Правила дружбы. Выбор друзей
проект (4 класс)

       Статья содержит описание и результаты исследовательской работы ученика 4 класса "Как мы выбираем себе друзей", предлагает игры для сближения классного коллектива, результаты анкетирования учащихся. Содержит рекомендации, как же стать хорошим другом?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pravila_druzhby.docx165.28 КБ

Предварительный просмотр:

Правила дружбы. Выбор друзей

Один из моих учеников задался следующими вопросами: бывает ли у вас такое, что не с кем поделиться грустными переживаниями? Или, наоборот, радостью? Всегда ли находится такой человек, которому вы можете доверить самый важный секрет? Есть ли рядом человек, который  тебя не подведет и всегда поможет?

Сейчас моим ученикам   10-11  лет, это начало  подросткового возраста. Поэтому для них общение со сверстниками становится очень важным.  И опять возникают вопросы. Почему не у всех есть друзья? Существуют ли законы и правила настоящей дружбы?

Чтобы разобраться в этих вопросах, мы и обозначили тему исследования: «Как мы выбираем себе друзей? Правила дружбы». В нашем исследовании мы рассматриваем и такие вопросы:

- Что такое дружба? Почему не у всех есть друзья?

- На чем основывается дружба?

- По каким предпочтениям мы выбираем себе друзей?

- Существуют ли законы и правила настоящей дружбы?

-  Могу ли я себя считать настоящим другом?

Целью исследования мы поставили: выяснить, по каким причинам мои одноклассники выбирают друзей?

Обозначили следующие задачи:

- изучить литературу по проблеме исследования;

         - провести анкетирование  в классе и опросить одноклассников  по данной теме;

         - изучить дружеские отношения у младших подростков среди одноклассников;

         - провести игры и тренинги по развитию дружеских отношений в коллективе;

-   разработать советы для тех, кто хочет найти друзей.

  Гипотеза исследования такова: если мы сможем установить причины выбора друзей, поможет ли это обзавестись новыми настоящими друзьями?

Методы исследования: изучение научно – познавательной литературы и интернет-источников, анализ, наблюдение, сравнение, анкетирование, опрос, фотографирование, эксперимент.

        Результаты исследования таковы: В начале исследования мы  предположили, чтобы найти настоящего друга, надо стать им самому и большая часть ребят друзей выбирают по общим интересам. В ходе исследования это частично подтвердилось. Но, главное, исследование показало, что почти все ребята хотят видеть своего друга добрым человеком, который не предаст и не бросит в трудную минуту и выбирают друзей именно по этим качествам. Важно также, что друзья имеют схожие черты характера и общие интересы, но это не является приоритетом.

В теоретической части исследования мы рассматривали  понятия «дружба», « друг»,  обратившись для этого к словарям и современным Интернет - источникам.

Совершив небольшой исторический экскурс, мы задались вопросом, а как обстоят дела в дружбой в настоящий момент, ведь  в  XXІ веке  заговорили об отсутствии необходимости дружбы под влиянием развития общества и научного прогресса. Говорят, что сегодня дружба ни к чему не обязывает. Ребят  больше привлекает компьютер и мобильный телефон как источник информации, чем общение с друзьями. Может быть, нам уже вовсе не нужны ни друзья, ни дружба?

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2410298/82fcd935-084d-4e32-ac39-641d7f6eb232/s1200https://wasatchfamilytherapy.com/wp-content/uploads/2014/11/popular-kids.jpg

                                               

Продолжили  мы  свое исследование  анкетированием  учащихся - одноклассников. Ребятам была предложена анкета «Поговорим о дружбе» (Приложение 1).

В анкетировании принимали участие 22 человека. Ее результаты:

На вопрос «Своими лучшими друзьями ты считаешь» ответы распределились следующим образом:

«С кем складываются личные отношения» - 9 чел. (41 %)

«На кого можно положиться в трудной ситуации» - 12 чел. (55 %)

«Кто умеет многого добиваться в жизни » - 2  чел. (9 %)

Ребятам хотелось бы, чтобы лучшие друзья «никогда не предавали в трудную минуту»  - 19 чел. (86 %) и только 3 чел. (14 %) – ответили, чтобы они были интересными личностями.

Рассуждая о выборе книг для чтения, 11 чел. (50 %) выбрали книгу о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения, 5 чел. (22 %) –про интересных людей и их приключения,  6 чел. (27 %) – остановили свой выбор на детективе или фантастике.

Отвечая на такой важный для нашего  исследования вопрос «Как ты поведешь себя, если твои одноклассники на перемене начали спорить и готовы поссориться?» ребята ответили следующим образом: «Попытаюсь их утихомирить» - 8 чел. (36 %); «Разберусь, кто прав, а кто виноват – и выскажу свое мнение» - 10 чел. (45 %); и только 2 чел. (9  %) решили отойти в сторону.

Учитывая один из принципов дружбы – принцип доверия, следующий вопрос в анкете звучал таким образом: «Согласишься ли с  утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если бы больше доверяли друг другу?». Получены следующие ответы: «Думаю, что да» - 17 чел. (77 %), «Не уверен» - 2 чел. (9 %); «По моему, счастье не в этом» - 3 чел. (13 %).

Далее ребятам была предложена такая ситуация: «Ты знаешь, что у друга (подруги) случилась неприятность, и он (она) скорее всего, позвонит и попросит тебя помочь. Ты…»  Большая часть ребят -  19 чел. (86 %) ответили,  «Не стану дожидаться и позвоню сам (а)», и только 3 чел. (13 %)  выбрали решение «Попрошу родителей сказать, что меня нет дома».

В заключительном вопросе анкеты ребятам надо было  определиться качества личности   и чертами характера.  Большая часть ребят назвали «Верность и преданность» - 11 чел. (50 %);  «Друг должен быть веселым, с чувством  юмора» - 8 чел. (36%); «Доброта» - 10 чел. (45 %). По 1-2 чел. назвали такие качества, как «справедливость», «ум», «спортивный», «честный», «красивый» и др.

На основании полученных результатов были сделаны  следующие выводы. Большая часть ребят выбирают друзей, на которых можно положиться в трудной ситуации и которые не предадут; в сложной ситуации сами позвонят друзьям и предложат помощь. И среди качеств друга в приоритете оказались верность и преданность, доброта. Это заставило задуматься, только ли по интересам ребята  выбирают друзей?

Целью еще одной  анкеты была  возможность поразмышлять «Хороший ли я друг?» (Приложение 2) Приводим ее результаты.

В анкетировании приняли участие 22 чел.

Результаты  показали, что у всех ребят есть друг. Но вместе с тем, не все  могут  доверить ему  тайну: 18 чел. (82 %) ответили «Да», а 4  чел. (18 %) – «нет». Могут назвать своих родных друзьями 17 чел. (77 %), «не могут» - 5 чел. (23%). Порадовало, что все помогут другу, если он  попал в беду,  все  навестят друга, если он заболел, все поделятся последним куском торта, все дадут свой зонт, если пойдет дождь.

Последняя анкета называлась «Мотив выбора друга» и  была направлена на выявление мотивации дружбы с конкретным человеком.

Прежде чем заполнить  анкеты, ребятам была озвучена инструкция:

«У тебя есть друг. Напиши в анкете, как его зовут. Почему ты с ним дружишь? Выбери из следующего списка несколько причин (не более пяти) и отметь их галочками.

Имя друга (реальное или вымышленное): ___________________________

1. Потому что он веселый и с ним можно общаться.

2. Потому что он не жадный.

3. Потому что мы живем рядом.

4. Потому что мы вместе ходим на одну секцию.

5. Потому что мы давно учимся в одной школе.

6. Потому что мы вместе отдыхали летом.

7. Потому что с ним интересно.

8. Потому что много знает.

9. Потому что он подсказывает и мы вместе делаем домашнее задание.

10. Потому что мы обмениваемся книгами.

11. Потому что мы вместе играем на компьютере.

12. Потому что он сильный и защищает меня.

13. Потому что он мне нравится.

14. Потому что мне нужен такой друг (подруга)»

            После обработки анкеты был сделан вывод: подавляющее большинство выбрали, что с друзьями должно быть весело и можно общаться, потому что они подходят друг другу, что друг не жадина и с ним интересно.

Далее мы решили подобрать игры для развития и укрепления дружественных отношений среди одноклассников.

Мы поняли преимущества командных игр для  развития  чувства ответственности и коллективизма, а не просто как возможность весело провести время. Так, совсем недавно, принимая участие в новогоднем квесте и путешествуя по разным станциям, ребята сначала  выполняли индивидуальные задания. Но только, когда начались соревнования в командах, это вызвало большой интерес и веселье, настоящий азарт.

Предлагаем подборку игр для развития укрепления дружественных отношений.

Для проявления  организаторских способностей, умения руководить действиями ребят служит  игра «Строим цифры».  Все ученики в хаотическом порядке движутся по классу. После команды ведущего: «Строим цифру …», дети должны выстроится в фигуру, изображающую указанную цифру. При выполнении этого задания некоторым ребятам придется покомандовать остальными, чтобы все стали правильно и не толкали друг друга.  

Через стекло

Участники разбиваются на пары. Им предлагают с помощью мимики и жестов передать содержание какого-то сообщения. Например:

· Я тебе позвоню, когда приеду;

· Спасибо, мне с тобой было очень весело; и т.п.

         Клеевой ручеек

Сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети разбиваются на группы, встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают разные препятствия:

· Выйти из помещения;

· Проползти под столом;

· Пробраться через «дремучий лес»; и т.п.

Непременное условие – не отцепляться друг от друга!

     Мы с тобой похожи тем, что …

Дети выстраиваются в два круга: внешний и внутренний, лицом друг к другу. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что …». Например: живем на одной планете, у нас одинаковый цвет глаз, и т.п. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» Затем по команде учителя участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера.

Молчанка

     В паре надо нарисовать одну картину только одним карандашом. Разговаривать нельзя. На рисунок 10 минут.

Комплимент

Ведущий бросает мяч участнику, предварительно назвав его по имени, и говорит комплимент. Поймавший мяч, благодарит за комплимент, глядя в глаза, и называет другого игрока, которому тоже бросает мяч с комплиментом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении были сделаны следующие выводы:  оказалось,  что друзей ребята  выбирают не по интересам, как мы предполагали в начале исследования, а по личным качествам.

Рекомендации одноклассникам:

Личные качества, полезные для дружбы:

 ·  Верность и преданность;

·  Чувство юмора;

·  Доброта;

·  Интерес к делам и переживаниям другого;

·  Готовность прийти на помощь, быть рядом в трудную минуту;

·  Умение признавать свои ошибки;

·  Умение принимать советы;

·  Умение хранить секреты.

Необходимо развивать  в себе такие качества и стараться  их проявлять в повседневной жизни. Замкнутость, бесчувственность, а особенно высокомерие, безразличие и предательство убивают дружбу, сводя на нет её основания – взаимное уважение и доверие.

Очень важно, чтобы человек был способен сочувствовать, сопереживать товарищу, а также поддерживать своего друга всегда и во всем. Иногда каждому из нас необходимо, чтобы его просто выслушали, дали ценный совет, а иногда хочется просто пожаловаться человеку, которому вы точно небезразличны, и почувствовать, что вы не одни.

Посодействует зарождению дружбы и наличие общих интересов или увлечений. Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем, это фактор не принципиален.

Советы для тех, кто хочет найти друга:

1. Помогай другу в беде. Умей с другом разделить радость.

2. Не смейся над недостатками друзей.

3.Выбирай друзей по душевным качествам.

4. Не обманывай друга ни в чём. Будь с ним честен.

5. Умей в тактичной форме указать на недостатки друга.

6. Не обижайся на критику или совет товарища: он желает тебе добра.

7. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

8. Не предавай своего друга.

Приложение 1

Анкета «Поговорим о дружбе»

1) Своими самыми лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех:

 А. С кем у меня складываются отличные отношения

 В. На кого можно всегда положиться в трудной ситуации

 С. Кто умеет многого добиваться в жизни

 2) Честно говоря, тебе бы очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья…

 А. Были классными и интересными личностями

 В. Помогали мне, когда я об этом попрошу

 С. Никогда не предавали меня в трудную минуту

 3) Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была бы книга…

 А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни

 В. Про интересных людей и их приключения  

 С. Детектив или фантастика

 4) На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь?

 А. Попытаюсь их утихомирить…

 В. Отойду в сторону- это не мои проблемы!

 С. Разберусь - кто прав, а кто виноват- и выскажу свое мнение

 5) Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если бы больше доверяли друг другу?

 А. Думаю, что да

 В. Я не уверен(а)

 С. По-моему, счастье не в этом

 6) Как ты считаешь, у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили твои друзья? Если есть, то какие:________________________________________
_____________________________________________________________________________

 А. Сомневаюсь

 В. Мне такая мысль никогда не приходила в голову…

 С. Однозначно да

 7) Ты знаешь, что у друга ( подруги ) случилась неприятность, и он(а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты…

 А. Не стану дожидаться и позвоню сам(а)

 В. Посочувствую по телефону

 С. Попрошу родителей сказать, что меня нет дома

8) Какими качествами личности и чертами характера должен обладать твой друг:

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Приложение 2

Анкета: «Хороший ли ты друг»

Прочитай, поразмышляй, ответь на следующие вопросы:                                                                                                                      

1.Есть ли у тебя друг?

А) Да

Б) Нет

2.Можешь ли ты доверить другу тайну?

А) Да

Б) Нет

3.Можно ли назвать твоих родных друзьями?

А) Да

Б) Нет

6.Если друг попал в беду, ты:

А) Помогу ему

Б) Попрошу друзей ему помочь

В)  Мне всё равно

7.Ты навестишь друга, если он заболел?

А) Да

Б) Нет, а зачем?

8 .Поделишься с другом последним куском торта?

А) Да

Б) Нет

9.Если на вас с другом напали, ты:

А) Буду спасаться бегством сам

Б) Помогу ему

В) Позову взрослых

10. Если пошел дождь, ты дашь другу свой зонт?

А) Да

Б) Нет

11.Если друг  попросит твою любимую игру, ты:

А) Дам, конечно

Б) Нет,  а  вдруг он её сломает!

Приложение 3

Анкета «Мотивы выбора друга»

       «У тебя есть друг? Напиши в анкете, как его зовут. Почему ты с ним дружишь? Выбери из следующего списка несколько причин (не более пяти) и напиши их номера.

Имя друга (реальное или вымышленное): ___________________________

1. Потому что он веселый и с ним можно общаться.

2. Потому что он не жадный.

3. Потому что мы живем рядом.

4. Потому что мы вместе ходим на одну секцию.

5. Потому что мы учимся в одной школе.

6. Потому что мы вместе отдыхали летом.

7. Потому что с ним интересно.

8. Потому что много знает.

9. Потому что подсказывает и мы вместе делаем домашнее задание.

10. Потому что мы обмениваемся книгами.

11. Потому что мы вместе играем на компьютере, в телефоне.

12. Потому что он сильный и защищает меня.

13. Потому что он мне нравиться.

14. Потому что мне нужен именно такой друг (подруга)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. СПб,: Питер, 2008.
  2. http://www.krugosvet.ru/  Энциклопедия «Кругосвет»
  3.  Festival.1september.ru : Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресур].- Проектная деятельность в начальной школе.- Режим доступа: http://festival.1september.ru.

      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "О дружбе детей и выборе друзей"

Цель:  сформировать у родителей правильное представление о детской дружбе, о путях её воспитания и коррекции.Задачи:дать возможность родителям познакомиться с рассуждениями детей о дружбе;показат...

Урок окружающего мира по теме "Ты и твои друзья. Правила дружбы"

Цели урока:     расширить представление о понятиях «друг», «дружба», умения высказывать собственные суждения по тем или другим вопросам, связанным с этими понятиями;    ...

Родительское собрание на тему"«О дружбе детей и выборе друзей».

«О дружбе детей и выборе друзей».Цель:  сформировать у родителей правильное представление о детской дружбе, о путях её воспитания и коррекции.Задачи:дать возможность родителям познакомиться с рас...

Консультация для родителей и педагогов "Как помочь ребёнку в выборе друзей".

    В данной консультации речь пойдет,о том как обезапасить ребенка от негативного влияния социума. Как помочь ребенку обрести надежных друзей.     Необходимо знать всех дру...

Родительское собрание "О дружбе детей и выборе друзей"

Сформировать у родителей правильное представление о детской дружбе...

Родительское собрание на тему"«О дружбе детей и выборе друзей».

laquo;О дружбе детей и выборе друзей».Цель:  сформировать у родителей правильное представление о детской дружбе, о путях её воспитания и коррекции.Задачи:дать возможность родителям познако...