Доклад на тему: «Методика тьюторского сопровождения»
статья (2 класс)

Винокурова Ольга Владимировна

Вопрос целеполагания не последний в работе тьютора. Выделяют простую связь, ведущую к проблеме: цель следует за осознанием чьего-то «хочу».  Вся трудность целеполагания состоит в том, что­бы перед этим субъективным «хочу» сознавалось объективное «надо».

Мотивационная функция тьютора состоит в создании и поддержании включенности обучающихся в обучение и эффективное продвижение в курсе. Для осуществления этой функции необходимо уметь решать такие задачи:

·               выяснять исходные ожидания обучающихся от обучения, индивиду­альные потребности и мотивы;

·               формировать установки на продуктивную, главным образом само­стоятельную, деятельность;

·               создавать в группе обучающихся атмосферу заинтересованности, до­верия и поддержки;

·               стимулировать учебную мотивацию различными интерактивными методами обучения;

·               организовывать и поддерживать общение обучающихся друг с дру­гом, что обычно способствует эффективной работе на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_tyutora.docx30.66 КБ
Файл metodika_tyutora.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

                         Доклад на тему:

    «Методика тьюторского сопровождения»                                            

                         

                                                                                                                         

                                                                                                                 

                                                                                                                     Составитель: тьютор

                                                                                                Винокурова Ольга Владимировна 

                                    Магнитогорск 2021г                                                                                     

Что такое тьюторство? Кто такой тьютор? До недавнего времени такие вопросы авторы материалов, представленных в этих лекциях, слышали намного чаще, чем те, в поиске ответов на которые мы сегодня расширяем и углубляем свои разработки. Теперь в самых разнообразных ситуациях совместных обсуждений и обучения нам все чаще задают другие вопросы: как быть тьютором? Каковы технологии тьюторского действия? Должен тьютор работать так или иначе? Для разрешения каких трудностей в образовании привлекают тьютора? Что он может сделать полезного и значимого для участников процесса образования?

В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Актуальность: Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний.  Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.

На практике хорошо себя показали следующие формы тьюторского сопровождения.

 

Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) - индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.

·         Групповая тьюторская консультация.

На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных

образовательных программ школьников с похожими познавательными интересами. Педагог - тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой, обеспечивает продуктивность консультации. 

·         Тьюториал (учебный тьюторский семинар)

Тьюториал это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения.  Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт в данной области знаний.

Такая работа способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности индивидуальной и групповой работы.

·         Тренинг

В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же, как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. [2].

Выбор каждый раз конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора.

  Необходимо помнить, что для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы специальные знания и навыки.

·         Образовательное событие

В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.

Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.). События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).

 

Методы тьюторского сопровождения:

- методы практикоориентированной деятельности

- методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса),

- проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио),

- психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование),

методы активного обучения,

- методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей)

 - методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах).

 

2.2. Технология тьюторского сопровождения.

Под педагогическим тьюторским сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия.

Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это технологии открытого образования.

 

 – «Кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций),

 

- «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов),

 

- «Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др. Для подростков, в силу их возрастных особенностей, особенно важны соревновательные и коммуникативные аспекты взаимодействия со сверстниками, что может стать отдельным предметом рефлексии в работе тьютора и тьюторанта. Формы работы тьютора – консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы (семинары), образовательные события, тренинги должны применяться с учетом возраста и возможностей тьюторантов-подростков. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.

 

Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью:

•               проектной технологии;

•               технологии работы с портфолио;

•               технологии группового и индивидуального консультирования;

•               тренинговой технологии;

•               технологии профильных и профессиональных проб;

•               активизирующей методики Н.С. Пряжникова;

•               информационных технологий.

 

Характеристика типовых задач тьютора в отношении обучающихся в дистанционном обучении

Таблица 1.

Типовые задачи

Действия тьютора

 

Знакомство (вхождение в деятельность)

·        Определение целей и задач совместной деятельности.

·        Оказание психологической поддержки, снятие барьеров,

·        Диагностика начального и текущего состояния обучающихся.

·        Разработка стратегии работы группы на презентацию.

·        Построение обобщенного «портрета» группы, определение сильных и слабых сторон.

·        Определение собственной роли и позиции в группе.

·        Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем. Вовлечение обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение.

·        Определение учебного потенциала группы.

·        Установление контакта с обучающимися и контакта обучающихся друг с другом.

·        Создание комфортной и безопасной атмосферы в группе.

Размораживание (проблематизация)

·        Постановка перед обучающимися творческих задач, проблем. Определение сильных и слабых сторон деятельности обучающихся.

·        Включение обучающихся в активную работу.

·        Создание мотивации.

·        Выделение индивидуальных проблем обучающихся.

·        Поддержка мотивации.

·        Отбор тем и проблем для обсуждения с обучающимися.

·        Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.

·        Определение трудностей обучающихся, возникающих входе работы.

·        Вовлечение всех обучающихся в работу группы.

·        Формулирование проблемных вопросов, заданий,

·        позволяющих активизировать обучающихся.

·        Работа с проблемами, предложенными группой.

Организация изучения концепций курса

·        Объяснение сложных вопросов, концепций,

·        Системное представление концепций курса,

·        Выделение главных идей в теме, курсе,

·        Организация работы обучающихся с кейс-стадии.

·        Объяснение концепций курса.

·        Демонстрация связи курса с реальной практикой

·        обучающихся.

·        Обучение обучающихся умениям работать с ситуацией,

·        видеть и формулировать проблему.

·        Представление более полного и более широкого, чем

·        в материалах курса, взгляда на изучаемую область.

·        Подготовка и чтение мини-лекций.

·        Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся.

·        Работа с проблемами, предложенными группой.

·        Оформление опыта обучающихся.

·        Обзор материалов всего курса.

·        Выделение в текстах (письменных и устных) обучающихся

·        идей, адекватных изучаемым материалам.

·        Оценка адекватности применения концепций.

Организация групповой и индивидуальной

 

·        Организация групповой работы,

·        Обучение обучающихся навыкам рефлексии,

·        Обучение обучающихся практическому применению работы концепций.

·        Организация межгруппового взаимодействия.

·        Выбор адекватных методов обучения.

·        Организация дискуссии.

·        Обучение обучающихся навыкам самостоятельной работы.

·        Вовлечение всех обучающихся в работу группы.

·        Обучение обучающихся навыкам эффективного общения.

·        Выбор и использование разнообразных групповых упражнений.

·        Обобщение идей, предложенных группами и отдельными обучающимися.

·        Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. Обучение обучающихся способам рационального мышления.

Организация обратной связи и рефлексии

 

·        Определение сильных и слабых сторон в деятельности

·        обучающихся.

·        Выделение индивидуальных проблем обучающегося;

·        диагностика начального и текущего состояния обучающихся.

·        Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.

·        Организация обратной связи.

·        Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы.

·        Контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию.

·        Проведение рефлексии собственной деятельности.

·        Оказание помощи обучающемуся при построении индивидуальной программы развития.

·        Формулирование комментариев, объясняющих ошибки обучающихся, поясняющих трудные моменты в материалах.

·        Предоставление обучающимся советов по организации личной работы.

·        Выбор собственной линии поведения в ответ на негативные проявления обучающихся.

·        Организация анализа обучающимися собственной деятельности, своих сильных и слабых сторон.

·        Обучение обучающихся анализу своих успехов и ошибок.

              Несмотря на большой список задач тьютора выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся.

Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:

·               диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;

·               осуществление целеполагания;

·               мотивация и вовлечение обучающихся;

·               управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;

·               коррекция деятельности обучающихся;

·               контроль выполнения заданий;

·               рефлексия деятельности (своей и обучающихся).

Рассмотрим, как, сопоставляются эти функции с типовыми задачами тьютора по отношению к обучающимся (табл. 2):

Соответствие типовых задач и функций тьютора по отношению к обучающимся

Таблица 2.

Типовые задачи

Функции

Знакомство

Диагностика; целеполагание

«Размораживание» (проблематизация)

Мотивация

Организация изучения концепций курса

Организация деятельности

 

Организация групповой и индивидуальной работы

Коррекция

 

Организация обратной связи

Контроль

 

Диагностическая функция связана с участием тьютора в реализации одного из важнейших, пронизывающих всю его работу действия - анализа.

Под аналитической деятельностью тьютора понимают, синоним его мыслительной, интеллектуальной деятельности по переработке профессионально значимой информации. Анализ понимается как проникновение в суть дела, как действие, раскрывающее причины учебных событий, результатом которого является диагноз - оценка действительного состояния учебной деятельности обучающихся. Диагностическая функция позволяет взвешенно оценить происходящее, положительные и негативные стороны деятельности обучающихся.

В работе тьютора эта функция проявляется в следующих действиях:

·               изучение исходных данных об обучающихся (возраст, место работы, стаж в занимаемой должности, степень занятости на работе, уровень образования, наличие предыдущего опыта обучения и др.);

·               определение индивидуальных особенностей, обучающихся (стиль обучения, доминирующий тип мышления, уровень развитости способностей и др.);

·               определение установок, обучающихся на обучение, их потребностей, мотивов, ожиданий, опасений и причин, их вызывающих;

·               определение и анализ опыта, знаний и умений, обучающихся по содержанию курса, а также успешного или неуспешного предыдущего опыта обучения;

·               диагностика степени усвоения обучающимися содержания изучаемого курса (идей, моделей и концепций).

Функция целеполагания составляет основу работы тьютора. Тьютор должен устанавливать и формулировать разнообразные цели, например, долгосрочные и краткосрочные цели образования и обучения обучающихся. Первые относятся ко всему периоду обучения, вторые — к конкретному элементу учебного процесса. Это цели конкретных упражнений с обучающимися, цели того или иного собственного действия. Это учебные и организационные цели.

Для реализации функции целеполагания тьютору требуется решить следующие задачи:

·               анализ целей модели обучения;

·               определение содержания и специфики деятельности обучающихся;

·               выделение типовых (наиболее часто встречающихся) задач, которые должны решать обучающиеся;

·               определение наиболее типичных, связанных с личностными качествами затруднений и проблем, с которыми сталкивается в своей деятельности обучающийся;

·               формулирование предполагаемых результатов деятельности обучающихся (что они должны знать, уметь, чем должны владеть и какими должны быть);

·               согласование целей, определенных Вами, с целями обучающихся;

·               согласование целей с возможностями обучающихся по их достижению.

Вопрос целеполагания не последний в работе тьютора. Выделяют простую связь, ведущую к проблеме: цель следует за осознанием чьего-то «хочу».  Вся трудность целеполагания состоит в том, чтобы перед этим субъективным «хочу» сознавалось объективное «надо».

Мотивационная функция тьютора состоит в создании и поддержании включенности обучающихся в обучение и эффективное продвижение в курсе. Для осуществления этой функции необходимо уметь решать такие задачи:

·               выяснять исходные ожидания обучающихся от обучения, индивидуальные потребности и мотивы;

·               формировать установки на продуктивную, главным образом самостоятельную, деятельность;

·               создавать в группе обучающихся атмосферу заинтересованности, доверия и поддержки;

·               стимулировать учебную мотивацию различными интерактивными методами обучения;

·               организовывать и поддерживать общение обучающихся друг с другом, что обычно способствует эффективной работе на занятиях.

Функция планирования заключается в упорядочении действий обучающихся и своих в соответствии с задуманной целью. В какой-то мере эта функция напоминает построение стратегии достижения цели, но только планирование более детализировано, более конкретно.

Эффективное планирование в образовательном процессе основывается на умении:

·               формировать учебные цели на основе четырехступенчатой модели развития специалиста (что он должен знать, уметь, чем должен владеть и кем должен быть) и с учетом анализа результатов предварительной диагностики (потребностей обучающихся, их исходного уровня подготовки, профессионального опыта и др.);

·               формировать стратегии и тактики собственной деятельности с обучающимися;

·               определять последовательность действий в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами;

·               разрабатывать структуру занятий с обучающимися как завершенный цикл деятельности (введение, ос ионная часть, заключение) с учетом доминанты совместной, а не индивидуальной деятельности обучающихся;

·               распределять время занятий с учетом целей, содержания и технологий обучения, а также особенностей группы (спецификой индивидуальных стилей обучения обучающихся).

Не последней функцией тьютора является установление коммуникаций. Данная функция особенно важна на первых этапах взаимодействия тьютора с обучающимися - при формировании группы, установлении взаимоотношений как между тьютором и обучающимися, так и между самими обучающимися. Выделяют следующие требования:

·               быть открытым и доступным для обучающихся;

·               понимать и реализовывать в своей деятельности тезис: «Все обучающиеся одинаковые, все обучающиеся разные»;

·               устанавливать между собой и обучающимися, а также между самими обучающимися доброжелательные и партнерские взаимоотношения;

·               организовывать совместную деятельность обучающихся в группе на основе сотрудничества, согласования целей групповой деятельности и способов их совместного достижения;

·               формировать в группе благоприятный эмоциональный настрой, атмосферу поддержки и взаимопомощи, чувство сопричастности к группе;

Функция контроля. Никакое обучение, ни при каких условиях не может обойтись без обратной связи, без контроля выполнения работы, направленной на достижение намеченных целей. В широком смысле к функции контроля относят также коррекцию и оценку. Тьютор должен помнить, что успешность выполнения этой функции закладывается и обеспечивается задолго до контроля, как такового, - в процессе планирования, так как именно на этом этапе формируются цели, критерии и показатели их достижения.

Рассмотрим, что должен выполнять тьютор в своей дельности с позиции функции контроля: 

·               анализировать задания обучающихся, определяя степень успешности обучения и образования;

·               комментировать недочеты и ошибки обучающихся в письменных заданиях;

·               оценивать качество выполненных заданий;

·               корректировать деятельность обучающихся в соответствии с результатами проверки заданий (ошибками и затруднениями обучающихся);

·               вести мониторинг заданий;

·               оценивать достижения отдельных обучающихся и группы в целом.

Роль функции рефлексии в деятельности тьютора, как и любого специалиста, обучающего других людей, незаменима. Рефлексия является смысловым центром личности и механизмом развития человека. Поэтому и тьютор, реализуя эту функцию, имеет возможность индивидуально и профессионально развиваться. Что становится объектом рефлексии, объектом мыслительного отражения тьютора? С одной стороны, рефлексия может быть направлена на цели и содержание курса, на технологии его воплощения в учебном процессе, на достигнутые результаты (их соответствие целям, меры этого соответствия и др.), на характер и средства коммуникации, на стиль общения, на распределение ролей в группе и т.п. С другой стороны, предметом рефлексии становятся способы организации собственной деятельности, общения и мышления тьютора, его самоизменения.   Следовательно, функция рефлексии реализуется в таких задачах деятельности:

·               организация анализа возможностей тьютора;

·               организация рефлексии собственной деятельности и общения тьютора на предмет выявления его индивидуальных особенностей (идеи и принципы, которыми тьютор руководствуется в работе, предпочитаемый стиль обучения и др.), его затруднений, ошибок и достижений;

·               идентификация движущих сил развития тьютора и сил, препятствующих этому;

·               создание в деятельности обучающихся «поводов» для рефлексии - проблемных ситуаций;

·               организация рефлексии деятельности обучающихся с целью анализа их деятельности, понимания места «проблемных точек» (затруднений), вызвавших их причин и версий устранения затруднений, а также понимания того, что необходимо знать и уметь самому обучающемуся.

Методическая функция тьютора относится к числу важных функций.

К действиям составляющих данную функцию относятся:

·               создание необходимых средств для организации учебного процесса (специальных заданий, комплектов вопросов, набора конкретных ситуаций, иллюстративного материала и др.);

·               разработка различных контрольно-диагностических методик: перечня контрольных вопросов, анкет, опросных листов, информационных карт, тестовых материалов и др.;

·               анализ и описание собственного тыоторского опыта;

внедрение в собственную деятельность эффективного опыта других тьюторов

2.3. Проектирование образовательных программ в условиях тьюторского сопровождения.

1.Основания для программы развития   в условиях   тьюторского сопровождения:

- история школы;

- основные достижения;

- анализ современной ситуации;

-партнерские связи школы.

 

2. Предыдущий   опыт работы и его приобретение.

- тьюторское сопровождение   индивидуальных образовательных программ;

- индивидуализация в начальной   школе;

- подростковая школа индивидуальных образовательных траекторий;

- старшая школа индивидуальных образовательных программ;

3. Образ будущего школы по результатам реализации программы развития:

-  Стратегические цели.

4. Представления о результатах образования, лежащие в основе программы развития школы.

- Внутренние результаты

Результаты для учащихся

Для старшеклассников и выпускников

Для учащихся подростковой школы

Для учащихся начальной школы

Результаты для родителей

Результаты для педагогов

- Внешние результаты

Результаты работы учреждения для города и городской системы образования;

Результаты для инновационного сообщества города (научно-внедренческого комплекса).

5.Основные направления программы развития:

-Цели обеспечения доступности и высокого качества образования

- Реализация   концепции индивидуализации образования на возрастных ступенях: проблемный психолого-педагогический анализ, стратегическая цель реализации концепции индивидуализации на возрастных ступенях

6. Реализация концепции «Расширенной школы». Школа как культурно-оздоровительный и образовательный центр территории.

7. Материальное обеспечение программы.

8. Реализация основных направлений программы:

- Обеспечение доступности и высокого качества образования

- Реализация концепции индивидуализации образования на возрастных ступенях

- Реализация концепции «Расширенной школы» -  школы как культурно-оздоровительного и образовательного центра территории

- Переход к новому статусу (финансовой самостоятельности школы).

9. Календарный   план реализации программы.

10. План график   реализации программы:

Нормативно-правовое обеспечение нововведений

- График событий и мероприятий, проходящих в рамках реализации программы

Совершенствование методического мастерства педагогов

Компетентности подхода в обучении и образовании

- Введение ИКТ в учебный процесс

Разработка методических рекомендаций по реализации нововведений в социальные проекты и массовую педагогическую практику

Разработка и апробация сетевых образовательных программ и сетевых образовательных событий

- Повышение квалификации работников образования

-Переход к новому статусу.



Предварительный просмотр:

                         Доклад на тему:

    «Методика тьюторского сопровождения»                                            

                         

                                                                                                                         

                                                                                                                 

                                                                                                                     Составитель: тьютор

                                                                                                Винокурова Ольга Владимировна 

                                    Магнитогорск 2021г                                                                                     

Что такое тьюторство? Кто такой тьютор? До недавнего времени такие вопросы авторы материалов, представленных в этих лекциях, слышали намного чаще, чем те, в поиске ответов на которые мы сегодня расширяем и углубляем свои разработки. Теперь в самых разнообразных ситуациях совместных обсуждений и обучения нам все чаще задают другие вопросы: как быть тьютором? Каковы технологии тьюторского действия? Должен тьютор работать так или иначе? Для разрешения каких трудностей в образовании привлекают тьютора? Что он может сделать полезного и значимого для участников процесса образования?

В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Актуальность: Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний.  Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.

На практике хорошо себя показали следующие формы тьюторского сопровождения.

 

Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) - индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.

·         Групповая тьюторская консультация.

На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных

образовательных программ школьников с похожими познавательными интересами. Педагог - тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой, обеспечивает продуктивность консультации. 

·         Тьюториал (учебный тьюторский семинар)

Тьюториал это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения.  Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт в данной области знаний.

Такая работа способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности индивидуальной и групповой работы.

·         Тренинг

В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же, как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. [2].

Выбор каждый раз конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора.

  Необходимо помнить, что для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы специальные знания и навыки.

·         Образовательное событие

В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.

Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.). События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).

 

Методы тьюторского сопровождения:

- методы практикоориентированной деятельности

- методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса),

- проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио),

- психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование),

методы активного обучения,

- методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей)

 - методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах).

 

2.2. Технология тьюторского сопровождения.

Под педагогическим тьюторским сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия.

Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это технологии открытого образования.

 

 – «Кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций),

 

- «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов),

 

- «Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др. Для подростков, в силу их возрастных особенностей, особенно важны соревновательные и коммуникативные аспекты взаимодействия со сверстниками, что может стать отдельным предметом рефлексии в работе тьютора и тьюторанта. Формы работы тьютора – консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы (семинары), образовательные события, тренинги должны применяться с учетом возраста и возможностей тьюторантов-подростков. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.

 

Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью:

•               проектной технологии;

•               технологии работы с портфолио;

•               технологии группового и индивидуального консультирования;

•               тренинговой технологии;

•               технологии профильных и профессиональных проб;

•               активизирующей методики Н.С. Пряжникова;

•               информационных технологий.

 

Характеристика типовых задач тьютора в отношении обучающихся в дистанционном обучении

Таблица 1.

Типовые задачи

Действия тьютора

 

Знакомство (вхождение в деятельность)

·        Определение целей и задач совместной деятельности.

·        Оказание психологической поддержки, снятие барьеров,

·        Диагностика начального и текущего состояния обучающихся.

·        Разработка стратегии работы группы на презентацию.

·        Построение обобщенного «портрета» группы, определение сильных и слабых сторон.

·        Определение собственной роли и позиции в группе.

·        Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем. Вовлечение обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение.

·        Определение учебного потенциала группы.

·        Установление контакта с обучающимися и контакта обучающихся друг с другом.

·        Создание комфортной и безопасной атмосферы в группе.

Размораживание (проблематизация)

·        Постановка перед обучающимися творческих задач, проблем. Определение сильных и слабых сторон деятельности обучающихся.

·        Включение обучающихся в активную работу.

·        Создание мотивации.

·        Выделение индивидуальных проблем обучающихся.

·        Поддержка мотивации.

·        Отбор тем и проблем для обсуждения с обучающимися.

·        Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.

·        Определение трудностей обучающихся, возникающих входе работы.

·        Вовлечение всех обучающихся в работу группы.

·        Формулирование проблемных вопросов, заданий,

·        позволяющих активизировать обучающихся.

·        Работа с проблемами, предложенными группой.

Организация изучения концепций курса

·        Объяснение сложных вопросов, концепций,

·        Системное представление концепций курса,

·        Выделение главных идей в теме, курсе,

·        Организация работы обучающихся с кейс-стадии.

·        Объяснение концепций курса.

·        Демонстрация связи курса с реальной практикой

·        обучающихся.

·        Обучение обучающихся умениям работать с ситуацией,

·        видеть и формулировать проблему.

·        Представление более полного и более широкого, чем

·        в материалах курса, взгляда на изучаемую область.

·        Подготовка и чтение мини-лекций.

·        Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся.

·        Работа с проблемами, предложенными группой.

·        Оформление опыта обучающихся.

·        Обзор материалов всего курса.

·        Выделение в текстах (письменных и устных) обучающихся

·        идей, адекватных изучаемым материалам.

·        Оценка адекватности применения концепций.

Организация групповой и индивидуальной

 

·        Организация групповой работы,

·        Обучение обучающихся навыкам рефлексии,

·        Обучение обучающихся практическому применению работы концепций.

·        Организация межгруппового взаимодействия.

·        Выбор адекватных методов обучения.

·        Организация дискуссии.

·        Обучение обучающихся навыкам самостоятельной работы.

·        Вовлечение всех обучающихся в работу группы.

·        Обучение обучающихся навыкам эффективного общения.

·        Выбор и использование разнообразных групповых упражнений.

·        Обобщение идей, предложенных группами и отдельными обучающимися.

·        Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. Обучение обучающихся способам рационального мышления.

Организация обратной связи и рефлексии

 

·        Определение сильных и слабых сторон в деятельности

·        обучающихся.

·        Выделение индивидуальных проблем обучающегося;

·        диагностика начального и текущего состояния обучающихся.

·        Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.

·        Организация обратной связи.

·        Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы.

·        Контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию.

·        Проведение рефлексии собственной деятельности.

·        Оказание помощи обучающемуся при построении индивидуальной программы развития.

·        Формулирование комментариев, объясняющих ошибки обучающихся, поясняющих трудные моменты в материалах.

·        Предоставление обучающимся советов по организации личной работы.

·        Выбор собственной линии поведения в ответ на негативные проявления обучающихся.

·        Организация анализа обучающимися собственной деятельности, своих сильных и слабых сторон.

·        Обучение обучающихся анализу своих успехов и ошибок.

              Несмотря на большой список задач тьютора выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся.

Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:

·               диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;

·               осуществление целеполагания;

·               мотивация и вовлечение обучающихся;

·               управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;

·               коррекция деятельности обучающихся;

·               контроль выполнения заданий;

·               рефлексия деятельности (своей и обучающихся).

Рассмотрим, как, сопоставляются эти функции с типовыми задачами тьютора по отношению к обучающимся (табл. 2):

Соответствие типовых задач и функций тьютора по отношению к обучающимся

Таблица 2.

Типовые задачи

Функции

Знакомство

Диагностика; целеполагание

«Размораживание» (проблематизация)

Мотивация

Организация изучения концепций курса

Организация деятельности

 

Организация групповой и индивидуальной работы

Коррекция

 

Организация обратной связи

Контроль

 

Диагностическая функция связана с участием тьютора в реализации одного из важнейших, пронизывающих всю его работу действия - анализа.

Под аналитической деятельностью тьютора понимают, синоним его мыслительной, интеллектуальной деятельности по переработке профессионально значимой информации. Анализ понимается как проникновение в суть дела, как действие, раскрывающее причины учебных событий, результатом которого является диагноз - оценка действительного состояния учебной деятельности обучающихся. Диагностическая функция позволяет взвешенно оценить происходящее, положительные и негативные стороны деятельности обучающихся.

В работе тьютора эта функция проявляется в следующих действиях:

·               изучение исходных данных об обучающихся (возраст, место работы, стаж в занимаемой должности, степень занятости на работе, уровень образования, наличие предыдущего опыта обучения и др.);

·               определение индивидуальных особенностей, обучающихся (стиль обучения, доминирующий тип мышления, уровень развитости способностей и др.);

·               определение установок, обучающихся на обучение, их потребностей, мотивов, ожиданий, опасений и причин, их вызывающих;

·               определение и анализ опыта, знаний и умений, обучающихся по содержанию курса, а также успешного или неуспешного предыдущего опыта обучения;

·               диагностика степени усвоения обучающимися содержания изучаемого курса (идей, моделей и концепций).

Функция целеполагания составляет основу работы тьютора. Тьютор должен устанавливать и формулировать разнообразные цели, например, долгосрочные и краткосрочные цели образования и обучения обучающихся. Первые относятся ко всему периоду обучения, вторые — к конкретному элементу учебного процесса. Это цели конкретных упражнений с обучающимися, цели того или иного собственного действия. Это учебные и организационные цели.

Для реализации функции целеполагания тьютору требуется решить следующие задачи:

·               анализ целей модели обучения;

·               определение содержания и специфики деятельности обучающихся;

·               выделение типовых (наиболее часто встречающихся) задач, которые должны решать обучающиеся;

·               определение наиболее типичных, связанных с личностными качествами затруднений и проблем, с которыми сталкивается в своей деятельности обучающийся;

·               формулирование предполагаемых результатов деятельности обучающихся (что они должны знать, уметь, чем должны владеть и какими должны быть);

·               согласование целей, определенных Вами, с целями обучающихся;

·               согласование целей с возможностями обучающихся по их достижению.

Вопрос целеполагания не последний в работе тьютора. Выделяют простую связь, ведущую к проблеме: цель следует за осознанием чьего-то «хочу».  Вся трудность целеполагания состоит в том, чтобы перед этим субъективным «хочу» сознавалось объективное «надо».

Мотивационная функция тьютора состоит в создании и поддержании включенности обучающихся в обучение и эффективное продвижение в курсе. Для осуществления этой функции необходимо уметь решать такие задачи:

·               выяснять исходные ожидания обучающихся от обучения, индивидуальные потребности и мотивы;

·               формировать установки на продуктивную, главным образом самостоятельную, деятельность;

·               создавать в группе обучающихся атмосферу заинтересованности, доверия и поддержки;

·               стимулировать учебную мотивацию различными интерактивными методами обучения;

·               организовывать и поддерживать общение обучающихся друг с другом, что обычно способствует эффективной работе на занятиях.

Функция планирования заключается в упорядочении действий обучающихся и своих в соответствии с задуманной целью. В какой-то мере эта функция напоминает построение стратегии достижения цели, но только планирование более детализировано, более конкретно.

Эффективное планирование в образовательном процессе основывается на умении:

·               формировать учебные цели на основе четырехступенчатой модели развития специалиста (что он должен знать, уметь, чем должен владеть и кем должен быть) и с учетом анализа результатов предварительной диагностики (потребностей обучающихся, их исходного уровня подготовки, профессионального опыта и др.);

·               формировать стратегии и тактики собственной деятельности с обучающимися;

·               определять последовательность действий в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами;

·               разрабатывать структуру занятий с обучающимися как завершенный цикл деятельности (введение, ос ионная часть, заключение) с учетом доминанты совместной, а не индивидуальной деятельности обучающихся;

·               распределять время занятий с учетом целей, содержания и технологий обучения, а также особенностей группы (спецификой индивидуальных стилей обучения обучающихся).

Не последней функцией тьютора является установление коммуникаций. Данная функция особенно важна на первых этапах взаимодействия тьютора с обучающимися - при формировании группы, установлении взаимоотношений как между тьютором и обучающимися, так и между самими обучающимися. Выделяют следующие требования:

·               быть открытым и доступным для обучающихся;

·               понимать и реализовывать в своей деятельности тезис: «Все обучающиеся одинаковые, все обучающиеся разные»;

·               устанавливать между собой и обучающимися, а также между самими обучающимися доброжелательные и партнерские взаимоотношения;

·               организовывать совместную деятельность обучающихся в группе на основе сотрудничества, согласования целей групповой деятельности и способов их совместного достижения;

·               формировать в группе благоприятный эмоциональный настрой, атмосферу поддержки и взаимопомощи, чувство сопричастности к группе;

Функция контроля. Никакое обучение, ни при каких условиях не может обойтись без обратной связи, без контроля выполнения работы, направленной на достижение намеченных целей. В широком смысле к функции контроля относят также коррекцию и оценку. Тьютор должен помнить, что успешность выполнения этой функции закладывается и обеспечивается задолго до контроля, как такового, - в процессе планирования, так как именно на этом этапе формируются цели, критерии и показатели их достижения.

Рассмотрим, что должен выполнять тьютор в своей дельности с позиции функции контроля: 

·               анализировать задания обучающихся, определяя степень успешности обучения и образования;

·               комментировать недочеты и ошибки обучающихся в письменных заданиях;

·               оценивать качество выполненных заданий;

·               корректировать деятельность обучающихся в соответствии с результатами проверки заданий (ошибками и затруднениями обучающихся);

·               вести мониторинг заданий;

·               оценивать достижения отдельных обучающихся и группы в целом.

Роль функции рефлексии в деятельности тьютора, как и любого специалиста, обучающего других людей, незаменима. Рефлексия является смысловым центром личности и механизмом развития человека. Поэтому и тьютор, реализуя эту функцию, имеет возможность индивидуально и профессионально развиваться. Что становится объектом рефлексии, объектом мыслительного отражения тьютора? С одной стороны, рефлексия может быть направлена на цели и содержание курса, на технологии его воплощения в учебном процессе, на достигнутые результаты (их соответствие целям, меры этого соответствия и др.), на характер и средства коммуникации, на стиль общения, на распределение ролей в группе и т.п. С другой стороны, предметом рефлексии становятся способы организации собственной деятельности, общения и мышления тьютора, его самоизменения.   Следовательно, функция рефлексии реализуется в таких задачах деятельности:

·               организация анализа возможностей тьютора;

·               организация рефлексии собственной деятельности и общения тьютора на предмет выявления его индивидуальных особенностей (идеи и принципы, которыми тьютор руководствуется в работе, предпочитаемый стиль обучения и др.), его затруднений, ошибок и достижений;

·               идентификация движущих сил развития тьютора и сил, препятствующих этому;

·               создание в деятельности обучающихся «поводов» для рефлексии - проблемных ситуаций;

·               организация рефлексии деятельности обучающихся с целью анализа их деятельности, понимания места «проблемных точек» (затруднений), вызвавших их причин и версий устранения затруднений, а также понимания того, что необходимо знать и уметь самому обучающемуся.

Методическая функция тьютора относится к числу важных функций.

К действиям составляющих данную функцию относятся:

·               создание необходимых средств для организации учебного процесса (специальных заданий, комплектов вопросов, набора конкретных ситуаций, иллюстративного материала и др.);

·               разработка различных контрольно-диагностических методик: перечня контрольных вопросов, анкет, опросных листов, информационных карт, тестовых материалов и др.;

·               анализ и описание собственного тыоторского опыта;

внедрение в собственную деятельность эффективного опыта других тьюторов

2.3. Проектирование образовательных программ в условиях тьюторского сопровождения.

1.Основания для программы развития   в условиях   тьюторского сопровождения:

- история школы;

- основные достижения;

- анализ современной ситуации;

-партнерские связи школы.

 

2. Предыдущий   опыт работы и его приобретение.

- тьюторское сопровождение   индивидуальных образовательных программ;

- индивидуализация в начальной   школе;

- подростковая школа индивидуальных образовательных траекторий;

- старшая школа индивидуальных образовательных программ;

3. Образ будущего школы по результатам реализации программы развития:

-  Стратегические цели.

4. Представления о результатах образования, лежащие в основе программы развития школы.

- Внутренние результаты

Результаты для учащихся

Для старшеклассников и выпускников

Для учащихся подростковой школы

Для учащихся начальной школы

Результаты для родителей

Результаты для педагогов

- Внешние результаты

Результаты работы учреждения для города и городской системы образования;

Результаты для инновационного сообщества города (научно-внедренческого комплекса).

5.Основные направления программы развития:

-Цели обеспечения доступности и высокого качества образования

- Реализация   концепции индивидуализации образования на возрастных ступенях: проблемный психолого-педагогический анализ, стратегическая цель реализации концепции индивидуализации на возрастных ступенях

6. Реализация концепции «Расширенной школы». Школа как культурно-оздоровительный и образовательный центр территории.

7. Материальное обеспечение программы.

8. Реализация основных направлений программы:

- Обеспечение доступности и высокого качества образования

- Реализация концепции индивидуализации образования на возрастных ступенях

- Реализация концепции «Расширенной школы» -  школы как культурно-оздоровительного и образовательного центра территории

- Переход к новому статусу (финансовой самостоятельности школы).

9. Календарный   план реализации программы.

10. План график   реализации программы:

Нормативно-правовое обеспечение нововведений

- График событий и мероприятий, проходящих в рамках реализации программы

Совершенствование методического мастерства педагогов

Компетентности подхода в обучении и образовании

- Введение ИКТ в учебный процесс

Разработка методических рекомендаций по реализации нововведений в социальные проекты и массовую педагогическую практику

Разработка и апробация сетевых образовательных программ и сетевых образовательных событий

- Повышение квалификации работников образования

-Переход к новому статусу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Технология тьюторского сопровождения ученической деятельности".

Литература:  1. Беков Х.А. Терминология в системе дополнительного педагогическогообразования: Словарь / Х.А. Беков, С.В. Широбоков, И.И. Кирьянов идр. – М.: ИПК госслужбы, 2001. – 107 с.2. ...

Что означает тьюторское сопровождение. Формы, методы и технология тьюторского сопровождения.

В статье собран материал относительно развития тьюторского сопровождения в системе инклюзивного образования согласно ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о, где отражено постро...

Программа «Методика и технологии тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности»

Аннотация Дети – это самое святое на земле!Заниматься здоровьем детей -Это самое благородное дело!В данной работе я старалась показать моё видение здоровьеориентированной деятельности учите...

Доклад на тему: «Тренинговые технологии в тьюторском сопровождении исследовательской деятельности младших школьников»

Групповая тьюторская консультация. На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ школьников с похожими познавательными интересами. Педагог - ...

Доклад на тему «Методика коллективных творческих и групповых дел как средство формирования взаимодействия школьников»

Демократические преобразования в обществе, мобильность и динамичность окружающей действительности, конкурентоспособность и другие современные явления на первое место ставят индивидуальность и неордина...

"Методика и технологии тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности"

Тьютор в области формирования индивидуального стиля жизни работает с технологиями оздоровления физического, психологического уровней, а также (и это наиболее важно) формирует мотивацию на здоровьеорие...