ОРИГАМИ-занятие для учащихся с ОВЗ
учебно-методический материал (3 класс)
Занятие искусством оригами помогает развитию детей с ОВЗ. Развивая мелкую моторику пальцев рук и используя здоровьесберегающие технологии, мы развиваем психические процессы ребят с ОВЗ: внимание, терпение, логическое мышление, объемно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительную и двигательную память, речь. Здоровьесберегающей технологией по праву можно назвать безоценочное обучение. Оценочность травмирует и искажает я-образ ребенка, ею нужно пользоваться весьма и весьма осторожно! Чем заменить оценку в рамках ГПД? - конечно же, корректными я-высказываниями учителя. Вы найдете в размещаемом пособии также системы трехуровневого усвоения материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка урока для учащихся с ОВЗ | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие
ОРИГАМИ
Долговременный проект, реализуемый на занятиях
в группе продленного дня для 3-х классов ОВЗ
Описание проекта и разработка занятия №4 с использованием ФГОС
Автор: Шахова Ольга Владимировна
Воспитатель группы продленного дня для учащихся ОВЗ
Начальная школа-детский сад №36
Василеостровского района
Санкт-Петербург
ЦЕЛЬ: создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей учеников в практической деятельности.
ЗАДАЧИ:
-создать игровую интригу (мотиватор) для участия в проекте учащихся 1-3 классов
-использовать в качестве дополнительного мотиватора социальную значимость результатов труда на занятии
-развивать мелкую моторику рук
-развивать логическое мышление с учетом склонностей и типа интеллекта
-развивать объемно-пространственное мышление как свойство успешной личности
-прививать навык планирования действий для достижения желаемого результата
-Вырабатывать навык терпения в зависимости от качеств каждой личности.
Благодаря данному проекту совершенствуются также навыки совместной деятельности, согласованности действий, радость от продукта труда.
Группы обучающихся формируются по интересу, или в свободном порядке.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Развивая мелкую моторику пальцев рук и используя здоровьесберегающие технологии, мы развиваем психические процессы ребят с ОВЗ: внимание, терпение, логическое мышление, объемно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительную и двигательную память, речь. Долговременный проект - это проект, реализуемый на протяжении всего учебного года по желанию учащихся, а также для школьных проектов. Так, ребята на занятиях оригами приготовили новогодние украшения для холла 1 этажа школы; приготовили изделия – оригами на благотворительную выставку-распродажу в пользу бездомных животных (конвертики с цветными сердечками и модульные оригами-лебеди), приняли участие в школьной экологической акции по сбору бумаги (отходы занятий оригами).
Изделия оригами охотно используются детьми в качестве подарков друзьям и близким (социализация полученных знаний и навыков).
ХОД ПРОЕКТА:
На вводном занятии участники оригами-групп узнают об истории создания искусства оригами в древней Японии, которая сама по себе - настоящий исторический детектив. Искусство оригами насчитывает 1000 лет, более половины из которых оно было самым секретным военно-религиозным знанием и тщательно охранялось. Мастер оригами брал в ученики только одного взрослого человека, следующий мог обучаться у него только после успешного завершения учебы предыдущим. Обучение производилось в полном молчании, методом показа и повторения («чтобы ветер не смог унести секрет в уши постороннего человека»- японская поговорка). Объясняется, что именно засекретили древние мастера оригами.
Затем группа узнает, что правил оригами всего три, но если не выполнить хотя бы одного из них, то задуманная фигура не получится, либо будет безобразной; малейшая неточность в начале пути приводит к разрушению задуманного.
Демонстрируется каждое правило, и эталонное качество выполнения правил.
На первых трех занятиях дети складывают простейшие фигурки, добиваясь идеального выполнения трех правил оригами. Они получают представление и практический навык точности, аккуратности. При этом вводится новый интеллектуальный термин: «понимание конструктивных возможностей бумаги».
На четвертом занятии детям провожу беседу о производстве бумаги в древней Японии, о современных видах бумаги для оригами, чтобы они смогли осмыслить зависимость качества складываемой фигурки от качества материала для оригами. На протяжении первых занятий я наблюдаю за личностными особенностями выполнения работы, беседую с детьми, и таким образом тестирую их природные склонности и способности к обучению. Использую таблицу «Восемь типов интеллекта» и навыки ГСД (глазные сигналы доступа к информации) для определения ведущего типа восприятия ребенка, чтобы создать психологически комфортную среду для обучения и развития личности каждого. Выявление природной склонности ребенка к одному из типов интеллекта помогает выстроить специальные речевые конструкции для него лично, а также сбалансировать уровень требований. От ребенка с физико-динамическим интеллектом нельзя требовать стандартной усидчивости, «интеллектуалу» можно предложить деятельность повышенной сложности и т.д.
ХОД ЗАНЯТИЯ (на примере занятия № 4)
На предыдущих занятиях дети получили базовые знания и навыки оригами. Занятие для учащихся 1-3-х классов.
Цель: изготовить фигурку-оригами средней сложности.
Задачи:
- обсудить и выбрать: модульный шар «кусудама» или японский журавлик
-сформировать группы из ребят, свободных от кружков ОДОД
-изготовить фигурку
- придумать ей применение (этап социализации творчества)
Педагогическая задача: использовать в обучении три уровня усвоения.
Действие 1. Просмотр оригами-схемы, анализ ее сложности и пошаговый анализ действий; проговариваются сомнения и предлагаются «хорошие решения».
Действие 2. Повторение правил оригами.
Действие 3. Предоставление детям выбора комфортного уровня обучения. Рассказ о том, что это, размышления, консультации и в результате выбор.
Действие 4. Выполнение фигурки оригами с посильной для каждого скоростью, с обсуждением «трудных» мест и допущенных ошибок.
Действие 5. Групповое обсуждение, где можно применить выполненную фигурку, как из фигурок всей группы выполнить художественное (тематическое) панно
При желании группы, такое панно монтируется с использованием аппликаций из цветной бумаги. Вывешивается на пробковой доске в классе.
На занятиях оригами я предлагаю детям работать в режиме любого из трех уровней усвоения нового материала:
1 уровень: буквальный повтор действий за учителем; слабое запоминание;
2 уровень: попытки предугадывать следующий шаг, узнавание базовых элементов и приемов оригами на разных этапах работы; способность повторить изделие на занятии;
3 уровень: учащийся самостоятельно разбирает схему, обращаясь за консультациями в трудных местах схемы; способен повторить изделие на следующем занятии.
Дети понимают, что ни один из уровней не лучше другого, и могут выбрать наиболее комфортный для себя. Некоторые из учеников пробуют и потом уже не желают заниматься оригами… у них есть возможность «вырасти» и прийти на одно из занятий с особым запросом, позже. Проект открыт для всех в любое время. Другие дети спешат схватиться за самые сложные работы, важничают… и получают свои уроки личностного роста.
Готовые работы учеников не оцениваю. Оцениваю лишь старание и упорство в достижении цели у каждого ученика в сравнении с его предыдущими успехами. Оценка дается в качестве я-высказывания: «Ты меня удивил…», «Я рада, что ты сумел превозмочь свою нетерпеливость…», «Приятно было видеть твою старательность», «Эту работу приятно держать в руках,- столько старания и бережного отношения к бумаге ты вложила сегодня», и т.д.
Социальной оценкой становится отбор изделий на конкурсы-мероприятия-акции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала учащихся. Возможности обеспечения преемственности технологии развития творческого потенциала учащихся (система РО Л.В.Занкова).
Материал участника II Всероссийских Занковских педагогических чтений...
Программа внеурочной деятельности учащихся: «Художник - Грамотей». (разработана для учащихся начальных класса, срок реализации: 2 года)
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формиров...
Уровень воспитанности учащихся. Социальное благополучие учащихся.
Уровень воспитанности учащихся. Социальное благополучие учащихся. Готовые таблицы для отчета....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО НОРМАМ объёма и оценки знаний умений и навыков учащихся при проверке письменных контрольных и самостоятельных работ учащихся первой ступени образования
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО НОРМАМобъёма и оценки знаний умений и навыков учащихсяпри проверке письменных контрольных исамостоятельных работ учащихсяпервой ступени образования...
Формирование познавательной активности учащихся на уроках информатики как инструмент успешного комплексного обучения учащихся школы I ступени.
Проблема развития познавательной активности школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овлад...
Открытый урок с учащимися 2 класса по теме: «Творчество преподавателя, учащихся и родителей на уроке специальности»
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний ...
Самостоятельная работа учащихся как средство повышения уровня знаний, умений, навыков учащихся
Самостоятельная работа учащихся как средство повышения уровня знаний, умений, навыков учащихся...