Статья. Воспитательная работа и дистанционное обучение
статья
В рамках организации воспитательной работы на расстоянии, с помощью Интернет-сервисов возникает ряд трудностей: – технические проблемы (здесь мы говорим, как об отсутствии необходимых устройств для выхода в Интернет, неполадках со средствами связи, отсутствии навыков использования тех или иных сервисов, так и о низком уровне цифровой грамотности среди обучающихся и педагогов); – низкая мотивация к участию в воспитательных мероприятиях у обучающихся (если за пропуск дистанционного урока или не выполнение задания ребята получают соответствующие баллы в дневник, замечания от учителей и звонки родителям, то воспитательные мероприятия, которые всегда являлись добровольными, могут привлечь только своим содержанием и эмоциональностью, авторитетом педагога); – ограниченность форм и методов воспитательной работы на дистанционном обучении (классические приёмы не всегда можно применить, используя Интернет, а преобразить их, используя цифровую образовательную среду может не каждый); – отсутствие навыков цифровой этики (грамотному, достойному поведению в сети как педагогам, так и подросткам ещё нужно научиться).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_2_statya_vospitatelnaya_rabota_na_distantsionnom_obuchenii.docx | 29.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья. Воспитательная работа на дистанционном обучении
Автор: Егорова О.Е.
Дистанционное обучение — уже не новая для большинства педагогов форма работы с классом. После начала пандемии коронавируса 2020 г. многие образовательные организации были вынуждены осуществить временный переход на неё и проводить уроки на расстоянии. Но за пределами дистанта до сих пор остаётся немаловажная часть педагогического процесса — воспитательная работа. Многие могут возразить, что воспитательный процесс продолжается даже в формате дистанционного обучения, ведь в ходе уроков, сообщая знания, учитель в любом случае придаёт им определённую направленность, формируя тем самым нравственные установки. «В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем» [2, 20] — утверждал Подласый И. П. Тем не менее воспитательная работа образовательного учреждения, в частности, классных руководителей, не сводится только к урочной деятельности: многие задачи целесообразно решать вне привязки к определённым темам.
В рамках организации воспитательной работы на расстоянии, с помощью Интернет-сервисов возникает ряд трудностей: – технические проблемы (здесь мы говорим, как об отсутствии необходимых устройств для выхода в Интернет, неполадках со средствами связи, отсутствии навыков использования тех или иных сервисов, так и о низком уровне цифровой грамотности среди обучающихся и педагогов); – низкая мотивация к участию в воспитательных мероприятиях у обучающихся (если за пропуск дистанционного урока или не выполнение задания ребята получают соответствующие баллы в дневник, замечания от учителей и звонки родителям, то воспитательные мероприятия, которые всегда являлись добровольными, могут привлечь только своим содержанием и эмоциональностью, авторитетом педагога); – ограниченность форм и методов воспитательной работы на дистанционном обучении (классические приёмы не всегда можно применить, используя Интернет, а преобразить их, используя цифровую образовательную среду может не каждый); – отсутствие навыков цифровой этики (грамотному, достойному поведению в сети как педагогам, так и подросткам ещё нужно научиться). Тем не менее, преодолеть эти трудности возможно. Более того, не следует недооценивать дистанционные формы воспитательной работы. Помимо своих стандартных задач (предоставление возможности включения в деятельность с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также находящимся на семейном обучении; оперативное получение обучающимся и родителями информации по итогам диагностик и тестирований; гибкий график и комфортная удобная обстановка и другие), дистанционная воспитательная работа способна обеспечить решение следующих: – индивидуализация (для каждого обучающегося может быть составлен индивидуальный план работы с учетом личностных особенностей и способностей, потребностей и интересов); – обеспечение более личного контакта с учениками (по данным исследований [1] современные подростки почти не имеют запретов и ограничений для выхода в сеть, 45 % проводят «online» от 1 до 4 часов, а 39 % — более 4 часов, таким образом педагоги, выходя на контакт с ребятами дистанционно, попадают уже на их территорию, становятся «своими»); – привлечение сторонних участников воспитательного процесса (в частности, это касается тех специалистов или интересных личностей, которые находятся на отдалении, например, выпускники школы или профессиональные психологи); – включение родителей в общую с детьми деятельность (в силу занятости на работе родителей почти невозможно привлечь к школьным мероприятиям и проектам, а дистанционное взаимодействие является более гибким). Также следует помнить, что некоторые проблемы, актуальные сегодня, просто невозможно полностью решить в стенах школы: одной из задач национального уровня является повышение цифровой грамотности населения.
Так, ещё в 2018 г. в своём Послании 1 марта Президент Российской Федерации отметил: «Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения... к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху». Без примера и без использования цифровых возможностей современного образования, невозможно показать школьникам эталоны поведения в сети, грамотные образцы действий. Так, при использовании методов и форм дистанционной воспитательной работы мы создаём условия для практической реализации навыков и умений подростков в цифровой среде, а также имеем возможность её оценивать и, при необходимости, корректировать. Более того, в случаях, когда обучение проходит полностью в дистанционном формате (например, как во время пандемии коронавируса), удалённая воспитательная работа способна сохранить взаимодействие классного коллектива и создать условия для неформального общения подростков, которое необходимо для полноценного развития личности. Какие же воспитательные мероприятия можно провести для школьников дистанционно?
Проще всего организовать со школьниками конференц-связь, когда учитель может, как обычно, вести повествование и демонстрировать необходимые изображения, музыку или видео. Так можно проводить информационно-ознакомительные классные часы, родительские собрания, мастер-классы и другие мероприятия. Но при этом, важно помнить, что общение с помощью специальных устройств, а не лично, обладает особенностями: вы не контролируете и не знаете, чем занят каждый ученик в «онлайн-классе». Важно договориться с учениками о правилах на таких классных часах, особенностях общения (например, в чате). Также нельзя забывать, что воспитательный процесс требует обратной связи. Важно предусмотреть рефлексию, возможность открытого разговора с педагогом, высказывание личного мнения обучающихся всему классу. Актуальной для дистанта формой являются веб-квесты. Они представляют из себя технологию, в рамках которой «педагог формирует интерактивную поисковую деятельность обучающихся, в ходе которой они мотивируются к самостоятельному добыванию знаний, задает параметры этой деятельности, контролирует ее и определяет временные пределы» [3]. При этом за счет групповой работы развиваются коммуникативные, лидерские качества, а также повышается мотивация к процессу получения информации. Ещё один интересный способ объединить класс во время дистанта — создание общего творческого продукта, например, газеты или видеоролика. Каждый обучающийся выполняет какую-то небольшую часть, при этом советуясь и обсуждая свою работу с другими, в итоге получается большое дело, на которое каждый в отдельности потратил бы уйму времени.
Также дистанционный формат актуален для профориентационной работы: можно связаться с вузом и дать возможность обсудить перспективы обучения в нём, а можно устроить интервью с родителями — представителями разных профессий. В рамках дистанционного обучения с ребятами можно организовать совместный просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, выход в виртуальный музей с обменом эмоциями после посещения, выставки творческих работ одноклассников, конкурсы и многое другое. Никто не отменял и личные беседы, разговоры, работу в небольших творческих группах. При организации воспитательной работы в дистанционном формате следует учитывать имеющийся уровень цифровой грамотности обучающихся и их родителей, постепенно повышать его; стремиться разнообразить формы работы с подростками, чтобы не потерять их интерес; помнить о здоровье участников образовательного процесса и не перегружать их работой с гаджетами. Дистанционные формы воспитательной работы важно и нужно использовать не только во время вынужденной изоляции от школы: те же социальные сети, в которых осуществляется неформальное общение между учениками, их родителями, могут и должны присутствовать в жизни школы и класса. Это позволит подросткам знакомиться с сетевым этикетом, самостоятельно и с помощью педагога повышать свой уровень цифровой грамотности.
Литература:
Каждый третий подросток проводит онлайн треть своей жизни // RG Российская газета. URL: https://rg.ru/2019/02/13/kazhdyj-tretij-podrostok-provodit-onlajn-tret-svoej-zhizni.html (дата обращения: 20.04.2020).
Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 365 с.
Щербина А. Н. Веб-квест — как инновационная технология в системе реализации ФГОС // Наука и перспективы. — 2016. — № 4. — С. 25–31.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовая работа для дистанционного обучения по окружающему миру по теме "Звёздное небо", 4 класс
Вопросы по теме...
Статья"Воспитательная работа в условиях реализации ФГОС"
В статье рассматривается вопрос воспитания в свете стандартов второго поколения....
Тестовая работа для дистанционного обучения по внеклассному чтению по сказкам А.С.Пушкина.
Тестовая работа для дистанционного обучения по внеклассному чтению по сказкам А.С.Пушкина....
Статья на тему: "Проблемы дистанционного обучения первоклассников"
В этой статье разобраны типичные проблемы при вводе дистанционного обучения, среди обучающихся 1 классов....
Методическая разработка занятия " Обобщение темы раздала "Живопись". Творческая работа"для дистанционного обучения (октябрь 2021).
Данная методическая разработка предназначена для самостоятельного изучения учебного материала....
Представление опыта работы "Ресурсы дистанционного обучения"
Представление опыта работы по итогам дистанционного обучения в 1-м классе...
Статья "Воспитательная работа в школе"
quot;Воспитательная работа в школе"...