Программа по внеурочной деятельности «Я - исследователь»
рабочая программа (1 класс)

Ренина Ольга Вячеславовна
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общего образования, образовательной программы МБОУ НОШ №1 поселка Эльбан и рекомендаций А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников». Цель курса: • развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития Задачи: • развивать познавательные потребности и способности, умения и навыки исследовательского поиска, коммуникативные и умственные способности: (память, наблюдательность, мышление, воображение); • формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; • формировать начальные навыки для проведения самостоятельных исследований.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА                                                                УТВЕРЖДЕНА

педагогическим советом                                                приказом директора

от 23.05.2019 №6                                                             от 28.05.2019 № 110-Д

Программа

по внеурочной деятельности

«Я - исследователь»

(срок реализации 1 год)

                                                                                 

                                                

                                                Разработала:

                                                Ренина О.В.,

                                                                    учитель начальных классов                                        

                                                                                                                       

2019 год

Пояснительная записка

Программа  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общего образования, образовательной программы МБОУ НОШ №1 поселка Эльбан и рекомендаций А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников».

        Цель курса:

  • развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития

Задачи:

  • развивать  познавательные потребности и способности, умения и навыки исследовательского поиска, коммуникативные и умственные способности: (память, наблюдательность, мышление, воображение);
  • формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • формировать начальные навыки для проведения самостоятельных исследований.  

Направление: общеинтеллектуальное

Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю. Продолжительность занятий строится из расчета 33 часа за год.

Планируемые результаты освоения курса

Курс «Я - исследователь» раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия

У ученика будут сформированы:

Ученик  получит возможность для формирования:

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы).

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Регулятивные универсальные учебные действия

У ученика будут сформированы:

Ученик  получит возможность для формирования:

•в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

• выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

•проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

•осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

У ученика будут сформированы:

Ученик  получит возможность для формирования:

•осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

У ученика будут сформированы:

Ученик  получит возможность для формирования:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Развитие коммуникативных действий происходит в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в малых групп.

• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Основные разделы программы:

Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:

Подпрограмма «Тренинг» Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умении и навыков исследовательского поиска.

Подпрограмма «Исследовательская практика» Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

Подпрограмма «Мониторинг» Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов.)

Содержание курса.

Первый класс

Подпрограмма  «Тренинг»

(общий объём тренинговых занятий–  12 ч).

№ п/п

Тема:

Количество часов

Что такое исследование?

Наблюдение и наблюдательность.

Что такое эксперимент?

Учимся вырабатывать гипотезы.

Знакомство с логикой.

Как задавать вопросы?

Учимся выделять главное и второстепенное.

Как делать схемы.

Как работать с книгой.

1 ч

Что такое парадоксы.

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

Как сделать сообщение о результатах исследования.

Подпрограмма «Исследовательская практика»- 15 ч.

№ п/п

Тема:

Количество часов

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

Экспресс-исследование

Семинар по итогам экскурсии.

Коллективная игра-исследование.

Коллекционирование

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

Сообщения о своих коллекциях

Подпрограмма «Мониторинг» -  6ч.

№ п/п

Тема:

Количество часов

Мини-конференция по итогам экспресс(исследований

Мини-конференция по итогам собственных исследований

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов.

Деятельность обучающихся: познавательная, игровая

Формы организации учебной деятельности:

Теоретические и практические занятия в школе и вне школы, экскурсии, исследование, проектирование, коллективные игры.

Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю в классе или вне школы.

Литература:

Для учителя

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.
  2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
  3. М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

Для  обучающихся:

  1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
  2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
  3. Интернет  - ресурсы
  4. А.В.Горячев, Н.И. Иглина"Всё узнаю, всё смогу".Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...

Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"

Программа  курса рассчитана на 4 года, 135   часов,  предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у...

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности....

Программа по внеурочной деятельности " Я - исследователь"

Программа по внеурочной деятельности " Я -исследователь"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)

Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания...