«Этика – азбука добра»
план-конспект занятия (1 класс)

Куликова  Анна  Евгеньевна

Конспект внеурочного занятия на тему: «Этика – азбука добра»

Цель: создать условия для формирования убеждений, что если дал слово, то его надо держать и показать, как это делать.

Задачи (планируемые результаты):

Предметные: обеспечить в ходе занятия закрепление ранее изученного материала; продолжить учить детей на основании высказываний и поступков героев (в литературном произведении) представлять себе черты их характера.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми; оценка простых ситуаций с позиции общепринятых нравственных правил, важности исполнения роли «хорошего человека»; развивать умение объяснять самому себе «что нужно обещание выполнять».

Метапредметные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, давать эмоциональную оценку деятельности (регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу; уметь работать в группе; совместно договариваться о правилах общения  и следовать им (коммуникативные УУД).

Уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и ранее полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы (познавательные УУД).

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультфильм «Честное слово», карточки с заданиями для работы в группах, карточки с пословицами, «Сердечко честности», карандаши, солнышки, плакат, клей.

Оформление доски: плакат для солнышек, девиз: «Добро желаешь – добро и делай».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie_etika-azbuka_dobra.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия на тему: «Этика – азбука добра»

Цель: создать условия для формирования убеждений, что если дал слово, то его надо держать и показать, как это делать.

Задачи (планируемые результаты):

Предметные: обеспечить в ходе занятия закрепление ранее изученного материала; продолжить учить детей на основании высказываний и поступков героев (в литературном произведении) представлять себе черты их характера.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми; оценка простых ситуаций с позиции общепринятых нравственных правил, важности исполнения роли «хорошего человека»; развивать умение объяснять самому себе «что нужно обещание выполнять».

Метапредметные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, давать эмоциональную оценку деятельности (регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу; уметь работать в группе; совместно договариваться о правилах общения  и следовать им (коммуникативные УУД).

Уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и ранее полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы (познавательные УУД).

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультфильм «Честное слово», карточки с заданиями для работы в группах, карточки с пословицами, «Сердечко честности», карандаши, солнышки, плакат, клей.

Оформление доски: плакат для солнышек, девиз: «Добро желаешь – добро и делай».

Ход занятия:

  1. Организационный момент

(Учащиеся встают в круг.)

Упражнение «Передай свою улыбку».

Когда встречаем мы рассвет, то говорим….. (привет)

С улыбкой солнце дарит свет нам, посылая свой….

При встрече через много лет вы крикните друзьям….

И улыбнутся вам в ответ от слова доброго….

И вы запомните совет: дарите всем друзьям…

Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы ….

– А теперь передайте свои улыбки друг другу. Давайте постараемся сохранить наше хорошее настроение до конца занятия. И девиз нашей встречи «Добро желаешь – добро и делай». (слайд 1)

  1. Актуализация знаний

– Сегодняшнее занятие мы начнем с истории, которая произошла с ребятами. Внимательно  посмотрите и ответьте на вопрос «О чем мы сегодня будем говорить на занятии?»

(Учащиеся слушают рассказ учителя.)

«Честное слово»

А дело было так. Ребята решили всей компанией пойти на представление в цирк. Собрали деньги на билеты и стали соображать, кому поручить их купить.

- Давайте мне, - заявил Петухов, - я там все ходы и выходы знаю. Приду за час до начала, куплю самые хорошие билеты и буду ждать вас у входа.

- А не подведёшь?- усомнилась Наташа. Она почему-то на Васю не очень надеялась.

- Что ты! Честное слово! – поднял Петухов руку.Утром ребята начистились, нарядились и ровно в половине двенадцатого собрались около цирка. Васи ещё не было. Все понимали, что достать билеты в выходной день нелегко.

- Наверное, в очереди стоит,- посочувствовала Лена. Прошло 5…10…минут. Вася не появлялся. Мимо проходили оживлённые, взволнованные  мальчики и девочки. Они вынимали билеты из карманов и скрывались в дверях цирка.

У ребят радостное настроение начало сменяться тревогой. Куда же пропал Петухов?До начала представления оставалось 5 минут.

- А может быть, возьмём билеты сами? – робко предложила Лена. Стали подсчитывать, у кого сколько денег. Но оказалось, что не хватит и на 2 билета. Ведь накануне все отдали деньги Васе, оставили только на мороженое. Стрелка на больших часах у входа подошла к 12 часам. Через неплотно закрытые двери вестибюля было слышно, как прозвенел 3 звонок. Раздалась весёлая музыка. Ребята не сводили глаз с каждого подходящего автобуса, с каждого троллейбуса.

Как обидно стоять и мёрзнуть, когда в цирке такое интересное представление! У Лены даже выступили на глазах слёзы. В этот момент показался деловитый и озабоченный Петухов.

- Ну, как? Все собрались? Сейчас мы всё организуем!

Но над кассой уже висело объявление: «На сегодня все билеты проданы».

– Как, по вашему мнению, реагировали ребята на этот поступок Васи?

– Какие чувства испытывали ребята в этой ситуации?

– Что можно посоветовать Васе?

– Что значит быть верным своему слову?

– Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

– Попробуйте определить тему и поставить цель перед собой. (Тема – Дал слово - держи его. Цель – научиться держать слово, если пообещал.)

  1. Открытие новых знаний

– Ребята, давайте с вами посмотрим фрагмент мультфильма по  рассказу                  Л. Пантелеева «Честное слово». 

(Просмотр мультфильма «Честный поступок».) (слайд 2)

– Вам понравился герой этого рассказа?

– Ребята, как вы считаете, нужно ли держать обещанное  слово?

– Трудно ли было мальчику оставаться верным долгу до конца?

–  С чем ты согласен в поведении малыша, а с чем нет?

– Как бы ты поступил сам? (Ответы детей)

– Как вы понимаете, что такое обещание?

– Правильно, данное обещание надо выполнять: обещал - сделал.

 – А прав ли мальчик, что дал честное   слово незнакомым мальчикам? (Нет.)

– Вначале  хорошо подумай. Потом, давай честное слово. (слайд 3)

Обязательность - верность слову и делу, ответственность за порученное дело.

Работа в группах:

– Выберите из предложенного списка слова, которые характеризуют мальчиков:

1 группа – первый случай мальчика Васю

2 группа – мальчика из рассказа «честное слово»

(слайд 4)

– Сравните эти две характеристики. Каким бы ты хотел стать? Почему? Объясни. (слайд 5)

– Давайте попробуем составить правила о том, как держать свое слово и обещание:

1) Не обещай не подумав.

2) Если не смог сдержать слово, то честно признайся.

3) Если трудно сдерживать слово, то начни с небольшого обещания, но обязательно доведи его до конца.

4) Не перекладывай свои обязанности, свои дела, свою вину на другого. (слайд 6)

  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы по открытию новых знаний

Игра «Сердечко честности»

Дети встают в круг и получают от педагога по цветному фломастеру. Педагог дает кому-то одному вырезанное из картона сердечко честности, разделенное на клеточки по количеству детей в группе. Получивший сердечко,  рассказывает о своем  выполненном обещании, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе рождается разноцветное сердечко честности.

– А теперь давайте вместе  с Маленьким Принцем посетим пятую планету и познакомиться с фонарщиком (А. де Сент-Экзюпери «Маленький Принц», глава 14), который честно и четко выполняет «уговор»: вовремя зажигает и гасит фонарь. (слайд 7)

Работа в парах (слайд 8)

– Продолжи пословицы.

1. Слово давать, так слово держать.

2.  Не давши слово – крепись, а давши – держись.

3.  Уговор дороже  денег.

4.  Будь своему слову  хозяин.

5.  Слово держать – не по ветру бежать.

6. Нет большего позора, как не выполнить уговора

7. «Помогу, помогу», – пришло: «Не могу

8. Коли взялся за гуж – не говори, что не дюж.

9. Не корми завтраками, а сделай сегодня.

10. На ошибках учатся.

11. Помогай не словом, а делом.

12. Уговор дороже денег. (слайд 9)

Индивидуальная работа

Вычеркни лишние предложения: (слайд 10)

Обещал – делай!

Дал слово – сдержи его.

Дал слово – можно забыть о нем.

– Объясните, почему вы выбрали это предложение.

  1. Итог занятия

– Я хочу прочитать стихотворение, а вы внимательно прислушайтесь к моему совету.

Если клялся народу солдат, что в бою не отступит назад,-

Твёрдо знают российские люди: - Будет насмерть стоять он. Будет!

Если мастер уральский сказал, что досрочно он сварит металл,-

Твёрдо знают российские люди: - Будет плавка до срока. Будет!

Если слово колхозник даёт, что двойной урожай соберёт,-

Твёрдо знают российские люди: - Будет хлеб в закромах. Будет!

Так держи своё честное слово, так же честно и так же сурово,

Как на пашне твой брат, на заводе отец.

Как сдержал своё слово на фронте боец.

Чтобы знали российские люди: - Как сказал ученик, - так и будет.

Если нынче отличником быть обещал, пусть на завтра пятёрка украсит журнал. Если нынче дал слово расти закалённым, завтра выйди на яркий ковёр стадиона.

Чтобы рядом стояли слова и дела, чтоб Отчизна тобою гордиться могла!

– Какие слова вам показались самыми главными?

– О чем мы сегодня говорили? (Верность к слову и обещанию - очень важное нравственное качество, без которого трудно стать хорошим человеком, хорошим другом, хорошим специалистом, просто трудно жить в обществе.)

  1. Рефлексия

Рисунок «Солнышко» (слайд 11)

– Ребята, а теперь нарисуйте солнышко, но без лучиков и повесьте свой рисунок на стенд.

– А теперь вспомните цель, которую мы ставили перед собой в начале занятия и если вы считаете, что вы достигли результата, то нарисуйте  к своему солнышку один лучик. Это будет значить, что данное слово в начале урока вы сдержали. Вот теперь, когда вы будете, давать слово или  обещание всегда будете вспоминать  о своем солнышке и стараться держать слово, поступить честно, а затем подрисовать к солнышку лучик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"

Программа расчитана на учеников 1 классов....

Программа "Этика: азбука добра"

Хомякова И.С., Петрова В.И. ПРОГРАММА факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы) ...

Внеурочная деятельность программа Этика:азбука добра Школа 21 век

Программа составлена с учетом ФГОС второго поколения 2 класс по Школе 21 век...

Рабочая программа кружка (1 класс) "Этика: азбука добра".

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и ...

Этика: Азбука добра

Программа и тематическое планирование курса этикета....

рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...