Как музыка влияет на эмоции младшего школьника
опыты и эксперименты (4 класс)
Статья содержит результаты экспериментальной работы в рамках исследования по данной теме: анкетирование, эксперименты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kak_muzyka_vliyaet_na_emotsii.docx | 149.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Как музыка влияет на эмоции младшего школьника
В рамках подготовки исследовательской работы в 4 классе с учеником, занимающимся в музыкальной школе, по теме «Как музыка влияет на эмоции младшего школьника» была организована следующая работа.
Так как нас волнует эмоциональное здоровье человека, и в частности младшего школьника, то в нашем исследовании мы рассматривали такие вопросы:
- как именно музыка влияет на эмоции человека?
- почему именно классической музыке отдают предпочтение в школьной программе?
- чем именно отличается классическая музыка от современной?
- способна ли современная музыка негативно отразиться на настроении ребенка?
Для начала мы решили узнать, слушают ли одноклассники музыку и какие стили музыки им больше нравятся. Мы предложили анкету и задали ученикам в классе следующие вопросы:
- Любишь ли ты слушать музыку?
А) да;
Б) нет.
- С кем ты обычно слушаешь музыку?
А) один;
Б) с друзьями;
В) с родителями.
- Какую музыку ты предпочитаешь?
А) радостную или грустную;
Б) громкую или тихую;
В) торжественную или спокойную.
- Какой стиль музыки тебе нравится больше? Выбери один или несколько вариантов ответов:
А) поп-музыка;
Б) рэп;
В) рок;
Г) джаз;
Д) классическая музыка;
Е) другое ___________________.
5. Согласен ли ты с тем, что музыка может влиять на организм человека?
А) да
Б) нет
6. Как твоя любимая музыка влияет на твое настроение?
А) поднимает настроение, веселит;
Б) заставляет танцевать, вызывает активность;
В) расслабляет;
7. Согласен ли ты с тем, что будешь меньше уставать в школе, если на переменах будешь слушать музыку?
А) согласен;
Б) не согласен.
6. Перечисли, каких классических композиторов ты знаешь:
_____________________________________________________________
7. Что ты чувствуешь после прослушивания классической музыки?
А) расслабление;
Б) раздражение;
В) тоску;
Г) радость;
Д) спокойствие;
Е) другое __________________________.
Также мы хотели узнать мнение родителей о музыке и ее влияние на детей. Мы подготовили для родителей следующие вопросы:
- Любите ли Вы слушать музыку?
А) да
Б) нет
- Какой стиль музыки Вам нравится больше всего? Выберите один или несколько вариантов ответа
А) поп-музыка;
Б) рэп;
В) рок;
Г) джаз;
Д) классическая музыка;
Е) другое ___________________.
3. Часто ли Вы слушаете музыку вместе с Вашим ребенком?
А) часто;
Б) редко;
В) никогда.
4. Знаете ли Вы, какой именно стиль в музыке нравится Вашему ребенку?
А) да, у нас с ним/ней одинаковые предпочтения;
Б) да, но мне не нравится та музыка, которую он/она слушает;
В) нет, не знаю;
Г) мы никогда не обсуждаем музыку в семье;
Д) другое _________________________________.
5. Замечали ли Вы влияние музыки на эмоциональное состояние Вашего ребенка? Как оно проявляется?
_____________________________________________________________
Выводы после обработки результатов анкет: Все опрашиваемые любят слушать музыку. Причем чаще слушают музыку в одиночестве. Большинство родителей редко слушают музыку вместе с детьми. Музыкальные предпочтения детей и родителей по результатам опроса различаются: дети больше любят рэп-музыку, родители – поп-музыку. Но при этом очень интересен тот факт, что многие родители считают, что их музыкальные предпочтения с детьми совпадают. Одноклассники считают, что музыка влияет на организм человека и в основном предпочитают музыку, которая их расслабляет (спокойную), а также ту, которая их веселит (радостную, громкую). Но при этом почти половина не хочет слушать музыку на переменах. Родители отмечают, что разная музыка по-разному влияет на настроение ребенка, как веселит его, так и умиротворяет.
После результатов, полученных в ходе анкетирования, мы провели следующие эксперименты.
Эксперимент №1. «Влияние музыки на эмоциональное состояние одноклассников». Суть этого эксперимента заключается в том, что при прослушивании музыки определенного стиля учащиеся должны нарисовать в цвете небольшой рисунок/образ, который ассоциируется у них с данной мелодией. Для эксперимента нами выбраны два произведения: классическая музыка и современная поп – музыка.
При оценивании результатов работ мы опирались на тест Люшера, который говорит, что выбор цвета отражает настроение, состояние и наиболее устойчивые черты личности.
Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета. Основные цвета: 1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность; 2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство; 3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение; 4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость. Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) серый. Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание, страх, огорчение.
Таблица цветов к тесту Люшера
Результаты исследования приведены в таблице №1:
Классическая музыка | Хип-хоп |
Зеленый – 7 чел. | Красный – 7 чел. |
Желтый – 2 чел. | Черный – 10 чел. |
Голубой, синий – 7 чел. | Серый – 4 чел. |
Розовый – 4 чел. | Темно - фиолетовый – 1 чел. |
Ассоциации после прослушивания хип-хопа: у большинства слушателей в рисунках преобладала черно-коричневая палитра с красными и бурыми вкраплениями. Во многих работах были непонятные безликие фигуры, геометрические фигуры, существа с резкими, ужасающими очертаниями. Эти изображения и выбранные ребятами цвета говорят о напряжённости, скованности, агрессивности, незащищённости личности, разочаровании, усталости, беспокойстве, стрессе.
Ассоциации после прослушивания классической музыки: спокойные пейзажи, люди, музыкальные инструменты.
Наиболее яркие образы классической музыки
Наиболее яркие образы хип-хоп музыки
Вывод: прослушивание музыки в стиле хип-хоп может ввести человека в депрессивное состояние, испортить настроение, вызвать нервное напряжение. Преобладание отрицательных эмоций, плохое настроение и неприятные переживания могут вызвать плохое самочувствие.
Эксперимент № 2. «Влияние классической музыки на умственные способности учащихся». Цель – проверить влияние классической музыки на умственную деятельность учащихся. Мы провели исследования с 22 учениками, предложили им работу по решению математических заданий - 2 варианта. Для эксперимента были выбраны медленные спокойные композиции: 1) классическая: Фредерик Шопен «Ноктюрн»; 2) поп-музыка: мелодия из песни Джони «Комета».
Результаты приведены в таблице 2:
Результат | Классическая музыка | Поп-музыка |
Решили без ошибок | 12 человек | 3 человека |
Задачу не решили | 4 человека | 8 человек |
Ошиблись в вычислениях | 6 человек | 11 человек |
Результаты эксперимента
Вывод: при прослушивания классической композиции результат решения математических задач оказался гораздо лучше, чем при прослушивании поп-музыки. При этом одноклассниками было отмечено, что обе композиции отвлекали их от решения, мешали сосредоточиться. Также после проверки результатов учителем, оказалось, что в тишине ребята решают задачи гораздо лучше, чем под музыку, делают меньше ошибок.
Эксперимент №3 «Влияние музыки на физическое здоровье детей».
Мы хотели выяснить, по-разному ли влияют разные стили музыки на физиологические процессы в организме человека. Ребятам было предложено измерить пульс до прослушивания композиций и после. Эксперимент проводился с той же группой детей (22 человека) в две части. В первый день (первая часть) учащимся было предложено прослушать классическую музыку – произведение Л.В. Бетховена «Лунная соната». У большинства ребят пульс был в пределах нормы – от 55 до 96 ударов в минуту.
Впечатления детей: музыка светлая, чистая, спокойная, нежная. Во второй день (вторая часть) было предложено прослушать тяжелый рок –После прослушивания пульс участился практически у всех ребят, у некоторых до 120 единиц.
Вывод: Мы не ожидали получить такие высокие показатели пульса после прослушивания тяжелого рока. Музыка ребятам не понравилась и на здоровье она подействовала очень негативно. Классическая музыка «поработала» именно так, как описывается в других подобных опытах врачей и учёных. Она приводит пульс в состояние покоя, расслабляет.
Выводы по результатам экспериментальной части: Проанализировав все данные исследования, мы выяснили, что классическая музыка благотворно влияет на эмоциональное состояние, умственное развитие и физическое здоровье человека. Современная музыка во всех случаях показала худший результат, чем классика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двигательная активность младших школьников - одно из условий по укреплению и сохранению здоровья младших школьников
Из опыта работы педагога...
Презентация к родительскому собранию на тему "Развитие положительных эмоций у школьников"
Презентация к собранию, которое проводилось с родителями второклассников....
РАЗВИВАЕМ ЭМОЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья о развитии эмоционального развития школьников во внеучебной деятельности...
Формирование эмоций по средством игровой деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, а так же с синдромом Дауна или расстройством аутистического спектра.
Формирование эмоций по средством игровой деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, а так же с синдромом Дауна или Расстройством аутистического спектра...
Особенности развития учебной мотивации и положительных эмоций младшего школьника.
Теоретическая часть особенностей развития и повышения учебной мотивации у младших школьников...
Родительское собрание «Положительные эмоции и их значение в жизни младшего школьника».
Задачи собрания:Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций.Способствовать приобретению родителями практических знаний по разв...
План-конспект занятия для младших школьников «Мои эмоции»
Цель: ознакомление младших школьников с эмоциями и их словесным выражением как профилактика психосоматических заболеванийЗадачи:· спо...