Правила дружбы. Выбор друзей
проект (4 класс)
Статья содержит описание и результаты исследовательской работы ученика 4 класса "Как мы выбираем себе друзей", предлагает игры для сближения классного коллектива, результаты анкетирования учащихся. Содержит рекомендации, как же стать хорошим другом?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pravila_druzhby.docx | 165.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Правила дружбы. Выбор друзей
Один из моих учеников задался следующими вопросами: бывает ли у вас такое, что не с кем поделиться грустными переживаниями? Или, наоборот, радостью? Всегда ли находится такой человек, которому вы можете доверить самый важный секрет? Есть ли рядом человек, который тебя не подведет и всегда поможет?
Сейчас моим ученикам 10-11 лет, это начало подросткового возраста. Поэтому для них общение со сверстниками становится очень важным. И опять возникают вопросы. Почему не у всех есть друзья? Существуют ли законы и правила настоящей дружбы?
Чтобы разобраться в этих вопросах, мы и обозначили тему исследования: «Как мы выбираем себе друзей? Правила дружбы». В нашем исследовании мы рассматриваем и такие вопросы:
- Что такое дружба? Почему не у всех есть друзья?
- На чем основывается дружба?
- По каким предпочтениям мы выбираем себе друзей?
- Существуют ли законы и правила настоящей дружбы?
- Могу ли я себя считать настоящим другом?
Целью исследования мы поставили: выяснить, по каким причинам мои одноклассники выбирают друзей?
Обозначили следующие задачи:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- провести анкетирование в классе и опросить одноклассников по данной теме;
- изучить дружеские отношения у младших подростков среди одноклассников;
- провести игры и тренинги по развитию дружеских отношений в коллективе;
- разработать советы для тех, кто хочет найти друзей.
Гипотеза исследования такова: если мы сможем установить причины выбора друзей, поможет ли это обзавестись новыми настоящими друзьями?
Методы исследования: изучение научно – познавательной литературы и интернет-источников, анализ, наблюдение, сравнение, анкетирование, опрос, фотографирование, эксперимент.
Результаты исследования таковы: В начале исследования мы предположили, чтобы найти настоящего друга, надо стать им самому и большая часть ребят друзей выбирают по общим интересам. В ходе исследования это частично подтвердилось. Но, главное, исследование показало, что почти все ребята хотят видеть своего друга добрым человеком, который не предаст и не бросит в трудную минуту и выбирают друзей именно по этим качествам. Важно также, что друзья имеют схожие черты характера и общие интересы, но это не является приоритетом.
В теоретической части исследования мы рассматривали понятия «дружба», « друг», обратившись для этого к словарям и современным Интернет - источникам.
Совершив небольшой исторический экскурс, мы задались вопросом, а как обстоят дела в дружбой в настоящий момент, ведь в XXІ веке заговорили об отсутствии необходимости дружбы под влиянием развития общества и научного прогресса. Говорят, что сегодня дружба ни к чему не обязывает. Ребят больше привлекает компьютер и мобильный телефон как источник информации, чем общение с друзьями. Может быть, нам уже вовсе не нужны ни друзья, ни дружба?
Продолжили мы свое исследование анкетированием учащихся - одноклассников. Ребятам была предложена анкета «Поговорим о дружбе» (Приложение 1).
В анкетировании принимали участие 22 человека. Ее результаты:
На вопрос «Своими лучшими друзьями ты считаешь» ответы распределились следующим образом:
«С кем складываются личные отношения» - 9 чел. (41 %)
«На кого можно положиться в трудной ситуации» - 12 чел. (55 %)
«Кто умеет многого добиваться в жизни » - 2 чел. (9 %)
Ребятам хотелось бы, чтобы лучшие друзья «никогда не предавали в трудную минуту» - 19 чел. (86 %) и только 3 чел. (14 %) – ответили, чтобы они были интересными личностями.
Рассуждая о выборе книг для чтения, 11 чел. (50 %) выбрали книгу о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения, 5 чел. (22 %) –про интересных людей и их приключения, 6 чел. (27 %) – остановили свой выбор на детективе или фантастике.
Отвечая на такой важный для нашего исследования вопрос «Как ты поведешь себя, если твои одноклассники на перемене начали спорить и готовы поссориться?» ребята ответили следующим образом: «Попытаюсь их утихомирить» - 8 чел. (36 %); «Разберусь, кто прав, а кто виноват – и выскажу свое мнение» - 10 чел. (45 %); и только 2 чел. (9 %) решили отойти в сторону.
Учитывая один из принципов дружбы – принцип доверия, следующий вопрос в анкете звучал таким образом: «Согласишься ли с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если бы больше доверяли друг другу?». Получены следующие ответы: «Думаю, что да» - 17 чел. (77 %), «Не уверен» - 2 чел. (9 %); «По моему, счастье не в этом» - 3 чел. (13 %).
Далее ребятам была предложена такая ситуация: «Ты знаешь, что у друга (подруги) случилась неприятность, и он (она) скорее всего, позвонит и попросит тебя помочь. Ты…» Большая часть ребят - 19 чел. (86 %) ответили, «Не стану дожидаться и позвоню сам (а)», и только 3 чел. (13 %) выбрали решение «Попрошу родителей сказать, что меня нет дома».
В заключительном вопросе анкеты ребятам надо было определиться качества личности и чертами характера. Большая часть ребят назвали «Верность и преданность» - 11 чел. (50 %); «Друг должен быть веселым, с чувством юмора» - 8 чел. (36%); «Доброта» - 10 чел. (45 %). По 1-2 чел. назвали такие качества, как «справедливость», «ум», «спортивный», «честный», «красивый» и др.
На основании полученных результатов были сделаны следующие выводы. Большая часть ребят выбирают друзей, на которых можно положиться в трудной ситуации и которые не предадут; в сложной ситуации сами позвонят друзьям и предложат помощь. И среди качеств друга в приоритете оказались верность и преданность, доброта. Это заставило задуматься, только ли по интересам ребята выбирают друзей?
Целью еще одной анкеты была возможность поразмышлять «Хороший ли я друг?» (Приложение 2) Приводим ее результаты.
В анкетировании приняли участие 22 чел.
Результаты показали, что у всех ребят есть друг. Но вместе с тем, не все могут доверить ему тайну: 18 чел. (82 %) ответили «Да», а 4 чел. (18 %) – «нет». Могут назвать своих родных друзьями 17 чел. (77 %), «не могут» - 5 чел. (23%). Порадовало, что все помогут другу, если он попал в беду, все навестят друга, если он заболел, все поделятся последним куском торта, все дадут свой зонт, если пойдет дождь.
Последняя анкета называлась «Мотив выбора друга» и была направлена на выявление мотивации дружбы с конкретным человеком.
Прежде чем заполнить анкеты, ребятам была озвучена инструкция:
«У тебя есть друг. Напиши в анкете, как его зовут. Почему ты с ним дружишь? Выбери из следующего списка несколько причин (не более пяти) и отметь их галочками.
Имя друга (реальное или вымышленное): ___________________________
1. Потому что он веселый и с ним можно общаться.
2. Потому что он не жадный.
3. Потому что мы живем рядом.
4. Потому что мы вместе ходим на одну секцию.
5. Потому что мы давно учимся в одной школе.
6. Потому что мы вместе отдыхали летом.
7. Потому что с ним интересно.
8. Потому что много знает.
9. Потому что он подсказывает и мы вместе делаем домашнее задание.
10. Потому что мы обмениваемся книгами.
11. Потому что мы вместе играем на компьютере.
12. Потому что он сильный и защищает меня.
13. Потому что он мне нравится.
14. Потому что мне нужен такой друг (подруга)»
После обработки анкеты был сделан вывод: подавляющее большинство выбрали, что с друзьями должно быть весело и можно общаться, потому что они подходят друг другу, что друг не жадина и с ним интересно.
Далее мы решили подобрать игры для развития и укрепления дружественных отношений среди одноклассников.
Мы поняли преимущества командных игр для развития чувства ответственности и коллективизма, а не просто как возможность весело провести время. Так, совсем недавно, принимая участие в новогоднем квесте и путешествуя по разным станциям, ребята сначала выполняли индивидуальные задания. Но только, когда начались соревнования в командах, это вызвало большой интерес и веселье, настоящий азарт.
Предлагаем подборку игр для развития укрепления дружественных отношений.
Для проявления организаторских способностей, умения руководить действиями ребят служит игра «Строим цифры». Все ученики в хаотическом порядке движутся по классу. После команды ведущего: «Строим цифру …», дети должны выстроится в фигуру, изображающую указанную цифру. При выполнении этого задания некоторым ребятам придется покомандовать остальными, чтобы все стали правильно и не толкали друг друга.
Через стекло
Участники разбиваются на пары. Им предлагают с помощью мимики и жестов передать содержание какого-то сообщения. Например:
· Я тебе позвоню, когда приеду;
· Спасибо, мне с тобой было очень весело; и т.п.
Клеевой ручеек
Сообща можно преодолеть любые препятствия.
Дети разбиваются на группы, встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают разные препятствия:
· Выйти из помещения;
· Проползти под столом;
· Пробраться через «дремучий лес»; и т.п.
Непременное условие – не отцепляться друг от друга!
Мы с тобой похожи тем, что …
Дети выстраиваются в два круга: внешний и внутренний, лицом друг к другу. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что …». Например: живем на одной планете, у нас одинаковый цвет глаз, и т.п. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» Затем по команде учителя участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера.
Молчанка
В паре надо нарисовать одну картину только одним карандашом. Разговаривать нельзя. На рисунок 10 минут.
Комплимент
Ведущий бросает мяч участнику, предварительно назвав его по имени, и говорит комплимент. Поймавший мяч, благодарит за комплимент, глядя в глаза, и называет другого игрока, которому тоже бросает мяч с комплиментом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении были сделаны следующие выводы: оказалось, что друзей ребята выбирают не по интересам, как мы предполагали в начале исследования, а по личным качествам.
Рекомендации одноклассникам:
Личные качества, полезные для дружбы:
· Верность и преданность;
· Чувство юмора;
· Доброта;
· Интерес к делам и переживаниям другого;
· Готовность прийти на помощь, быть рядом в трудную минуту;
· Умение признавать свои ошибки;
· Умение принимать советы;
· Умение хранить секреты.
Необходимо развивать в себе такие качества и стараться их проявлять в повседневной жизни. Замкнутость, бесчувственность, а особенно высокомерие, безразличие и предательство убивают дружбу, сводя на нет её основания – взаимное уважение и доверие.
Очень важно, чтобы человек был способен сочувствовать, сопереживать товарищу, а также поддерживать своего друга всегда и во всем. Иногда каждому из нас необходимо, чтобы его просто выслушали, дали ценный совет, а иногда хочется просто пожаловаться человеку, которому вы точно небезразличны, и почувствовать, что вы не одни.
Посодействует зарождению дружбы и наличие общих интересов или увлечений. Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем, это фактор не принципиален.
Советы для тех, кто хочет найти друга:
1. Помогай другу в беде. Умей с другом разделить радость.
2. Не смейся над недостатками друзей.
3.Выбирай друзей по душевным качествам.
4. Не обманывай друга ни в чём. Будь с ним честен.
5. Умей в тактичной форме указать на недостатки друга.
6. Не обижайся на критику или совет товарища: он желает тебе добра.
7. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
8. Не предавай своего друга.
Приложение 1
Анкета «Поговорим о дружбе»
1) Своими самыми лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех:
А. С кем у меня складываются отличные отношения
В. На кого можно всегда положиться в трудной ситуации
С. Кто умеет многого добиваться в жизни
2) Честно говоря, тебе бы очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья…
А. Были классными и интересными личностями
В. Помогали мне, когда я об этом попрошу
С. Никогда не предавали меня в трудную минуту
3) Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была бы книга…
А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни
В. Про интересных людей и их приключения
С. Детектив или фантастика
4) На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь?
А. Попытаюсь их утихомирить…
В. Отойду в сторону- это не мои проблемы!
С. Разберусь - кто прав, а кто виноват- и выскажу свое мнение
5) Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если бы больше доверяли друг другу?
А. Думаю, что да
В. Я не уверен(а)
С. По-моему, счастье не в этом
6) Как ты считаешь, у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили твои друзья? Если есть, то какие:________________________________________
_____________________________________________________________________________
А. Сомневаюсь
В. Мне такая мысль никогда не приходила в голову…
С. Однозначно да
7) Ты знаешь, что у друга ( подруги ) случилась неприятность, и он(а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты…
А. Не стану дожидаться и позвоню сам(а)
В. Посочувствую по телефону
С. Попрошу родителей сказать, что меня нет дома
8) Какими качествами личности и чертами характера должен обладать твой друг:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Приложение 2
Анкета: «Хороший ли ты друг»
Прочитай, поразмышляй, ответь на следующие вопросы:
1.Есть ли у тебя друг?
А) Да
Б) Нет
2.Можешь ли ты доверить другу тайну?
А) Да
Б) Нет
3.Можно ли назвать твоих родных друзьями?
А) Да
Б) Нет
6.Если друг попал в беду, ты:
А) Помогу ему
Б) Попрошу друзей ему помочь
В) Мне всё равно
7.Ты навестишь друга, если он заболел?
А) Да
Б) Нет, а зачем?
8 .Поделишься с другом последним куском торта?
А) Да
Б) Нет
9.Если на вас с другом напали, ты:
А) Буду спасаться бегством сам
Б) Помогу ему
В) Позову взрослых
10. Если пошел дождь, ты дашь другу свой зонт?
А) Да
Б) Нет
11.Если друг попросит твою любимую игру, ты:
А) Дам, конечно
Б) Нет, а вдруг он её сломает!
Приложение 3
Анкета «Мотивы выбора друга»
«У тебя есть друг? Напиши в анкете, как его зовут. Почему ты с ним дружишь? Выбери из следующего списка несколько причин (не более пяти) и напиши их номера.
Имя друга (реальное или вымышленное): ___________________________
1. Потому что он веселый и с ним можно общаться.
2. Потому что он не жадный.
3. Потому что мы живем рядом.
4. Потому что мы вместе ходим на одну секцию.
5. Потому что мы учимся в одной школе.
6. Потому что мы вместе отдыхали летом.
7. Потому что с ним интересно.
8. Потому что много знает.
9. Потому что подсказывает и мы вместе делаем домашнее задание.
10. Потому что мы обмениваемся книгами.
11. Потому что мы вместе играем на компьютере, в телефоне.
12. Потому что он сильный и защищает меня.
13. Потому что он мне нравиться.
14. Потому что мне нужен именно такой друг (подруга)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. СПб,: Питер, 2008.
- http://www.krugosvet.ru/ Энциклопедия «Кругосвет»
- Festival.1september.ru : Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресур].- Проектная деятельность в начальной школе.- Режим доступа: http://festival.1september.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "О дружбе детей и выборе друзей"
Цель: сформировать у родителей правильное представление о детской дружбе, о путях её воспитания и коррекции.Задачи:дать возможность родителям познакомиться с рассуждениями детей о дружбе;показат...
Выбор друзей для ребёнка: поддаётся ли регулированию это процесс и надо ли влиять на него?
Разговор с родителя...
Урок окружающего мира по теме "Ты и твои друзья. Правила дружбы"
Цели урока: расширить представление о понятиях «друг», «дружба», умения высказывать собственные суждения по тем или другим вопросам, связанным с этими понятиями; ...
Родительское собрание на тему"«О дружбе детей и выборе друзей».
«О дружбе детей и выборе друзей».Цель: сформировать у родителей правильное представление о детской дружбе, о путях её воспитания и коррекции.Задачи:дать возможность родителям познакомиться с рас...
Консультация для родителей и педагогов "Как помочь ребёнку в выборе друзей".
В данной консультации речь пойдет,о том как обезапасить ребенка от негативного влияния социума. Как помочь ребенку обрести надежных друзей. Необходимо знать всех дру...
Родительское собрание "О дружбе детей и выборе друзей"
Сформировать у родителей правильное представление о детской дружбе...
Родительское собрание на тему"«О дружбе детей и выборе друзей».
laquo;О дружбе детей и выборе друзей».Цель: сформировать у родителей правильное представление о детской дружбе, о путях её воспитания и коррекции.Задачи:дать возможность родителям познако...