Методическая разработка классного часа «Расставшиеся с детством: жизни и судьбы». 75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается…
методическая разработка (4 класс)
Ни нашим родителям, ни моим сверстникам – коллегам, ни мне не довелось быть свидетелями той страшной войны… Как нам, самим не видавшим ужасов тех событий, рассказать современным детям о жизни, судьбах и чувствах людей того времени, как донести боль страданий, потерь и утрат?.. Как показать ЦЕНУ, завоёванной в войне ПОБЕДЫ?.. Как достучаться до самой глубины детского сердца, вызвать сопереживание, сочувствие?..
Для младших школьников характерна «заразительность» эмоциональными переживаниями других людей, особенно, значимых для них взрослых. Возникновение эмоций у детей этого возраста связано с конкретной обстановкой, в которую они попадают. И в этом деле нет мелочей. Важно всё: и цвет, и форма, и звук, и слово, и содержание, и организация пространства, в котором происходит диалог людей и времён.
Когда ребёнок непосредственно наблюдает и «проживает» события, испытывает яркие жизненные переживания, максимально приближенные к его возрасту, тогда в нём самом рождаются сильные эмоции, которые помогают понять и осознать эмоции и чувства других людей. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью и является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Учитывая эту особенность чувств младших школьников, автором методической разработки осознанно был сделан выбор темы классного часа, посвящённого 75-ю Победы в Великой Отечественной войне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час, 3-4 классы, День победы (75-летию) , деятельностный метод | 654.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail: gimnazium47@mail.ru
«На войне детей не бывает»
Методическая разработка
классного часа
«Расставшиеся с детством: жизни и судьбы»
75-летию Победы
в Великой Отечественной войне посвящается…
Категория участника: классный руководитель 1-4 классов
Автор:
Никуленок Ирина Викторовна,
классный руководитель 3 «д» класса
МАОУ -Гимназия №47
Екатеринбург, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………3
- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ……………………………………………7
Ш. ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………...11
Приложение 1. Подготовительный и заключительный этапы
проведения классного часа
Приложение 2. «Лента времени»
Приложение 3. Организация пространства классной комнаты
Приложение 4. Оформление классной комнаты
Приложение 5. Выставка детских книг о войне
Приложение 6. Ассоциативные ряды «Война»-«Мир»
Приложение 7. Лист- «вопрос»
Приложение 8. Сведения о х/ф «Мальчик в полосатой пижаме»
Приложение 9. Перечень mp3 файлов, используемых в работе
Приложение 10. Задания группам***
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ………………………………….27
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
…все это случилось очень давно
и никогда больше не повторится.
Не в наши дни и не в нашем веке.
Джон Бойн [1]
1945 г. – год Победы нашего государства в Великой Отечественной войне… XX век- век прошлый …
2020 г.- год 75-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Век нынешний – век XXI…
Ни нашим родителям, ни моим сверстникам – коллегам, ни мне не довелось быть свидетелями той страшной войны… Как нам, самим не видавшим ужасов тех событий, рассказать современным детям о жизни, судьбах и чувствах людей того времени, как донести боль страданий, потерь и утрат?.. Как показать ЦЕНУ, завоёванной в войне ПОБЕДЫ?.. Как достучаться до самой глубины детского сердца, вызвать сопереживание, сочувствие?..
Для младших школьников характерна «заразительность» эмоциональными переживаниями других людей, особенно, значимых для них взрослых. Возникновение эмоций у детей этого возраста связано с конкретной обстановкой, в которую они попадают. И в этом деле нет мелочей. Важно всё: и цвет, и форма, и звук, и слово, и содержание, и организация пространства, в котором происходит диалог людей и времён.
Когда ребёнок непосредственно наблюдает и «проживает» события, испытывает яркие жизненные переживания, максимально приближенные к его возрасту, тогда в нём самом рождаются сильные эмоции, которые помогают понять и осознать эмоции и чувства других людей. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью и является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Учитывая эту особенность чувств младших школьников, автором методической разработки осознанно был сделан выбор темы классного часа, посвящённого 75-ю Победы в Великой Отечественной войне.
Тема классного часа: Расставшиеся с детством: жизни и судьбы.
Место мероприятия в образовательном процессе гимназии: в гимназии классные часы проводятся во всех без исключения коллективах по понедельникам в закреплённых за классом учебных помещениях.
Цель: создание условий для понимания младшими школьниками особенностей жизни детей в годы войны, нечеловеческих испытаний, не совместимых с детством, выпавших на их долю и судеб, которым так и не дано было сложиться.
Планируемые результаты:
- Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной
реальности и повседневной жизни):
- приобретут знания о жизни и судьбах детей войны, их чувствах, переживаниях;
- приобретут знания о традициях памяти событий Великой Отечественной войны;
- Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной
реальности):
- приобретут опыт эмоционального переживания и отношения к таким базовым ценностям
общества как осознание ценности людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к
действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному
здоровью и духовной безопасности личности;
- проявят эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам
сверстников-детей войны;
- получат опыт сотрудничества с классным руководителем, одноклассниками, свидетелями
событий тех лет – людьми, которые в годы войны были детьми.
Краткое тематическое содержание:
- Подготовительная работа к классному часу на протяжении всего учебного года
(Приложение 1).
- Работа с «Лентой времени». Определение юбилейной даты- 75- летия Победы в Великой
Отечественной войне (Приложение 2).
- Работа с ассоциативным рядом «Война» - (Приложение 6).
- Работа в группах . История жизни двух девочек Т.Савичевой и А.Франк. Дневники.
- Просмотр фрагмента х/ф «Мальчик в полосатой пижаме» (Приложение 8).
- Исполнение ритуалов, связанных с традицией памяти событий Вов (Минута памяти).
- Исполнение стихотворения «Прадедушке» учителем.
- Работа с ассоциативным рядом «Мир».
- Заключительный этап классного часа (Приложение 1).
Вся работа классного руководителя гимназии на ступени начального общего образования строится с учётом принципов и особенностей организации содержания воспитания и социализации обучающихся [3].
- Принцип ориентации на идеал.
Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.
- Аксиологический принцип.
Ценности определяют основное содержание духовно- нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности.
- Принцип следования нравственному примеру.
Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеурочной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
- Принцип идентификации (персонификации).
Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
- Принцип диалогического общения.
В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
- Принцип полисубъектности воспитания.
В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
- Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Воспитание… включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? Семья? Милосердие? Закон? Честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:
– общеобразовательных дисциплин;
– произведений искусства;
– периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих
современную жизнь;
– духовной культуры и фольклора народов России;
– истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
– жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;
– общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически
организованных социальных и культурных практик;
– других источников информации и научного знания.
Технология проведения: технология междисциплинарного обучения.
Проведение классного часа в технологии междисциплинарного обучения позволит младшим школьникам использовать собственную исследовательскую активность поиску и нахождению ответов на поставленные вопросы.
В соответствии с технологией проведения мероприятия были определены следующие этапы экспедиции:
1. Обзор.
2. Мотивация.
3. Исследование.
5. Обмен информацией.
6. Организация и связывание информации.
7. Применение.
8. Рефлексия.
9. Итог.
Форма сотрудничества: фронтальная , групповая (6 групп по 4-5 человек).
Основной метод: метод исследования, который предполагает построение классного часа как творческого процесса.
Область применения: материалы, представленные в разработке, могут быть использованы:
а) в урочной деятельности на ступени начального общего образования:
- учителями начальных классов на уроках литературного чтения в рамках изучения
тем, посвящённых истории нашего государства (в качестве дополнительного материала к
уроку);
- учителями начальной школы в рамках организации внеклассной работы по предмету
(проектно-исследовательская деятельность учащихся по данной тематике).
б) во внеурочной деятельности на ступени начального общего образования:
- руководителями кружков и клубов патриотической направленности (в рамках
дополнительного образования);
в) в методической работе ШМО классных руководителей гимназии на всех ступенях
общего образования:
- участниками ШМО классных руководителей (в качестве материала для ознакомления с
формами, приёмами, технологиями работы классного руководителя).
г) в семейном воспитании на ступени начального общего образования:
- родителями учащихся младших классов (в качестве материала для индивидуальной работы
с детьми).
Продолжительность мероприятия:45 мин.
В ходе проведения виртуальной экспедиции планируется видео и фотосъёмка с целью анализа мероприятия и представления опыта работы в рамках школьного методического объединения классных руководителей.
Информационное обеспечение, оборудование и материалы:
1. Видеокамера.
2. Фотоаппарат.
3. Экран, мультимедиа-оборудование, компьютер, пульт, презентация.
4. Таблички с номерами групп.
5. Листы – «вопросы» для этапа мотивации- 5-6 шт.(Приложение 7).
6. mp3 файлы с музыкальными произведениями (Приложение 9).
7. Организация пространства кабинета (Приложение3).
7. Х/ф «Мальчик в полосатой пижаме» (Приложение 8).
8. Выставка книг и рисунков о войне (Приложение5).
9. Оформление классного комнаты и уголка (Приложение 4).
10. Цветная бумага.
11. Фломастеры- у детей; маркеры для работы в группах- 6 штук.
12. Магниты.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Ход
проведения классного часа
Этапы классного часа | Содержание этапов классного часа КР- классный руководитель, Д- дети | Примечания |
1.Обзор | а) Работа с лентой времени КР:Добрый день, гимназисты. Посмотрите на запись, выполненную на доске (Приложение 2.) - Что это? (это «лента» времени) - Что обозначают на ленте времени годы: 2004г., 2005г.?...(годы рождения детей нашего класса); 2012 г.?... (год, когда все мы пошли в первый класс); а 2020 г.?...(затруднение…) - Почему напротив 2004 г., 2005 г. 2012 г. изображены фигурки счастливых детей? (в эти годы связаны с приятными, тёплыми воспоминаниями ) - Почему напротив 2020 г. сразу 2 фигурки: счастливого и несчастного ребёнка? (высказывают предположения…; затрудняются) КР: Объясните записи , сделанные в левой половине «ленты». Д: 1941 г. – год начала ВОв, поэтому напротив года грустная фигурка; 1945 г. – год окончания ВОв; помещены фигурки и радостных и грустных человечков, так как все радовались победе, но люди потеряли своих родных, кто-то умирал от ран, кто-то пропал без вести. КР: Вернитесь к 2020 г.? Почему одна из фигурок грустная? (…) КР соединяет стрелкой 1945г. и 2020 г., просит установить, сколько лет прошло с того времени (… лет). КР: Верно, в 2020 году мы отмечаем 75-летие со Дня Победы нашей страны в ВОв. | Приложение 2 «Лента» времени (левая часть «ленты» закрыта) КР открывает вторую половину «ленты» |
б) Работа с ассоциативным рядом «Война»:
Д: озвучивают с каким цветом, с какими словами и образами ассоциируется у них ВОЙНА. КР: Вы точно подобрали цветовые , словесные и символические ассоциации, почувствовали настроение. Именно в таком состоянии находились в дни войны дети. Многие из них в один день потеряли детство. | Голос Левитана Приложение 6 все листы вывешиваются в кл. уголок «Мы памяти этой верны» (Приложение4) | |
2.Мотивация | - Как вы думаете, почему говорят: ««На войне детей не бывает»? (…..) - Какие вопросы возникают у вас в связи с этим высказыванием? Д:формулируют вопросы и записывают их на листах- «вопросах» - Почему на войне не бывает детей? - Как жили дети во время войны? - Как сложились их судьбы? и др. КР: Чему будет посвящён наш сегодняшний классный час? Д: поиску ответов на поставленные вопросы | Приложение 7 |
3.Исследование. | Работа в группах по плану Задание группам 1,3,5. Таня Савичева. Дневник Т. Савичевой. Жизнь и судьба.
Задание группам 2, 4, 6) Анна Франк. Дневник Анны Франк. Жизнь и судьба.
| Приложение 10. |
4. Обмен информацией. | Группы выступают по плану. | |
5.Организация и связывание информации | КР: Таня Савичева и Анна Франк… Две жизни. Две судьбы. - Сравните жизнь девочек и их судьбы? - Чем они похожи? - Чем отличаются? | Реквием Приложение 9 |
6.Применение | а) просмотр отрывка х/ф «Мальчик в полосатой пижаме» | |
б) обсуждение жизни и судьбы двух мальчиков Бруно и Шмуэля. - Сравните жизнь мальчиков и их судьбы? - Чем они похожи? - Чем отличаются? Бруно — восьмилетний немецкий мальчик, который беззаботно живёт в Берлине во время Второй мировой войны. Его отец — высокопоставленный нацистский чиновник. После назначения отца на новую должность семья вынуждена переехать. В окрестностях нового дома Бруно обнаруживает странную ферму с необычными людьми: они ходят в пижамах, играют в номера, которые пришиты к пижамам, и зачем-то сжигают старую одежду в больших печах, поэтому из длинных печных труб часто идёт чёрный дым. Все члены семьи, кроме отца и дочери, тяжело переживают соседство с концентрационным лагерем, в котором при помощи газа «Циклон Б» регулярно уничтожаются узники. Только Бруно не понимает, что происходит. Он знакомится с еврейским мальчиком по имени Шмуэль, который довольно хорошо устроился на этой ферме, как думает Бруно: там люди ходят в кафе и бары, играют в футбол, дети весело играют на улице. Когда Бруно приходит время уезжать, он решает в последний раз увидеть своего друга. Он приходит к забору лагеря и прокапывает подкоп под ним, чтобы перебраться в лагерь. Шмуэль дает ему арестантскую робу, они идут к баракам, найти отца, якобы пропавшего на новой работе. Сразу после этого их гонят в газовую камеру. Все думают, что их гонят в душ, заставляют раздеваться. Бруно и Шмуль погибают вместе с остальными узниками в газовой камере. Судьбы миллионов детей из разных стран были похожи друг на друга. Многие были лишены детства.. Многие погибли… Давайте почтим память о детях, расставшихся с детством и потерявших детство навсегда МИНУТОЙ молчания…. Дети и учитель встают. | Минута молчания. Метроном- 1 мин | |
в) Чтение учителем стихотворения собственного сочинения о прадедушке. Показ фотографий и наград деда. | Священная война- мелодия | |
г) Работа с ассоциативным рядом «Мир». Пролетели годы…. Мы живём с вами в мире … У нас есть право на детство, которого были лишены ваши сверстники.
Д: озвучивают с каким цветом, с какими словами и образами ассоциируется у них слово «МИР». Листы вывешивают в уголок. КР: Вы точно подобрали цветовые , словесные и символические ассоциации, почувствовали настроение. Именно в таком состоянии находились в дни войны дети. Многие из них в один день потеряли детство. | Приложение 6 Приложение 4. | |
| Поделитесь своими впечатлениями о классном часе. Продолжите фразы: * Классный час заставил меня задуматься о … * Сегодня я узнал(а)….. * После классного часа мне захотелось…. * Оказывается,…. * Сегодня я сумел(а)…. * Я был(а) удивлен(а) тому, что… * Мне было приятно…. | |
| - Какие вопросы возникли у нас в начале классного часа? - Как бы теперь смогли объяснить смысл фразы «На войне детей не бывает» - Почему детях, живущих в войну, говорят как о расставшихся с детством? - Что чувствовали и переживали дети? - Как складывались их судьбы ? - Как люди чтят память тех, кто ценой своей жизни подарил нам МИР? - Что каждый из нас может сделать в День Победы 9 мая? Наш классный час не заканчивается. В течение ещё нескольких дней мы будем участвовать в юбилейных мероприятиях:
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. | Подготовительный этап к проведению классного часа |
Приложение 2. | «Лента времени» |
Приложение 3. | Организация пространства классной комнаты
|
Приложение 4. | Оформление классной комнаты |
Приложение 5. | Выставка детских книг о Великой Отечественной войне |
Приложение 6. | Ассоциативные ряды «Мир» - «Война» |
Приложение 7. | Лист – «вопрос» |
Приложение 8. | Сведения о художественном фильме «Мальчик в полосатой пижаме» |
Приложение 9. | Перечень mp3 файлов, используемых в работе |
Приложение 10. | Задание группам |
Приложение 1
Подготовительный этап
к проведению классного часа
- Чтение книг о Великой Отечественной войне (классное и семейное чтение).
- Просмотр художественных и документальных фильмов о Великой Отечественной войне.
- Посещение музейной выставки в Доме офицеров, посвящённой Дню Победы
- Участие в конкурсах художественного слова, посвящённых юбилейным мероприятиям.
- Участие в гимназических и Городских конкурсах рисунков о войне.
- Поисковая работа:
- расспросить у членов семьи о родственниках, которые :
- участвовали в Великой отечественной войне;
- были детьми в годы Великой Отечественной войны;
- расспросить участников и свидетелей о жизни в годы Великой Отечественной войны
- Оформление классной комнаты.
Заключительный этап
проведения классного часа
- Участие в акции «Память» с классом.
- Участие в акции «Бессмертный полк».
- Участие в возложении цветов к памятникам (с семьёй).
- Поздравление родственников - участников и свидетелей (дети войны) с праздником.
Приложение 2
ЛЕНТА ВРЕМЕНИ
Фигурки весёлых мальчиков и девочек
Фигурки печальных мальчиков и девочек
Приложение 3
Организация пространства классной комнаты
|
Приложение 4
Оформление классной комнаты
Пространство |
Пространство классной комнаты условно разделено на 2 части, по центру проходит линия. Дети занимают места по обе стороны от линии (друг напротив друга, в группах). |
Классный уголок «Мы памяти этой верны…» |
Рубрика «Два мира» (мир- война): оформляется в ходе классного часа
упоминании слов «мир» и «война» (Приложение 1 – а);
|
Рубрика «Две жизни. Две судьбы» : выставка детских фотографий родственников учащихся времён Великой Отечественной войны (выставка пополнится в ходе классного часа фотографиями киногероев-детей, реальных детей войны):
|
Выставка детских рисунков о войне. |
| ||
Мир | Два мира | Война |
Чистое небо Любовь Смех/Улыбки Радость Дружба Счастье Жизнь Солнце Покой/Тишина Дети Семья Труд Творчество Уверенность | «…все это случи-лось очень давно и никогда больше не повторится. Не в наши дни и не в нашем веке» Джон Бойн «Умерли все. Осталась одна Таня»… Из дневника Тани Савичевой. Ленинград, 1942 год. | Смерть Плач/Слёзы Кровь Страх Оружие Бой/Битва Голод Взрывы Стоны Горе Разруха Боль Темнота/ мрак Страдания Тревога |
Две жизни. Две судьбы. | ||
Бруно: - восьмилетний немецкий мальчик; - литературный герой (роман Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме»); -киногерой (х/ф Марка Хермана «Мальчик в полосатой пижаме») Таня Савичева: - советская девочка, умершая от последствий блокадной Ленинградской зимы ; - автор «Дневника Тани Савичевой». |
| Шмуэль: - восьмилетний еврейский мальчик, уроженец Германии; - литературный герой (роман Джона Бойна « Мальчик в полосатой пижаме»); - киногерой (х/ф Марка Хермана «Мальчик в полосатой пижаме») Анна Франк: - еврейская девочка, уроженка Германии, умершая в нацистском концлагере; - автор «Дневника Анны Франк». |
Приложение 5
Выставка детских книг о Великой Отечественной войне
Алексеев С. «Рассказы о войне» |
Баруздин С. «Шел по улице солдат» |
Кассиль Л. «Твои защитники» |
Маркуша А. «Я – солдат, и ты – солдат» |
Митяев А. «Письмо с фронта» |
Артюхова Н. «Светлана» |
Воронкова Л. «Девочка из города» |
Голявкин В. «Рисунок на асфальте» |
Катаев В. «Сын полка» |
Лиханов А. «Последние холода» |
Осеева В. «Васек Трубачев и его товарищи» |
Верейская Е. «Три девочки» |
Миксон И. «Жила, была» |
Никольская Л. «Должна остаться живой» |
Балтер Б. «До свидания, мальчики!» |
Ильина Е. «Четвертая высота» |
Кассиль Л. «Улица младшего сына» |
Печерская А. «Дети – герои Великой Отечественной войны» |
Сухова А. «Дети войны» и др. |
Приложение 6
Ассоциативные ряды
«МИР» - «ВОЙНА»
а) Цветовые ассоциации
- Произнесите слово «МИР». Вслушайтесь в него. С каким цветом ассоциируется у вас это слово? Выберите из огромного количества разноцветных листов только тот цвет, с которым оно ассоциируется.
- Произнесите слово «ВОЙНА». Вслушайтесь в него. С каким цветом ассоциируется у вас это слово? Выберите из огромного количества разноцветных листов только тот цвет, с которым оно ассоциируется.
б) Словесные ассоциации
- Произнесите слово «МИР». Вслушайтесь в него. Какие слова приходят вам на память, когда вы слышите его. На выбранном цветном листе запиши 2-3 слова.
- Произнесите слово «ВОЙНА». Вслушайтесь в него. Какие слова приходят вам на память, когда вы слышите его. На выбранном цветном листе запиши 2-3 слова.
«МИР» | «ВОЙНА» |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
в) Зрительные ассоциации
- Произнесите слова «МИР» и «ВОЙНА». Вслушайтесь в них. Изобразите их в виде знака/ символа/рисунка и т.п.
мир война
Приложение 7
2 шт.
Приложение 8
Сведения о
художественном фильме
«Мальчик в полосатой пижаме»
http://kinogo.net/1518-malchik-v-polosatoy-pizhame-2008.html
Сведения о фильме
Год выпуска: 2008.
Страна: Великобритания.
Жанр: Драма. Военный. Исторический.
Перевод: Дублированный.
Продолжительность: 1ч 34 мин 27 с.
Премьера: 30 апреля 2009 г.
Режиссёр: Марк Херман.
«Мальчик в полосатой пижаме» (англ. The Boy in the Striped Pyjamas) — фильм режиссёра Марка Хермана, снятый по одноимённому роману Джона Бойна в 2008 году. Съёмки фильма проходили в Будапеште.
Сюжет
Бруно — восьмилетний немецкий мальчик, который беззаботно живёт в Берлине во время Второй мировой войны. Его отец — высокопоставленный нацистский чиновник. После назначения отца на новую должность семья вынуждена переехать. В окрестностях нового дома Бруно обнаруживает странную ферму с необычными людьми: они ходят в пижамах, играют в номера, которые пришиты к пижамам, и зачем-то сжигают старую одежду в больших печах, поэтому из длинных печных труб часто идёт чёрный дым.
Все члены семьи, кроме отца и дочери, тяжело переживают соседство с концентрационным лагерем, в котором при помощи газа «Циклон Б» регулярно уничтожаются узники.
Только Бруно не понимает, что происходит. Он знакомится с еврейским мальчиком по имени Шмуэль, который довольно хорошо устроился на этой ферме, как думает Бруно: там люди ходят в кафе и бары, играют в футбол, дети весело играют на улице.
Когда Бруно приходит время уезжать, он решает в последний раз увидеть своего друга. Он приходит к забору лагеря и прокапывает подкоп под ним, чтобы перебраться в лагерь. Шмуэль дает
ему арестантскую робу, они идут к баракам, найти отца, якобы пропавшего на новой работе. Сразу после этого их гонят в газовую камеру. Все думают, что их гонят в душ, заставляют раздеваться. Бруно и Шмуль погибают вместе с остальными узниками в газовой камере.
Приложение 9
Перечень mp3 файлов, используемых в работе:
http://sovmusic.ru/
- Голос Левитана
- Священная война
- 7-ая симфония Шостаковича
- «Реквием» В.-А. Моцарта
- Минута Памяти. Метроном (60 сек)
Приложение 10
Задание группам 1,3,5.
- Прочитайте текст.
- Опишите жизнь детей во время войны.
- Найдите факты, доказывающие, что жизнь детей в годы войны была полной опасности.
- Найдите ответы на вопросы, сформулированные в начале классного часа.
- Как сложилась судьба ребёнка?
- Как люди чтят память о девочке?
ТАНЯ САВИЧЕВА. ДНЕВНИК ТАНИ САВИЧЕВОЙ. ЖИЗНЬ и СУДЬБА. Таня Савичева, ленинградская школьница, была дочерью пекаря и портнихи, младшей в семье и всеми любимой. Отец рано умер. Мать работала много, чтобы поднять пятерых детей. У неё, портнихи ленинградского Дома моды, всегда было много заказов, она неплохо зарабатывала. Искусные вышивки украшали уютный дом Савичевых - нарядные занавески, салфетки, скатерти. В семье Савичевых все были музыкально одарены. Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне у Чудского озера. Уехать успел только Миша. Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки ожидания, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка, начиная с декабря 1941 года, записывала даты смерти своих родных, умерших от голода.
Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Летом 1942 года девочку эвакуировали из Ленинграда вместе с другими истощенными голодом ленинградскими детьми в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки.
|
Задание группам 2, 4, 6
- Прочитайте текст.
- Опишите жизнь детей во время войны.
- Найдите факты, доказывающие, что жизнь детей в годы войны была полной опасности.
- Найдите ответы на вопросы, сформулированные в начале классного часа.
- Как сложилась судьба ребёнка?
- Как люди чтят память о девочке?
АННА ФРАНК. ДНЕВНИК АННЫ ФРАНК. ЖИЗНЬ И СУДЬБА. Анна Франк родилась 12 июня 1929 года во Франкфурте-на-Майне, в ассимилированной еврейской семье. Отец Анны, Отто Франк, был офицером в отставке, мать, Эдит Холлендер Франк, — домохозяйкой. Старшая сестра Анны, Марго Франк родилась 16 февраля 1926 года. Франки принадлежали к евреям-либералам и не соблюдали традиции и обычаи иудаизма. Они жили в ассимилируемой общине еврейских и нееврейских граждан, где их дети росли вместе с католиками, протестантами. После прихода Гитлера к власти в стране и победы НСДАП на муниципальных выборах во Франкфурте в 1933 году, Отто Франк эмигрирует в Амстердам, где становится директором акционерного общества «Opekta». В сентябре того же года в Амстердам переезжает мать Анны. В декабре к ним присоединяется Марго, а в феврале 1934 года — и сама Анна. До шести лет Анна Франк посещала детский сад при школе Монтессори, потом пошла в первый класс этой школы. Там она проучилась до шестого класса, после чего перешла в Еврейский лицей. Жизнь в убежище В мае 1940 года Германия оккупировала Нидерланды, и оккупационное правительство начало преследовать евреев. В июле 1942 года Франкам приходит повестка в гестапо на имя Марго. 6 июля семья Анны Франк переселились в убежище, устроенное сотрудниками фирмы «Опекта», производящей джемовые добавки, в которой работал Отто Франк, по адресу Принсенграхт 263. Поскольку квартиру Франки покидали в спешке, то Отто Франк оставил записку, в которой написал, что вся семья уехала в Швейцарию. Утро 6 июля было очень дождливым, что Франкам было на руку, потому что они рассчитывали, что при такой погоде на улице будет мало гестаповцев. Поскольку амстердамским евреям в то время уже запрещалось пользоваться общественным транспортом, то Анна с родителями (Марго перебралась в убежище раньше) шли несколько километров под дождём. Чтобы создать иллюзию, что они без багажа, на всех троих было по несколько комплектов одежды. Как и другие здания Амстердама, стоящие вдоль каналов, дом номер 263 на набережной Принсенграхт состоит из парадной и задней части. Офис и помещение хранилища занимают переднюю часть строения. Задняя часть дома — нередко пустующее помещение. Вот его-то с помощью своих коллег Виктора Кюглера, Йоханнеса Клеймана, Мип Гиз и Элизабет (Беп) Фоскёйл и приспособил Отто Франк под будущее убежище. Вход был замаскирован под шкаф с документами. 13 июля к ним присоединилась семья Ван Пельс из Оснабрюка в составе Германа ван Пельса, его жены Августы и сына Петера. Незадолго до этого менеер ван Пельс, который был в курсе, что Франки ушли в убежище, распустил среди всех знакомых слух, что Франки уехали в Швейцарию. 16 ноября 1942 года в убежище принимается восьмой житель — дантист Фриц Пфеффер. В убежище Анна вела дневник в письмах на нидерландском языке (первым её языком был немецкий, но и нидерландский она начала учить с раннего детства). Эти письма она писала вымышленной ею подруге Китти. В них она рассказывала Китти всё, что происходило с ней и с другими обитателями убежища каждый день. Свой дневник Анна назвала Het Achterhuis (рус. В заднем доме). Первую запись в дневнике Анна сделала в день своего рождения, 12 июня 1942 года, когда ей исполнилось 13 лет. Последнюю — 1 августа 1944 года…… |
Список источников информации:
- Бойн Дж. Мальчик в полосатой пижаме. Роман. Изд-во «Фантом-Пресс»-, 2013 г., 288 с.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишаков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Серия «Стандарты второго поколения». Издательство «Просвещение»- М., , 2009 г.
3. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Гимназия»
Новоуральск (с изменениями и дополнениями), 2012 г. [Электронный ресурс ]-режим доступа:
http://gim47ngo.ru/.Документы. (05.12.2014).
4. План воспитательной работы на 2014-2015 учебный год, Новоуральск, 2014 г., с.3]. [Электронный
ресурс]- режим доступа: http://gim47ngo.ru/. Документы. (01.12.2014).
5. Проблемы воспитания гражданина и патриота. Об организации воспитательной деятельности по
ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской
Федерации и их популяризации. Рекомендации [Электронный ресурс]- режим доступа:
http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/ced1-5-4.htm (04.12.2014).
6.Таня Савичева https://ru.wikipedia.org/
7. Анна Франк https://ru.wikipedia.org/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этот праздник со слезами на глазах 70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается...
Сценарий праздника посвященного Дню Победы....
70- летию Победы в Великой Отечественной Войне, посвящается…
Мероприятие предназначено для обучающихся во 2 классе....
методическая разработка внеклассного занятия по Правилам дорожного движения " Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны"
методическая разработка внеклассного занятия по Правилам дорожного движения " Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны"...
«Великая Победа: наследие и наследники. 75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается» Юные защитники Отечества». Устный ЖУРНАЛ « Маленькие герои большой войны»
Создание устного журнала "Маленькие герои большой войны " о пионерах героях , о детях войны....
Методическая разработка: "Детям Великой отечественной войны посвящается" (занятие о военных подвигах детей в годы ВОВ)
Занятие подходит как для внеурочного мроприятия по патриотическому воспитанию, так и для урока, посвященному ВОВ.Представляет собой презентацию с кратким описанием наиболее известных подвигов детей...
Методическая разработка внеурочного проекта по теме “Книга Памяти. Героям Великой Отечественной войны посвящается” для учащихся 3-4 классов»
Адресат: Данный проект предназначен для учащихся 3-4 классов. Цель: Сформировать у подрастающего поколения патриотические качества и чувства сопричастности к истории Отечества, героическому прошл...
Методическая разработка общешкольного мероприятия «Мы знаем, мы помним, мы гордимся!», посвященная событиям Великой Отечественной Войны
Целевая аудитория – обучающиеся 4-5х классов.Цель проведения – развитие коммуникативных умений обучающихся, воспитание чувства патриотизма, чувства долга, гордости за ...