"Я - гражданин"
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа поселка Тейсин
Амурского муниципального района Хабаровского края
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ
пос. Тейсин
________Е.С. Котельникова
«____»_________2016 г.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности для учащихся 2 класса
«Я - гражданин»
Учитель: Ренина Ольга Вячеславовна
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа пропедевтического обществоведческого курса «Край, в котором я живу» дополняет первый концентр историко-обществоведческого образования содержанием, отражающим национально-региональные особенности жизнедеятельности россиян-дальневосточников.
При составлении программы был использованы:
1. Программа и методическое пособие для учителя начальной школы по пропедевтическому курсу «Край, в котором я живу»/ С.Л.Посмитная; - Хабаровск: Частная коллекция, 2008.
2.Посмитная С.Л. «Я — ученик». Региональное учебно-игровое пособие для младших школьников. Хабаровск.2013.
3.СД-приложения: Посмитная С.Л.
Я — дальневосточник: Региональное учебно-игровое пособие для младших школьников http://www.dvbook.ru/book_dalnevostocnik_x. ;
Содержание программы курса:
— относится к «части, формируемой участниками образовательного процесса» (ч.1 п.4 ст.7 Закона
«Об образовании» 1);
— составлено с учетом «Дополнительных краевых требований к стандарту образовательной области «Обществознание» (приказ комитета общего образования администрации Хабаровского края № 17 от23.01.2002 «Об утверждении новой редакции ХКК ГОСТ образовательной области «Обществознание»);
— предназначено для преподавания в начальной школе (1–4 классах) Хабаровского края;
— направлено на оказание помощи ребенку в преодолении им кризиса социальной субъектности до окончания начальной школы;
— предполагает создание авторской системы воспитания младших школьников;
— рассчитано на преподавание учителем начальной школы.
Содержание программы курса структурировано по культурно-пространственной спирали. Это позволяет систематически знакомить младших школьников с различными сферами жизни общества: историей, географией, экономикой, социологией, правом, геополитикой, историографией, археологией, этикой, эстетикой, психологией и т.д. Использование пропедевтического подхода к отбору содержания учебного материала основано на идее создания у детей первых образных впечатлений, которые необходимы младшим школьникам для расширения кругозора в понимании себя и окружающего мира.
Содержание программы курса предполагает концентрическую и эгоцентрическую основы. Проблемы гражданственности, патриотизма, ответственности, прав и обязанностей рассматриваются с позиции ребенка каждый год на все более высоком уровне. Это делает учебный материал легко воспринимаемым и формирующим личную сопричастность, личную ответственность за себя, свою семью, край, страну и т. д.
Знакомство с международным законодательством, Конституцией РФ, Уставом Хабаровского края и другими нормативными актами способствует развитию правовой культуры младших школьников.
Содержание программы предполагает привлечение младших школьников к посильному участию в реализации социальных проектов. Это увеличивает потенциал курса в создании педагогических условий для самопознания и самоопределения младших школьников. Использование групповых тренингов является важным условием реализации программы. Тренинги направлены не только на овладение навыками общения и сотрудничества, но и на становление адекватной самооценки, рефлексии, развитие критического мышления школьников. Предложенные в программе игры и творческие задания поддерживают у школьников интерес к предмету исследования и учебной деятельности. Все это позволяют обойтись педагогу в общении с ребенком без морализации и послушности.
Второй раздел «Я — гражданин»
Рассчитан на освоение младшими школьниками во 2-м классе, в количестве 35 часов в год (1 час в неделю). Реализация содержания раздела направлена на овладение младшими школьниками вторым и третьим уровнями самосознания.
Содержание второго раздела программы курса предполагает познакомить второклассников с тем сообществом, которое окружает детей за пределами школы, — сообществом дома, двора, города/села, где они живут. Знакомство включает обращение к истории своего дома, двора, улицы, города/села, его достопримечательностям, хозяйству, муниципальному управлению и т.д.
2-й класс
Личностными результатами изучения курса «Край, в котором я живу» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Край, в котором я живу» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулироватьучебнуюпроблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание программы « Я – гражданин» 2 класс.
Введение. Большой урок для маленького гражданина. Гражданин. Россия.(1час)
Тема 1. На востоке России (21 час).
Россия, Москва, Конституция. Герб, флаг России. Горожанин, селянин, гражданин – что общего в этих словах? Гражданство. С чего начинается Родина? Большая и малая Родина. Дальний Восток — родина эндемиков Хабаровского края — амурского тигра и гималайского медведя. Города и села на карте Хабаровского края. Знакомство с условными знаками карты. История названия нашего города Амурска. Место расположения нашего города. Паспорт моего города (где располагается, сколько жителей имеет, почтовый индекс и междугородный телефонный код
Семья. Однокоренные слова с корнем РОД (родственники, родня, родник, родоначальник…). Их смысл и взаимная связь. Наши семьи. Наши родовые фамилии. Родословная. Предки, потомки. Самые старшие в семье родственники. (Работа с цветовой лентой времени.) Семейные реликвии. Семейные увлечения. Счастливая семья. Кто в семье самый главный и самый важный?
Улица, дом, двор — место проживания человека. ОБЖ детей во время игры во дворе и на улице.
История и план улиц микрорайона, в котором проживают дети. Соседи, их имена и судьбы. Местоположение микрорайона на карте города. Основные автомагистральные дороги до микрорайона.(Игра «Как доехать до нашего микрорайона из…») Маршруты пассажирского транспорта и его остановки по территории города. История появления нашего микрорайона и его улиц, их застройка.
Календарь. Переселенцы. Коренные жители. Когда и как появился наш город Амурск? Кто были его первыми жителями? Как жили первые жители нашего города Амурска? Их быт, образ жизни, занятия. Книга почета и почетные граждане.
Избиратели, выборы, голосование, жители, мэр, избирательный бюллетень. Кто может быть хозяином нашего города? Место расположения и рабочие телефоны мэрии. Городское хозяйство.
Жизнь нашего города. Городское хозяйство. Служба экстренной помощи. Наш вклад в жизнь нашего города. Правила поведения и общения в нашем городе.
Бизнес, бизнесмен, маркетинг, менеджер, благотворительность, меценатство, реклама. Наш город Амурск в хозяйственной жизни Хабаровского края, Дальнего Востока, России.
Профессии, способности, возможности. Человек может развить или утратить свои способности. Профессии, востребованные в нашем городе, крае.
Потребители. Потребности. Сертификат. Чек. Мы — потребители. Переработка отходов. Российский стандарт качества. Товарная этикетка.
Семейный бюджет. Доходы. Необходимые и желательные расходы. Возможности родителей и наши желания. Карманные деньги — как и на что их потратить?
Новогодние праздники и развлечения жителей нашего города. Главная новогодняя ёлка.
Тема 2. Как жить в мире с собой и другими (13часов)?
Горожане. Они разные, но все жители нашего города Амурска. Пожилые, одинокие, инвалиды, беженцы, погорельцы — люди, требующие особой заботы.
Правила пожарной безопасности в быту. Правила пользования электроприборами, печами, пиротехникой. ОБЖ.
Здоровье и здоровый образ жизни. Вредные привычки и их воздействие на здоровье. Причины,приводящие к появлению вредных привычек и способы предотвращения их развития у детей.
Мы — жители нашего города. Наши увлечения и желания. Мы все разные, но мы должны научиться договариваться, так как живем в одном городе.
Мы — дети. Ребенок — особенный человек. Трудно ли быть ребенком? Зачем человеку дается детство? Стоит ли быстрее стать взрослым? Как справиться со своими обидами и гневом? Что каждому из нас нравится и что огорчает нас в наших характерах (по личному мнению и мнению одноклассников).
Свобода и свободные люди. Взаимосвязь свобод, прав и обязанностей. (Тренинг «Как быть, если каждый делает только то, что ему хочется, невзирая на нарушение прав и свобод других людей?»)
Право людей на отдых и досуг. Наши увлечения и возможности дополнительного образования в кружках, секциях, клубах, студиях микрорайона. Наш досуг на каникулах. Правила дорожного движения во время каникул.
Азбука этикета. Этикет в нашей жизни. Правила этикета, принятые в нашем классе, школе, дома. Как характер и поступки человека влияют на положение человека в обществе?
Университет хороших манер. Мода, вкусы, увлечения — история и современность.
Основные правила безопасности во время летних каникул. Когда солнце, воздух и вода помогут укрепить наше здоровье? Что важно помнить, отдыхая летом в пригородной зоне, у воды, на пляже, в лесу? Первая медицинская помощь (ПМП).
Календарно-тематическое планирование 34 часа
№ урока | Дата | Тема занятия |
02.09 | Большой урок для маленького гражданина. | |
09.09 | Герб, флаг России. Я - гражданин, а это значит… | |
16.09 | С чего начинается Родина? Большая и малая Родина. | |
23.09 | На востоке России. История названия нашего города Амурска. Место расположения нашего города. | |
30.09 | Знакомьтесь, моя семья. Предки, потомки. Самые старшие в семье родственники. | |
07.10 | Семейная шкатулка. Семейные реликвии. Семейные увлечения. | |
14.10 | Я здесь живу. Маршруты пассажирского транспорта и его остановки по территории города. | |
21.10 | Мой дом и двор. ОБЖ детей во время игры во дворе и на улице. | |
28.10 | Я – архитектор. Игра. История появления нашего микрорайона и его улиц, их застройка. | |
11.11 | Листая старый календарь. Коренные жители Амурского района. Села Омми, Ачан, Джуен. | |
18.11 | Экскурсия в городской музей. «Когда и как появился наш город Амурск?» | |
25.11 | Книга почета и почетные граждане нашего города. | |
02.12 | Экскурсия по улицам города. «Улица, дом, двор — место проживания человека. ОБЖ детей во время игры во дворе и на улице». | |
09.12 | Избиратели, выборы, голосование, жители, мэр, избирательный бюллетень. | |
16.12 | Жизнь нашего города. Городское хозяйство. Служба экстренной помощи. Наш вклад в жизнь нашего города. Правила поведения и общения в нашем городе. | |
23.12 | Наш город Амурск в хозяйственной жизни Хабаровского края, Дальнего Востока, России. | |
13.01 | Профессии, способности, возможности. Человек может развить или утратить свои способности. | |
20.01 | Профессии, востребованные в нашем городе, крае. Игра «Всё обо мне» | |
27.01 | Мы — потребители. Российский стандарт качества. Товарная этикетка. | |
03.02 | Семейный бюджет. Доходы. Необходимые и желательные расходы. | |
10.02 | Возможности родителей и наши желания. Карманные деньги — как и на что их потратить? Игра «Сколько стоит?» | |
17.02 | Новогодние праздники и развлечения жителей нашего города. Главная новогодняя ёлка. | |
24.02 | Горожане. Они разные, но все жители нашего города Амурска | |
03.03 | Правила пожарной безопасности в быту. Правила пользования электроприборами, печами, пиротехникой. ОБЖ. | |
10.03 | Здоровье и здоровый образ жизни. Вредные привычки и их воздействие на здоровье. | |
17.03 | Мы — жители нашего города. Наши увлечения и желания. | |
24.03 | Мы все разные, но мы должны научиться договариваться, так как живем в одном городе. | |
07.04 | Мы — дети. Ребенок — особенный человек. Трудно ли быть ребенком? | |
14.04 | Свобода и свободные люди. Взаимосвязь свобод, прав и обязанностей. | |
21.04 | Тренинг «Как быть, если каждый делает только то, что ему хочется, невзирая на нарушение прав и свобод других людей?» | |
28.04 | Наши увлечения и возможности дополнительного образования в кружках, секциях, клубах, студиях микрорайона. | |
05.05 | Правила дорожного движения во время каникул. | |
12.05 | Этикет в нашей жизни. Правила этикета, принятые в нашем классе, школе, дома. | |
19.05 | Университет хороших манер. Мода, вкусы, увлечения — история и современность. | |
26.05 | Что важно помнить, отдыхая летом в пригородной зоне, у воды, на пляже, в лесу? Первая медицинская помощь (ПМП). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Я учитель-гражданин"
Выступление "Я учитель -гражданин"...
Я - гражданин России. Государственные символы.
Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....
Родительское собрание "Я гражданин России"
В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активно...
Классный час "Я - маленький гражданин России"
Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...
Программа становления и развития классного коллектива с учетом индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Формирование человека-гражданина.
Представлена комплексная программа по становлению классного коллектива....
сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"
Сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"...
"Роль родных языков воспитании гражданина Башкортостана"
Тема урока: "Роль родных языков воспитании гражданина Башкортостана". Данный урок формирует патриотическое отношение обучающихся к русскому язуку, осознанию его величия и могущества....