Совместная деятельность педагогов и родителей.
статья на тему
Семья - первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает "педагогический треугольник" (учитель - ученик - родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей.
В статье показаны формы работы с родителями в нашем лицее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnaya_deyatelnost_pedagogov_i_roditeley_1.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность педагогов и родителей.
Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.
От согласованных действий педагогов и родителей, в конечном счете, зависит качество воспитания, обучения и развития детей. Взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки и соответствующего руководства. Тем более, сегодня, когда осуществляется переход на новую парадигму образования — парадигму личностно - ориентированного взаимодействия, которое требует новых подходов, форм и методов совместной деятельности педагогов и родителей.
На сегодняшний день стоит задача повсеместно - родители из «зрителей» и «наблюдателей» должны стать активными участниками встреч и помощниками учителя. Для этого нужно активно использовать инновационный компетентностный подход к работе с родителями.
Инновационные формы предполагают:
- активную позицию родителей,
- партнерство с педагогами,
- инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям,
- применение полученных знаний в семейной среде.
В работе с родителями в нашем лицее мы используем следующие формы:
- Цитаты и призывы к родителям.
Как донести до родителей то, что они должны делать по отношению к своим детям? Как сделать так, чтобы они поняли про свои обязанности, про свое место в обучении и воспитании детей?
Постоянно вывешиваем на стенде высказывания выдающихся педагогов и психологов или призывы – броские, короткие, точные по теме. Это западает в голову, заставляет задумываться и соответственно поступать. Например: «Хороший пример – лучшая проповедь», «Не вымещай на ребёнке свои обиды. Что посеешь, то и взойдёт», «Если крикнешь в кувшин, то и кувшин на тебя крикнет», «Гораздо легче стать отцом, чем остаться им», «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик». Есть у нас в копилке и высказывания для детей. Дети дома с родителями обсуждают их. Эти высказывания они часто применяют в практике. Например: «На добрый путь всегда готовым будь!», «У тебя всё получится!» «Кто не учится, тот блуждает в потёмках!», «Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает!».
- Акция «Читающая мама - читающая нация».
2015 год в России объявлен годом литературы. В каждом классе Лицея № 1 проходит акция «Читающая мама - читающая нация». На уроки внеклассного чтения приходят представители семьи (мамы, папы или бабушки) и читают вслух детям произведения. После прочтения они вместе обсуждают поступки героев, высказывают свое мнение, рисуют диафильмы к прочитанному.
- Акция «Родители - детям».
Все родители - профессионалы своего дела. Но не всегда у них есть время для общения со своим ребёнком. И не все дети интересуются, чем же занимаются родители на работе? Поэтому мы привлекаем родителей для выступлений на классных часах и занятиях по внеурочной деятельности. Родители с удовольствием откликаются на приглашение учителя. Они проводят увлекательные и познавательные занятия.
Например: запомнилась детям встреча со старшим преподавателем ИЭУП Софинской О. А., которая в игровой форме, очень доступно рассказала ребятам об экологии. Такие встречи с родителями способствуют развитию эмоций ребенка, вызывают чувство гордости за своих родителей.
- «Экипажи родителей и детей»
В классе все дети совместно с родителями поделены на экипажи. В первом классе учитель делит сам. А в дальнейшем прислушивается к мнению родителей и детей. Такая форма организации позволяет тесно сотрудничать детям и родителям. Дети совместно с родителями готовят проектные, исследовательские и творческие работы, сценки к праздникам, дни добрых дел. В результате родителя всегда в курсе жизни класса. Любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, посмотреть и приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью и с классом в целом.
- Акция «Дети войны»
В год семидесятилетия Победы в каждой школе проводится много мероприятий. В нашей школе учащиеся собирают материал для создания «Книги памяти». Наши учащиеся готовили материал «Дети войны». Они писали сочинения, готовили презентации о своих прадедушках и прабабушках. Некоторые бабушки и дедушки также стали гостями в классе. Они рассказывали о трудностях военных лет и подвигах своих родителей. Общение с бабушками и дедушками добротой и лаской заполняет нишу пустоты и одиночества, которая иногда окружает их внуков рядом с родителями.
- «Родительский сюрприз»
Не стоит забывать, что родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей. Родители являются для своих детей ярким примером для подражания. Каждый ребенок хочет гордиться мамой и папой. В нашем лицее повод для гордости всегда есть. Родители готовят спектакль и дарят его детям.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками учителя, создана атмосфера взаимоуважения. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детей, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Только в гармоничном взаимодействии школы и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если школьное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух несообщающихся систем. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Список используемых источников:
1. Алексеева Л.В. В союзе с родителями. «Начальная школа», №11, 2001.
2. Блинова М. В сотрудничестве с родителями. «Народная школа», №2, 2004
3. Кондратьева Е.П. Проекты -2. Проблемы, поиск, опыт. Чебоксары. 2008
4. Мартынов И.И. Семья + школа = счастливый ребенок. «Начальная школа»,№8, 2004
5. Маленкова Л.И. Основы родительской педагогики: Учебно-методическое пособие. М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2011
6. Соловьева З.В. Педагогическая диагностика. Чебоксары. 2003
7. Хоменко, И. Школа и родители: этапы развития социального партнерства. – Директор школы. – 2007. – № 4
Электронные источники:
http://www.uroki.net/docnach/docnach18.htm
www. in-exp.ru
www. webkonspect.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность педагогов и родителей.
Взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки и соответствующего руководства....
статья Совместная деятельность педагогов и родителей школьников
Взаимодействие школы и семьи является необходимым условием эффективности педагогического процесса, в котором дети, родители и учителя являются членами одного коллектива, объединённого общими заботами ...
Статья "Совместная деятельность педагога и родителей"
Моя главная цель как первого учителя - создание и поддержание доверительных взаимоотношений между школой и семьей. Помочь родителям в воспитании и обучении ребёнка и одновременно поднять и...
Методическая разработка Исследование проблем младших школьников и пути их решения в совместной деятельности педагога с родителями и детьми
Есть ли признаки того, что ребенку в начальной школе плохо? Конечно. Обычно ребенку сложно в период адаптации, в первые полтора-два месяца, когда он или только пришел в первый класс. Ищем ре...
Методические рекомендации по организации совместной деятельности педагога с родителями и детьми различных возрастных категорий, направленной на укрепление физического и духовного здоровья семьи, способствующего социальной адаптации ребенка во взрослой жиз
В работе представлены методические материалы по организации совместной деятельности педагога с родителями и детьми различных возрастных категорий, направленной на укрепление физического и духовного зд...
«СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ»
Взаимодействие школы и семьи является необходимым условием эффективности педагогического процесса, в котором дети, родители и учителя являются членами одного коллектива, объединённого общими заботами ...