Лаборатория профессий
методическая разработка
Информационно-аналитическая справка по итогам апробации
учебно-методического комплекса ранней профориентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratoriya_professiy._mladshiy_shkolnik_dlya_uchashchihsya_1-4-h_klassov.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Советский»
Информационно-аналитическая справка по итогам апробации
учебно-методического комплекса ранней профориентации
«Лаборатория профессий. Младший школьник» для учащихся 1-4-х классов
в 2016-2017 учебном году
Профессиональное самоопределение имеет многоступенчатый и динамический характер, а его основные этапы приходятся на период обучения в школе.
В настоящее время в нашей школе накоплен определенный опыт различных форм и методов работы с детьми на протяжении всего периода их обучения. Формирование у детей готовности к осознанному выбору профессии, позитивного отношения к профессиональной деятельности и начальных трудовых навыков начинается уже в 1-4 классах. Ранняя профориентация детей характеризуется выявлением их сферы интересов, обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях, развитием ценностно-смысловой, эмоционально-волевой и познавательной сферы, формированием у детей реалистичной самооценки.
Формирование позитивного отношения к профессиональной деятельности и начальных трудовых навыков начинается в 1-4 классах, как пропедевтический этап. На этом этапе обучения детей создается определенная основа, на которой базируется их дальнейшее профессиональное самоопределение. Профориентационная работа, которая начинается в начальной школе и продолжается в основной школе, способна принести плоды не только в виде правильного выбора профессии: главным ее результатом будет развитие качеств, определяющих жизненную философию человека.
В 2016-2017 учебном году 1-4 классы школы (21 класс-комплект, число обучающихся в них – 505) включены в режим апробации учебно-методического комплекса ранней профориентации «Лаборатория профессий. Младший школьник» для обучающихся 1-4-х классов. В рамках социального проекта «Славим человека труда!» данный комплекс представлен авторами: Г.В. Резапкина, В.А. Рудаков, А.Ю. Смирнов и имеет цель: создать систему профессиональной ориентации детей младшего школьного возраста.
Задачи профориентационной работы:
- сформировать у школьников осознанное понимание понятия «труд» и значимости труда в жизни каждого человека;
- расширить представление школьников о профессиях, общий кругозор и словарный багаж;
- познакомить школьников с основными профессиями окружающего мира, дать представление о функционале и атрибутах труда наиболее распространенных профессий;
- сформировать у детей понимание взаимосвязей различных профессий;
- развивать у младших школьников любознательность, интерес к познавательной деятельности, способствовать включению в различные ее виды (социальную, трудовую, игровую, исследовательскую).
В апробации учебно-методического комплекса в 2016-2017 учебном году использовались предлагаемые авторским коллективом материалы:
- Программа «Ранняя профориентация детей младшего школьного возраста (1-4 классы);
- Методические рекомендации по работе с учебно-методическим комплектом «Лаборатория профессий. Младший школьник»;
- «1-2 класс Лаборатория профессий. Младший школьник» Рабочая тетрадь;
- «3-4 класс Лаборатория профессий. Младший школьник» Рабочая тетрадь.
Акцент в ранней профориентации учеников был сделан на расширение представлений обучающихся о мире профессий.
Программа профориентационной работы с младшими школьниками в 2016-2017 учебном году включала 30 занятий.
Структура программы ранней профориентации:
- 1 класс – 6 занятий по 1 часу;
- 2 класс – 8 занятий по 1 часу;
- 3 класс – 8 занятий по 1 часу;
- 4 класс – 8 занятий по 1 часу.
Дата начала апробации – 10.11.2016г.
Продолжительность каждого занятия – не более 45 минут.
Содержание профориентационных занятий в начальных классах школы определялось возрастными особенностями младших школьников.
Формы проведения занятий – разнообразные, менялась в зависимости от поставленных задач: беседы, речевые игры, дидактические игры, экскурсии, тренинги, просмотр и обсуждение мультфильмов, чтение книг о профессиях и профессионалах, работа с электронными ресурсами, работа над проектом и др. Познавательный материал на занятиях предлагался детям в готовом виде, а так же постигался ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. В игровой деятельности каждый ребенок активно сотрудничал со взрослыми и сверстниками, обогащая таким образом собственный жизненный опыт. В каждое занятие были включены динамические паузы для снятия эмоционального напряжения у детей, гимнастика для глаз. На занятиях была организована такая деятельность учеников, в процессе которой они делали открытия, использовали полученные знания и умения для решения жизненных задач. Таким образом, были выделены основные методы обучения младших школьников по программе: игровая деятельность, диалогическое общение, визуальные и активизирующие средства, поощряющие методы. Занятия включали элементы психологической диагностики, направленной на определение интереса к различным видам деятельности и особенностей самооценки.
Сопровождение программы курса «Ранняя профориентация детей младшего школьного возраста (1-4 классы) осуществлялось учителями начальных классов школы, воспитателями групп продленного дня, учителями музыки, технологии, изобразительного искусства, специалистами школы: учителем-дефектологом, учителем логопедом, педагогами-психологами. Контроль за проведением мероприятий в рамках апробации учебно-методического комплекса «Лаборатория профессий. Младший школьник», методическая поддержка участников апробации курса осуществлялась администрацией школы.
При организации учебного процесса в начальной школе в классно-урочную деятельность учителями включался материал «Мир профессий». Профориентационная работа в рамках апробации учебно-методического комплекса ранней профориентации «Лаборатория профессий. Младший школьник» осуществлялась как в урочной, так и во внеурочной деятельности:
- занятия групп продленного дня 1-2, 4-ых классов;
- занятия факультативного курса «Прекрасное рядом с тобой» во 2-3 классах школы;
- мероприятия в соответствии с программами духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в классных коллективах;
- коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога, учителя-логопеда.
Профориентационная работа с младшими школьниками
в классно-урочной деятельности в рамках апробации УМК
Как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых учителями, преподающими в начальных классах школы, практически на всех учебных предметах включался материал «Мир профессий»:
- русский язык: описание профессий, мини-сочинения «Профессии моих родителей», словарная работа;
- математика: решение задач с включением в их условия материала, показывающего значение, применение различных предметов в профессиональной деятельности людей;
- окружающий мир: ознакомление с профессиями людей, экскурсии, решение кроссвордов, дидактических задач, проектная деятельность учеников;
- литературное чтение: работа с иллюстрациями, чтение текстов;
- технология, изобразительное искусство, музыка: использование иллюстраций, информационных ресурсов, беседы, работа с языковым материалом, профориентационные игровые процедуры.
Профориентационная работа с младшими школьниками
во внеурочной деятельности в рамках апробации УМК
Задачи профориентационной работы с детьми в 1 классе:
- формировать у школьников общие представления о профессиях людей, роли труда в жизни человека;
- воспитывать уважительное отношение учеников к людям разных профессий.
Задачи профориентационной работы во 2 классе:
- формировать представления школьников о профессиях окружающих их людей (родителях, знакомых), роли труда в жизни человека;
- воспитывать уважительное отношение учеников к людям разных профессий;
- формировать отношения детей в различных группах.
Задачи профориентационной работы в 3 классе:
- формировать представления школьников о профессиях людей, роли труда в жизни человека;
- развивать общетрудовые знания, умения, навыки обучающихся;
- вырабатывать первые навыки организации собственной деятельности ученика, его сотрудничества в группе;
- формировать активность, инициативность деятельности обучающихся.
Задачи профориентационной работы в 4 классе:
- развивать и обобщать представления обучающихся о труде, полученные в 1-3 классах;
- формировать активность, инициативность деятельности обучающихся;
- воспитывать уважительное отношение к труду, людям разных профессий;
- формировать чувство ответственности учеников за качество выполняемой ими работы.
Темы занятий, их содержание, формы и даты проведения в 1-4 классах школы в 2016-2017 учебном году в рамках апробации УМК:
Занятие № | Тема проведенных занятий | Содержание занятий | Формы проведения занятий | Дата проведения |
Первые классы: 1а,б,в,г,д,е (147 обучающихся, занятия группы продленного дня) | ||||
1. | Для чего люди работают? | Содержание занятий в первом классе знакомит первоклассников с начальными понятиями «труд», «работа», «профессия», «признаки профессии», «средства и результаты труда», углубляя и конкретизируя представления о различных профессиях, помогая первоклассникам понять роль труда в жизни человека. Линия занятий в первом классе завершается занятием, содержащим проективную диагностику, помогающую учителю лучше узнать школьников. | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Образ – Я» | 14.11.2017г. |
2. | Что такое профессия? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Читаем вместе» | 29.11.2017г. | |
3. | Какие бывают профессии? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Занимательный час» | 07.12.2017г. | |
4. | Что такое средства труда? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Образ – Я» | 17.01.2017г. | |
5. | Что такое результаты труда? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Хочу все знать» | 16.02.2017г. | |
6. | Профессии моей семьи | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Занимательный час» | 16.03.2017г. | |
Вторые классы: 2а,б,в,г,д (125 обучающихся, занятия группы продленного дня – 2г,д классы; занятия факультативного курса «Прекрасное рядом с тобой во 2-х классах; в рамках программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников классных коллективов | ||||
1. | Кто построил школьный дом? | Во втором классе содержание занятий направлено на активизацию интереса к различным видам деятельности посредством знакомства с профессиями окружающего социума, через которые происходит начальное знакомство с понятиями «объекты труда», «предметы труда», «профессионально важные качества». Линия занятий во втором классе завершается психологической диагностикой профессиональных интересов второклассников. | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Хочу все знать» – 2г,д классы. Классный час – 2а,б,в классы | 14.11.2017г. |
2. | Кто нас кормит? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Занимательный час» – 2г,д классы. Экскурсия – 2а,б,в классы | 29.11.2017г. | |
3. | Кто нас лечит? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Час здоровья» – 2г,д классы. Экскурсия. Классный час – 2а,б,в классы | 07.12.2017г. | |
4. | Кто нас защищает? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Образ – Я» – 2г,д классы. Внеурочное мероприятие – 2а,б,в классы | 17.01.2017г. | |
5. | Работа с людьми | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Хочу все знать» – 2г,д классы. Занятие факультативного курса – для всех вторых классов. | 16.02.2017г. | |
6. | Работа с техникой | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Занимательный час» 2а,б,в,г,д классы | 16.03.2017г. | |
7. | Что такое природа? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Хочу все знать» – 2г,д классы. Классный час – 2а,б,в классы | 14.04.2017г. | |
8. | Что такое искусство? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Занимательный час» – 2г,д классы. Классный час – 2а,б,в классы | 12.05.2017г. | |
9. Итоговое занятие | Какое дело по душе | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Образ – Я» 2а,б,в,г,д классы | 13.05.2017г. | |
Третьи классы: 3а,б,в,г,д (112 обучающихся, занятия в рамках программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в классных коллективах | ||||
1. | Экскурсия по городу | Занятия в 3 классах построены в формате виртуальных экскурсий по городу и за город, они направлены на осознание детьми важности, значимости и места каждой профессии в системе народного хозяйства. | Внеурочное мероприятие. Классный час | 14.11.2017г. |
2. | Как построить новый дом? | Внеурочное мероприятие. Классный час | 29.11.2017г. | |
3. | Кто заботится о нашем доме? | Внеурочное мероприятие. Классный час | 07.12.2017г. | |
4. | Подскажите, как проехать? | Внеурочное мероприятие. Классный час | 17.01.2017г. | |
5. | На защите города | Внеурочное мероприятие. Классный час | 16.02.2017г. | |
6. | Наш верный помощник – робот | Внеурочное мероприятие. Классный час | 16.03.2017г. | |
7. | Культура и искусство | Внеурочное мероприятие. Классный час | 14.04.2017г. | |
8. | Почему я люблю трудиться? | Внеурочное мероприятие. Классный час | 12.05.2017г. | |
Четвертые классы: 4а,б,в,г,д (121 обучающихся, занятия группы продленного дня) | ||||
1. | Экскурсия за город | Занятия в 4 классах построены в формате виртуальных экскурсий по городу и за город, они направлены на осознание детьми важности, значимости и места каждой профессии в системе народного хозяйства. Игровая форма занятий позволяет включить каждого ученика в познавательный процесс. В ходе занятий углубляются и конкретизируются знания учеников о мире профессий, людях труда. Завершается курс знакомством с профессиями будущего, которых сегодня или пока нет, или эти профессии ещё не приобрели широкого распространения. | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Хочу все знать» | 14.11.2017г. |
2. | Где растет вкусная булочка? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Хочу все знать» | 29.11.2017г. | |
3. | Чем можно накормить машины? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Занимательный час» | 07.12.2017г. | |
4. | Зачем нужны большие карьеры? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Хочу все знать» | 17.01.2017г. | |
5. | Как построить машину? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Хочу все знать» | 16.02.2017г. | |
6. | Кто кормит заводы? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Занимательный час» | 16.03.2017г. | |
7. | Что будет завтра? | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Образ – Я» | 14.04.2017г. | |
8. | Я люблю трудиться! | Занятия группы продленного дня. Клубный час по направлению «Образ – Я» | 12.05.2017г. | |
Общие мероприятия для 1-4 классов школы (505 обучающихся) | ||||
1. | «Декада Детства» (1-4 классы школы) | |||
1.1 | Общее мероприятие на параллели 1-х классов «Весёлый калейдоскоп» | «Весёлый калейдоскоп» проходил под девизом «Все профессии важны, все профессии нужны». На каждой станции дети знакомились с какой-либо профессией в игровой занимательной форме. В классах были проведены конкурсы стихов, рисунков, классные часы на обозначенную тему. Приглашались на мероприятия воспитанники дошкольных учреждений города (3 подготовительные к школе группы). | Мероприятия в рамках «Декады Детства» в 1-хклассах школы (отв. Гаврищук Н.В.) | 28.11. – Открытие. 28.11.2016г.-05.12.2016г. – мероприятия в рамках «Декады Детства» в 1-4 классах колы |
1.2. | Общее мероприятие на параллели 2-х классов (ответственный – классный руководитель 2б класса) Конкурс на лучшего знатока загадок о профессиях. Выставка «Профессии моих родителей». | В конкурсе приняли участие все классные коллективы параллели. Оформлена выставка в начальном корпусе школы. | Мероприятия в рамках «Декады Детства» во 2-х классах школы (отв. Шарипова Е.Н.) | |
1.3. | «Путешествие в мир профессий» во 2а,в,г классах | Мероприятие направлено на знакомство обучающихся с профессией учителя музыки. Проведена дидактическая игра «В мире музыки», «Музыкальный КВН». | Мероприятие в рамках «Декады Детства» во 2-х классах школы (отв. Лазарева Н.А.) | |
1.4. | «Путешествие в мир разных профессий» в 3а классе | Путешествие по станциям: - «Бюро находок. Волшебный мешок» (профессии, которые в современном мире являются устаревшими); - «Все работы хороши» (профессии, которые хотели бы получить ученики в будущем); - Станция загадочная» (определение профессии). | Мероприятие в рамках «Декады Детства» в 3-х классах школы (отв. Свайкина О.М.) | |
1.5. | Интеллектуальная игра «Радуга профессий» в 3б,в,г,д классах | Интеллектуальная игра. Конкурс загадок о профессиях людей. | Мероприятие в рамках «Декады Детства» в 3-х классах школы (отв. классные руководители 3-их классов) | |
1.6. | Совместное внеклассное мероприятие обучающихся 4в класса и подготовительной к школе группы ДОУ «Радуга» «Помоги птицам зимой». | Мероприятие о профессиях людей. Акция «Помоги птицам зимой». | Мероприятие в рамках «Декады Детства» в 4-х классах школы (отв. Ермохина О.А.) | |
1.7. | Конкурс «Аукцион профессий» в 4 классах школы | В конкурсе приняли участие все классные коллективы параллели. | Мероприятия в рамках «Декады Детства» в 4-х классах школы (отв. Ермохина О.А.) | |
2. | Коррекционно-развивающие занятия для детей с ОВЗ со специалистами школы: учителем-дефектологом, учителем-логопедом | Экскурсии (3 экскурсии) в парк. Профессии людей города (ознакомление в ходе экскурсии). Беседы. Конкурсы, игры и развлечения. | Мероприятия в рамках программы коррекционно-развивающих занятий, разработанных для обучающихся 1-х классов школы с ограниченными возможностями здоровья | октябрь-май 2016-2017 учебного года в соответствии с планом занятий. |
3. | Оформление сменных стендов по материалам апробации УМК | Согласно теме профориентационного мероприятия на стенде размещались интересные сведения, факты, фотоматериалы для подготовки обучающихся к теме, побуждения их к работе с дополнительными источниками информации. | Информирование участников апробации, в том числе и родителей обучающихся 1-4 классов школы | ноябрь-май 2016-2017 учебного года |
4. | Создание дидактического пособия – лэпбук для воспитанников подготовительных к школе групп по профессиям людей | Пособие-ознакомление с профессией «Фармацевт» для воспитанников ДОУ | Мероприятие в рамках Плана преемственности Школа-ДОУ на 2016-2017 учебный год | 01.12.2016г. |
Выводы. Заключение
В 2016-2017 учебном году включены в режим апробации учебно-методического комплекса ранней профориентации «Лаборатория профессий. Младший школьник» для обучающихся 1-4-х классов 505 обучающихся 1-4 классов школы: первые классы – 147 обучающихся, вторые классы – 125 обучающихся, третьи классы – 112 обучающихся, четвертые классы – 121 обучающийся. Всего 21 класс-комплект в начальной школе.
Сопровождение программы курса «Ранняя профориентация детей младшего школьного возраста (1-4 классы) осуществлялось учителями начальных классов школы, воспитателями групп продленного дня, учителями музыки, технологии, изобразительного искусства, специалистами школы: учителем-дефектологом, учителем логопедом, педагогами-психологами школы. Сопровождение профессионального самоопределения школьника имеет единые подходы в организации образовательного процесса в начальной школе и предполагает преемственность профориентационной работы с учениками.
Контроль за проведением мероприятий в рамках апробации учебно-методического комплекса «Лаборатория профессий. Младший школьник», методическая поддержка участников апробации курса осуществлялась администрацией школы.
Дата начала апробации курса – 10.11.2016г.
На уровне начального общего образования этап формирование позитивного отношения к профессиональной деятельности и начальных трудовых навыков обучающихся школы является пропедевтическим, на нем базируется дальнейшее профессиональное самоопределение школьников.
Профориентационная работа в рамках апробации учебно-методического комплекса ранней профориентации «Лаборатория профессий. Младший школьник» осуществлялась в 2016-2017 учебном году как в урочной, так и во внеурочной деятельности обучающихся. При организации учебного процесса в начальной школе в классно-урочную деятельность по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, технология, изобразительное искусство, музыка учителями включался материал «Мир профессий». Внеурочная деятельность обучающихся 1-4 классов осуществлялась в формах:
- занятия групп продленного дня 1-2, 4-ых классов;
- занятия факультативного курса «Прекрасное рядом с тобой» во 2-3 классах школы;
- мероприятия в соответствии с программами духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников классных коллективов;
- коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога, учителя-логопеда.
Формы занятий: беседы, речевые игры, дидактические игры, экскурсии, тренинги, просмотр и обсуждение мультфильмов, чтение книг о профессиях и профессионалах, работа с электронными ресурсами, работа над проектом, конкурсы, викторины и др. Акцент в ранней профориентации учеников во внеурочной деятельности был сделан на расширение представлений обучающихся о мире профессий.
Учебно-методический комплекс «Лаборатория профессий. Младший школьник» направлен на достижение поставленных задач профориентационной работы с обучающимися и способствует достижению планируемых результатов реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, позволяя решить ряд важных задач:
- развивать способности обучающихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в социально-ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
- развивать личностные и метапредметные универсальные учебные действия обучающихся;
- развивать представление об основных компонентах здоровья и формировать культуры здорового и безопасного образа жизни;
- развивать социальные компетенции обучающихся.
30.05.2017г.
И.В. Магжанова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ №2 г. Советский
т. 89028252190
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диплом 3-ей степени в городском конкурсе "Кабинет-творческая лаборатория учителя"
Участие в городском конкурсе "Кабинет-творческая лаборатория учителя" 2011 г. - 3-е место среди кабинетов начальных классов....
«Мое рабочее место – лаборатория творчества»
«Мое рабочее место – лаборатория творчества»...
Тема: Лучшая профессия – это…. «Все профессии важны, все профессии нужны»
Тема: Лучшая профессия – это…. «Все профессии важны, все профессии нужны»...
Проектная деятельность на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны». (Профессия – ветеринар)
В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями...
Веселый урок о профессиях "Все профессии нужны, все профессии важны"
Занимательное знакомство с различными профессиями....
Внеурочное мероприятие с краеведческим материалом «Профессии людей моего края: профессии бабушек и дедушек, профессии современности, профессии будущего.»
Вопрос «Кем быть?» жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие пр...
Методическая разработка внеурочного занятия "Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия парикмахера"
Представлена методическая разработка внеурочного занятия «Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия парикмахера»Цель занятия: сформировать представления о профессии парикмахера (...