Применение Арт-терапии в работе с младшими школьниками.
статья (2 класс)

Станкевич Елена Сергеевна

В статье рассказывается о применении методики "Арт-терапиия" в воспитаниии младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл es.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

 В Российской энциклопедии социальной работы понятие  «Арт-терапия»[1] рассматривается, как способ  технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения и т. д.

 Арт-терапия  является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний; изобразительная деятельность является мощным средством сближения учащихся начальной ступени. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов; продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека.

Таким образом,  арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у учащихся  положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

В данный момент арт-терапия приобрела педагогическое направление. Использование данного термина не связано буквально с лечением заболевания ( как известно «therapia» в переводе с латинского означает лечение ). Имеется в виду «социальное врачевание» личности, изменение стереотипов ее поведения средствами художественного творчества. Педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет профилактические и коррекционные функции.

Дети с отклонениями в развитии, дети-индиго, гиперактивные дети имеют сложности в адекватном восприятии мира. У такого человека нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится в целом деструктивным. Влиять на такую ситуацию можно по-разному. Наиболее естественным является создание условий для развития человека, например, на внеурочной деятельности, во время ГПД в начальных классах. Здесь можно организовать процесс «выстраивания» человеческих отношений с помощью природных элементов, а также включенных в жизнь человека гармонизирующих видов деятельности - имеется в виду украшение своего класса, занятия рукоделием и творчеством. Человек также является частью природы, и специально организованное взаимодействие с элементами природной системы всегда имеет положительный результат. В творческих работах младших школьников отражается природа и способы взаимодействия с ней. Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Очень важно при этом сочетать приемы арт-терапии с приемами формирования коммуникативных и речевых навыков: побуждать ребенка рассказывать, что он хотел изобразить, что получилось и что не очень. Ненавязчивые вопросы педагога помогают ребенку, переживая образы, обрести свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Очень действенны и другие формы искусства - инсценировки, театральные постановки, литературное творчество. Используя приемы арт-терапии, учитель достигает следующие цели:

- выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя;

- активный поиск новых форм взаимодействия с миром;

-подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;

- и, как следствие трех предыдущих, - повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости).

Достоинством арт-терапии является «язык» визуальной и пластической экспрессии. Согласно восточной мудрости, «картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов». По мнению В. С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью указывает, что групповая арт-терапия: позволяет развивать ценные социальные навыки; связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы; дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими; повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности; развивает навыки принятия решений. Дополнительные плюсы групповой арт-терапии также в том, что она: предполагает особую «демократическую» атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы; во многих случаях требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым «нормам».

Арт-терапия имеет широкие возможности в работе с детьми. Посредством арт-терапевтического воздействия можно:

  • снизить эмоциональную тревожность,
  • повысить самооценку,
  • развить коммуникативные навыки,
  • способствовать развитию самосознания,
  • улучшить детско-родительские отношения,
  • способствовать закреплению положительных поведенческих реакций.

Несколько примеров использование техник арт-терапии на занятиях в начальной школе:

 Моделирование и конструирование

  • Развитие представления о чём-то, посредством работы с бумагой.
  • Развитие пространственного мышления, зрительного анализа пространства.
  • Выход из плоскости на объем.

Работа с бумагой для создания коллажа

  • Развитие представления о чём-то, посредством работы с бумагой.
  • Отработка негативных чувств и ресурсов.
  • Работа в команде – развитие сплочения.
  • Развитие рефлексии.

Создание объемного портрета

  • Совершенствование мелкой моторики рук и координация движений.
  • Проявление через портрет эмоций и чувств, состояний, которые в обычной жизни по каким-либо причинам человек не может или не позволяет себе проявлять.
  • Развитие произвольного внимания.
  • Совершенствование коммуникативных навыков и культуры общения.

В результате работы в арт-терапевтическом направлении педагог получает: положительный эмоциональный настрой группы, облегчает невербальный выброс негативных эмоций, их проработка позволяет снимать тревогу, отыгрывать агрессию и злость, искать ресурсы для дальнейшего развития, через коллективную деятельность помогает прояснить участникам свои эффективные и неэффективные способы коммуникации, позволяет развивать рефлексию своих мыслей, чувств, поступков, даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально-приемлемой форме, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, снижает утомляемость, развивает потенциал личности и повышает групповую сплочённость.

             Список литературы:

1. Дудникова Л.М. Декоративно-прикладное искусство как средство обновления содержания образования и развития творчества младших школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – № 3.

2. Мухина В.С. Возрастная психология // Издательский центр «Академия»- Москва,2015.

3. Осадчук Т.В. Мини проекты на уроках технологии и изобразительного искусства в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент –2008. – № 6.

4. Охрименко Е.А. Изучение литературы через призму искусства – проектная идея урока // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.– 2008. – № 2.

5. Холостова  Е.И. Российская энциклопедия социальной работы // Под общ. ред.  проф. Е.И. Холостовой – Москва: Дашков и К, 2016.


[1] Холостова, Е.И. Российская энциклопедия социальной работы/ Под общ. ред.  проф. Е.И. Холостовой – Москва: Дашков и К, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода проектов в работе с младшими школьниками.

Применение метода проектов в работе с младшими школьниками....

Арт-терапия в работе с младшими школьниками

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо ...

"Использование песочной терапии в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими тяжелые нарушения речи"

Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи актуально применение специализированных коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих реализацию пр...

Применение арт-терапевтических методик в работе с младшими школьниками

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В.А. Сухомлинский. Арт-терапия - это один из наиболее эффективных, интересных и качественных метод...

«Применение арт-терапии в работе с обучающимися с задержкой психического развития»

Описание практики реализации АОП НОО для обучающихся с ОВЗ, создание условий для организации инклюзивного образования в МБОУ школе-интернате по теме:«Применение арт-терапии в работе с обучающими...

ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, имеющими расстройства аутистического спектра

Арт-терапия - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве (терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека)....

Статья "Применение АРТ -терапии при работе с детьми с РАС

Арт-терапия включает в себя несколько направлений: изотерапию, сказкотерапию, песочную терапию, двигательную терапию, музыкотерапию, библио- и музыкотерапию, куклотерапию и другие — все они явля...