Адаптация учеников с ОВЗ в школьном коллективе
методическая разработка (1 класс)
В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В России практика обучения детей с ОВЗ вместе с нормально развивающимися сверстниками (инклюзивное обучение) началось более 15 лет назад. Это позволило решить вопросы получения образования детьми с ОВЗ и укрепить институт семьи и ребенка в обществе. Рассмотрим с какими успехами и сложностями сталкиваются такие дети в процессе адаптации к общеобразовательной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_uchenikov_s_ovz_v_shkolnom_kollektive.pptx | 819.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В России практика обучения детей с ОВЗ вместе с нормально развивающимися сверстниками (инклюзивное обучение) началось более 15 лет назад. Это позволило решить вопросы получения образования детьми с ОВЗ и укрепить институт семьи и ребенка в обществе.
Кто такие дети с ОВЗ: Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Основные категории детей с ограниченными возможностями здоровья: Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие ); Дети с нарушением речи (логопаты); Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; Дети с умственной отсталостью; Дети с задержкой психического развития; Дети с нарушением поведения и общения; Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемым сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Особенности адаптации ребенка с ОВЗ к школе: В зависимости от возраста адаптация может продолжаться : 1 класс - от 6 до 8 месяцев, 5 класс – 4 месяца, 6-11 класс – от 2 недель до 6 месяцев. В зависимости от характера адаптации выделяются группы: 1 группа детей – легкая адаптация (до 56%), -2 группа детей – адаптация средней тяжести (до 30%), 3 группа – тяжелая адаптация – дезадаптация (14%).
Основные показатели адаптации ребенка к школе являются: Формирование адекватного поведения; Установление контакта с учащимися и учителем; Овладение навыками учебной деятельности; С охранение физического (не болеет) здоровья; Сохранение психологического здоровья - желание ходить в школу; Сохранение эмоционального здоровья -находится в благоприятном расположении духа.
Школьная дезадаптация детей с ОВЗ может возникнуть в следствии длительной безуспешной адаптации. Негативное влияние на готовность к обучению в школе может оказывать : - Социальная ситуация развития ребенка; Развитие ведущих видов деятельности; Состояние здоровья.
Рекомендации родителей по адаптации ребенка с ОВЗ к школе: Отмечать даже самые маленькие достижения в период адаптации; Поддерживать инициативы ребенка на пути преодоления трудностей; Давать ребенку возможность высказаться и внимательно его слушать; Особое внимание уделять режиму дня (вовремя ложиться и вставать); Интересоваться отношением ребенка с одноклассниками и с учителями; Необходимо понимать, что родители играют тоже важную роль в адаптации ребенка; Адаптация пройдет успешнее, если обучить ребенка навыкам совместного общения с одноклассниками; Необходимо активно участвовать в делах класса и помогать найти общий язык к педагогу.
Социализация детей с ОВЗ: Социализация детей с ОВЗ состоит в интеграции таких детей в общество; Социализация нужна для того, чтобы дети могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения для жизни в обществе; Семья совместно с образовательной организацией должны создать адекватные условия для обучения и развития детей с ограниченными возможностями .
Формы включения детей с ОВЗ в образовательное пространство: Группы кратковременного пребывания и интегрированные классы; Группы компенсирующей направленности; Надомное (индивидуальное) обучение, семейное и индивидуальное обучение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация первоклассника к жизни в новом коллективе.
Рекомендации для родителей и учителей начальных классов. Разработаны совместно со школьным психологом....
Рекомендации для родителей."Психологическая адаптация детей в условиях временного детского коллектива"
Даются рекомендации по психологической адаптации детей в условиях временного детского коллектива.Что делать и как делать. Очень актуально перед летним оздоровлением....
Психологическая адаптация детей в условиях временного детского коллектива.
Даются рекомендации для родителей "Как облегчить адаптацию ребёнка в условиях временного детского коллектива." Что делать и как делать. Актуально в предверии летнего оздоровления....
Спортивный праздник – средство адаптации первоклассников в школьном коллективе.
Спортивный праздник – средство адаптации первоклассников в школьном коллективе. Начало обучения в школе справедливо считают кризисным периодом. Подобный переходный период...
Доклад по самообразованию по воспитательной работе Тема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.
Доклад по самообразованию по воспитательной работеТема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе....
Тема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.
Выступление по самообразованию по воспитательной работеТема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе....
Час общения "Дружба в школьном коллективе. Новый ученик"
Час общения для учащихся начальных классов построен на просмотре и обсуждении мультипликационного фильма "Лиса - сирота" из цикла "Гора самоцветов". Дети смотрят отрывки и обсуждаю...