенности воспитания нравственной культуры обучающихся и воспитанников младшего школьного возраста
Процесс развития духовно - нравственной личности является основным звеном в системе воспитания младшего школьника. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего...
Доклад на тему: "Воспитание культуры поведения у детей младшего школьного возраста"
Воспитание культуры поведения у старшего дошкольного возраста одна из основных проблем. Культура поведения - многогранное понятие и в себя включает разнообразие аспектов. моральные устои, общение слюд...
Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения у детей младшего школьного возраста
Школьная библиотека, используя разные формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой и эрудированной личности, безусловно способствует воспитанию культуры ...