"Я - гражданин"
рабочая программа (2 класс)

Ренина Ольга Вячеславовна

Программа внеурочной деятельности для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_grazhdanin.docx38.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа поселка Тейсин

Амурского муниципального района Хабаровского края

                                                         УТВЕРЖДАЮ:

                                                                      Директор МБОУ СОШ

                                                   пос. Тейсин

________Е.С. Котельникова

                                                                          «____»_________2016 г.

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности для учащихся 2 класса

«Я - гражданин»

Учитель:  Ренина Ольга Вячеславовна

2016-2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа пропедевтического обществоведческого курса «Край, в котором я живу» дополняет первый концентр историко-обществоведческого образования содержанием, отражающим национально-региональные особенности  жизнедеятельности россиян-дальневосточников.

            При составлении программы был использованы:

1. Программа и методическое пособие для учителя начальной школы по пропедевтическому курсу «Край, в котором я живу»/ С.Л.Посмитная; - Хабаровск: Частная коллекция, 2008.

2.Посмитная С.Л. «Я — ученик». Региональное учебно-игровое пособие для младших школьников. Хабаровск.2013.

3.СД-приложения: Посмитная С.Л.
Я — дальневосточник: Региональное учебно-игровое пособие для младших школьников http://www.dvbook.ru/book_dalnevostocnik_x. ;

            Содержание программы курса:

— относится к «части, формируемой участниками образовательного процесса»  (ч.1 п.4 ст.7 Закона

«Об образовании» 1);

— составлено с учетом «Дополнительных краевых требований к стандарту образовательной области «Обществознание» (приказ комитета общего образования администрации Хабаровского края № 17 от23.01.2002 «Об утверждении новой редакции ХКК ГОСТ образовательной области «Обществознание»);

— предназначено для преподавания в начальной школе (1–4 классах) Хабаровского края;

— направлено на оказание помощи ребенку в преодолении им кризиса социальной субъектности до окончания начальной школы;

— предполагает создание авторской системы воспитания младших школьников;

— рассчитано на преподавание учителем начальной школы.

Содержание программы курса структурировано по культурно-пространственной спирали. Это позволяет систематически знакомить младших школьников с различными сферами жизни общества: историей, географией, экономикой, социологией, правом, геополитикой, историографией, археологией, этикой, эстетикой, психологией и т.д. Использование пропедевтического подхода к отбору содержания учебного материала  основано на идее создания у детей первых образных впечатлений, которые необходимы младшим школьникам для расширения кругозора в понимании себя и окружающего мира.

Содержание программы курса предполагает концентрическую и эгоцентрическую основы. Проблемы гражданственности, патриотизма, ответственности, прав и обязанностей рассматриваются с позиции ребенка каждый год на все более высоком уровне. Это делает учебный материал легко воспринимаемым и формирующим личную сопричастность, личную ответственность за себя, свою семью, край, страну и т. д.

Знакомство с международным законодательством, Конституцией РФ, Уставом Хабаровского края  и другими нормативными актами способствует развитию правовой культуры младших школьников.

Содержание программы предполагает привлечение младших школьников к посильному участию в реализации социальных проектов. Это увеличивает потенциал курса в создании педагогических условий для самопознания и самоопределения младших школьников. Использование групповых тренингов является важным условием реализации программы. Тренинги  направлены не только на овладение навыками общения и сотрудничества, но и на становление адекватной самооценки, рефлексии, развитие критического мышления школьников.  Предложенные в программе игры и творческие задания поддерживают у школьников интерес к предмету исследования и учебной деятельности. Все это позволяют обойтись педагогу  в общении с ребенком  без морализации и послушности.

Второй раздел «Я — гражданин»

Рассчитан на освоение младшими школьниками во 2-м классе, в количестве 35 часов в год (1 час в неделю). Реализация содержания раздела направлена на овладение младшими школьниками вторым и третьим уровнями самосознания.

Содержание второго раздела программы курса предполагает познакомить второклассников с тем сообществом, которое окружает детей за пределами школы, — сообществом  дома, двора, города/села, где они живут. Знакомство включает обращение к истории своего дома, двора, улицы, города/села, его достопримечательностям, хозяйству, муниципальному управлению и т.д.

2-й класс

Личностными результатами изучения курса «Край, в котором я живу» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Край, в котором я живу» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулироватьучебнуюпроблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Содержание программы « Я – гражданин» 2 класс.

Введение. Большой урок для маленького гражданина. Гражданин. Россия.(1час)

Тема 1. На востоке России (21 час).

Россия, Москва, Конституция. Герб, флаг России. Горожанин, селянин, гражданин – что общего в этих словах? Гражданство. С чего начинается Родина? Большая и малая Родина. Дальний Восток — родина эндемиков Хабаровского края — амурского тигра и гималайского медведя. Города и села на карте Хабаровского края. Знакомство с условными знаками карты. История названия нашего города Амурска. Место расположения нашего города. Паспорт моего города (где располагается, сколько жителей имеет, почтовый индекс и междугородный телефонный код

Семья. Однокоренные слова с корнем РОД (родственники, родня, родник, родоначальник…). Их смысл и взаимная связь. Наши семьи. Наши родовые фамилии. Родословная. Предки, потомки. Самые старшие в семье родственники. (Работа с цветовой лентой времени.) Семейные реликвии. Семейные увлечения. Счастливая семья. Кто в семье самый главный и самый важный?

Улица, дом, двор — место проживания человека. ОБЖ детей во время игры во дворе и на улице.

История и план улиц микрорайона, в котором проживают дети. Соседи, их имена и судьбы. Местоположение микрорайона на карте города. Основные автомагистральные дороги до микрорайона.(Игра «Как доехать до нашего микрорайона из…») Маршруты пассажирского транспорта и его остановки по территории города. История появления нашего микрорайона и его улиц, их застройка.

Календарь. Переселенцы. Коренные жители. Когда и как появился наш город Амурск? Кто были  его  первыми жителями? Как жили первые жители нашего города Амурска? Их быт, образ жизни, занятия. Книга почета и почетные граждане.

Избиратели, выборы, голосование, жители, мэр,  избирательный бюллетень. Кто может быть хозяином нашего города? Место расположения и рабочие телефоны мэрии. Городское хозяйство.

Жизнь нашего города. Городское  хозяйство. Служба экстренной помощи. Наш вклад в жизнь нашего города. Правила поведения и общения в нашем городе.

Бизнес, бизнесмен, маркетинг, менеджер, благотворительность, меценатство, реклама. Наш город Амурск в хозяйственной жизни Хабаровского края, Дальнего Востока, России.

Профессии, способности, возможности. Человек может развить или утратить свои способности. Профессии, востребованные в нашем городе, крае.

Потребители. Потребности. Сертификат. Чек. Мы — потребители. Переработка отходов. Российский стандарт качества. Товарная этикетка.

Семейный бюджет. Доходы. Необходимые и желательные расходы. Возможности родителей и наши желания. Карманные деньги — как и на что их потратить?

Новогодние праздники и развлечения жителей нашего города. Главная новогодняя ёлка.

Тема 2. Как жить в мире с собой и другими (13часов)?

Горожане. Они разные, но все жители нашего города Амурска. Пожилые, одинокие, инвалиды, беженцы, погорельцы — люди, требующие особой заботы.

Правила пожарной безопасности в быту. Правила пользования электроприборами, печами, пиротехникой. ОБЖ.

Здоровье и здоровый образ жизни. Вредные привычки и их воздействие на здоровье. Причины,приводящие к появлению вредных привычек и способы предотвращения их развития у детей.

Мы — жители нашего города. Наши увлечения и желания. Мы все разные, но мы должны научиться договариваться, так как живем в одном городе.

Мы — дети. Ребенок — особенный человек. Трудно ли быть ребенком? Зачем человеку дается детство? Стоит ли быстрее стать взрослым? Как справиться со своими обидами и гневом? Что каждому из нас нравится и что огорчает нас в наших характерах (по личному мнению и мнению одноклассников).

Свобода и свободные люди. Взаимосвязь свобод, прав и обязанностей. (Тренинг «Как быть, если каждый делает только то, что ему хочется, невзирая на нарушение прав и свобод других людей?»)

Право людей на отдых и досуг. Наши увлечения и возможности дополнительного образования в кружках, секциях, клубах, студиях микрорайона. Наш досуг на каникулах. Правила дорожного движения во время каникул.

Азбука этикета. Этикет в нашей жизни. Правила этикета, принятые в нашем классе, школе, дома. Как характер и поступки человека влияют на положение человека в обществе?

Университет хороших манер. Мода, вкусы, увлечения — история и современность.

Основные правила безопасности во время летних каникул. Когда солнце, воздух и вода помогут укрепить наше здоровье? Что важно помнить, отдыхая летом в пригородной зоне, у воды, на пляже, в лесу? Первая медицинская помощь (ПМП).

Календарно-тематическое планирование 34 часа

№  урока

Дата

Тема занятия

02.09

Большой урок для маленького гражданина.

09.09

Герб, флаг России. Я - гражданин, а это значит…

16.09

С чего начинается Родина? Большая и малая Родина.

23.09

На востоке России. История названия нашего города Амурска. Место расположения нашего города.

30.09

Знакомьтесь, моя семья. Предки, потомки. Самые старшие в семье родственники.

07.10

Семейная шкатулка. Семейные реликвии. Семейные увлечения.

14.10

Я здесь живу. Маршруты пассажирского транспорта и его остановки по территории города.

21.10

Мой дом и двор. ОБЖ детей во время игры во дворе и на улице.

28.10

Я – архитектор. Игра. История появления нашего микрорайона и его улиц, их застройка.

11.11

Листая старый календарь. Коренные жители Амурского района. Села Омми, Ачан, Джуен.

18.11

Экскурсия в городской музей. «Когда и как появился наш город Амурск?»

25.11

Книга почета и почетные граждане нашего города.

02.12

Экскурсия по улицам города. «Улица, дом, двор — место проживания человека. ОБЖ детей во время игры во дворе и на улице».

09.12

 Избиратели, выборы, голосование, жители, мэр,  избирательный бюллетень.

16.12

Жизнь нашего города. Городское  хозяйство. Служба экстренной помощи. Наш вклад в жизнь нашего города. Правила поведения и общения в нашем городе.

23.12

Наш город Амурск в хозяйственной жизни Хабаровского края, Дальнего Востока, России.

13.01

Профессии, способности, возможности. Человек может развить или утратить свои способности.

20.01

Профессии, востребованные в нашем городе, крае. Игра «Всё обо мне»

27.01

Мы — потребители.  Российский стандарт качества. Товарная этикетка.

03.02

Семейный бюджет. Доходы. Необходимые и желательные расходы.

10.02

Возможности родителей и наши желания. Карманные деньги — как и на что их потратить? Игра «Сколько стоит?»

17.02

Новогодние праздники и развлечения жителей нашего города. Главная новогодняя ёлка.

24.02

Горожане. Они разные, но все жители нашего города Амурска

03.03

Правила пожарной безопасности в быту. Правила пользования электроприборами, печами, пиротехникой. ОБЖ.

10.03

Здоровье и здоровый образ жизни. Вредные привычки и их воздействие на здоровье.

17.03

Мы — жители нашего города. Наши увлечения и желания.

24.03

Мы все разные, но мы должны научиться договариваться, так как живем в одном городе.

07.04

Мы — дети. Ребенок — особенный человек. Трудно ли быть ребенком?

14.04

Свобода и свободные люди. Взаимосвязь свобод, прав и обязанностей.

21.04

Тренинг «Как быть, если каждый делает только то, что ему хочется, невзирая на нарушение прав и свобод других людей?»

28.04

Наши увлечения и возможности дополнительного образования в кружках, секциях, клубах, студиях микрорайона.

05.05

Правила дорожного движения во время каникул.

12.05

Этикет в нашей жизни. Правила этикета, принятые в нашем классе, школе, дома.

19.05

Университет хороших манер. Мода, вкусы, увлечения — история и современность.

26.05

Что важно помнить, отдыхая летом в пригородной зоне, у воды, на пляже, в лесу? Первая медицинская помощь (ПМП).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Я учитель-гражданин"

Выступление "Я учитель -гражданин"...

Я - гражданин России. Государственные символы.

Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....

Родительское собрание "Я гражданин России"

          В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активно...

Классный час "Я - маленький гражданин России"

Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...

сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"

Сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"...

"Роль родных языков воспитании гражданина Башкортостана"

Тема урока: "Роль родных языков воспитании гражданина Башкортостана". Данный урок формирует патриотическое отношение обучающихся к русскому язуку, осознанию его величия и могущества....