Как музыка влияет на эмоции младшего школьника
опыты и эксперименты (4 класс)

Статья содержит результаты экспериментальной работы в рамках исследования по данной теме: анкетирование, эксперименты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kak_muzyka_vliyaet_na_emotsii.docx149.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Как музыка влияет на эмоции младшего школьника

       В рамках подготовки исследовательской работы в 4 классе с учеником, занимающимся в музыкальной школе, по теме «Как музыка влияет на эмоции младшего школьника» была организована следующая работа.

 Так как нас волнует эмоциональное здоровье человека, и в частности младшего школьника, то  в нашем исследовании мы рассматривали  такие вопросы:

- как именно музыка влияет на эмоции человека?

- почему именно классической музыке отдают предпочтение в школьной программе?

- чем именно отличается классическая музыка от современной?

- способна ли современная музыка негативно отразиться на настроении ребенка?

Для начала мы решили узнать, слушают ли одноклассники музыку и какие стили музыки им больше нравятся. Мы предложили  анкету и задали ученикам в классе следующие вопросы:

  1. Любишь ли ты слушать музыку?

А) да;

Б) нет.

  1. С кем ты обычно слушаешь музыку?

А) один;

Б) с друзьями;

В) с родителями.

  1. Какую музыку ты предпочитаешь?

А) радостную или грустную;

Б) громкую или тихую;

В) торжественную или спокойную.

  1. Какой стиль музыки тебе нравится больше? Выбери один или несколько вариантов ответов:

А) поп-музыка;

Б) рэп;

В) рок;

Г) джаз;

Д) классическая музыка;

Е) другое ___________________.

5. Согласен ли ты с тем, что музыка может влиять на организм человека?

А) да

Б) нет

6. Как твоя любимая музыка влияет на твое настроение?

А) поднимает настроение, веселит;

Б) заставляет танцевать, вызывает активность;

В) расслабляет;

7. Согласен ли ты с тем, что будешь меньше уставать в школе, если на переменах будешь слушать музыку?

А) согласен;

Б) не согласен.

6. Перечисли, каких классических композиторов ты знаешь:

_____________________________________________________________

7. Что ты чувствуешь после прослушивания классической музыки?

А) расслабление;

Б) раздражение;

В) тоску;

Г) радость;

Д) спокойствие;

Е) другое __________________________.

Также мы хотели узнать мнение родителей о музыке и ее влияние на детей. Мы подготовили для родителей следующие вопросы:

  1.  Любите ли Вы слушать музыку?

А) да

Б) нет

  1. Какой стиль музыки Вам нравится больше всего? Выберите один или несколько вариантов ответа

А) поп-музыка;

Б) рэп;

В) рок;

Г) джаз;

Д) классическая музыка;

Е) другое ___________________.

3. Часто ли Вы слушаете музыку вместе с Вашим ребенком?

А) часто;

Б) редко;

В) никогда.

4. Знаете ли Вы, какой именно стиль в музыке нравится Вашему ребенку?

А) да, у нас с ним/ней одинаковые предпочтения;

Б) да, но мне не нравится та музыка, которую он/она слушает;

В) нет, не знаю;

Г) мы никогда не обсуждаем музыку в семье;

Д) другое _________________________________.

5. Замечали ли Вы влияние музыки на эмоциональное состояние Вашего ребенка? Как оно проявляется?

_____________________________________________________________

Выводы после обработки результатов анкет: Все опрашиваемые любят слушать музыку. Причем чаще слушают музыку в одиночестве. Большинство родителей редко слушают музыку вместе с детьми. Музыкальные предпочтения детей и родителей по результатам опроса различаются: дети больше любят рэп-музыку, родители – поп-музыку. Но при этом очень интересен тот факт, что многие родители считают, что их музыкальные предпочтения с детьми совпадают. Одноклассники считают, что музыка влияет на организм человека и в основном предпочитают музыку, которая их расслабляет (спокойную), а также ту, которая их веселит (радостную, громкую). Но при этом почти половина не хочет слушать музыку на переменах. Родители отмечают, что разная музыка по-разному влияет на настроение ребенка, как веселит его, так и умиротворяет.

После результатов, полученных в ходе анкетирования, мы провели следующие эксперименты.

Эксперимент №1. «Влияние музыки на эмоциональное состояние одноклассников». Суть этого эксперимента заключается в том, что при прослушивании музыки определенного стиля учащиеся должны нарисовать в цвете небольшой рисунок/образ, который ассоциируется у них с данной мелодией. Для эксперимента нами выбраны два произведения: классическая музыка и  современная поп – музыка.

При оценивании результатов работ мы опирались на тест Люшера, который говорит, что выбор цвета отражает настроение, состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета. Основные цвета: 1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность; 2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство; 3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение; 4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость. Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) серый. Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание, страх, огорчение.

C:\Users\Torgi\Desktop\cvetovoy_test_lyushera_1371979256.jpeg

Таблица цветов к тесту Люшера

Результаты исследования приведены в таблице №1:

Классическая музыка

Хип-хоп

Зеленый – 7 чел.

Красный – 7 чел.

Желтый – 2 чел.

Черный – 10 чел.

Голубой, синий – 7 чел.

Серый – 4 чел.

Розовый – 4 чел.

Темно - фиолетовый – 1 чел.

Ассоциации после прослушивания хип-хопа: у большинства слушателей в рисунках преобладала черно-коричневая палитра с красными и бурыми вкраплениями. Во многих работах были непонятные безликие фигуры, геометрические фигуры, существа с резкими, ужасающими очертаниями. Эти изображения и выбранные ребятами цвета говорят о напряжённости, скованности, агрессивности, незащищённости личности, разочаровании, усталости, беспокойстве, стрессе.

Ассоциации после прослушивания классической музыки: спокойные пейзажи, люди, музыкальные инструменты.

C:\Users\Torgi\Desktop\Исследовательская работа\Рисунки 1.jpg

Наиболее яркие образы классической музыки C:\Users\Torgi\Desktop\Исследовательская работа\Рисунки 2.jpg

              Наиболее яркие образы хип-хоп музыки

Вывод: прослушивание музыки в стиле хип-хоп может ввести человека в депрессивное состояние, испортить настроение, вызвать нервное напряжение. Преобладание отрицательных эмоций, плохое настроение и неприятные переживания могут вызвать плохое самочувствие.

Эксперимент № 2. «Влияние классической музыки на умственные способности учащихся». Цель – проверить влияние классической музыки на умственную деятельность учащихся. Мы провели исследования с 22 учениками, предложили им работу по решению математических заданий - 2 варианта. Для эксперимента были выбраны медленные спокойные композиции: 1) классическая: Фредерик Шопен «Ноктюрн»; 2) поп-музыка: мелодия из песни Джони «Комета».

Результаты приведены в таблице 2:

Результат

 Классическая музыка

Поп-музыка

Решили без ошибок

12 человек

3 человека

Задачу не решили

4 человека

 8 человек

Ошиблись в вычислениях

6 человек

11  человек

 Результаты эксперимента

Вывод: при прослушивания классической композиции результат решения математических задач оказался гораздо лучше, чем при прослушивании поп-музыки. При этом одноклассниками было отмечено, что обе композиции отвлекали их от решения, мешали сосредоточиться. Также после проверки результатов учителем, оказалось, что в тишине ребята решают задачи гораздо лучше, чем под музыку, делают меньше ошибок.

Эксперимент №3 «Влияние музыки на физическое здоровье детей».       

             Мы хотели выяснить,  по-разному ли влияют разные стили музыки на физиологические процессы в организме человека. Ребятам было предложено измерить пульс до прослушивания композиций и после. Эксперимент проводился с той же группой детей (22 человека) в две части. В первый день (первая часть) учащимся было предложено прослушать классическую музыку – произведение Л.В. Бетховена «Лунная соната». У большинства ребят пульс был в пределах нормы – от 55 до 96 ударов в минуту.

Впечатления детей: музыка светлая, чистая, спокойная, нежная. Во второй день (вторая часть) было предложено прослушать тяжелый рок –После прослушивания пульс участился практически у всех ребят, у некоторых до 120 единиц.

Вывод: Мы не ожидали получить такие высокие показатели пульса после прослушивания тяжелого рока. Музыка ребятам не понравилась и на здоровье она подействовала очень негативно. Классическая музыка «поработала» именно так, как описывается в других подобных опытах врачей и учёных. Она приводит пульс в состояние покоя, расслабляет.

Выводы по результатам экспериментальной части: Проанализировав все данные исследования, мы выяснили, что классическая музыка благотворно влияет на эмоциональное состояние, умственное развитие и физическое здоровье человека. Современная музыка во всех случаях показала худший результат, чем классика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию на тему "Развитие положительных эмоций у школьников"

Презентация к собранию, которое проводилось с родителями второклассников....

РАЗВИВАЕМ ЭМОЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья о развитии эмоционального развития школьников во внеучебной деятельности...

Формирование эмоций по средством игровой деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, а так же с синдромом Дауна или расстройством аутистического спектра.

Формирование эмоций по средством игровой деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, а так же с синдромом Дауна или Расстройством аутистического спектра...

Особенности развития учебной мотивации и положительных эмоций младшего школьника.

Теоретическая часть особенностей развития и повышения учебной мотивации у младших школьников...

Родительское собрание «Положительные эмоции и их значение в жизни младшего школьника».

Задачи собрания:Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций.Способствовать приобретению родителями практических знаний по разв...

План-конспект занятия для младших школьников «Мои эмоции»

Цель: ознакомление  младших школьников   с   эмоциями   и   их словесным выражением как профилактика психосоматических заболеванийЗадачи:·  спо...