Внеклассное мероприятие "Хранители воды"
методическая разработка (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_hraniteli_vody.docx | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного экологического мероприятия на тему:
«Хранители воды»
Автор: Спивакова Алла Николаевна, учитель первой категории
Место работы/учебы (школа): МКОУ «Скороднянская средняя общеобразовательная школа», Большесолдатский район, Курская область
Цель занятия : сформировать у школьников ответственное отношение
к водным ресурсам России и научить их беречь воду в повседневной жизни.
Задачи экологического мероприятия «Хранители воды»:
• заложить у учащихся основы понимания значимости водных ресурсов
для всех живых существ на нашей планете;
• доступно, на наглядных примерах показать, в чем состоят актуальные
проблемы использования водных ресурсов;
• прояснить роль государства в защите водных ресурсов России;
• обучить простым действиям и шагам по сбережению воды изо дня
в день, дома, в школе и на природе;
• мотивировать школьников делиться полученными знаниями и участвовать в водоохранных мероприятиях.
Оборудование:
• Проектор и экран, компьютер, ноутбук либо интерактивная доска для
демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint
- Интерактивная магнитная доска либо принтер (цветной), проектор и экран, для создания игрового поля настольной игры.
• Распечатанные и разрезанные карточки с вопросами для настольной
игры.
• Игровой кубик и цветные фишки для настольной игры либо цветные
магниты (при работе с интерактивной магнитной доской).
• Распечатанный бланк Грамоты Водного знатока для команды, победившей в настольной игре. Вы можете распечатать одну грамоту на всю команду (вписать несколько имён и фамилий на один бланк),
либо распечатать персональные грамоты для каждого члена команды
• Раздаточный материал по числу учеников – покетмоды (карманные книжечки) с домашним заданием «Водяные выходные» .
• 3–6 ножниц для складывания покетмодов в 3–4 группах.
Сценарий проведения внеклассного экологического мероприятия на тему: «Хранители воды»
План мероприятия
Продолжительность мероприятия– 40 минут.
Мероприятие состоит из 3-х взаимосвязанных блоков.
1. Блок передачи знаний
Демонстрация презентации «Вода России» в сопровождении рассказа
учителя и вопросов к ученикам.
Презентация включает в себя 4 тематических блока:
• Введение. Пресная вода в мире и её роль для всех живых существ.
• Проблемы загрязнения и нерационального использования воды.
• Усилия государства по защите водных ресурсов России.
• Как школьники могут принять участие в защите рек и озёр своей
страны?
Общее время на демонстрацию презентации – 15 минут.
2. Настольная игра на звание Водного знатока
Работая в командах, дети бросают кубик и выполняют задания 4 типов.
• Практические шаги по сбережению воды.
• Интересные факты о воде.
• Творческие задания.
• Брейн-ринг.
Общее время на выполнение интерактивного упражнения – 20 минут.
3. Закрепление материала
Изготовление покетмода (карманной книжки) с домашним заданием
«Водяные выходные». В конце ученики забирают карманную книжечку с собой.
Общее время на закрепление материала – 5 минут
Ход занятия
1.Блок передачи знаний.
СЛАЙД 2
Дорогие ребята! Сегодня нас ждет необычное занятие. Вначале мы отправимся в путешествие по миру воды вместе с героиней Капой, узнаем
удивительные факты и поймём, что вода – это огромное чудо, которое
нужно беречь и защищать.
После этого мы поиграем. Вы сможете проявить себя и побороться за звание Водного знатока. Многие знания, которые вы получите в первой
части занятия, потребуются вам для победы в игре. Так что будьте внимательны!
Но самое главное, сегодня вы узнаете, как стать настоящими экогероями – Хранителями Воды!
Вы готовы? Тогда вперёд!
СЛАЙД 3
Много ли воды на Земле?
Если взглянуть на глобус, то кажется, что много. Но давайте разберемся!
Более 80% поверхности нашей Земли покрыто водой. Но целых 97% всей
этой воды – это солёная вода, непригодная для питья и других нужд человека.
Пресная вода составляет лишь 3% от всей воды на планете. При этом,
2/3 всей пресной воды закованы в ледники. Эту воду мы тоже не можем
использовать.
Что же получается? Только 1% воды на нашей планете пригоден для нужд
наших городов, деревень, сельского хозяйства, заводов и фабрик!
СЛАЙД 4
Все живые существа – растения и животные – регулярно нуждаются в воде.
Мы с вами состоим из воды почти на 70%. Мы можем жить без воды всего
от 2 до 10 дней!
Многие животные и рыбы состоят из воды на 75%. Огурцы – на 95%,
яблоки – на 85%.
А медузы – почти полностью, на целых 99%!
СЛАЙД 5
Что же такое вода в нашей повседневной жизни, сколько «стоит» это сокровище?
Давайте попробуем догадаться, а Капа нам в этом поможет!
(Учитель задает вопросы, дети отвечают, затем всплывают правильные
ответы).
Как вы думаете, сколько литров воды уходит на производство одного
листа бумаги?
Сколько воды нужно, чтобы вырастить 1 кг риса?
А чтобы произвести одну пару джинсов?
А можете ли вы представить, сколько воды уходит на производство 1 кг
говядины?
СЛАЙД 6
Любой мусор, который мы бросаем на землю, рано или поздно оказывается в воде.
Мы загрязняем воду, когда моем машину в реке, используем чистящие
средства и другую химию.
Каждый год в океаны попадает 9 млн тонн пластика. Это бутылки, пакеты,
упаковка – мусор, который не разлагается и никуда не исчезает сотни лет.
1 миллион морских животных ежегодно гибнет, принимая пластик за еду.
Да, человек оказывает негативное, разрушительное воздействие на воду.
Но каждый из нас способен это изменить. В наших силах начать беречь
воду изо дня в день, и даже стать настоящими экогероями, защитниками
водных ресурсов. Как же это сделать?
СЛАЙД 7
Для начала попробуем угадать, сколько воды мы с вами тратим каждый день.
(Учитель задает вопросы, ученики отвечают, затем всплывают правильные ответы)
Сколько воды мы тратим на чистку зубов?
Ответ – 10 литров, или 1 ведро воды.
Сколько воды мы тратим, когда принимаем душ в течение 5 минут?
Ответ – 100 литров воды, или 10 вёдер.
А на прием ванны?
Ответ – 200 литров, или 20 вёдер.
А на смыв в туалете?
Ответ – 10 литров, или 1 ведро.
СЛАЙД 8
Воды в России много, но она распределена неравномерно.
Там, где живёт 80% населения, сосредоточено всего 8% пресной воды.
В нашей стране есть и такие районы, где питьевой воды не хватает.
СЛАЙД 9, 10, 11
Кто же отвечает за сохранность водных ресурсов в нашей стране? В первую очередь, государство. Министерство природных ресурсов и экологии
реализует всероссийскую программу «Вода России». Цель программы –
сохранить либо восстановить реки и водоёмы, чтобы люди могли пользоваться чистой, качественной водой.
Но на самом деле, помочь рекам и озёрам может каждый из нас. Например, выйти на субботник и очистить берега от мусора. Яркий пример – экологическая акция «Нашим рекам и озёрам – чистые берега!»,
которая прошла в 2014 году. 170 000 человек из 72 регионов страны,
от Сахалина до Калининграда, объединились вместе с государством
и очистили более 1700 водных объектов, собрав 300 тысяч тонн мусора.
Акция проходит ежегодно.
СЛАЙД 12
А что, если у вас есть идея о том, как сберечь, восстановить или рационально использовать водные ресурсы вашей страны? Можно ли рассказать о ней миру, или нужно вначале закончить школу?
Оказывается, можно предложить вашу идею уже сегодня! Для этого нужно
принять участие в Российском национальном юниорском водном конкурсе
для старшеклассников. Победитель международного этапа участвует в международном Стокгольмском юниорском водном конкурсе. Автор лучшего проекта получает Гран-при Конкурса – стеклянную композицию «Золотая рыбка» и благодарность Министра природных ресурсов и экологии РФ.
СЛАЙД 13
А сейчас настало время закрепить наши новые знания, разделиться
на команды и поиграть в настольную игру на звание Водного знатока!
2. Настольная игра на звание Водного знатока
Цель игры: замотивировать учеников ценить и экономить воду.
(Школьники работают в командах, выполняя увлекательные задания и соревнуясь с другими командами. Команда, набравшая к концу игры наибольшее число баллов («капель»), получает звание Водного знатока).
Общая продолжительность игры – 20 минут.
Во время выполнения задания на экране демонстрируется игровое поле
(если в классе есть интерактивная магнитная доска) либо слайд презентации в качестве заставки.
Ученики делятся на 3–4 группы по 6–8 человек, в зависимости от количества учеников в классе. Каждая команда придумывает себе название,
связанное с водой, и получает фишку, с помощью которой будет передвигаться по игровому полю. В течение 20 минут команды по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку. Ходы сопровождаются ответами на вопросы о воде, за которые команды получают призовые баллы-«капли».
Перед ребятами – распечатанное игровое поле, фишки, кубик.
Перед учителем – 4 стопки карточек с вопросами (по 4 категориям вопросов).
Учитель разбивает учеников на группы и объясняет задание – 2 минуты.
А сейчас мы поиграем в увлекательную настольную игру о воде. Разделитесь на группы по 6–8 человек. Придумайте для вашей команды
название, связанное с водой. Вам предстоит бросать кубик, двигать
фишку по полю и выполнять задания о воде. За каждое задание вы можете получить призовые баллы-«капельки». Команда, которая через
20 минут наберёт наибольшее число капель, получит звание Водного
знатока!»
Ребята разбиваются на команды, придумывают название, а учитель присваивает каждой команде фишку определённого цвета и предоставляет
право первого хода. Например:
Команда «Водопад» – синяя фишка;
Команда «Флибустьеры» – красная фишка;
Команда «Гидроплан» – зелёная фишка.
Право первого хода достаётся команде «Флибустьеры»!
Ход игры
Команда бросает кубик и перемещает фишку на соответствующее количество клеток. Каждая клетка отмечена символом, соответствующим одной из 4 категорий вопросов. После того, как команда сделала ход, учитель вытягивает карточку с вопросом из соответствующей категории.
В игре предусмотрено 4 категории вопросов, обозначенных символами. Благодаря этому игра возможна даже на черно-белом поле (хотя этот вариант и не является оптимальным).
• Повседневные шаги по сбережению воды. Символ – капля воды.
• Интересные факты о воде. Символ – золотая рыбка.
• Творческие задания. Символ – ракушка с жемчужиной.
• Брейн-ринг. Символ – гроза с молнией.
Команда отвечает на вопрос и получает (либо не получает) баллы-«капли».
Количество баллов зависит от выбранного варианта ответа.
Например:
Мама открыла кран и ушла говорить по телефону. Что ты сделаешь?
а) Ничего. Это же мама! Она знает, что надо делать. (0 капель)
б) Закрою кран (1 капля).
в) Закрою кран и попрошу маму быть внимательнее (2 капли).
В категории «Творческие задания» количество баллов зависит от условий,
прописанных в задании. Например:
Вспомните 3 мультфильма, в которых говорится о воде (по 1 капле за каждый мультфильм).
Время выполнения задания – 1 минута.
Другой пример:
Мимикой и жестами, без слов, покажите, что надо выключать воду, когда
чистишь зубы (2 капли)
Команда, которой выпало это задание, разбивается на тех, кто показывает и тех, кто угадывает. Одна часть команды изображает, задействуя при
этом всех участников. Другая часть команды угадывает, что изображается. Баллы начисляются, если удается угадать за 3 минуты.
В данном случае учитель должен быстро разделить команду на две части,
и одной из них показать карточку с заданием.
Вопросы категории «Брейн-ринг» не имеют вариантов ответа. Команда
должна дать в течение 30 секунд ответить: «да» или «нет». За правильный
ответ команда получает 1 каплю. В противном случае баллы не начисляются.
Переход к следующему блоку (1 минута) Приложение.1
Ребята, какая команда набрала большее количество капель.(команды ведут подсчет).Награждение.( команда набравшая большее количество капель получает грамоту Водного знатока).
Как вы думаете, можем ли мы с вами уже сегодня стать настоящими защитниками рек и озёр нашей страны?
Тогда вас ждет интересное домашнее задание!
3. Итог мероприятия.
Сейчас вы получите заготовки покетмодов – карманных книжечек, которые складываются специальным образом своими руками. В книжечках описано креативное домашнее задание по водосбережению – Водяные выходные.
(Учитель показывает, каким образом сложить покетмод из листа А4
до формата карманной книжечки).
Для складывания покетмода необходимы ножницы. Нужно сделать всего
1 разрез. Рекомендуется, чтобы ученики складывали покетмоды в тех же
группах, в которых они делали предыдущее задание. Для каждой группы
потребуется 1–2 ножниц.
В покетмоде прописаны конкретные шаги по сбережению воды, которые
школьник может в один из выходных выполнить на практике сам и привлечь одного из родителей.
(Учитель объясняет детям, что им предстоит выбрать любой выходной
в ближайшие 2 недели, чтобы рассказать взрослым о сбережении воды
и предложить вместе поэкспериментировать, выполнив несколько простых шагов из покетмода. Напротив выполненных шагов ученик поставит галочки.
В конце ученики забирают карманную книжечку с собой).
Заключительное слово учителя
«Друзья, наше увлекательное путешествие по миру воды подошло
к концу. Мы узнали, что мы можем делать каждый день дома и в школе
для сохранения этого бесценного сокровища! Наше внеклассное мероприятие заканчивается, но добрые дела по защите воды только начинаются!
Приложение 1.
Категория 1. Повседневные шаги по сбережению воды
1. Как правильно мыть посуду?
а) замочить в раковине или в тазу, а затем ополоснуть чистой водой
(2 капли);
б) посильней открыть кран и долго мыть с моющими средствами
(0 капель);
в) проточной водой, без агрессивных моющих средств (1 капля);
г) использовать посудомоечную машину, полностью загружая ее посудой
(2 капли)
Категория 1. Повседневные шаги по сбережению воды
2. Что можно сделать с использованной в быту водой?
а) Помыть ею пол, полить растения (2 капли);
б) Мыть ею руки, овощи, фрукты (0 капель);
в) Ничего, использовать воду повторно негигиенично (0 капель);
г) Дома — ничего, а на даче — полить грядки (1 капля).
Категория 1. Повседневные шаги Категория
3. Самый экологичный способ почистить зубы — это:
а) просто открыть кран и чистить зубы, как все (0 капель)
б) не чистить зубы совсем (0 капель);
в) закрыть кран, пока чистишь зубы, и открыть, чтобы
прополоскать рот (1 капля);
г) налить стакан воды, чтобы прополоскать рот (2 капли)
Категория 1. Повседневные шаги по сбережению воды
4. Что можно сделать с использованной в быту водой?
а) Помыть ею пол, полить растения (2 капли);
б) Мыть ею руки, овощи, фрукты (0 капель);
в) Ничего, использовать воду повторно негигиенично (0 капель);
г) Дома — ничего, а на даче — полить грядки (1 капля).
Категория 1. Повседневные шаги по сбережению воды
5. Как правильно мыть посуду?
а) замочить в раковине или в тазу, а затем ополоснуть чистой водой
(2 капли);
б) посильней открыть кран и долго мыть с моющими средствами
(0 капель);
в) проточной водой, без агрессивных моющих средств (1 капля);
г) использовать посудомоечную машину, полностью загружая ее посудой
(2 капли).
Категория 1. Повседневные шаги по сбережению воды
6. Разумно и бережно расходовать воду — значит:
а) чаще принимать ванну, чем душ (1 капля);
б) чаще принимать душ, чем ванну (2 капли);
в) всегда только душ (3 капли);
г) всегда только ванна (0 капель)
Категория 2. Интересные факты о воде
1. Мелкие капельки воды висят в воздухе
низко над землёй. Что это за явление?
а) Дождь (0 капель)
б) Облако (0 капель)
в) Туман (2 капли)
Категория 2. Интересные факты о воде
2. Почему перед Новым годом русские люди издавна ходили в баню?
а) Чтобы повеселиться с друзьями (0 капель).
б) Чтобы очистить душу, оставить всё дурное в прошлом году (2 капли).
в) Чтобы укрепить здоровье (1 капля).
Категория 2. Интересные факты о воде
3. Что случится, если мы не будем экономить воду?
а) Пресная вода может закончиться (2 капли).
б) В России очень много воды, проблема нехватки пресной воды —
это для других стран (1 капля).
в) Пресная вода не может закончится, это все страшилки (0 капель).
Категория 2. Интересные факты о воде
4. Когда во многих странах мира отмечается Всемирный день воды?
а) 5 июня (0 капель).
б) 22 марта (2 капли).
в) 3 апреля (0 капель)
Категория 2. Интересные факты о воде
5. Почему, когда мы экономим бумагу или сдаем ее в переработку,
мы экономим воду?
а) Потому что на выращивание деревьев, из которых производится
бумага, лесничества тратят много воды (1 капля).
б) Потому что в процессе производства бумаги тратится много воды (2 капли).
в) Потому что при переработке макулатуры образуется вода (0 капель).
Категория 2. Интересные факты о воде
6. Сколько воды утечет, если чистить зубы с открытым краном?
а) Одно ведро или 10 литров воды (2 капли).
б) 20 стаканов воды (0 капель).
в) 5 литров или полведра воды (1 капля)
3. Творческие задания
1. Вспомните 3 мультфильма, в которых говорится о воде?
По 1 капле за каждый мультфильм.
Время выполнения задания — 1 минута.
3. Творческие задания
2. Придумайте интересные фразы-призывы для плакатов, которые
можно повесить в школе, чтобы другие ученики экономили воду.
По 1 капле за каждую удачную фразу,
максимальное количество баллов — 3).
Время выполнения задания — до 3 минут.
3. Творческие задания
3. Отгадайте загадки о воде!
а) Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей)
б) Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)
в) Падает горошком, скачет по дорожкам. (Град)
По 1 капле за каждую отгадку.
Время выполнения задания — не более 1,5 минут, по 30 секунд на каждую загадку.
3. Творческие задания
4. Отгадайте загадку!
а) В новой стене, в круглом окне, днем стекло разбито,
за ночь вставлено. (Прорубь)
б) Жил я посреди двора, где играет детвора, но от солнечных лучей
превратился я в ручей. (Снеговик)
в) Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)
Время выполнения задания — не более 1,5 минут,
по 30 секунд на каждую загадку. По 1 капля за каждую отгадку.
3. Творческие задания
5. Спойте строчки из 3 песен о воде
Время выполнения задания — 1 минута, по 1 капле за каждую песню.
Самое время сделать фото!
3. Творческие задания
6. Мимикой и жестами, без слов, покажите, что надо выключать
воду, когда чистишь зубы. (2 капли)
Категория 4. Брейн-ринг
1. Верите ли вы, что человек состоит на 50% из воды?
Нет
Категория 4. Брейн-ринг
2. Верите ли вы, что человек может прожить без воды 100 дней?
Нет
Категория 4. Брейн-ринг
3. Верите ли вы, что для своих нужд человеку достаточно 20 литров
воды или 2 ведер воды в день?
Нет. От 60—70 до 150 литров
Категория 4. Брейн-ринг
4. Верите ли вы, что медузы почти целиком, на 99% состоят из воды?
Да
Категория 4. Брейн-ринг
5. Верите ли вы, что на производство одного кусочка сахара надо
1500 литров воды?
Да
Категория 4. Брейн-ринг
6. Верите ли вы, что на производство 1 кг говядины нужно
15 000 литров воды?
Да
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие «ВОДА И ЖИЗНЬ. ОХРАНА ВОДЫ»
Данный классный час позволил учащимся ещё раз почувствовать сопричастность к Международной проблеме охраны жизненно важного ресурса и драгоценного дара природы России- воды....
Внеклассное занятие "Вода и жизнь на земле."
Занятие для 4 класса, информирующее о значении воды для всего живого....
Внеклассное мероприятие "Вода - это жизнь"
Цель: Продолжать знакомить детей с правилами охраны природы.Задачи:·...
Внеклассное занятие "Вода-источник жизни на Земле"
занятие в клубе Земля - наш общий дом...
Внеклассное мероприятие "Вода не терпит шалостей!"
Совершенствовать навыки учащихся безопасного поведения на водоёмах; раскрыть причины несчастных случаев на воде, на льду; дать представление о действиях в опасных ситуациях; воспитывать осторожность и...
Конспект внеклассного занятия "Вода и мыло"
Конспект предназначен для педагогов, работающих с детьми с нарушениями слуха. Направлен на развитие гигиенических навыков детей начальных классов....