«Этика – азбука добра»
план-конспект занятия (1 класс)
Конспект внеурочного занятия на тему: «Этика – азбука добра»
Цель: создать условия для формирования убеждений, что если дал слово, то его надо держать и показать, как это делать.
Задачи (планируемые результаты):
Предметные: обеспечить в ходе занятия закрепление ранее изученного материала; продолжить учить детей на основании высказываний и поступков героев (в литературном произведении) представлять себе черты их характера.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми; оценка простых ситуаций с позиции общепринятых нравственных правил, важности исполнения роли «хорошего человека»; развивать умение объяснять самому себе «что нужно обещание выполнять».
Метапредметные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, давать эмоциональную оценку деятельности (регулятивные УУД).
Уметь оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу; уметь работать в группе; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (коммуникативные УУД).
Уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и ранее полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы (познавательные УУД).
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультфильм «Честное слово», карточки с заданиями для работы в группах, карточки с пословицами, «Сердечко честности», карандаши, солнышки, плакат, клей.
Оформление доски: плакат для солнышек, девиз: «Добро желаешь – добро и делай».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie_etika-azbuka_dobra.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеурочного занятия на тему: «Этика – азбука добра»
Цель: создать условия для формирования убеждений, что если дал слово, то его надо держать и показать, как это делать.
Задачи (планируемые результаты):
Предметные: обеспечить в ходе занятия закрепление ранее изученного материала; продолжить учить детей на основании высказываний и поступков героев (в литературном произведении) представлять себе черты их характера.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми; оценка простых ситуаций с позиции общепринятых нравственных правил, важности исполнения роли «хорошего человека»; развивать умение объяснять самому себе «что нужно обещание выполнять».
Метапредметные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, давать эмоциональную оценку деятельности (регулятивные УУД).
Уметь оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу; уметь работать в группе; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (коммуникативные УУД).
Уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и ранее полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы (познавательные УУД).
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультфильм «Честное слово», карточки с заданиями для работы в группах, карточки с пословицами, «Сердечко честности», карандаши, солнышки, плакат, клей.
Оформление доски: плакат для солнышек, девиз: «Добро желаешь – добро и делай».
Ход занятия:
- Организационный момент
(Учащиеся встают в круг.)
Упражнение «Передай свою улыбку».
Когда встречаем мы рассвет, то говорим….. (привет)
С улыбкой солнце дарит свет нам, посылая свой….
При встрече через много лет вы крикните друзьям….
И улыбнутся вам в ответ от слова доброго….
И вы запомните совет: дарите всем друзьям…
Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы ….
– А теперь передайте свои улыбки друг другу. Давайте постараемся сохранить наше хорошее настроение до конца занятия. И девиз нашей встречи «Добро желаешь – добро и делай». (слайд 1)
- Актуализация знаний
– Сегодняшнее занятие мы начнем с истории, которая произошла с ребятами. Внимательно посмотрите и ответьте на вопрос «О чем мы сегодня будем говорить на занятии?»
(Учащиеся слушают рассказ учителя.)
«Честное слово»
А дело было так. Ребята решили всей компанией пойти на представление в цирк. Собрали деньги на билеты и стали соображать, кому поручить их купить.
- Давайте мне, - заявил Петухов, - я там все ходы и выходы знаю. Приду за час до начала, куплю самые хорошие билеты и буду ждать вас у входа.
- А не подведёшь?- усомнилась Наташа. Она почему-то на Васю не очень надеялась.
- Что ты! Честное слово! – поднял Петухов руку.Утром ребята начистились, нарядились и ровно в половине двенадцатого собрались около цирка. Васи ещё не было. Все понимали, что достать билеты в выходной день нелегко.
- Наверное, в очереди стоит,- посочувствовала Лена. Прошло 5…10…минут. Вася не появлялся. Мимо проходили оживлённые, взволнованные мальчики и девочки. Они вынимали билеты из карманов и скрывались в дверях цирка.
У ребят радостное настроение начало сменяться тревогой. Куда же пропал Петухов?До начала представления оставалось 5 минут.
- А может быть, возьмём билеты сами? – робко предложила Лена. Стали подсчитывать, у кого сколько денег. Но оказалось, что не хватит и на 2 билета. Ведь накануне все отдали деньги Васе, оставили только на мороженое. Стрелка на больших часах у входа подошла к 12 часам. Через неплотно закрытые двери вестибюля было слышно, как прозвенел 3 звонок. Раздалась весёлая музыка. Ребята не сводили глаз с каждого подходящего автобуса, с каждого троллейбуса.
Как обидно стоять и мёрзнуть, когда в цирке такое интересное представление! У Лены даже выступили на глазах слёзы. В этот момент показался деловитый и озабоченный Петухов.
- Ну, как? Все собрались? Сейчас мы всё организуем!
Но над кассой уже висело объявление: «На сегодня все билеты проданы».
– Как, по вашему мнению, реагировали ребята на этот поступок Васи?
– Какие чувства испытывали ребята в этой ситуации?
– Что можно посоветовать Васе?
– Что значит быть верным своему слову?
– Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
– Попробуйте определить тему и поставить цель перед собой. (Тема – Дал слово - держи его. Цель – научиться держать слово, если пообещал.)
- Открытие новых знаний
– Ребята, давайте с вами посмотрим фрагмент мультфильма по рассказу Л. Пантелеева «Честное слово».
(Просмотр мультфильма «Честный поступок».) (слайд 2)
– Вам понравился герой этого рассказа?
– Ребята, как вы считаете, нужно ли держать обещанное слово?
– Трудно ли было мальчику оставаться верным долгу до конца?
– С чем ты согласен в поведении малыша, а с чем нет?
– Как бы ты поступил сам? (Ответы детей)
– Как вы понимаете, что такое обещание?
– Правильно, данное обещание надо выполнять: обещал - сделал.
– А прав ли мальчик, что дал честное слово незнакомым мальчикам? (Нет.)
– Вначале хорошо подумай. Потом, давай честное слово. (слайд 3)
Обязательность - верность слову и делу, ответственность за порученное дело.
Работа в группах:
– Выберите из предложенного списка слова, которые характеризуют мальчиков:
1 группа – первый случай мальчика Васю
2 группа – мальчика из рассказа «честное слово»
(слайд 4)
– Сравните эти две характеристики. Каким бы ты хотел стать? Почему? Объясни. (слайд 5)
– Давайте попробуем составить правила о том, как держать свое слово и обещание:
1) Не обещай не подумав.
2) Если не смог сдержать слово, то честно признайся.
3) Если трудно сдерживать слово, то начни с небольшого обещания, но обязательно доведи его до конца.
4) Не перекладывай свои обязанности, свои дела, свою вину на другого. (слайд 6)
- Физкультминутка
- Продолжение работы по открытию новых знаний
Игра «Сердечко честности»
Дети встают в круг и получают от педагога по цветному фломастеру. Педагог дает кому-то одному вырезанное из картона сердечко честности, разделенное на клеточки по количеству детей в группе. Получивший сердечко, рассказывает о своем выполненном обещании, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе рождается разноцветное сердечко честности.
– А теперь давайте вместе с Маленьким Принцем посетим пятую планету и познакомиться с фонарщиком (А. де Сент-Экзюпери «Маленький Принц», глава 14), который честно и четко выполняет «уговор»: вовремя зажигает и гасит фонарь. (слайд 7)
Работа в парах (слайд 8)
– Продолжи пословицы.
1. Слово давать, так слово держать.
2. Не давши слово – крепись, а давши – держись.
3. Уговор дороже денег.
4. Будь своему слову хозяин.
5. Слово держать – не по ветру бежать.
6. Нет большего позора, как не выполнить уговора
7. «Помогу, помогу», – пришло: «Не могу
8. Коли взялся за гуж – не говори, что не дюж.
9. Не корми завтраками, а сделай сегодня.
10. На ошибках учатся.
11. Помогай не словом, а делом.
12. Уговор дороже денег. (слайд 9)
Индивидуальная работа
Вычеркни лишние предложения: (слайд 10)
Обещал – делай!
Дал слово – сдержи его.
Дал слово – можно забыть о нем.
– Объясните, почему вы выбрали это предложение.
- Итог занятия
– Я хочу прочитать стихотворение, а вы внимательно прислушайтесь к моему совету.
Если клялся народу солдат, что в бою не отступит назад,-
Твёрдо знают российские люди: - Будет насмерть стоять он. Будет!
Если мастер уральский сказал, что досрочно он сварит металл,-
Твёрдо знают российские люди: - Будет плавка до срока. Будет!
Если слово колхозник даёт, что двойной урожай соберёт,-
Твёрдо знают российские люди: - Будет хлеб в закромах. Будет!
Так держи своё честное слово, так же честно и так же сурово,
Как на пашне твой брат, на заводе отец.
Как сдержал своё слово на фронте боец.
Чтобы знали российские люди: - Как сказал ученик, - так и будет.
Если нынче отличником быть обещал, пусть на завтра пятёрка украсит журнал. Если нынче дал слово расти закалённым, завтра выйди на яркий ковёр стадиона.
Чтобы рядом стояли слова и дела, чтоб Отчизна тобою гордиться могла!
– Какие слова вам показались самыми главными?
– О чем мы сегодня говорили? (Верность к слову и обещанию - очень важное нравственное качество, без которого трудно стать хорошим человеком, хорошим другом, хорошим специалистом, просто трудно жить в обществе.)
- Рефлексия
Рисунок «Солнышко» (слайд 11)
– Ребята, а теперь нарисуйте солнышко, но без лучиков и повесьте свой рисунок на стенд.
– А теперь вспомните цель, которую мы ставили перед собой в начале занятия и если вы считаете, что вы достигли результата, то нарисуйте к своему солнышку один лучик. Это будет значить, что данное слово в начале урока вы сдержали. Вот теперь, когда вы будете, давать слово или обещание всегда будете вспоминать о своем солнышке и стараться держать слово, поступить честно, а затем подрисовать к солнышку лучик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"
Программа расчитана на учеников 1 классов....
Программа "Этика: азбука добра"
Хомякова И.С., Петрова В.И. ПРОГРАММА факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы) ...
Внеурочная деятельность программа Этика:азбука добра Школа 21 век
Программа составлена с учетом ФГОС второго поколения 2 класс по Школе 21 век...
Рабочая программа кружка (1 класс) "Этика: азбука добра".
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и ...
Кружок "Этика: азбука добра". ПНШ 1класс
Рабочая программа...
Этика: Азбука добра
Программа и тематическое планирование курса этикета....
рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
- Мне нравится (2)