Подари другому радость
план-конспект занятия (3 класс)
Классный час по духовно-нравственному воспитанию, 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu_3_klass.docx | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия по
духовно – нравственному воспитанию для 3 класса
«Подари радость другому!»
Пояснительная записка
Актуальность выбранной темы.
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране делает процесс воспитания еще более трудным. В формировании и развитии личности обучающихся ведущую роль отвожу духовно – нравственному воспитанию, которое способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения.
Сегодня общепризнанным является тот факт, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является ключевым фактором успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, не беря в расчет человека, его внутренне состояние и его качества. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Но духовность не бывает спонтанной, а значит, нужна планомерная работа, предполагающая не только личностный, но и системно – деятельностный подход, ориентированный на развитие этой личности. В связи с этим в программе «Духовно – нравственного воспитания младшего школьника» определено место мероприятию «Подари радость другому!», направленное на развитие личности ребенка, духовно и нравственно развивающегося, обладающего культурой мышления, нравственными ориентирами, способностью к саморазвитию.
Цели: воспитание положительных качеств личности для формирования положительной я – концепции и позитивного отношения к окружающему миру; развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе.
Задачи:
- показать значимость положительных качеств личности, важных для построения позитивных отношений между людьми;
- формировать доброжелательную атмосферу, направленную на повышение внутригруппового доверия и сплочённости классного коллектива;
- обучать моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
3. Основная часть, игра «Паутинка».
4. Динамическая пауза в виде игры «Комплименты».
5. Работа в группах.
7. Рефлексия.
Форма мероприятия.
Форма мероприятия – беседа с элементами игры.
Планируемые результаты:
Ученик получит возможность сформировать:
- Личностные УУД:
– положительное отношение к сверстникам;
- стремление жить в гармонии с одноклассниками;
- представление о ценностях жизни.
2. Регулятивные УУД:
– осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
3. Коммуникативные УУД:
- развивать умение разрешать внутренние разногласия;
- учиться высказывать предположение (версию);
- уметь договариваться и разрешать конфликты;
- уметь работать в группах.
4. Познавательные УУД
– осуществлять поиск необходимой информации;
- строить речевое высказывание;
- синтез объекта с выделением существенных признаков;
Оборудование и оформление:
- ПК, проектор
- электронная презентация (приложение)
- шкатулка со словами
- клубок с нитками
- таблицы с качествами характера человека
- две бумажные руки
Участники: ученики 3 класса, классный руководитель, родители
II. Введение в тему:
1.Прослушивание песни «Если добрый ты»
-Ребята, какая веселая песенка, о чем же она?
2.Загадка
Она у каждого бывает
Кто про невзгоды забывает,
Ты хочешь петь и веселиться,
Ей можно с другом поделиться,
Она любимая, как сладость,
Она отрада наша… (радость)
3.А тему нашего занятия вы узнаете, прочитав слова наоборот.
ИРАДОП ЬТСОДАР УМОГУРД
III. Основная часть:
- На доске появляется иллюстрация грустного мальчика.
-К нам в гости пришел мальчик. Это такой же ребенок, как и вы, но почему он грустный? Нам нужно подарить ему радость.
Постановка проблемного вопроса
- Что необходимо ему для радости? (На доске появляются дом, солнце, семья, друзья)
- К сожалению, наша окружение не всегда делает нашу жизнь счастливой. Не всегда мы готовы прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом или делом. Часто своей грубостью, злостью, нетерпимостью мы делаем ещё больнее своим родителям, учителям, друзьям, одноклассникам.
2. Прослушивание рассказа.
На тротуаре сидел старичок в потертом пальто. Рядом с ним стояла картонная коробка с надписью: «Подарите мне радость». К старику подошёл ребёнок. В его кулачке была зажата монета. Он хотел подать милостыню, но, приблизившись, изумлённо остановился. В коробке не было денег. Там лежали конфеты, самодельные игрушки, детские книги и много всякой всячины. — Доброго дня, — улыбнулся старичок. — Здравствуйте, — смутился мальчик. — А у меня только деньги. — Так бывает, — сочувственно кивнул старичок. — Ты любишь сладости? — Нет, мне нельзя. — А читать? — Я пока не умею. — Тогда, может быть, тебе нравится надувать шарики? Мальчик кивнул — вот это он действительно любил! Тогда старичок достал из коробки горсть разноцветных воздушных шаров и протянул ему. — Что я за это вам должен? — недоверчиво спросил ребёнок. — Эй, это я твой должник! — возразил старичок. — Ведь ты подарил мне радость. Сделать кому-то приятное — чудесная возможность. И её, знаешь ли, никогда не стоит упускать!
3.Так что же такое радость? И чем мы можем радовать других?
РАБОТА В ГРУППАХ
СОСТАВЬТЕ кластер со словом радость, доброта, вежливость
Радость – это… (восторг, ликование, жизнерадостность, забава, развлечение, удовольствие, праздник, торжество).
-Чему мы можем радоваться?
Можно радоваться успехам друзей, хорошей погоде, отличным оценкам, любым мелочам, которые заставляют просто улыбнуться.
4. Я предлагаю поиграть в игру «Паутинка»
-У меня в руках клубочек плохих поступков (клубок ниток). Каждый из вас назовет плохой поступок, и мы, распутывая этот клубочек, будем отрывать все плохое, что мы когда-то может неосознанно совершали по отношению к окружающим или были свидетелями плохих поступков. Если поступок был очень плохим, то ниточку оторвите длиннее. (Ребята называют плохие поступки, отрывая часть нити и выбрасывая ее).
-Посмотрите наш человечек до сих пор не улыбается, хотя мы выбросили все плохое, а ведь когда люди улыбаются, значит у них все хорошо).
-Подумайте, что мы должны сделать, чтоб у мальчика появилась улыбка и поднялось настроение? Сказать очень добрые слова, комплименты и улыбнуться).
5. Игра «Комплименты»
- А давайте мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, говорить добрые слова, потому что доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.
- Скажите, приятнее делать комплименты и дарить улыбку или совершать плохие поступки? (Ответы детей).
-Ученики рассказывают стихотворение.
Мне сказали злое слово,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже.
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовь
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась
Не взлетела высоко,
Я взяла и улыбнусь.
Стало вдруг легко, легко…
- Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Может, стоит просто улыбнуться?!
А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Ребята, у вас есть таблицы, в которых указаны качества, которыми должен обладать человек, и качества, которые мешают человеку жить в мире и согласии друг с другом.
в) Работа в группах
С помощью таблицы ребята определяют качества, которыми должны обладать, а качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом, зачеркивают.
В пустые клеточки дописывают недостающие положительные качества.
УМНЫЙ | ГЛУПЫЙ | ЗЛОЙ | ЧУТКИЙ | ВНИМАТЕЛЬНЫЙ |
СМЕЛЫЙ | ЧЕСТНЫЙ | ВРУН | ОТЗЫВЧИВЫЙ | ЖАДНЫЙ |
ГРУБЫЙ | ДОБРЫЙ | ЯБЕДА | НАСМЕШНИК | СПРАВЕДЛИВЫЙ |
ТЕРПЕЛИВЫЙ | НАДЁЖНЫЙ | ВЕРНЫЙ | РЕШИТЕЛЬНЫЙ | ОБЩИТЕЛЬНЫЙ |
|
|
|
|
Группы защищают результаты своей работы.
-Ребята, а если человек будет обладать всеми этими положительными качествами, он сможет быть радостным и счастливым?
-А какие поступки могут сделать окружающих нас людей радостными и счастливыми?
ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ ЛАРЕЦ»
Внимательно слушайте, и мысленно рисуйте картину того, о чем я буду рассказывать. В моих руках ларец. В нем находятся волшебные зернышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зернышку. Держите их очень бережно, чтобы оно не упало. (подойти к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей положить в ладони невидимое зернышко.) а теперь, очень осторожно, чтобы не обронить это зернышко, посадите его вовнутрь себя. Теперь это зернышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастет в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастет только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела. Нарисуйте в своем воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого добра в свое сердечко. Вас овевает теплый и ласковый ветерок. У вас доброе согревающее душу настроение. Ребята, а теперь откройте глаза. Давайте подумаем и зададим себе вопросы:
- кому может быть нужна наша помощь?
- кому не хватает нашей доброты и участия?
-чем мы можем помочь другим людям?
-что вы сделаете доброго в первую очередь, когда приедете домой? (ответы детей)
РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ (Объясни пословицы)
Поиграем в игру «Вежливо – невежливо».
Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. Если вежливыми, то поднимаете весёлое личико, если нет – грустное.
- Поздороваться при встрече …
- Толкнуть, не извиниться …
- Помочь поднять упавшую вещь …
- Не уступить место пожилому …
- Уходя, попрощаться …
- Перебивать говорящего …
- Кричать в помещении …
- Поблагодарить за помощь …
- Отнять игрушку у малыша …
- Пропускать старшего в дверях
- Ребята, а сейчас проверим вашу смекалку. Некоторые дети приготовили вредные советы из книги Григория Остера «Вредные советы». Внимательно послушайте их и скажите, что в них неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.
Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
А могучими руками,
Ты, когда придут враги,
Сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей.
- Можно ли бить друзей? А как нужно защищать своих друзей?
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лёжа в луже, -
Ты ничуть не огорчён.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
- Как нужно поступить в данной ситуации?
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать.
И не давать прохода им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они:
До них вам дела нет.
- А как нужно вести себя с девочками?
- А теперь обсудим ситуации, которые встречаются в нашей жизни на каждом шагу. Каковы должны быть поступки с позиции вежливого человека.
Ситуация 1.
По улице шёл человек. У него в руках было 4 предмета: 1 портфель, 2 книги и 1 пакет. Одна из книг упала.
- У вас упала книжка!
- Разве?
- Конечно. У Вас же было 2 книги, плюс 1 портфель, плюс 1 пакет – итого 4 вещи, а теперь осталось 3.
- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение. Однако есть правила, которые ты ещё не знаешь.
- Какие же правила не усвоил мальчик? Как он должен был поступить?
Ситуация 2.
Жили две неразлучные подружки. Они были очень похожи, обе учились на пятёрки. Но однажды Соня прибежала домой и похвасталась маме.
- Я получила по математике «пять», а Вера только «три». Мы стали уже неодинаковые.
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно.
- Да, ты стала хуже…
- Я? Но ведь «три» получила не я!
- «Три» получила Вера, но она ведь получила её потому, что болела. А ты обрадовалась – это значительно хуже.
- За что мама осудила Соню?
Ситуация 3.
- Кто кого обидел первым?
- Он меня…
- Нет, он меня.
- Кто кого ударил первым?
- Он меня…
- Нет, он меня.
- Вы же раньше так дружили.
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.
- Что неправильно сделали дети? Как надо решать спорные вопросы?
- Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу, а нужно оберегать друг друга, заботиться, не обижать словом и поступком.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живёшь ты не зря.
- Учёные считают, что осознание сделанного добра – это уже награда для человека. Делая доброе дело, не надо ждать благодарности.
4. Рефлексия
Игра «Волшебная шкатулка» СЛАЙД12
Ход игры:
-Ребята, а что у меня в руках? (шкатулка). Это не просто шкатулка, а «волшебная шкатулка». В ней не золото не бриллианты. В ней самые прекрасные человеческие качества. Мы сейчас будем покупать те качества, которых у вас не хватает. А расплачиваться вы будет качествами, которых у вас много (достают из шкатулки слова качества и прикрепляют их на шаблоны рук).
-Ребята, скажите, а может мы теперь можем сделать нашего мальчика радостным? А как? (Дети отвечают). У нас появились добрые ручки с положительными качествами, мы подарим эти качества мальчику, и он станет радостным. (Доброта,забота,любовь,внимание,чуткость,теплота,ласка,нежность)
-На слайде появляется картинка веселого мальчика.
– Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что вы из нашей беседы взяли для себя? Поможет ли это нам в дальнейшем?
- Ребята, вы молодцы, вы сегодня доказали, что внимательное, доброе отношение друг к другу делают чудеса?
Кто из вас сможет об этом рассказать друзьям из других классов? (ответы детей). Правильно, мы теперь с вами можем дарить радость окружающим.
Ребята, большое вам спасибо за помощь друг другу, за честность, за прекрасное настроение, за подаренную друг другу радость.
Хорош не тот, кто ищет в людях слабость.
Да и не тот, кто ищет красоту
Хорош лишь тот, кто дарит людям радость,
Собою излучая доброту.
Звучит песня «Дорога добра».
5. Итог занятия
Ребята ваши родители приготовили сюрприз. И сейчас вам его подарят.
(Вносят букет из шаров и читают стихи).
Крутится, вертится шарик земной,
Годы, как птицы, летят чередой.
На классный час сегодня мы пришли,
С собою в подарок шары принесли.
В красных шарах выраженье любви,
Мы их с собою сейчас принесли.
Дружбы, любви это пламенный знак,
Мы принесли его в наших сердцах!
В синих шарах – голубые мечты,
Чтобы мечтали по-прежнему вы.
Чтобы сбывались мечты все у вас-
Этого мы вам желаем сейчас!
В шаре зелёном надежда живёт
В то, что счастливым окажется год,
В то, что на свете не будет войны,
Будут леса и сады зелены!
Чёрный же шар мы с собой не несли
Не потому, что его не нашли,
А потому, что в сердцах у детей
Лишь пожелания солнечных дней!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Подари другому радость"
Программа по организации внеурочной деятельности нравственной направленности для учащихся начальных классов.Известный педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Глухой к другим людям останется глухим к само...
Проектная работа по теме: « Подарим мамам радость!»
Цель проекта: сделать приятное мамам и бабушкам, поздравить с Днём Матери. Задачи: развивать артистизм детей, воспитывать желание сделать приятное ближним....
С акции "Подари пожилым радость"
Творческие работы детей...
Методическая разработка игрового занятия для учащихся начальной школы "Радость. Как её подарить другому человеку"
Методическая разработка предназначена для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. Занятие способствует преодолению проблем в общении у учащихся первых класс...
Проект:«Подари школе радость»
Проект «Подари школе радость» предусматривает декоративное оформление территории, сроком реализации 2017-2019гг.В реализации проекта принимали участия ученики 4 «Б...
Подари другому радость
Воспитательное мероприятие "Подари другому радость"...
Конспект классного часа «Подари другому радость», 2 класс
Цель: воспитание положительных качеств личности и позитивного отношения к окружающему миру; развитие чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе.Оборудование: проектор, презентация, музыка,...