Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Тропинка к своему я»
план-конспект занятия (4 класс)

Конспект рабочей программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tr_k_sv_ya_4_kl.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по социальному направлению

«Тропинка к своему я»

             В результате изучения курса «Тропинка к своему я» у обучающихся на ступени начального

общего образования:

           •  будут сформированы личностные, познавательные  и  коммуникативные  универсальные учебные действия как основа умения учиться.

           •  сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

           • в сфере познавательных универсальных учебных  действий  выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.

• в сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и  оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• установка на здоровый образ жизни;

Выпускник получит возможность для формирования:

• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

•  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

• адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;

• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

• эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

Выпускник получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Содержание курса «Тропинка к своему я»

4 класс (35 ч)

Тема 1. Мои летние каникулы – 1 ч.

Темы 2,3. Кто я – 2 ч.

Тема 4. Какой я? Большой или маленький? – 1 ч.

Тема 5. Мои способности – 1ч.

Тема 6. Мой выбор, мой путь - 1 ч.

Тема 7. Мой внутренний мир – 1 ч.

Тема 8. Кто в ответе за мой внутренний мир? – 1 ч.

Тема 9. Уникальность внутреннего мира человека – 1 ч.

Темы 10,11. Кого можно впустить в свой внутренний мир? – 2 ч.

Тема 12. Что значит верить? – 1ч.

Тема 13. Мое детство – 1 ч.

Тема 14,15. Надо ли человеку изменяться? 2 ч.

Темы 16, 17. Я расту, я изменяюсь. – 2 ч.

Темы 18, 19. Мое будущее. 2 ч.

Тема 20. Кем бы я хотел стать? – 1ч.

Темы 21. Хочу вырасти здоровым. – 1 ч.

Тема 22. Кого можно назвать  интеллигентным человеком? – 1 ч.

Тема 23. Хочу вырасти интеллигентным человеком. – 1 ч.

Тема 24. Что такое идеальное «Я»? 1 ч.

Тема 25. Кого можно назвать свободным человеком? – 1 ч.

Тема 26. Права, обязанности школьника. – 1 ч.

Темы 27,28. Что такое право на уважение? – 2 ч.

Тема 29. Права и обязанности человека. – 1 ч.

Тема 30. Конфликтные ситуации при нарушении прав, обязанностей человека – 1 ч.

Темы 31,32. Обсуждение жизненных ситуаций. – 1 ч.

Темы 33,34. Разрешение конфликтных ситуаций мирным путем. – 2 ч.

Тема 35. Итоговое занятие – 1 ч.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1

 Мои летние каникулы

1

2,3

Кто я

2

4

Какой я? Большой или маленький?

1

5

Мои способности

1

6

Мой выбор, мой путь

1

7

Мой внутренний мир

1

8

Кто в ответе за мой внутренний мир?

1

9

Уникальность внутреннего мира человека

1

10,11

. Кого можно впустить в свой внутренний мир?

2

12

Что значит верить?

1

13

Мое детство

1

14,15

Надо ли человеку изменяться?

2

16,17

Я расту, я изменяюсь

2

18,19

Мое будущее

2

20

. Кем бы я хотел стать?

1

21

. Хочу вырасти здоровым

1

22

Кого можно назвать  интеллигентным человеком?

1

23

Хочу вырасти интеллигентным человеком

1

24

Что такое идеальное «Я»?

1

25

Кого можно назвать свободным человеком?

1

26

Права, обязанности школьника.

1

27,28

Что такое право на уважение?

2

29

Права и обязанности человека.

1

30

Конфликтные ситуации при нарушении прав, обязанностей человека

1

31,32

. Обсуждение жизненных ситуаций.

2

33,34

Разрешение конфликтных ситуаций мирным путем

2

35

Итоговое занятие

1

Оценка достижений планируемых результатов.

К концу обучения курса учащиеся получат возможность:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии;

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

  •  осознавать собственную полезность и ценность;

-  основные способы психологического взаимодействия между людьми;

- приемы повышения собственной самооценки;

- осознание своего места в мире и обществе;

Уметь

-  анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели

- налаживать контакт с людьми;

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

-  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей          -   адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- находить свое место в школьной жизни;

  •  работать в группе, в коллективе.

-получать удовольствие от процесса познания

-преодолевать возникающие в школе трудности

- психологически справляться с неудачами;

-осознавать и контролировать  свое психологическое и эмоциональное состояние;

-взаимодействовать с учителем и свертниками;

- адекватно анализировать собственные проблемы;

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития

- полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем;

- приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов;

- полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения;

- полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;

- через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления;

     Программа реализуется в форме кружка. Стоит в плане внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 40 минут.

      Занятия проводятся в форме беседы, рассказа с использованием словесных, наглядных, практических методов и приемов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"

Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"

Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения...

Рабочая программа внеурочной деятельности (1класс) социальной направленности «Happy English»

Рабочая программа кружка составлена на основе «Сквозной» программы раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-м классе начальной школы. Под редакцией: Н.Д. Епанчинцевои, О.А. Моисеенк...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению факультатив «Экономика: первые шаги»

Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает   младших   школьников   к   изучению   экономического ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению для 1 класса "Нам птицы просигналили подъём!"

Эта аторская программа составлена для занятий с учащимися 1 класса. Цель программы: формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом. Деятельность программы предполагает включе...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению Служу Отечеству пером

Дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики "Я красивый мир творю" первая часть программы "Служу Отечеству пером" разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и Конц...