Вызовы нового времени: электронная зависимость
статья (3 класс)

Шахова Ольга Владимировна

Учителя и психологи  всего мира в последние десять лет наблюдают симптомы психологической заивсимости школьников разного возраста от телефонов, компьютеров и других электронных гаджетов. Врачи называют это компьютерной зависимостью, игроманией. многие врачи склонны считать зависимость от компьютера именно заболеванием, наравне с алкоголизмом и наркоманией. Существенный вред такой зависимости заключается в том, что в специальные периоды развития, когда у ребенка должно сформироваться понимание необходимости волевых усилий, значительного труда для достижения поставленной цели, он привыкает к прямо противоположной реакции: "нажми на кнопку- получишь результат". Получает ученик краткое удовольствие от выброса гормона дофамина, и при частом повторении кнопочного удовольствия, как это происходит в компьютерных играх, у него формируется  привыкание. Отказ от "кнопки" вызывает физиологическую "ломку" с признаками депрессивных расстройств. Важно заметить признаки привыкания и правильно организовать семейный распорядок. Взрослым следует также ограничить свое пребывание  за компьютером или в телефоне, чтобы  показать ребенку пример правильного поведения. В статье показаны признаки зависимости, которые важно не пропустить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyzovy_novogo_vremeni_elektronnaya_zavisimost.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫЗОВЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ: электронная зависимость

Гаджеты увлекают ребенка в мир, где все легко и просто, где самая сложная проблема решается

нажатием кнопки, и откуда так нелегко вырваться. Это вредит не только осанке и зрению. В конце

концов это сказывается и на характере: не получив любимый гаджет, дети плохо едят, ссорятся с

родителями, способны даже впасть в буйство с порчей вещей или, наоборот, в депрессию.

Советы родителям на собрании: Если ребенок привык к гаджетам, (читай:  привык к легкому получению гормонов удовольствия), он может начать видеть в вас человека, который покушается на святое. Тем более если другие дети играют, то почему родители говорят, что это плохо? Обсудите с ребенком вопрос безопасности в Интернете. Установите на гаджет программу контроля времени игры, а также защиту от посещения «недетских» сайтов».

Когда увлечение играми и Интернетом переходит рамки разумного, когда человек не ест, почти не спит, и происходящее по ту сторону монитора становится для него важнее того, что вокруг, можно говорить о болезненной зависимости. Врачи называют это компьютерной зависимостью, игроманией. многие врачи склонны считать зависимость от компьютера именно заболеванием, наравне с алкоголизмом и наркоманией. В Германии провели эксперимент, в ходе которого двум десяткам человек показывали скриншоты из любимых компьютерных игр. Реакция людей оказалась

идентичной той, какая наблюдается у алкоголиков и наркоманов, когда им показывают бутылку спиртного или дозу наркотика.

Самую сильную зависимость вызывают сетевые игры. В 2005 году в Китае умерла от истощения девочка-подросток. Она несколько суток играла в World of Warcraft. Годом позже в Башкирии от эпилептического приступа, развившегося на почве многосуточной игры за компьютером, скончался 17-летний парень.

Основные признаки того, что ваш ребенок – игроман или жертва интернет-зависимости:

Он стал меньше общаться на отвлеченные темы. Все разговоры - вокруг любимой игры.

Его не интересует учеба, он перестал посещать секции, или делает это крайне неохотно.

Все свободное время ребенок проводит за компьютером. Любые попытки заставить его

выключить технику приводят к скандалу. Попытки родителей ограничить время за

монитором вызывают у ребенка приступы плача, ярости, истерики.

Ребенок стал более раздражительным, у него часто и без причины меняется настроение –

от возбужденности он легко переходит к депрессивной хандре.

Он не умеет контролировать свое время, проведенное за компьютером. Говорит, что

поиграет два часа, а просидеть может гораздо дольше.

Ребенок перестал следить за собой - без напоминания он может забыть умыться,

почистить зубы, переодеться.

У него не осталось друзей. Он почти ни с кем не общается.

У вашего чада «пробелы в памяти». Страдает краткосрочная память, он может не вспомнить, что говорил или обещал несколько часов назад.

Дети с высоким уровнем тревожности, страха часто «подсаживаются» на героические компьютерные эпосы. Им нравится идентифицировать себя как всемогущего персонажа игры,  который одной левой убивает полчища монстров.

 В этом случае ребенок как бы компенсирует недостаток смелости и решительности в реальности.

Разработчики игр все это отлично знают, и с каждым годом все более совершенствуют свой

продукт – качественный звук, 3D- графика, эффект присутствия… Все создается для того, чтобы

внутри игры человек чувствовал себя «по-настоящему». Детская психика более лабильна, их легче

увлечь, чем взрослых, они быстрее верят в происходящее. Именно поэтому на каждого взрослого,

страдающего компьютерной зависимостью, в нашей стране сейчас приходится более 20 детей с

такой же проблемой.

Что происходит на самом деле? Ребенок перестает воспринимать мир таким, как раньше. По мере

развития компьютерной зависимости, он утрачивает лучшие человеческие качества –

сопереживание, любовь, честность.

Дети, страдающие от дефицита внимания. Им мало уделяют времени родители, а потом их

игнорируют и сверстники. Лучшая профилактика в этом случае – любовь и участие в жизни

ребенка.

Дети — холерики и дети — меланхолики. Их мировосприятие и без компьютеров особенное.

Ребята с такими темпераментами легче других «вживаются» в предлагаемые обстоятельства.

Дети из «проблемных» семей. Речь идет о семьях, где практикуется домашнее насилие—

скандалы, побои, принуждение к чему-либо. И даже если жертвой насилия является другой член

семьи, ребенок будет психологически стремиться совершить побег из этой, некомфортной

реальности в иную. Почему бы не в виртуальную? То же частично касается и семей, где недавно

произошел развод родителей, и ребенку пока еще трудно принять перемены.

Дети, не приученные беречь время. Если малыша с детства не научили рационально

распоряжаться своим временем, то к 10-12 годам у него появляется слишком много свободных

минут и часов. Он искренне полагает, что обязанность убрать комнату или вынести мусор можно

отложить на потом. В виртуальности куда интересней проводить время. Без родительского

контроля такие дети палец о палец не ударят по хозяйству, но за компьютер будут садиться с

большим удовольствием.

Дети, страдающие комплексами. Девочке, которой не нравится собственная внешность, в

компьютерной игре выпадает шанс стать красавицей-воительницей. Застенчивому и робкому

мальчику удается побыть героем — победителем. Игра заполняет пустоты в душе ребенка, и

постепенно он перестает быть собой, но становится персонажем игры.

Компьютерная зависимость может привести к весьма плачевным последствиям:

Социальная изоляция, отсутствие у ребенка умения общаться и договариваться.

Нервные и психические расстройства личности – психоз, клиническая депрессия, истерия,

шизофрения.

Сложности с обучением, отсутствие мотивации.

Ассоциальное поведение, отсутствие понимания границ дозволенного, в том числе и законом.

Как следствие – ребенок может стать преступником.

Заболевания: гастрит, нарушение осанки, геморрой, синдром хронической усталости,

истощение всего организма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, миопия,

глаукома, «синдром сухого глаза», дальнозоркость, дисплейный синдром.

Опытный психоаналитик поможет вскрыть истинные глубинные причины ухода в иной,

виртуальный мир. Порой уже после одного сеанса специалист безошибочно определит, какие

семейные проблемы, личные комплексы, моральные травмы толкают ребенка в иное

пространство и измерение. Родителям желательно участвовать в терапии.

Если взяться всей семьей с искренним желанием что-то изменить в своей жизни, то результат

будет положительным. Главное условие— родители должны быть готовы внести перемены в свой

собственный образ жизни, в свои привычки и характер. Услуги психоаналитика не слишком

дешево обходятся. Но этот метод эффективен, когда зависимость давно перешагнула начальную

стадию.

Родителям, чьи дети чрезмерно увлечены Интернетом и играми, нужно обязательно знать,

какие игры вызывают самую сильную зависимость и калечат психику.

В этом списке, по мнению специалистов, The Sims, хоррор Five Nights at Freddy’s, Second Life,

Prototype, Left 4 Dead 2, Fallout 3, Splatterhouse и World of Warcraft. В последнее время дети и

подростки с головой уходят в «World of Tanks».

«Танки» не столь кровавы, как «Splatterhouse», где оторванные конечности, содранная с врагов

кожа - это норма, а не изуверство, но есть в них свои нюансы. Игра в «Танки» требует денежных

вложений – ведь технику нужно улучшать («прокачивать»). Где ребенок возьмет деньги?

Правильно, у родителей. А если не дадут, то может украсть и у посторонних, поскольку желание

иметь самый крутой танк в этот момент сильнее здравого смысла.

В очередной раз происходит утрата контекстов общежития. Нами в это время проживается классическое шекспировское «прервалась связь времен». О чем это выражение? Отвечу стихами

Ты помнишь, мы раньше друг другу писали,

И в ящик почтовый конверты бросали,

Неделями  ждали ответ рукописный

И вновь отправляли бумажные письма.

Ты помнишь,  как числились мы в картотеке

Читального зала, библиотеки.

Ходили в музеи, театры, кино,

С азартом играли в лото, домино.

В больших словарях мы искали ответы,

В смешных бигудях заполняли анкеты,

С морей привозили в подарок ракушки,

И спали валетом на раскладушке.

Все было так просто, все  было так важно,

Куда же все это исчезло однажды?!

Ведь дело не в старых отживших вещах,

И не в ностальгических тех временах.

Живем и не знаем, кто наши соседи,

Знакомимся чаще всего в интернете,

Не чувствуем меру кредитным деньгам,

Становимся жертвами странных реклам.

Быть может, пора это все прекратить?!

Самим измениться и мир изменить.

Открыть в себе то, что не знает цены,

Зачем-то ведь души Творцом нам даны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эпоха средних веков – между древностью и Новым временем».

Интегрированный урок окружающего мира в 4 классе( 2 часа)....

Проверочная работа по теме: "Начало Нового времени" 4 класс система Занкова

Тесты по теме "Начало Нового времени" обобщение по теме...

ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ (конспект урока)

Разработка урока  по программе "Школа 2100" для 4 класса. Презентация к уроку прилагается....

Новые формы работы и постоянное самообразование — вызовы нашего времени.

За годы работы с детьми опытным путем пришла к выводу, что ничто так не возвышает учителя в глазах детей, как его умение разбираться в своем предмете, в людях, во многих вопросах, которые окружают люб...

Визитная карточка на конкурс "Рыцарь нового времени"

Скоро 23 февраля, думаю эта визитка пригодится для учителей начальных классов.Мы на районном конкурсе заняли 2 место!...

Открытый урок окружающего мира по теме "ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ" 4 класс "Школа 2100"

Цели:создать у учеников первичные представления об эпохе Средних веков (временные границы эпохи, изменения в уровне техники, устройстве общества);отрабатывать умения ориентироваться в историческом вре...

Работа с родителями по профилактике электронной зависимости у детей

Причиной возникновения компьютерной зависимости у детей становятся отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими пробле...