Аккуратность и опрятность
классный час (3 класс)

 Александрова Светлана Сергеевна

Классный час в 3 классе

Тема: «Аккуратность и опрятность»

 

  • Цель: воспитывать аккуратность, бережливость, опрятность, организованность, трудолюбие; воспитывать умение следить за своим внешним видом и своими вещами;
  • формировать навыки самообслуживания, самостоятельности, ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akkuratnost_i_opryatnost.docx38.03 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 3 классе

Тема: «Аккуратность и опрятность»

  • Цель: воспитывать аккуратность, бережливость, опрятность, организованность, трудолюбие; воспитывать умение следить за своим внешним видом и своими вещами;
  • формировать навыки самообслуживания, самостоятельности, ответственности.

Уч: Здравствуйте, ребята.Чтобы узнать тему классного часа, я предлагаю вам разгадать загадки и 2 кроссворда:

1.То я в клетку, то в линейку.

 Написать на мне сумей-ка!(тетрадь)

2.В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься скажу.

Я большой, я ученик!

В ранце у меня… (дневник)

3.Руки красные и рот,

Разноцветный я, как в сказке.

Не лентяй, не обормот, —

Просто постарались… (краски)

4.У меня по всем наукам

Книжки умные живут.

Назовите-ка, ребята,

Как те книжечки зовут?!(учебник)

5. Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (портфель)

6. Нарисую лето, маму

 И себя. На мне — панаму.

Море, радугу и дом.

Все хранит в себе… (альбом)

7. Дети, утром надо встать,

И заправить свою…(кровать)

8.Можно здесь поспать или покушать,

Можно сказку здесь послушать,

Здесь уют и красота.

Угадай же, кто я? (комната)

9.На дворе мороз и стужа,

Одеваться тепло нужно,

Это поймет любой невежда,

Нужна зимняя…(Одежда)

10.Деревянный, крепкий,

На нем стоят тарелки.

Накрывают на обед,

Кашу, суп и винегрет. (стол)

11.У кровати стоит,

На ней лампа горит. (тумбочка)

12. Два братца

Не могут расстаться:

 Утром в дорогу,

Ночью – к порогу. (обувь)

 Уч: Итак, ребята, какое ключевое слово получилось? А как вы думаете, почему я подобрала такие загадки? Относятся они к теме «Аккуратность»? (ответы детей) Правильно. Вы должны аккуратно относиться к школьным принадлежностям, к своим вещам (одежде, обуви). На вашем столе, тумбочке и шкафу тоже вещи должны лежать или висеть аккуратно.

Теперь, давайте отгадаем второе ключевое слово!

 1.Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне. (мыло)

2.Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою-

Что это такое? (полотенце)

3. Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (расчёска)

4. Этот домик не простой,

Жар в нем летом и зимой,

 Если ты там бывал,

«С легким паром!» слышал. (баня)

5.Костяная спинка,

Жёсткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит.        (зубная щётка)

6. Инструмент бывалый –

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет, и стрижёт. (ножницы)

7. Резинка - Акулинка

Пошла гулять по спинке,

И пока она гуляла,

Спинка розовою стала. (мочалка)

8. Белая река

В пещеру затекла,

 По ручью выходит —

Со стен всё выводит. (зубная паста)

9. Лëг в карман и караулю

Рëву, плаксу и грязнулю

Им утру потоки слëз,

Не забуду и про нос

(носовой платочек)

10.Глаза я крепко закрываю,

В голову его втираю,

А потом водой смываю.

 Это средство для волос,

 Может быть даже без слез. (шампунь)

        

Уч: Ребята, а теперь какое слово у нас получилось? «Опрятность» Какие предметы помогают быть нам опрятными?

Итак, как называется тема нашего классного часа. «Аккуратность и опрятность»(Слайд)

Какую пословицу об аккуратности вы знаете? («Кто аккуратен и опрятен, тот людям приятен») 

Как вы понимаете смысл этой пословицы?(Если человек одет чисто, волосы красиво причесаны, если у него лицо и руки чистые и ухоженные, если он содержит в порядке свой дом и свои вещи, то с таким человеком приятно жить рядом, приятно с ним общаться, да и просто смотреть на такого человека приятно.)

На сегодняшнем занятии мы выясним, что же нужно делать, чтобы всегда быть аккуратным и опрятным.

- Культура человека начинается с умения следить за своим внешним видом. - Как вы думаете, почему внешний вид является не только твоим личным делом? Почему это касается и других? (Выслушать ответы учащихся.)

- Вы правы! Потому, что общаясь с другими людьми, ты своим внешним видом показываешь уважение не только к себе, но и к ним. Кроме того, приятно общаться с человеком красивым, опрятным. Грязные руки, лицо, неряшливая одежда отталкивает окружающих от их обладателя. – Сравните эти картинки. На кого приятней смотреть?

 Для поддержания чистоты и опрятности внешнего вида нужно знать и соблюдать правила чистоты и гигиены.

В народе говорят: «Чистота – залог здоровья». Что это значит? (Чтобы быть здоровым, надо быть чистым.)

-Что мы делаем для того, чтобы быть чистым?

Давайте вспомним правила личной гигиены. Что такое личная гигиена? Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте, с целью укрепления здоровья.

Уход за лицом, шеей, ушами, руками.

Уч: Чтобы всегда выглядеть чистым и опрятным. Необходимо ежедневно мыть лицо, шею, уши, руки.– Почему мы моем лицо не раз в неделю, как тело, а каждый день, даже по несколько раз в день? (Потому что лицо, шея, уши одеждой не покрыты и они быстро загрязняются пылью, которая оседает на них из воздуха и смешивается потом и кожным салом.)

- Как вы думаете, как часто надо умываться? (Умываться надо не менее 2-х раз в день: утром после сна и вечером, перед тем, как лечь спать. Следует умываться и днем, если вы запачкались.)

- Давайте подумаем о том, как часто мы моем руки. Чаще, чем лицо или реже? (Руки моем чаще, чем лицо.) Почему? (В течение дня мы притрагиваемся руками ко множеству предметов. Руками мы работаем, играем в мяч или другие игры, гладим животных, притрагиваемся к обуви, к дверным ручкам, к кнопке смывного бочка в туалете и т.д. На всех этих предметах есть болезнетворные микробы и, естественно, руки пачкаются).

Нельзя есть грязными руками, можно заболеть. Могут заболеть глаза, если тереть их грязными руками. Плохо вымытые руки загрязняют одежду, белье, книги, тетради. Вот почему необходимо часто мыть руки. Руки мы моем при утреннем и вечернем умывании. Мыть их надо в течении дня, после каждого загрязнения, а не оставлять их грязными до обеда, ужина или вечернего умывания.

Итак, какие правила надо соблюдать (Слайд)

  • Постоянно следи за чистотой своих лица, рук, шеи, ушей.
  • Умывайся не реже 2 раз в день: утром после сна и вечером, перед тем, как лечь спать. Следует умываться и днем, если вы запачкались.
  •  Всегда мой руки перед едой , после работы, после посещения туалета и после игры с животными;
  • Мой тело с мылом и мочалкой не реже раза в неделю,

после мытья надевай чистое белье.

 

Уход за зубами (Слайд)

 Уч: Угадайте, о чём мы сейчас поговорим.

Загадка: «Когда мы едим - они работают.

        Когда не едим - они отдыхают.

        Не будем их чистить - они заболеют. (Зубы)

Какие зубы лучше здоровые или больные? Почему? (Ответы детей)

Уч: Здоровые зубы лучше измельчают пищу во рту. Больные зубы делают это гораздо хуже. Плохо пережёванная пища переваривается с трудом. Желудок над такой пищей трудится дольше, а значит меньше отдыхает и начинает болеть. Поэтому пищу надо пережёвывать не спеша, тщательно. Здоровые зубы помогают нам правильно и красиво говорить, украшают улыбку человека. Как же сохранить зубы здоровыми? (Ответы детей)

Уч: Сколько раз в день нужно чистить зубы?(Чистить зубы надо 2 раза в день: утром и вечером. Посмотрите, как правильно нужно чистить зубы.

Уход за ногтями

Уч: Ребята, также мы должны следить за состоянием своих ногтей. Почему ногти надо стричь коротко? (Под длинными ногтями быстро собирается много грязи, ее трудно оттуда удалить. Кроме того, длинными ногтями можно легко поцарапать кожу себе или товарищу. Ну и, конечно же, грязные ногти, с черными каемочками, вызывают у каждого опрятного человека отвращение.)

-Поэтому стригите ногти коротко и никогда не грызите их, это негигиенично.

Давайте прочитаем правила ухода за ногтями и постараемся их запомнить.

  • Содержи в порядке ногти.
  • Ногти на руках надо стричь 1 раз в неделю, на ногах – один раз в две недели.
  • Стригите ногти коротко и никогда не грызите их, это негигиенично.

Уход за волосами.

Уч: За волосами тоже нужен правильный уход. Прежде всего, надо их ежедневно расчёсывать, раз в неделю, или даже чаще, мыть шампунем и теплой водой, регулярно подстригать. Взлохмаченные, растрепанные волосы – тоже признак неряшливости, неопрятности. Даже самые модные причёски будут выглядеть красиво лишь в том случае, если волосы совершенно чистые.

  • Содержи в порядке волосы. Они должны быть аккуратно подстрижены или заплетены в косу. Растрепанные волосы –  признак неряшливости.

А вот ещё некоторые правила, которые ты должен соблюдать.

  • Всегда пользуйся носовым платком. при кашле и чихании отворачивайся, прикрывая рот.
  •  Ежедневно вставай в одно и то же время и делай зарядку.
  • Проветривай в течение дня комнату.
  • Запомните эти правила. Они помогут вам оставаться здоровыми долгие годы.

Уч: Ребята, какие вы знаете предметы личной гигиены? Ребята, помогите разобраться, какими предметами гигиены можно пользоваться только самому, а какими могут пользоваться все члены вашей семьи.

8. Физминутка

Я знаю еще одно средство, которое помогает нам быть здоровыми и красивыми. Это – физические упражнения. Давайте проведем физкультминутку.

     

     Раз - поднялись, подтянулись.

     Два - согнулись, разогнулись.

     Три - в ладоши три хлопка,

     Головою три кивка.

     На четыре - руки шире.

     Пять - руками помахать.

     Шесть - за парту тихо сесть.

(https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9003901731478549269&text=мультфильм+об+аккуратности&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DA-v8wLw1Clg

Если есть время, можно посмотреть мульфильм «Грязнуля», длительность 5 мин.)

Уход за одеждой

1) Игра «Четвёртый лишний»

 - Подумайте: что еще говорит об аккуратности и опрятности человека? (Его одежда, внешний вид.)

Давайте поиграем в игру «Четвёртый лишний»: назовите лишний предмет.

- А как можно эти предметы назвать одним словом

-Правильно. Дальше мы поговорим об одежде, а точнее, аккуратности в одежде.

Бережливость и аккуратность во все времена и у всех народов считалась большим достоинством человека. Срок носки одежды зависит от аккуратности человека, правильного ухода за нею, а также от прочности ткани, из которой она изготовлена. Чтобы одежда долго нам служила и сохраняла при этом хороший внешний вид, о ней нужно заботиться. Надо регулярно следить за состоянием своей одежды: своевременно ее чистить, гладить, стирать.

Чтобы одежда служила тебе дольше и в то же время оставалась красивой, обязательно следует придерживаться основных правил ухода за ним:

  • Держи одежду в чистоте.
  • После прихода с улицы надо переодеться в домашнюю одежду.
  • Платья, блузки, костюмы, пальто вешай на плечики в шкаф:
  • на широкие плечики вешай верхнюю одежду, на узкие – легкую одежду.
  • Мокрую одежду встряхни, повесь на плечики, высуши.
  • Грязь с сухой одежды счищай щёткой.
  • Вязанные вещи складывай на полку в шкаф.
  • Нижнее белье, носки и колготки нужно менять и стирать каждый день.
  • Нуждающуюся в починке одежду нужно отремонтировать сразу: рваное зашить, пока дырка не стала огромной, оторванную пуговицу пришить сразу, пока она не потерялась.

С детских лет приучайте себя к порядку, аккуратности.

Есть такая пословица – «Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным». Чему учит нас эта пословица? (Главное в одежде не то, чтобы она была модной, а то, чтобы была чистой, выглаженной, не рваной. Даже самая модная одежда, если она грязная, мятая, рваная, не украсит человека.)

Уход за обувью

Запомни основное правило: обувь будет служить дольше, если за ней регулярно и правильно ухаживать.

• Всегда обувайся по погоде.

• После долгих прогулок по улице пыль и грязь с обуви снимай мягкой тряпкой.

• Чисти обувь не перед выходом из дома, а сразу после того, как пришел домой с улицы.

• В осенне-зимний период пользуйся водоотталкивающим средством, что предотвращает глубокому загрязнению обуви.

• Суши обувь на колодке или специальной сушилке. Можно набить влажные ботинки газетной бумагой, которая хорошо впитывает влагу.

  • Ежедневно смазывай ботинки или сапоги кремом в зависимости от цвета обуви.

• Полируй обувь специальной губкой или щёткой.

Уч: А теперь я прочитаю вам рассказ «Две неряхи». (Лифшица) А вы слушайте внимательно и попробуйте догадаться, о чем пойдет речь в следующем разделе нашего журнала.

 

«Идет Лена по улице, а на нее все смотрят и гадают: девочка это или щетка от пылесоса? Висят на Ленином платье нитки всякие, в волосах перья застряли, щеки все в пыли, руки и ноги – тоже. Нет, щетка даже после большой уборки чище Лены. У старичка одного в опрятном летнем костюме от этого редкого зрелища очки сами съехали на кончик носа.

–Девочка, - проговорил он, - почему ты такая грязная? Лена оглядела себя.–Я…это…потому… - это все, что она смогла пробормотать. Не нашлось у нее слов для ответа.–Где же ты была? – спросил старичок.

–У Кати…

-И ты у Кати платьем своим пыль вытирала, а косичками паутину сметала?

-Нет, - щеки у Лены запылали, - мы с ней в прятки играли. Залезла только под стол и под кровать, а больше ничего не делала.

–Гм… - кашлянул старичок.

А Лена скорее приводить себя в порядок стала, стыдно ей глядеть в глаза старичку.»

– А кому еще стыдно должно быть? Кому? (Да Кате же, у которой Лена в гостях была, в прятки играла.)

-А почему ей должно быть стыдно, ведь не она же по улице шла грязная? (Потому что это у нее дома было грязно, не убрано.)

Уч: Кто догадался, о чем пойдет речь далее? ( О порядке в доме.)

Ведь надо заботиться и о том, чтобы в помещении было чисто и уютно, чтобы в нем было удобно жить и заниматься. Есть такая пословица: «Чисто жить – здоровым быть». О чем она? (Пыль и грязь в комнате вредны для здоровья человека. Ведь в пыли содержатся различные бактерии и микроорганизмы. Если люди живут в грязном помещении, они могут заболеть.)

-Что нужно делать, чтобы в помещении было чисто? ( Надо убирать, вытирать пыль, мыть полы, окна, проветривать комнаты и т. д.)

-Как вы думаете, откуда берутся пыль и грязь в комнате? (Пыль и грязь заносятся в комнату, когда человек входит туда в грязной, пыльной одежде и обуви, собирается там, например, когда мы точим карандаши, вырезаем что-нибудь из бумаги, картона, когда что-нибудь мастерим…)

Чтоб здоровье было в доме надо дом свой уважать:

И проветривать почаще, и почаще подметать.

Форточку открой пошире, вымой пол в своей квартире.

Каждый школьник должен знать и ребятам повторять:

Чистый дом – залог здоровья, это главное условие.

Если каждый из нас бросит в день хотя бы раз

Смятый фантик от конфет, иль бумажку, иль пакет,

То со временем, глядишь, станет мусор выше крыш.

Постепенно, день за днём, наш дом  утонет в нём!

Вы хотели бы жить в таком грязном доме? (Нет, не хотим.)

- Что нужно делать, чтобы такого не случилось? ( Надо убирать в доме, не надо сорить самим и не разрешать делать это другим.)

-Правильно, молодцы. Каждому хочется жить в чистом, уютном доме. Но одного желания мало. Для поддержания чистоты требуется большой и упорный труд: дома – мамы, бабушки, старшей сестры или других членов семьи, в школе – труд техничек и самих школьников. Каждый мальчик, каждая девочка должны ценить и уважать этот благородный труд, который идет на пользу всем детям и взрослым. Нельзя самим сорить и надо требовать, чтобы и другие дети этого не делали.

Для поддержания чистоты в комнате необходимо соблюдать следующие правила.

- При входе в помещение вытирай обувь, очищай ее от пыли, грязи и снега; (чтобы не заносить грязь в комнату)

- Войдя в комнату, снимай обувь, надевай домашние туфли, тапочки;

-Почему надо менять обувь? (Чтобы не разносить грязь по всему дому.) (Слайд).

- Не сори на пол; (Надо запомнить: чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.)

- Ежедневно проводи влажную уборку;

- Содержи вещи в порядке, не разбрасывай их по комнате.

Надо запомнить правило: каждой вещи – свое место. Откуда взяли, туда и положили. Если вы всегда будете следовать этому правилу (и с книгами, и с вещами, и с игрушками), то комната всегда будет иметь опрятный вид.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья».

- А теперь поиграем. Я вам буду задавать вопросы, а вы – дружно отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья» (дети хлопают в ладошки при каждом правильном ответе).

  • Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?
  • Кто из вас хочу узнать, очень любит поиграть?
  • Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
  • Кто из вас скажите, братцы, любит в школе баловаться?
  • У кого всегда в порядке книжки, ручки и тетрадки?
  • Кто не чистит зубы утром – поступает очень мудро.

Какие есть пословицы об аккуратности и опрятности «Соедините части пословиц» (Проверка по  слайду)

Где аккуратность, там и опрятность.

Кто аккуратен, тот и людям приятен.

Чистота — залог здоровья.

Порядок бережет время.

Каждой вещи – свое место.

Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным

Чисто жить – здоровым быть.

Будь в одежде аккуратен, избегай и дыр и пятен.

Тренинг «Оценка самого себя».

Каким,  по  вашему  мнению,  должен  быть  внешний  вид  ученика, и каким -  ни  в  коем  случае?  (Ответы учащихся)

Предлагаю  заглянуть в волшебное  зеркальце и поставить «плюсы» - если вы согласны с утверждением, и «минусы» если вы не согласны с утверждением.

1) Вы причёсаны;

2) Вы имеете подстриженные ногти;

3) Вы имеете носовой платок:

4) У вас чистая одежда;

5) У вас обёрнуты книги, тетради;

6) У вас порядок в портфеле;

7) У вас все предметы аккуратно лежат на месте.

Если вы набрали 6-7 баллов, то вас можно считать опрятным, аккуратным учеником. Если вы набрали менее 5 баллов, то вам надо задуматься, не превращаетесь ли вы в грязнулю.

- Молодцы!  Какой вывод мы можем сделать? Человек должен быть всегда аккуратен и опрятен, тогда с ним  будет приятно общаться, у него будет много друзей. Для этого он должен всегда заботиться о своём внешнем виде, о своих вещах и чистоте своего жилища. Ребята, я вам всем желаю быть опрятными и аккуратными. «Кто аккуратен, тот людям приятен».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну Опрятности и Аккуратности

Сценарий праздника на основе здоровьесберегающих технологий...

Литературное чтение.А.Пушкин "Опрятней модного паркета"

Работа над стихотворение А.С.Пушкина по теме: "Картины зимней природы в лирическом стихотворении   А.С.Пушкина". Создание условий для формирования полноценного восприятия  художес...

Литературное чтение.А.Пушкин "Опрятней модного паркета"

Работа над стихотворение А.С.Пушкина по теме: "Картины зимней природы в лирическом стихотворении   А.С.Пушкина". Создание условий для формирования полноценного восприятия  художес...

Классный час "Опрятность и аккуратность в одежде"

Классный час для 3 класса "Опрятность и аккуратность в одежде"...

Беседа: «Аккуратность и опрятность»

Цель:Расширить представления детей об опрятности и аккуратности.Задачи:Образовательная:-научить основам эстетического отношения к своей внешности;-дать понять детям, что внешность человека играет не п...

Конспект открытого занятия "Об аккуратности и опрятности"

Цель:воспитывать аккуратность, бережливость, опрятность, организованность, трудолюбие; воспитывать умение следить за своим внешним видом и своими вещами;Задачи:формировать навыки самообслуживания, сам...