Воспитательная программа "Основы нравственности" с 1-4 класс.
материал
В данной программе подробно разработана тематика внеклассных мероприятий с 1по4 класс .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_klassa.docx | 51.5 КБ |
plan_1_klass.docx | 24.2 КБ |
plan_2_klass.docx | 25.32 КБ |
plan_3klass.docx | 26.04 КБ |
plan_4klass.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОСТИ»
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………2
2. Цель и задачи программы……………………………………………………3
3. Ценностные установки ……………………………………………………...4
4. Основные направления и ценностные основы……………………………..5
5. Содержание…………………………………………………………………...6
5.1. Умения и навыки……………………………………………………………6
5.2. Социальные роли и позиции……………………………………………….7
5.3. Жизненный опыт……………………………………………………………8
5.4. Знания……………………………………………………………………….11
6. Модель реализации программы……………………………………………..12
7. Ожидаемый результат………………………………………………………18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа определяет цель, задачи, формы и методы работы по организации духовно-нравственного воспитания в начальных классах, направлена на качественную организацию педагогических и воспитательных подходов к его осуществлению в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей.
На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий общественного прогресса. В связи с этим, коллективом нашей школы и родительской общественностью поставлена цель подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Достижение этой цели связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. В настоящее время возрождение и совершенствование духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования.
По результатам изучения уровня социальной защищённости учащихся и особенностей микросоциума выявлена следующая картина. Произошло социальное расслоение общества, дифференциация и снижение доходов у значительной части семей, которые не смогли приспособиться к новым условиям и сформировать защитные механизмы. В результате разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, что сопровождается снижением воспитательного воздействия семьи. С другой стороны, чрезмерная занятость родителей во многих обеспеченных семьях, низведение воспитания до уровня материальной обеспеченности также создают неблагоприятные семейные отношения, отчужденность детей и родителей, влекут за собой асоциальное поведение детей. В семейном быту остаются распространенными алкогольные традиции, отсутствие авторитета родителей и старших поколений в семье, неконструктивный, конфликтный стиль общения и взаимоотношений в семье. Недостаточная педагогическая культура родителей.
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется ее преемственностью с другими звеньями образования и ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребенка. В.А. Сухомлинский считал, что «…незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в учебной деятельности.
Таким образом, приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна. Весь комплекс вышеназванных проблем в области духовно-нравственного воспитания требует целенаправленного разрешения.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель – создание условий для становления и развития общечеловеческой, национальной и духовной культуры учащихся начальных классов; воспитание ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Обеспечение комплекса мероприятий для привлечения максимального внимания педагогической и родительской общественности к решению проблем духовно-нравственного воспитания в пространстве образовательного учреждения.
Для реализации этой цели представляются актуальными задачи:
в области формирования личностной культуры
- образование единой воспитательной среды, с актуализацией внимания на повышение статуса семейного воспитания;
- формирование устойчивых нравственных свойств личности школьника, активизируя возможности регионально-культурной среды и духовно-национальных ценностей;
- воспитание культуры труда, положительного отношения к труду, как высшей ценности;
- развитие потребности в творческом труде.
в области формирования социальной культуры
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- развитие толерантности в общении учащихся;
- развитие интереса к истории Родины, воспитание чувства гордости за историю и социально-культурные достижения «малой Родины» – Липецкой области;
в области формирования семейной культуры
- формирование уважительного отношения младших школьников к старшему поколению;
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- вовлечение детей начальной школы в деятельность школьного ученического самоуправления;
- приобщение детей, учителей и родителей к занятиям физической культурой и спортом, в том числе развитие интереса к национальным видам спорта.
ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В настоящее время общепризнанным является факт возрождения и совершенствования духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, являясь одним из ведущих направлений системы образования. Духовно-нравственное воспитание рассматривается как общественное явление, представляющее собой сложный противоречивый социально-исторический процесс включения подрастающих поколений в жизнь общества, в творчество, и как процесс становления их духовно-нравственными личностями и индивидуальностями. С социальной точки зрения, духовно-нравственное воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемые обществом.
Организация этой деятельности опирается на научную картину процесса формирования социально-ориентированной личности, ее социально-нравственного становления. В процессе совместной деятельности люди вступают друг с другом в различные связи, подчиняются общественной дисциплине, следуют установившимся обычаям, традициям, нравам, привычкам, взаимно оценивают поступки, выступают с инициативой, подают пример, вступают в соревнование и т.д. Одним из регуляторов отношений является мораль (нравственность), ставящая перед человеком вопрос: справедливо ли он поступает и что несет людям – добро или зло? В своем поведении человек руководствуется убеждениями, взглядами, привычками. Поведение и поступки человека социально значимы и определяют его моральный характер, в них объективно отражается его:
- отношение к обществу и природе (ценности: долг и ответственность, инициативность, патриотизм, гражданственность, красота, гармония, стремление к познанию и истине, экологическое сознание);
- к труду (ценности: дисциплинированность, ответственное отношение к учению, трудолюбие, творчество и созидание);
- к людям (верность, человечность, уважение, вежливость);
- к коллективу (ценности: коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость);
- к семье (ценности: любовь, уважение, чуткость, здоровье, забота о продолжении рода);
- к себе (ценности: простота и скромность, правдивость, верность, искренность, гордость, самообладание, выдержка, саморазвитие и самосовершенствование, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основные направления и ценностные основы
1. Я, моя семья, мои друзья.
2. Я – гражданин России, Я – липчанин.
3. Я и труд
4. Я и здоровье
Задачи и содержание каждого раздела
Я, моя семья, мои друзья.
- Задачи раздела: помочь ребенку осознать свою роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности. Воспитывать миролюбие, терпимость, уважения к нормам гражданского согласия. Воспитывать готовность следовать в жизни, общении и поведении нормам уважения к достоинству человека, старшему поколению. Привлекать родителей к воспитательной работе с детским коллективом, внедрять в семейное воспитание традиций народной педагогики.
- Содержание раздела: ребенок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимались его бабушка и дедушка, где они жили, семейные традиции. Он должен осознавать свой статус в семье («Я – надежда и помощник») и в обществе («Я – гражданин, я – ученик, я – товарищ, друг, одноклассник, творец и т.д.»). Вовлечение учащихся в деятельность школьных органов самоуправления.
Я – гражданин России, я – липчанин.
- Задачи раздела: воспитывать нравственное, этическое отношение к истории, культуре и природе России; пробудить интерес к прошлому своего народа. Знакомить с национальной культурой. Воспитывать патриотические чувства.
- Содержание раздела предусматривает: развитие у детей эмоционально-нравственного отношения к «малой Родине» - Липецкой области, уважения к ее истории, гордости социально-культурными достижениями, бережного отношения к её окружающей среде; изучение российской символики и законов страны; знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями и художниками, с национально-прикладным искусством; разучивание забытых народных игр; ознакомление с историей возникновения народных праздников. Развитие любви и бережного отношения к родному языку.
Я и труд.
- Задачи раздела: воспитывать положительное отношение к труду; приобщать учащихся к достижениям духовной и материальной культуры народов; воспитывать детей на основе приобщения к традициям, обычаям, связанным с трудом и ответственным отношением к делу; реализовывать воспитательный потенциал уроков технологии в процессе воспитания у детей стремления к профессионализму в будущей трудовой деятельности; развивать потребность в творческом труде; воспитывать культуру труда.
- Содержание раздела предусматривает развитие трудовых ориентаций личности в системе духовно-нравственного воспитания; вовлечение детей в работу органов дополнительного образования, развитие творческого отношения к работе; создание условий для творческого самовыражения личности детей.
Я и здоровье.
- Задачи раздела: воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; познакомить с активным отдыхом и его влиянием на самочувствие и здоровье человека; научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта; формировать умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма.
- Содержание раздела помогает понять, как нужно заботиться о своём организме, чтобы не болеть, расти крепким духом и сильным физически, что во многом здоровье зависит и от самого человека. Приобщать к занятиям физической культурой и спортом. Познакомить с правилами ЗОЖ: гигиеной тела и жилища, правильным питанием, режимом труда и отдыха. Научить заботиться о душевном здоровье и хорошем настроении.
СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УМЕНИЯ, НАВЫКИ
- знать и использовать в общении элементарные этические нормы;
- активно применять правила вежливого общения;
- оперировать понятиями «закон», «устав», «права», «обязанности»;
- правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье;
- быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;
- уметь самостоятельно управлять собой, без посторонней помощи пытаться и решать некоторые свои проблемы;
- демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);
- осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;
- осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие;
- уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки; достойно вести себя в случае, когда от твоего слова что-то зависит;
- терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;
- управлять страхом неудачи (получить двойку, замечание);
- добросовестно выполнять поручения актива класса, уметь поддерживать других; положительно оценивать трудолюбие одноклассников, стремиться принести личный вклад в общее дело; регулярно выполнять домашние задания; помогать другим и самому обращаться при необходимости за помощью;
- действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека, вести здоровый образ жизни;
- выглядеть опрятно и аккуратно;
- осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать и гордиться символами Государства; культурой и традициями своей Родины.
СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ИЛИ ПОЗИЦИИ
Одна из идей программы заключается в том, что в процессе социализации личности происходит ее социально-нравственное становление. Социальная роль дает возможность выстраивать личностную композицию нравственных отношений, включающую в себя отношение человека к самому себе, другим людям, к ценностям культуры, обществу, природе. Социально-психологический компонент формирования личности состоит из: социального отношения; социального поведения человека в разных социальных ролях; социальных позиций и социальных установок и отражает основные ее качества и характеристики, позволяющие личности играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди другихлюдей.
Я в школе:
- ученик (ученица)
- дежурный
- санитар
- командир
- товарищ
- друг
- одноклассник
- помощник учителя
- цветовод
- художник-оформитель
- физорг
- организатор игр
Я дома:
- дочь (сын)
- внук (внучка)
- брат (сестра)
- повар
- помощник мамы (папы)
- «снабженец»
- любитель кошек (рыбок, собак и т.д.)
- зритель
- хозяин
- борец за чистоту
Я вышел из дома:
- шалун
- гражданин
- житель города
- прохожий
- покупатель
- пассажир
- друг
- товарищ
- пешеход
- гость
- родственник
- бегун
- прыгун
- велосипедист
- читатель библиотеки
- сосед (соседка)
- драчун
- садовод
- воспитанник спортивной школы (изостудии, музыкальной школы и т.д.)
- театрал
- отдыхающий (у реки, в лесу)
ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ
Нравственные качества, как формы общественного поведения, являются результатом личного побуждения и эмоционально-положительного отношения ученика. Сам ученик не вырабатывает нормы поведения, а усваивает их вместе с общественным опытом. Воспитательная сила ученического коллектива действует наиболее эффективно, когда личность проявляет активность и играет определенную роль в этом коллективе. С.Л. Рубинштейн утверждал, что «…внешние влияния, переходя в мир человека, сначала приобретают идеальную форму существования, а затем через сложную систему помыслов и мыслительных действий приобретают реальную форму поведения». Чтобы этот процесс завершился, необходимо, чтобы влияния произвели на личность сильное впечатление и вызвали у нее глубокое переживание. В процессе взаимодействия с внешней средой качества личности начинают действовать, проявляясь в поведении.
Детские движения, как пространства самоорганизации – это способ практики жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность демонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт, который будет особенно значимым для общества, если он соответствует принципу «Декларации о правах ребенка»: «Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям».
В данной программе мы используем опыт работы своей школы с детскими коллективами по программам деятельности школьной детско-юношеской организации «Союз Союзов»: «Шаги к творческому успеху», «ДОМ – детский орден милосердия», «Экология и дети», которые направляют детей на успех, дают возможность анализировать собственную личность, коллектив, жизненные ситуации, возможность эффективного общения, умения конструктивно разрешать конфликты. Участие в программе «ДОМ – детский орден милосердия» позволяет учащимся включиться в реальное социальное творчество, проявляя активность, инициативу, ответственность, способствует становлению личности ребенка, его гражданской позиции. Проект проходит под девизом «К истине, добру и красоте!». Учащимся начальных классов соответствует игровая деятельность. «В ролевых играх, - по мнению Б.Д. Эльконина, - модернизирующих человеческие взаимоотношения, могут складываться отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделение труда, забота и внимание друг к другу, формируются и проявляются различные качества личности ребенка». Поэтому для учащихся начального звена разработана игра «Сказочный домик». По условиям игры, класс – это дом, где живут ребята одной семьей, у каждого свои обязанности, своя роль. Игра проходит в три этапа: 1 этап – «Дом, который строим сами!»; 2 этап – «Это дело наших рук»; 3 этап – праздник «Успехи сказочного домика». Результатами игры «Сказочный домик» являются: обретение чувства уверенности в себе и расширение представлений о себе, своих возможностях, стремление принести радость родным и близким, осознание ответственности за свои поступки, приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле, умение распределять обязанности и действовать в коллективе, появление дружных классных коллективов, активизация работы ученического самоуправления.
Накопление нравственного опыта поведения учеников происходит с опорой на наглядные представления или на воспроизводимые в сознании образцы поведения идеала. Система сюжетно-ролевых игр способствует освоению учащимися нравственных ценностей, давая необходимые представления о различных вариантах действий и поступков. Приведем примерный перечень сюжетно-ролевых игр для младших школьников:
1 класс: «Как правильно поздороваться?»; «Мимика и жесты»; «Подбери к словам «хорошо» и «плохо» подходящую картинку»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и школы» (коллективная работа в группе или паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день. Нарисуй, расскажи о них»; «Помоги ребятам в классе составить «Словарь вежливых слов»; «К тебе пришли гости. Игра «Гость – хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На Дне рождения»; «Если другу плохо?»; «Учимся общаться» (Закончи фразу).
2 класс: «Я и другие люди»; «Ученик за невыученный урок получил «2» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения с позиции: 1 группа – ученика, получившего «2», 2 гр. – другого ученика класса, 3 гр. – учителя, который поставил «2», 4 гр. – родителей ученика, получившего «2»); конкурс и защита рисунков «Чему тебя научили сказки?»; деловая игра «Ситуации о правилах поведения в отношениях со старшими, учителем»; «Вежливые слова»; деловая игра «Как тебя зовут друзья?» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии, дают советы).
3 класс: «Опиши своего одноклассника» (назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы: а) считаться твоим другом; б) заслужить твое доверие; в) вызвать симпатию); деловая игра «Верность слову»; деловая игра «Умение общаться»; решение этических задач; коллективно-групповая работа обсуждения ситуаций: «В музее», «После спектакля», «В театре», «В кино»; деловая игра «Культура поведения человека».
4 класс: «Подумай, как поступить»: Если я понимаю настроение другого, то я: а) смогу ему помочь, б) не обижу его, в) поддержу его, г) улучшу его настроение, д) буду доволен, е) свой вариант; написать сочинение «Мой характер и мои поступки»; расскажи, как ты помогаешь маме, папе…
Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом. Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта. Воспитывает и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.
Уже в период обучения грамоте, используя беседы по картинкам, иллюстрации, содержание текстов, главным образом сказок, учитель имеет возможность раскрыть перед детьми внутреннее содержание таких понятий, как взаимопомощь, забота, внимание, доброжелательность, щедрость, аккуратность, дружные ребята, дружная семья, а так же отрицательных понятий, характеризующих отрицательные черты человека: хитрость, жадность, нежелание помочь товарищу, неряшливость и др. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности, гуманности и патриотизме, помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Эта работа способствует коллективному переживанию, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания, дает возможность поделиться друг с другом радостью пережитого, узнать, что волнует и интересует других детей. Большие воспитательные возможности заложены в творческих работах детей, сочинениях, которые требуют выражения личного отношения ребенка к героям произведений и их поступкам.
Школой нравственного воспитания являются: туризм, экскурсии по городу, на производство, в природу, которые воспитывают у школьников интерес к богатствам родного края, бережного отношения к природе.
Знания школьников о нравственных нормах нередко бывают разрозненными и неполными. Для их обобщения используется рассказ учителя, этическая беседа, главное назначение которой – помочь школьникам разобраться в опросах морали, сформировать нравственную позицию, помочь осознать личный нравственный опыт поведения, прививать умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе бесед ребята активно обсуждают нравственные проблемы, приходят к определенным выводам, учатся отстаивать личное мнение, убеждать в нем товарищей. Беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.
Важное значение для нравственного формирования школьников имеет и организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие отношения школьников к учению и своим товарищам, так, чтобы сильные стороны каждого ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создает благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного нравственного развития.
ЗНАНИЯ
«Золотое правило морали»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. (VI-V вв. до н.э.) «Чего в другом не любишь, того сам не делай» (Русская народная пословица) Суть правила в том, что каждый человек должен предъявлять к себе такие требования, какие он предъявляет к другим. Потребность относиться к другим как к самому себе, а точнее – возвышать себя через возвышение других и составляет основу нравственности.
Дети должны усвоить основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость; важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида; общие понятия гражданско-правового сознания: Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим.
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I. Система мероприятий по реализации программы
Я, моя семья, мои друзья.
1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс | |
Сентябрь | ||||
«День знаний» Праздник | «Школа, здравствуй!» урок-путешествие | «1 сентября- День знаний» Праздник | ||
Дискуссия «Чем школьник отличается от дошкольника?» | Дискуссия «зачем я хожу в школу?» | Откровенный раз-говор «Что в школе хорошо, а что мне не нравится?» | Откровенно «Хорошо ли мне в школе, школе от меня?» | |
«Как правильно отдыхать?» | «Заливается звонок – начинается урок» (права и обязанности учащегося) | |||
«Это теперь моя школа!» (знакомство с историей школы) экскурсия в школьный музей | Беседа «Что я знаю о своей школе?» экскурсия в школьный музей | Конкурс рисунков «Моя школа» | Конкурс сочинений о школе. | |
Родительское собрание «А дети – это яркие кометы» | Родительское собрание «Не тревожиться, а удивляться». | Семинар для родителей «Всегда ли мы в ответе за то, что делают наши дети?» | ||
В течение года | ||||
Школа «Хорошие манеры» | ||||
Об истории хороших манер. Твой внешний вид. К тебе гости. Наши праздники. Культура речи. Домашняя библиотека. | Откуда взялись правила поведения? Ты хочешь быть красивым. Разговор о разговоре. После третьего звонка. Чувство времени. | Каким я себя вижу? Я и другие. Прислушайся. Как ты разговариваешь? Когда вам люди говорят спасибо? | «Я человек, но какой?» Экслибрис «Портрет друга» Этическая грам-матика «До дружбы надо вырасти». | |
Традиции воспитания в России. | ||||
Праздник «Будьте добры» | ||||
Дискуссионный клуб | ||||
«Идеальный друг» | «Все легче, если вместе» | «Не останься в стороне»(анализ книги А.Гайдара «Тимур и его команда») | ||
Выставочный зал «У Тюбика». Конкурс рисунков | ||||
«Всякое дело вдвоем веселей» | «Доброе братство лучше богатства» | |||
Откровенно Конкурс рецептов «Как вылечиться от лени?» «Смеемся, грустим, задумываемся». «Какое слово само крепкое?» «Кого называют вежливым?» | Я работаю над собой Тренинг «Учусь быть послушным и терпеливым». Пословицы о нравственных качествах. Вежливый ли ты? | Тайны хорошей памяти. Поиграем – порешаем. «Кого можно назвать вежливым человеком?» | Наука отдыхать. Остановись, подумай. Тест-бюро «Познай себя». Учение на каждый день. | |
Организация коммуникативных тренингов и игр «Школа общения» | ||||
Ноябрь | ||||
Родительское собрание «Развитие у детей общественной активности». | ||||
В течение года | ||||
Поговорим о семейных традициях: | ||||
Разговор «Я – надежда семьи». Сбор пословиц о мамах. Театрализованный семейный марафон. | Диспут «Что такое честь фамилии?» Конкурс «Бабушкины секреты». Раздумья на тему «Когда маме грустно». | Живая газета «Трудно ли быть мамой?» Будем заботиться о младших. | Составление родословной. Откровенный разговор «Старость – всегда слабость». | |
Викторина «Семейные традиции» | ||||
Выставка «Вместе с мамой, вместе с папой». | Конкурс газет «Моя семья – моя радость». | |||
Путешествие в Страну имен. | Праздник «Как вас звать – величать?» | |||
Выпуск школьной газеты «Переменка». «Родителям на заметку», посвященный духовно-нравственному воспитанию в семье | ||||
Организация посещения музеев, выставочных залов, экскурсий с родителями. |
Я – гражданин России, я – липчанин.
1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс | ||||
Декабрь В течение года | |||||||
Изучение символики Российской Федерации и Липецкой области | |||||||
Москва – столица России. Липецк– Центр Липецкой области Гербы Липецка и Липецкой области «Знай свою улицу» | Гимн и флаг России. Экскурсия «Липецк – жемчужина Черноземья». История возникно-вения герба г. Липецк | Загадки Российской символики. Уроки истории Отечества «Матушка Москва – золотая голова» (видеофильм). | Герб и гимн России как произведения искусства. Викторина «Моя Россия» | ||||
Конкурс рисунков «Моя улица» | Конкурс рисунков «Мой город» | Викторина «Кто лучше знает свой город» | Составление альбома «Мой город самый лучший» | ||||
В течение года | |||||||
Школьные акции милосердия | |||||||
«Дом без одиночества», «Шаг на встречу», «Рука в руке», «Эхо войны», «Цветок на граните» | |||||||
Апрель В течение года | |||||||
Школа правовых знаний | |||||||
Дети и Конституция. Кто защищает наши права? | Конституция – основной закон нашей жизни. Библиотечный урок "Ваши права, дети" Конвенция о правах ребенка. | Игра «Имею право», посвященная Дню конституции | |||||
Моя Родина – Россия. Встреча с работ-ником полиции. | Наше Отечество. Диспут «Что важнее – знать или выполнять?» | Твоя Россия. Мы и закон (моделирование ситуаций). «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». | |||||
В течение года | |||||||
Про великих и знаменитых | |||||||
Русские богатыри. Час былины «Преданья старины глубокой» | А. Суворов и М. Кутузов, Библиотечные уроки: Александр Невский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Иван Федоров. | Поэтический час «Только доблесть живет вечно». Звездный час «Защитники земли Русской». | |||||
Русь державная православная. Россия – многонациональное государство. | |||||||
Как обувались и одевались в старину. Зимние игры и забавы. | О чем расскажет народный костюм. Песня народная сердце радует, душу согревает. | Народная национальная одежда. Конкурс народного кос-тюма «Бабушкин сундук» | Аукцион народной мудрости. Посещение в Городском краевед-ческом музее зала этнографии | ||||
Час интересных сообщений «Традиционные праздники вчера и сегодня». Конкурс на лучшую краеведческую находку года из семейного архива «Семейная реликвия». Организация работы народных гостиных по темам: «Любовь к Родине в творчестве композиторов», «Таинственный взмах кисти художника» | |||||||
Мой язык – язык добра и света | |||||||
Парад сказоч-ных героев. Праздник «Язык родной, дружи со мной!» | Встреча с писателем (поэтом, корреспондентом) в литературной гостиной. | Библиотечный урок «Дар Владимира Ивановича Даля» | Брейн-ринг «Язык наш есть тайна». Библиотечный урок «Л.Н. Толстой» | ||||
Что за прелесть эти сказки (час громкого чтения) Инсценировка русских народных сказок. | Конкурс чтецов | ||||||
«Любимые герои сказок Пушкина» | «Русские поэты – детям» | ||||||
Олимпиады по предметам | |||||||
Заочная экскурсия в картинную галерею | |||||||
Беседы о русских художниках «Нарисовал художник сказку» | Н. Пименов, Б. Кустодиев, М. Врубель | П. Корин, М. Ва-снецов, А. Рублев, А. Саврасов; М. Нестеров, Конкурс рисунков «Сказки Пушкина» | И. Левитан, И. Репин, И. Крамской, В. Серов; Сорокин Конкурс рисунков «Люблю пейзажи Липецка» | ||||
Конкурс рисунков «Любимая сказка» | |||||||
Февраль В течение года | |||||||
Защитники земли русской. День Защитника Отечества | |||||||
Книжная выставка и обзорная беседа «О тех, кто уже не придет никогда» | Книжная выставка «Дни и ночи войны» | Книжная выставка «Ни шагу назад!» | |||||
Экскурсия на площадь героев «Мои земляки – герои воины» «Славные сыны Липецкого края»: | |||||||
Конкурс плакатов «Нет войне!» Конкурс чтецов «Нам не помнить об этом нельзя!» | Защита проектов учащихся «Народные традиции и обычаи» | ||||||
Февраль | |||||||
Родительское собрание «С чего начинается Родина» | Родительское собрание «Растить гражданина» | ||||||
Март | |||||||
Праздник «Мы твои друзья, природа!» Изучение правил поведения в природе | Дискуссия «Природа и мы» Игра «Поиск нарушителей законов природы» |
Дерево сильно плодами, а человек – трудом.
1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс | ||
В течение года | |||||
«Что я должен делать в классе?» | «Кто ленив, тот и сонлив» - если ты не выучил урок или проспал? | «Кем я буду, когда вырасту?» | Почему так го-ворят «Делано наспех – сдела-но насмех»? | ||
Октябрь | |||||
Конкурс поделок из природного материала «Вдохновение» | |||||
В течение года | |||||
Конкурс «Самая лучшая классная комната» | |||||
Конкурс «Самый чистый кабинет» | Конкурс «Самый «зеленый» класс» | ||||
Акция «Книжкина больница» | |||||
Изготовление подарков будущим первоклассникам | Изготовление книжек-самоделок для малышей. | ||||
Конкурс рисунков «Кто что любит делать» | «Зимняя фантазия» - украсим наш двор. | ||||
Народные промыслы. Посещение музея декоративно-прикладного искусства | |||||
Апрель | |||||
Родительское собрание «Трудовое воспитание младших школьников в семье. Не растить белоручек!» | |||||
Март | |||||
Выставка прикладного народного творчества «Умелые руки не знают скуки» (предметы стариной утвари, бабушкино рукоделие, современные изделия, выполненные детьми и их родителями в народном стиле). | |||||
Декабрь | |||||
«Умелые руки не знают скуки». Выставка поделок, выполненных учащимися. | |||||
Работа волшебной фабрики Деда Мороза. Игра «Почта» | |||||
Изготовление гирлянд | Изготовление снежинок | Изготовление фонариков | Объемные игрушки | ||
Конкурс кабинетов, украшенных детьми совместно с родителями «Мы всем классом ждем Нового года!» | |||||
Уроки Самоделкина. «Это дело наших рук» - подарки для родных и друзей. | |||||
«За что я отвечаю?» - наполним «Шкатулку добрых дел» | |||||
Выставка творческих работ детей «В семье единой», отражающая содружество культур народов России | |||||
В течение года | |||||
Работа школьного радио | |||||
«Играть играй, а дело знай» | «Всякий человек в деле познается» | «Кто любит труд того люди чтут» | «Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается» | ||
Конкурс-выставка семейных работ по техническому творчеству «Папа, мама, я – техническая семья» | |||||
Мы – друзья птиц | |||||
Акция «Кормушки для зимующих птиц» | Праздник птиц. Конкурс«Лучший домик для птиц» | ||||
Экскурсии в клуб «Ровесник», Центр развития творчества детей и юношества «Левобережный», с целью популяризации сети кружков, клубов, организаций дополнительного образования. | |||||
Экскурсия на станцию юных натуралистов «Флора» | |||||
Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке. | |||||
Выращивание простейших сельскохозяйственных культур «Огород на подоконнике» | Выращивание рассады цветоч-ных культур. Работа на при-школьном учас-тке «Сами садик мы садили, сами будем поливать» | Высадка рассады цветочных культур. Работа на пришкольном участке. Проектно-исследовательская деятельность: «Какие семена всходят быстрее?», «Овощные культуры», «Злаки», «Бобовые культуры». |
Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.
1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс | |||
В течение года Ноябрь | ||||||
Занятия проводит доктор Пилюлькин | ||||||
Клуб «В гости к Мойдодыру»: Дружи с водой. Чтоб глаза видели. Какого ухода требуют уши. И о коже надо заботиться. Приятного аппетита. Крепкие- крепкие зубы. | Спокойной ночи. Клуб «В гости к Мойдодыру»: Руки и ноги тебе ещё пригодятся. Держи осанку! Как уберечься от прос-туды. Что нужно знать о лекарствах. Праздник «Как стать Неболейкой?» | Клуб «Румяные щеки»:Как живет организм? Наши органы. Признаки болезни. Болезни грязных рук.По-резы, ссадины и царапины. Диспут «Что может чело-век?»Смотрим телевизор. | Клуб «Неболейка»: Уроки семьи … (Пригласить родителей, дети которых редко болеют, с советами о ЗОЖ) Конкурс по-лезных советов «Здоровье – глав-ное богатство».Как одолеть болезнь? Как настроение? | |||
Конкурс газет «Правила здорового образа жизни». | ||||||
Полезные и вредные привычки: | ||||||
Встреча со школьным врачом: «Полезные и вредные привычки» Конкурс рисунков «Полезные привычки – наши друзья» | Встреча с врачом-наркологом «Губительная сигарета». | Встреча с врачом-наркологом «Наркомания – катастрофа». | ||||
Практикум «Как поступить в данной ситуации?» | ||||||
«Драться или не драться?» | «Плохой поступок «за компанию»? | «Если тебе предложили сигарету?» | «Ты оказался в дурной компании!» | |||
Апрель | ||||||
Родительское собрание | ||||||
«Без простуд» | «Культура семейная и культура физическая». | «К здоровому образу жизни». | ||||
Игротерапия: утренняя зарядка. Вспомним забытые игры. Подвижные перемены. Дни здоровья. | ||||||
Организация встреч с тренерами ДЮСШ, мастерами спорта. Проведение с их помощью соревнований: | ||||||
«Веселые старты» | «Мама, папа, я – спортивная семья». | |||||
В течение года Декабрь | ||||||
Зимние забавы. Спортивный праздник «Быстрые санки» | ||||||
Будь здорова душа: Откровенный разговор «Твоя душа – единственная в мире». | ||||||
Тест «Ты – сова или жаворонок?» | Тест «Как ты к себе относишься?» | Тест «Доволен ли ты собой?» | Тест «Ты и твой характер» | |||
Методика незаконченных предложений: | ||||||
Мне нравится… | Я хочу… | Я боюсь … | Мне тревожно… | |||
Час откровения: | ||||||
Не поддавайся унынию, всегда будь готов к новой радости. Научись радоваться успехам одноклассников. | Никогда никому не завидуй. Злые чувства – враг здоровья души. | Опасная сладость злых чувств. Как оберегать свою душу от дурного. | ||||
Этические беседы: | ||||||
Будь непримирим к грубости | Недопустимость кличек и прозвищ | Не будь равнодушным | Ты против лжи, нечестности! | |||
Сентябрь | ||||||
Родительская конференция. Тест «Ваши отношения с детьми». «Круглый стол» | ||||||
Конкурс «Здоровье и дружная семья». | ||||||
«Зарничка» | Смотр строя, песни и речёвки «Парад войск» |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.
Действия педагога, направленные на достижения воспитательных результатов.
Уровень | Особенности возрастной категории | Действия педагога |
1 уровень (1 класс) Приобретение школьником социальных знаний | Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школьную реальность | Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию (самоизменению) В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход (усвоение человеком нового для него опыта поведения и деятельности) |
2 уровень (2-3 класс) Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества | Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом | Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы. В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем. |
3 уровень ( 4 класс) Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. | Потребность в самореализации, в общественном признании, в желании проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности | Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены. Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны. В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем |
Что изменится | Каким образом фиксируем, замеряем |
|
|
|
|
Предварительный просмотр:
1 класс
Система мероприятий по реализации программы
Я, моя семья, мои друзья.
«День знаний» Праздник | Сентябрь |
Дискуссия «Чем школьник отличается от дошкольника?» | |
«Как правильно отдыхать?» | |
«Это теперь моя школа!» (знакомство с историей школы) экскурсия в школьный музей | |
Родительское собрание «А дети – это яркие кометы» | |
Школа «Хорошие манеры» Об истории хороших манер. Твой внешний вид. К тебе гости. Наши праздники. Культура речи. Домашняя библиотека. | В течение года |
Дискуссионный клуб «Идеальный друг» | |
Выставочный зал «У Тюбика». Конкурс рисунков «Всякое дело вдвоем веселей» | |
Откровенно Конкурс рецептов «Как вылечиться от лени?» «Смеемся, грустим, задумываемся». «Какое слово само крепкое?» «Кого называют вежливым?» | |
Родительское собрание «Развитие у детей общественной активности». | Ноябрь |
Поговорим о семейных традициях: Разговор «Я – надежда семьи». Сбор пословиц о мамах. Театрализованный семейный марафон. | В течение года |
Выставка «Вместе с мамой, вместе с папой». | |
Путешествие в Страну имен. |
Я – гражданин России, я – липчанин.
Изучение символики Российской Федерации и Липецкой области | Декабрь |
Москва – столица России. Липецк– Центр Липецкой области Гербы Липецка и Липецкой области «Знай свою улицу» | В течение года |
Конкурс рисунков «Моя улица» | |
Школьные акции милосердия | В течение года |
«Дом без одиночества», «Шаг на встречу», «Рука в руке», «Эхо войны», «Цветок на граните» | |
Школа правовых знаний | Апрель В течение года |
Дети и Конституция. Кто защищает наши права? Моя Родина – Россия. Встреча с работ-ником полиции. | |
Про великих и знаменитых | В течение года |
Русские богатыри. Час былины «Преданья старины глубокой» | |
Русь державная православная. Россия – многонациональное государство. | |
Как обувались и одевались в старину. Зимние игры и забавы. | |
Час интересных сообщений «Традиционные праздники вчера и сегодня». Конкурс на лучшую краеведческую находку года из семейного архива «Семейная реликвия». Организация работы народных гостиных по темам: «Любовь к Родине в творчестве композиторов», «Таинственный взмах кисти художника» | В течение года |
Мой язык – язык добра и света Парад сказоч-ных героев. Праздник «Язык родной, дружи со мной!» Что за прелесть эти сказки (час громкого чтения) Инсценировка русских народных сказок Заочная экскурсия в картинную галерею Беседы о русских художниках «Нарисовал художник сказку» Конкурс рисунков «Любимая сказка» | |
Защитники земли русской. День Защитника Отечества | Февраль В течение года |
Книжная выставка и обзорная беседа «О тех, кто уже не придет никогда» | |
Экскурсия на площадь героев «Мои земляки – герои воины» «Славные сыны Липецкого края»: | |
Конкурс плакатов «Нет войне!» Конкурс чтецов «Нам не помнить об этом нельзя!» | |
Родительское собрание «С чего начинается Родина» | Февраль |
Праздник «Мы твои друзья, природа!» Изучение правил поведения в природе | Март |
Дерево сильно плодами, а человек – трудом.
«Что я должен делать в классе?» | В течение года |
Конкурс поделок из природного материала «Вдохновение» | Октябрь |
Конкурс «Самая лучшая классная комната» Конкурс «Самый чистый кабинет» Акция «Книжкина больница» Изготовление подарков будущим первоклассникам Конкурс рисунков «Кто что любит делать» | В течение года |
Народные промыслы. Посещение музея декоративно-прикладного искусства | |
Родительское собрание «Трудовое воспитание младших школьников в семье. Не растить белоручек!» | Апрель |
Выставка прикладного народного творчества «Умелые руки не знают скуки» (предметы стариной утвари, бабушкино рукоделие, современные изделия, выполненные детьми и их родителями в народном стиле). | Март |
«Умелые руки не знают скуки». Выставка поделок, выполненных учащимися. Работа волшебной фабрики Деда Мороза. Игра «Почта» Изготовление гирлянд Конкурс кабинетов, украшенных детьми совместно с родителями «Мы всем классом ждем Нового года!» | Декабрь |
Уроки Самоделкина. «Это дело наших рук» - подарки для родных и друзей. | В течение года |
«За что я отвечаю?» - наполним «Шкатулку добрых дел» | |
Выставка творческих работ детей «В семье единой», отражающая содружество культур народов России | |
Работа школьного радио | В течение года |
«Играть играй, а дело знай» | |
Конкурс-выставка семейных работ по техническому творчеству «Папа, мама, я – техническая семья» | В течение года |
Мы – друзья птиц Акция «Кормушки для зимующих птиц» | |
Экскурсии в клуб «Ровесник», Центр развития творчества детей и юношества «Левобережный», с целью популяризации сети кружков, клубов, организаций дополнительного образования. | В течение года |
Экскурсия на станцию юных натуралистов «Флора» | |
Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке. | |
Выращивание простейших сельскохозяйственных культур «Огород на подоконнике» |
Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.
Занятия проводит доктор Пилюлькин | В течение года Ноябрь |
Клуб «В гости к Мойдодыру»: Дружи с водой. Чтоб глаза видели. Какого ухода требуют уши. И о коже надо заботиться. Приятного аппетита. Крепкие- крепкие зубы. | В течение года |
Конкурс газет «Правила здорового образа жизни». | |
Полезные и вредные привычки: Встреча со школьным врачом: «Полезные и вредные привычки» Конкурс рисунков «Полезные привычки – наши друзья» | |
Практикум «Как поступить в данной ситуации?» «Драться или не драться?» | |
Родительское собрание «Без простуд» | Апрель |
Игротерапия: утренняя зарядка. Вспомним забытые игры. Подвижные перемены. Дни здоровья. | В течение года |
Организация встреч с тренерами ДЮСШ, мастерами спорта. Проведение с их помощью соревнований: | |
Зимние забавы. Спортивный праздник «Быстрые санки» | Декабрь |
Будь здорова душа: Откровенный разговор «Твоя душа – единственная в мире». | В течение года |
Тест «Ты – сова или жаворонок?» | |
Методика незаконченных предложений: Мне нравится… Час откровения: | |
Не поддавайся унынию, всегда будь готов к новой радости. Научись радоваться успехам одноклассников | |
Этические беседы: | |
Будь непримирим к грубости | |
Родительская конференция. Тест «Ваши отношения с детьми». «Круглый стол» | Сентябрь |
Конкурс «Здоровье и дружная семья». | |
«Зарничка» |
Предварительный просмотр:
2 класс
Система мероприятий по реализации программы
Я, моя семья, мои друзья.
«Школа, здравствуй!» урок-путешествие | Сентябрь |
Дискуссия «зачем я хожу в школу?» | |
«Заливается звонок – начинается урок» (права и обязанности учащегося) | |
Беседа «Что я знаю о своей школе?» экскурсия в школьный музей | |
Родительское собрание «Не тревожиться, а удивляться». | |
Школа «Хорошие манеры» Откуда взялись правила поведения? Ты хочешь быть красивым. Разговор о разговоре. После третьего звонка. Чувство времени. | В течение года |
Дискуссионный клуб «Все легче, если вместе» | |
Выставочный зал «У Тюбика». Конкурс рисунков «Всякое дело вдвоем веселей» | |
Я работаю над собой Тренинг «Учусь быть послушным и терпеливым». Пословицы о нравственных качествах. Вежливый ли ты? | |
Родительское собрание «Развитие у детей общественной активности». | Ноябрь |
Поговорим о семейных традициях: Диспут «Что такое честь фамилии?» Конкурс «Бабушкины секреты». Раздумья на тему «Когда маме грустно». | В течение года |
Выставка «Вместе с мамой, вместе с папой». | |
Путешествие в Страну имен. | |
Организация посещения музеев, выставочных залов, экскурсий с родителями. |
Я – гражданин России, я – липчанин.
Изучение символики Российской Федерации и Липецкой области | Декабрь |
Гимн и флаг России. Экскурсия «Липецк – жемчужина Черноземья». История возникновения герба г. Липецк | В течение года |
Конкурс рисунков «Мой город» | |
Школьные акции милосердия | В течение года |
«Дом без одиночества», «Шаг на встречу», «Рука в руке», «Эхо войны», «Цветок на граните» | |
Школа правовых знаний | Апрель В течение года |
Конституция – основной закон нашей жизни. Библиотечный урок "Ваши права, дети" Конвенция о правах ребенка. Наше Отечество. Диспут «Что важнее – знать или выполнять?» | |
Про великих и знаменитых | В течение года |
А. Суворов и М. Кутузов, Библиотечные уроки: Александр Невский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Иван Федоров. | |
Русь державная православная. Россия – многонациональное государство. | |
О чем расскажет народный костюм. Песня народная сердце радует, душу согревает. | |
Час интересных сообщений «Традиционные праздники вчера и сегодня». Конкурс на лучшую краеведческую находку года из семейного архива «Семейная реликвия». Организация работы народных гостиных по темам: «Любовь к Родине в творчестве композиторов», «Таинственный взмах кисти художника» | В течение года |
Мой язык – язык добра и света Встреча с писателем (поэтом, корреспондентом) в литературной гостиной. Что за прелесть эти сказки (час громкого чтения) Инсценировка русских народных сказок Заочная экскурсия в картинную галерею Н. Пименов, Б. Кустодиев, М. Врубель Конкурс рисунков «Любимая сказка» | |
Защитники земли русской. День Защитника Отечества | Февраль В течение года |
Книжная выставка и обзорная беседа «О тех, кто уже не придет никогда» | |
Экскурсия на площадь героев «Мои земляки – герои воины» «Славные сыны Липецкого края»: | |
Конкурс плакатов «Нет войне!» Конкурс чтецов «Нам не помнить об этом нельзя!» | |
Родительское собрание «С чего начинается Родина» | Февраль |
Праздник «Мы твои друзья, природа!» Изучение правил поведения в природе | Март |
Дерево сильно плодами, а человек – трудом.
«Кто ленив, тот и сонлив» - если ты не выучил урок или проспал? | В течение года |
Конкурс поделок из природного материала «Вдохновение» | Октябрь |
Конкурс «Самая лучшая классная комната» Конкурс «Самый чистый кабинет» Акция «Книжкина больница» Изготовление подарков будущим первоклассникам Конкурс рисунков «Кто что любит делать» | В течение года |
Народные промыслы. Посещение музея декоративно-прикладного искусства | |
Родительское собрание «Трудовое воспитание младших школьников в семье. Не растить белоручек!» | Апрель |
Выставка прикладного народного творчества «Умелые руки не знают скуки» (предметы стариной утвари, бабушкино рукоделие, современные изделия, выполненные детьми и их родителями в народном стиле). | Март |
«Умелые руки не знают скуки». Выставка поделок, выполненных учащимися. Работа волшебной фабрики Деда Мороза. Игра «Почта» Изготовление снежинок Конкурс кабинетов, украшенных детьми совместно с родителями «Мы всем классом ждем Нового года!» | Декабрь |
Уроки Самоделкина. «Это дело наших рук» - подарки для родных и друзей. | В течение года |
«За что я отвечаю?» - наполним «Шкатулку добрых дел» | |
Выставка творческих работ детей «В семье единой», отражающая содружество культур народов России | |
Работа школьного радио | В течение года |
«Всякий человек в деле познается» | |
Конкурс-выставка семейных работ по техническому творчеству «Папа, мама, я – техническая семья» | В течение года |
Мы – друзья птиц Акция «Кормушки для зимующих птиц» | |
Экскурсии в клуб «Ровесник», Центр развития творчества детей и юношества «Левобережный», с целью популяризации сети кружков, клубов, организаций дополнительного образования. | В течение года |
Экскурсия на станцию юных натуралистов «Флора» | |
Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке. | |
Выращивание рассады цветочных культур. Работа на пришкольном участке «Сами садик мы садили, сами будем поливать» |
Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.
Занятия проводит доктор Пилюлькин | В течение года Ноябрь |
Клуб «В гости к Мойдодыру»: Спокойной ночи. Клуб «В гости к Мойдодыру»: Руки и ноги тебе ещё пригодятся. Держи осанку! Как уберечься от простуды. Что нужно знать о лекарствах. Праздник «Как стать Неболейкой?» | В течение года |
Конкурс газет «Правила здорового образа жизни». | |
Полезные и вредные привычки: Встреча со школьным врачом: «Полезные и вредные привычки» Конкурс рисунков «Полезные привычки – наши друзья» | |
Практикум «Как поступить в данной ситуации?» «Плохой поступок «за компанию»? | |
Родительское собрание «Культура семейная и культура физическая». | Апрель |
Игротерапия: утренняя зарядка. Вспомним забытые игры. Подвижные перемены. Дни здоровья. | В течение года |
Организация встреч с тренерами ДЮСШ, мастерами спорта. Проведение с их помощью соревнований: «Веселые старты» | |
Зимние забавы. Спортивный праздник «Быстрые санки» | Декабрь |
Будь здорова душа: Откровенный разговор «Твоя душа – единственная в мире». | В течение года |
Тест «Как ты к себе относишься?» | |
Методика незаконченных предложений: Я хочу… Час откровения: | |
Не поддавайся унынию, всегда будь готов к новой радости. Научись радоваться успехам одноклассников | |
Этические беседы: | |
Недопустимость кличек и прозвищ | |
Родительская конференция. Тест «Ваши отношения с детьми». «Круглый стол» | Сентябрь |
Конкурс «Здоровье и дружная семья». | |
«Зарничка» |
Предварительный просмотр:
3 класс
Система мероприятий по реализации программы
Я, моя семья, мои друзья.
«1 сентября- День знаний» Праздник | Сентябрь |
Откровенный раз-говор «Что в школе хорошо, а что мне не нравится?» | |
«Заливается звонок – начинается урок» (права и обязанности учащегося) | |
Конкурс рисунков «Моя школа» | |
Семинар для родителей «Всегда ли мы в ответе за то, что делают наши дети?» | |
Школа «Хорошие манеры» Каким я себя вижу? Я и другие. Прислушайся. Как ты разговариваешь? Когда вам люди говорят спасибо? Традиции воспитания в России. Праздник «Будьте добры» | В течение года |
Дискуссионный клуб ««Не останься в стороне»(анализ книги А.Гайдара «Тимур и его команда») | |
Выставочный зал «У Тюбика». Конкурс рисунков «Доброе братство лучше богатства» Тайны хорошей памяти. Поиграем – порешаем. «Кого можно назвать вежливым человеком?» Организация коммуникативных тренингов и игр «Школа общения»
| |
Я работаю над собой Тренинг «Учусь быть послушным и терпеливым». Пословицы о нравственных качествах. Вежливый ли ты? | |
Родительское собрание «Развитие у детей общественной активности». | Ноябрь |
Поговорим о семейных традициях: Живая газета «Трудно ли быть мамой?» Викторина «Семейные традиции» Конкурс газет «Моя семья – моя радость». Праздник «Как вас звать – величать?» | В течение года |
Выставка «Вместе с мамой, вместе с папой». | |
Путешествие в Страну имен. | |
Организация посещения музеев, выставочных залов, экскурсий с родителями. |
Я – гражданин России, я – липчанин.
Изучение символики Российской Федерации и Липецкой области | Декабрь |
Загадки Российской символики. Уроки истории Отечества «Матушка Москва – золотая голова» (видеофильм). Викторина «Кто лучше знает свой город» | В течение года |
Конкурс рисунков «Мой город» | |
Школьные акции милосердия | В течение года |
«Дом без одиночества», «Шаг на встречу», «Рука в руке», «Эхо войны», «Цветок на граните» | |
Школа правовых знаний | Апрель В течение года |
Конституция – основной закон нашей жизни. Библиотечный урок "Ваши права, дети" Твоя Россия. Мы и закон (моделирование ситуаций). «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Конвенция о правах ребенка. Наше Отечество. Диспут «Что важнее – знать или выполнять?» | |
Про великих и знаменитых | В течение года |
А. Суворов и М. Кутузов, Библиотечные уроки: Александр Невский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Иван Федоров. | |
Русь державная православная. Россия – многонациональное государство. | |
Народная национальная одежда. Конкурс народного костюма «Бабушкин сундук»О чем расскажет народный костюм. | |
Час интересных сообщений «Традиционные праздники вчера и сегодня». Конкурс на лучшую краеведческую находку года из семейного архива «Семейная реликвия». Организация работы народных гостиных по темам: «Любовь к Родине в творчестве композиторов», «Таинственный взмах кисти художника» | В течение года |
Мой язык – язык добра и света Библиотечный урок «Дар Владимира Ивановича Даля» Конкурс чтецов«Любимые герои сказок Пушкина» Олимпиады по предметам. Заочная экскурсия в картинную галерею П. Корин, М. Ва-снецов, А. Рублев, А. Саврасов; М. Нестеров, Конкурс рисунков «Сказки Пушкина» | |
Защитники земли русской. День Защитника Отечества | Февраль В течение года |
Книжная выставка «Дни и ночи войны» | |
Экскурсия на площадь героев «Мои земляки – герои воины» «Славные сыны Липецкого края»: | |
Конкурс плакатов «Нет войне!» Конкурс чтецов «Нам не помнить об этом нельзя!» | |
Родительское собрание «Растить гражданина» | Февраль |
Дискуссия «Природа и мы» Игра «Поиск нарушителей законов природы» | Март |
Дерево сильно плодами, а человек – трудом.
«Кем я буду, когда вырасту?» | В течение года |
Конкурс поделок из природного материала «Вдохновение» | Октябрь |
Конкурс «Самая лучшая классная комната» Конкурс «Самый «зеленый» класс» Акция «Книжкина больница» Изготовление книжек-самоделок для малышей. «Зимняя фантазия» - украсим наш двор. | В течение года |
Народные промыслы. Посещение музея декоративно-прикладного искусства | |
Родительское собрание «Трудовое воспитание младших школьников в семье. Не растить белоручек!» | Апрель |
Выставка прикладного народного творчества «Умелые руки не знают скуки» (предметы стариной утвари, бабушкино рукоделие, современные изделия, выполненные детьми и их родителями в народном стиле). | Март |
«Умелые руки не знают скуки». Выставка поделок, выполненных учащимися. Работа волшебной фабрики Деда Мороза. Изготовление фонариков Конкурс кабинетов, украшенных детьми совместно с родителями «Мы всем классом ждем Нового года!» | Декабрь |
Уроки Самоделкина. «Это дело наших рук» - подарки для родных и друзей. | В течение года |
«За что я отвечаю?» - наполним «Шкатулку добрых дел» | |
Выставка творческих работ детей «В семье единой», отражающая содружество культур народов России | |
Работа школьного радио | В течение года |
«Кто любит труд того люди чтут» | |
Конкурс-выставка семейных работ по техническому творчеству «Папа, мама, я – техническая семья» | В течение года |
Мы – друзья птиц Праздник птиц. Конкурс«Лучший домик для птиц» | |
Экскурсии в клуб «Ровесник», Центр развития творчества детей и юношества «Левобережный», с целью популяризации сети кружков, клубов, организаций дополнительного образования. | В течение года |
Экскурсия на станцию юных натуралистов «Флора» | |
Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке. | |
В Высадка рассады цветочных культур. Работа на пришкольном участке. Проектно-исследовательская деятельность: «Какие семена всходят быстрее?», «Овощные культуры», «Злаки», «Бобовые культуры». |
Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.
Занятия проводит доктор Пилюлькин | В течение года Ноябрь |
Клуб «Румяные щеки»:Как живет организм? Наши органы. Признаки болезни. Болезни грязных рук.Порезы, ссадины и царапины. Диспут «Что может чело-век?» Праздник «Как стать Неболейкой?» | В течение года |
Конкурс газет «Правила здорового образа жизни». | |
Полезные и вредные привычки: Встреча с врачом-наркологом «Губительная сигарета» | |
Практикум «Как поступить в данной ситуации?» «Если тебе предложили сигарету?» | |
Родительское собрание «Культура семейная и культура физическая». | Апрель |
Игротерапия: утренняя зарядка. Вспомним забытые игры. Подвижные перемены. Дни здоровья. | В течение года |
Организация встреч с тренерами ДЮСШ, мастерами спорта. Проведение с их помощью соревнований: «Мама, папа, я – спортивная семья» | |
Зимние забавы. Спортивный праздник «Быстрые санки» | Декабрь |
Будь здорова душа: Откровенный разговор «Твоя душа – единственная в мире». | В течение года |
Тест «Доволен ли ты собой?» | |
Методика незаконченных предложений: Я боюсь … Час откровения: | |
Никогда никому не завидуй. Злые чувства – враг здоровья души. | |
Этические беседы: | |
Не будь равнодушным | |
Родительская конференция. Тест «Ваши отношения с детьми». «Круглый стол» | Сентябрь |
Конкурс «Здоровье и дружная семья». | |
Смотр строя, песни и речёвки «Парад войск» |
Предварительный просмотр:
4класс
Система мероприятий по реализации программы
Я, моя семья, мои друзья.
«1 сентября- День знаний» Праздник | Сентябрь |
Откровенно «Хорошо ли мне в школе, школе от меня?» | |
«Заливается звонок – начинается урок» (права и обязанности учащегося) | |
Конкурс сочинений о школе. | |
Семинар для родителей «Всегда ли мы в ответе за то, что делают наши дети?» | |
Школа «Хорошие манеры» Каким я себя вижу? «Я человек, но какой?» Экслибрис «Портрет друга» Этическая грамматика «До дружбы надо вырасти» Традиции воспитания в России. Праздник «Будьте добры» | В течение года |
Дискуссионный клуб ««Не останься в стороне»(анализ книги А.Гайдара «Тимур и его команда») | |
Выставочный зал «У Тюбика». Конкурс рисунков Остановись, подумай. Тест-бюро «Познай себя». Учение на каждый день «Доброе братство лучше богатства» Организация коммуникативных тренингов и игр «Школа общения» Наука отдыхать. | |
Я работаю над собой Тренинг «Учусь быть послушным и терпеливым». Пословицы о нравственных качествах. Вежливый ли ты? | |
Родительское собрание «Развитие у детей общественной активности». | Ноябрь |
Поговорим о семейных традициях: Составление родословной. Откровенный разговор «Старость – всегда слабость». Викторина «Семейные традиции» Конкурс газет «Моя семья – моя радость». Праздник «Как вас звать – величать?» | В течение года |
Выставка «Вместе с мамой, вместе с папой». | |
Путешествие в Страну имен. | |
Организация посещения музеев, выставочных залов, экскурсий с родителями. |
Я – гражданин России, я – липчанин.
Изучение символики Российской Федерации и Липецкой области | Декабрь |
Герб и гимн России как произведения искусства. Викторина «Моя Россия» Составление альбома «Мой город самый лучший» | В течение года |
Конкурс рисунков «Мой город» | |
Школьные акции милосердия | В течение года |
«Дом без одиночества», «Шаг на встречу», «Рука в руке», «Эхо войны», «Цветок на граните» | |
Школа правовых знаний | Апрель В течение года |
Игра «Имею право», посвященная Дню конституции . Твоя Россия. Мы и закон (моделирование ситуаций). «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» | |
Про великих и знаменитых | В течение года |
Поэтический час «Только доблесть живет вечно». Звездный час «Защитники земли Русской». | |
Русь державная православная. Россия – многонациональное государство. | |
Н Аукцион народной мудрости. Посещение в Городском краеведческом музее зала этнографии. | |
Час интересных сообщений «Традиционные праздники вчера и сегодня». Конкурс на лучшую краеведческую находку года из семейного архива «Семейная реликвия». Организация работы народных гостиных по темам: «Любовь к Родине в творчестве композиторов», «Таинственный взмах кисти художника» | В течение года |
Мой язык – язык добра и света Брейн-ринг «Язык наш есть тайна». Библиотечный урок «Л.Н. Толстой» «Русские поэты – детям» Олимпиады по предметам. Заочная экскурсия в картинную галерею П. Корин, М. Васнецов, А. Рублев, А. Саврасов; М. Нестеров, Конкурс рисунков «Сказки Пушкина» | |
Защитники земли русской. День Защитника Отечества | Февраль В течение года |
Книжная выставка «Ни шагу назад!» | |
Экскурсия на площадь героев «Мои земляки – герои воины» «Славные сыны Липецкого края»: | |
Защита проектов учащихся «Народные традиции и обычаи» | |
Родительское собрание «Растить гражданина» | Февраль |
Дискуссия «Природа и мы» Игра «Поиск нарушителей законов природы» | Март |
Дерево сильно плодами, а человек – трудом.
Почему так говорят «Делано наспех – сделано насмех»? | В течение года |
Конкурс поделок из природного материала «Вдохновение» | Октябрь |
Конкурс «Самая лучшая классная комната» Конкурс «Самый «зеленый» класс» Акция «Книжкина больница» Изготовление книжек-самоделок для малышей. «Зимняя фантазия» - украсим наш двор. | В течение года |
Народные промыслы. Посещение музея декоративно-прикладного искусства | |
Родительское собрание «Трудовое воспитание младших школьников в семье. Не растить белоручек!» | Апрель |
Выставка прикладного народного творчества «Умелые руки не знают скуки» (предметы стариной утвари, бабушкино рукоделие, современные изделия, выполненные детьми и их родителями в народном стиле). | Март |
«Умелые руки не знают скуки». Выставка поделок, выполненных учащимися. Работа волшебной фабрики Деда Мороза. Объемные игрушки Конкурс кабинетов, украшенных детьми совместно с родителями «Мы всем классом ждем Нового года!» | Декабрь |
Уроки Самоделкина. «Это дело наших рук» - подарки для родных и друзей. | В течение года |
«За что я отвечаю?» - наполним «Шкатулку добрых дел» | |
Выставка творческих работ детей «В семье единой», отражающая содружество культур народов России | |
Работа школьного радио | В течение года |
«Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается» | |
Конкурс-выставка семейных работ по техническому творчеству «Папа, мама, я – техническая семья» | В течение года |
Мы – друзья птиц Праздник птиц. Конкурс«Лучший домик для птиц» | |
Экскурсии в клуб «Ровесник», Центр развития творчества детей и юношества «Левобережный», с целью популяризации сети кружков, клубов, организаций дополнительного образования. | В течение года |
Экскурсия на станцию юных натуралистов «Флора» | |
Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке. | |
В Высадка рассады цветочных культур. Работа на пришкольном участке. Проектно-исследовательская деятельность: «Какие семена всходят быстрее?», «Овощные культуры», «Злаки», «Бобовые культуры». |
Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.
Занятия проводит доктор Пилюлькин | В течение года Ноябрь |
Клуб «Неболейка»: Уроки семьи … (Пригласить родителей, дети которых редко болеют, с советами о ЗОЖ) Конкурс по-лезных советов «Здоровье – глав-ное богатство».Как одолеть болезнь? Как настроение? | В течение года |
Конкурс газет «Правила здорового образа жизни». | |
Полезные и вредные привычки: Встреча с врачом-наркологом «Наркомания – катастрофа». | |
Практикум «Как поступить в данной ситуации?» «Ты оказался в дурной компании!» | |
Родительское собрание «К здоровому образу жизни». | Апрель |
Игротерапия: утренняя зарядка. Вспомним забытые игры. Подвижные перемены. Дни здоровья. | В течение года |
Организация встреч с тренерами ДЮСШ, мастерами спорта. Проведение с их помощью соревнований: «Мама, папа, я – спортивная семья» | |
Зимние забавы. Спортивный праздник «Быстрые санки» | Декабрь |
Будь здорова душа: Откровенный разговор «Твоя душа – единственная в мире». | В течение года |
Тест «Ты и твой характер» | |
Методика незаконченных предложений: Мне тревожно… Час откровения: | |
Опасная сладость злых чувств. Как оберегать свою душу от дурного. | |
Этические беседы: | |
Ты против лжи, нечестности! | |
Родительская конференция. Тест «Ваши отношения с детьми». «Круглый стол» | Сентябрь |
Конкурс «Здоровье и дружная семья». | |
Смотр строя, песни и речёвки «Парад войск» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы во 2-м классе
Интеграция образовательной, воспитывающей и развивающей деятельности....
Планирование воспитательной работы в 1-4 классах
Задачи воспитательной работы, органы самоуправления, воспитательная работа с 1 по 4 класс...
Диагностика воспитательной системы в 4 "А" классе
Диагностическая карта составлена мною на 2011-2012 учебный год для работы в 4 "А" классе...
Краткосрочная программа воспитательной деятельности обучающихся в первых классах группы продленного дня.
Программа создана для работы с первыми классами в группе продленного дня. Может использоваться на протяжении нескольких лет....
Анализ воспитательной работы в 1-3 классах за 2012-2013 учебный год учителя начальных классов
Воспитательная работа в классном коллективе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитания в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитан...
Анализ воспитательной работы в 1 «Е» классе учителя начальных классов Ниневской Л.В. за 2013-2014 учебный год
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества явля...
Качество воспитательного образования Анализ воспитательной работы в 1 «в» классе
Младший школьный возраст- это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно, в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные...