Внеклассное мероприятие "Куйбышев-запасная столица".
классный час (3 класс)
Цель: воспитание патриотизма, гражданской позиции учащихся, любви, ответственности за историческое прошлое, гордости за свою Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuybyshev-zapasnaya_stolitsa.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Куйбышев- запасная столица».
Цель: воспитание патриотизма, гражданской позиции учащихся, любви, ответственности за историческое прошлое, гордости за свою Родину.
Задачи:
- воспитывать любовь к Родине, интерес, бережное отношение к исторической памяти народа, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.
- формировать гражданскую позицию и чувство ответственности за большую и малую Родину, чувство патриотизма;
-развивать коммуникативные качества подрастающего поколения, стремление знать историю своей малой Родины в период 1941-1945 годов;
Предварительная работа. Подобрать материал о городе Куйбышеве в годы Великой Отечественной войны. Подобрать фотоматериал, выпустить стенгазеты к великой дате, провести конкурс рисунков.
Материал предназначен для учащихся начальной школы и среднего звена. Учителям и классным руководителям можно использовать на уроках истории и внеклассных мероприятиях.
Сценарий мероприятия.
Учитель: Страшная… Жестокая… Кровавая…Так называют Великую Отечественную войну ветераны, труженики тыла, дети войны и мы, их потомки.
Исстари повелось на Руси: в тяжелую годину россияне готовы были отдать – и отдавали! – на алтарь Отечества все - свой труд, имущество, свою жизнь. Так поступали и наши земляки в годы Великой Отечественной войны.
Ведущий1. Осенью 1941 года на подступах к Москве создалась критическая обстановка. Казалось, судьбу столицы решают дни. Москву оставлять не собирались. Столица готовилась к обороне.
Государственный Комитет Обороны принимает стратегическое решение.
Ведущий 2.
Ввиду неблагоприятного положения в районе Можайской оборонительной линии Государственный Комитет Обороны постановил:
1. Поручить товарищу Молотову заявить иностранным миссиям, чтобы они сегодня же эвакуировались в город Куйбышев.
2. Немедленно эвакуироваться органам Наркомата Обороны в город Куйбышев, а основной группе Генштаба - в город Арзамас.
Ведущий 3. Утром 15 октября на заседании Комитета Обороны и Политбюро было принято решение о немедленной, в течение суток, эвакуации Президиума Верховного Совета, Советского правительства, наркоматов, иностранных посольств и особо важных государственных ценностей в город Куйбышев.
Сам Иосиф Виссарионович Сталин намеревался уехать на следующий день или "позднее, смотря по обстановке".
Ведущий 1: Нужно сказать, что Сталин так и не уехал. Он остался в Москве. Согласно некоторым источникам, в один из октябрьских дней он уже стоял возле приготовленного к отправке вагона специального поезда. Походил взад-вперед по перрону, сел в автомобиль и вернулся в Кремль.
Ведущий 2: Почему именно Куйбышеву, сравнительно небольшому по тому времени провинциальному городу, была отведена роль запасной столицы? Считают, что решающее значение имело его географическое положение.
Во-первых, учитывалась близость города к фронтам.
Во-вторых, Куйбышев был одним из важнейших железнодорожных узлов. Он имел прямое сообщение с Уралом, Дальним Востоком, Средней Азией.
Учитывалось и то, что с запада город защищала Волга.
Ведущий 3: Вечером 15 октября все дипломатические миссии специальными поездами выехали в Куйбышев.
Ведущий 1: Параллельно с постановлением об эвакуации было принято решение построить в Куйбышеве бункер для вождя, Иосифа Виссарионовича Сталина, и оперативной группы из 115 человек, под зданием обкома партии.
Работа велась в три смены девять месяцев и 1 ноября 1942 года «объект особой секретности» был сдан.
Ведущий 2: На время войны Куйбышев стал и культурной столицей.
Сюда был эвакуирован Большой театр. Артисты выезжали с концертами в госпитали, на заводы. В Куйбышеве работало отделение Союза композиторов. Проходили конкурсы, концерты, с которыми артисты ездили по предприятиям, районам, в воинские части. Именно в Куйбышеве 27 декабря 1941 года Шостакович закончил начатую в Ленинграде Седьмую, «Ленинградскую симфонию» (отрывок из 7 симфонии Шостаковича)
Учитель: 7 ноября 1941 года прошли колонны войск Красной Армии в Москве на Красной площади. Одновременно парад прошел еще в Воронеже и в Куйбышеве-запасной столице.
В параде приняли участие 65 и 237 дивизии. Командовал парадом генерал Михаил Пуркаев, а принимал - маршал Климент Ворошилов. На трибунах – правительство СССР. Слева от трибуны располагался иностранный дипломатический корпус и журналисты.
Возможно, именно для них в Куйбышеве был устроен один из трех парадов. Иностранцев надо было убедить, заставить их поверить, что Советский Союз не сломлен!
Полтора часа перед трибунами шли пехота, курсанты военно-медицинской академии, сводный женский батальон войск ПВО и гарцевала кавалерия. За ними - танки, мотопехота и противотанковые пушки с тягачами. В небе пролетали штурмовики, истребители и бомбардировщики.
По силе воздействия на ход дальнейших событий, по моральному воздействию военные парады, проведенные в Москве, Воронеже и Куйбышеве приравнивают к важнейшим военным операциям Великой Отечественной войны.
Ведущий 1: После победы наших войск под Москвой правительство вернулось в столицу. Дипломаты и посольства оставались в Куйбышеве до 1943 г.
Ведущий 2: Неоценим вклад наших земляков в приближении Победы. Пока живы мы, будет жива память о тех, кто погиб на фронтах Второй Мировой войны.
О тех, кто вернулся живым и умер уже в послевоенные годы.
О всех тех, кто приближал нашу Родину к Победе.
1.По улице по Ново по садовой
Шла девушка - красива и стройна,
Была она весёлой и влюблённой.
И в этот миг услышала: "Война!"
Война объяла треть земного шара,
Страшнее в мире не было войны,
И стала волжским крейсером Самара,
Второй столицей всей большой страны.
2. Здесь собирали "Илы" и "Катюши",
Отсюда шёл на фронт за взводом взвод,
Здесь раненым отогревали души,
Здесь за заводом возникал завод.
Дома замками редко закрывали,
Не охраняли сад и огород,
На тёмных улицах не обижали -
Война сплотила накрепко народ.
3. Самару разбомбить враги хотели,
Но противовоздушный батальон
Всё делал, чтоб враги не пролетели
Через зенитный огневой заслон.
Над городом бессонными ночами
Взрезали мрак лучи прожекторов,
И сутками трудились заводчане,
Почти не отрываясь от станков.
4. Мы победили! Гордо и красиво
Стоит над Волгой город шесть веков,
И в гордость эту вклад неоспоримо
Внёс и военный подвиг земляков!
Ведущий 3:
Мы, молодое поколение, обращаемся ко всем, кто ковал Великую Победу. Мы благодарим Ветеранов войны, тружеников тыла, детей войны!
Ведущий 1:
Вам досталась тяжелая доля,
Вы с честью пронесли её через всю жизнь.
Это Вы воевали с фашистами, освобождая родную землю.
Это Вы в тяжелые годы Великой Отечественной войны вставали к станкам, работали на стройках и полях.
Это Вы своими ратными и трудовыми делами приближали Победу!
Ведущий 2:
Это Вы поднимали страну после войны,
не жалея своих сил, думая о будущем детей и внуков!
Всем Вам низкий поклон!
Мы будем помнить всё, что Вы сделали для нас
и великая Вам наша благодарность!
Ведущий 3:
В память о тех, кто отстоял Великую Победу, объявляется минута молчания.
(метроном)
Ведущий 1: И пусть навеки станут наказом для всех будущих поколений слова великого поэта Расула Гамзатова.
Сыновья, стали старше вы павших отцов.
Потому что на марше — любой из бойцов,
Потому что привалы годам не даны.
Вы о нас, сыновья, забывать не должны.
В вашем возрасте мы возглавляли полки,
Отсвет звездности падал на наши клинки.
Опустили нас в землю, как в саблю ножны.
Вы о нас, сыновья, забывать не должны.
Мы не знали испуга пред черной молвой.
И своею за друга клялись головой.
И отцов не позорили мы седины.
Вы о нас, сыновья, забывать не должны.
Все, что мы защищали, и вам защищать,
Все, что мы завещали, и вам завещать,
Потому что свобода не знает цены.
Вы о нас, сыновья, забывать не должны.
Нужно вам, как нагорью, далёко смотреть,
Волноваться, как морю, как звездам, гореть
Будьте долгу верны, добрым думам верны
Вы о нас, сыновья, забывать не должны.
Ведущий 2:
Куйбышев – наша столица
В войну запасная была!..
Сейчас это, как небылица,
Когда та эпоха прошла.
Память лишь нас возвращает
В те годы советской страны…
И разум подчас не вмещает
Весь ужас той страшной войны.
Ведущий 3:
Выход в истории горькой
У нас был всегда лишь один –
Вставать всем с единою зорькой
И жизнь не щадить средь судьбин…
Нам жить на Родине нашей,
Такая Отечества стать –
России нет лучше и краше –
Пора Миру нашему знать!
(возложение цветов к памятнику)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дорогая моя столица.
Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню рождения Москвы....
Наша древняя столица.
План-конспект урока окружающего мира....
классный час "Майкоп - столица Республики Адыгея"
Майкоп жемчужиной мерцаетСредь зеленеющих полей.Кто здесь рождён, тот твёрдо знает,Что нет нигде земли милей …Наталья Агеенко. Наш прекрасный гостеприимный город Майкоп заслуживает особого ...
Внеклассное занятие: МОСКВА – СТОЛИЦА НАШЕЙ РОДИНЫ!
Тема Москвы, как бы она не называлась: «Москва – столица нашей Родины», «Мы приехали в Москву», «Я шагаю по Москве» или как-то другому, всегда волновала и волнует и взрослых, и детей.Тема Москвы имеет...
Внеклассное мероприятие в 4 классе по теме:"Москва - столица нашей Родины".
Мероприятие проведено в виде заочной экскурсии по Москве. Сами ребята выступали в роли экскурсоводов.Цель: знакомство детей со столицей России, воспитание уважения к памятникам старины.Здесь ребята уз...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Казань- столица Татарстана"
Внеклассное мероприятие разработано для учащихся начальных классов. Цель мероприятия познакомить учащихся с историей и культурой, национальными традициями республики Татарстан. Рассказать о столице ре...
К.Д. Ушинский. «Поездка из столицы в деревню. Столица и губернский город».
Урок литературного чтения по теме: К.Д. Ушинский. «Поездка из столицы в деревню. Столица и губернский город», 4 класс....