Рабочая программа фольклорного кружка "Задоринки"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа фольклорного кружка "Задоринки" для 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklornyy_kruzhok.docx | 42.82 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО на заседании методического совета МКОУ СОШ п.Индустриальный Протокол № от августа 2018 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР МКОУ СОШ п.Индустриальный ___________/ Артищева Ю.А./ августа 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ п.Индустриальный ___________/Павлова И.А./ Приказ № от августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
фольклорного кружка «Задоринки»
(для школьников 7 – 10 лет)
Срок реализации: 2018 – 2023 уч.гг.
Реализуется в МКОУ СОШ п.Индустриальный
Автор: Бобылёва Светлана Васильевна,
учитель начальных классов
первой категории
МКОУ СОШ п.Индустриальный
2018 г.
Оглавление
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Содержание
- Календарно-тематическое планирование
- Методические рекомендации
- Литература
Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с образовательными целями МКОУ СОШ п.Индустриальный, сформулированными в Уставе ОУ и Образовательной программе: формирование общей культуры личности обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Программа реализуется в рамках художественно-эстетического направления внеурочной деятельности МКОУ СОШ п. Индустриальный.
Народное пение- это вид музыкального искусства, в котором объединяется множество наук: фольклористика, этнография, музыкально- поэтическое творчество, история.
В основе работы кружка лежит один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (философ-гуманист М. Монтенко).
Основные цели и задачи кружка
Программа эффективно реализует многоцелевую направленность:
- способствует формированию художественного вкуса. Развитию музыкальных способностей, формирует нравственные качества;
- обеспечивает приобретение социального опыта в процессе подготовки и участия в календарных праздниках, концертах, экскурсиях;
- развивает навыки познавательной и научно- исследовательской деятельности.
Концептуальные основы программы включают идеи:
-привития детям любви к народной культуре через народное пение;
-пробуждения генетической памяти ребенка;
-развития вокальных, слуховых, интонационных и других навыков для успешной реализации своих творческих возможностей;
-формирования фундаментальных основ духовно- нравственного развития личности ребенка в перспективе его жизненного самоосуществления.
Главная цель программы - выявление и реализация творческих возможностей ребенка во взаимосвязи с духовно- нравственным развитием. Для ее достижения в процессе освоения программы необходимо решать следующие задачи:
Образовательные
- обучение детей навыкам певческой и исполнительской традиции;
-обучение вокально-хоровой технике: певческому дыханию, опоре, дикционным навыкам, художественной выразительности;
- формирование представлений о разнообразных жанрах народных песен, об основных музыкально- фольклорных понятиях;
Развивающие
-развитие голоса и его регистров, диапазон, тембра;
-развитие слуха, музыкальной памяти и мышления;
-формирование эстетического вкуса, познавательного интереса;
Воспитательные
-формирование умения организовывать свой труд;
-формирование умения общаться, уступать, слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих целей;
-воспитание чувства принадлежности к русскому народу, его истории и культуре;
-формирование гуманистических нравственных норм жизни и поведения;
-воспитание толерантности.
Выполнение программы рассчитано на четырёхлетний срок обучения , реализуется в МКОУ СОШ п.Индустриальный с 2018 – 2019 уч. года по 2022 – 2023 уч. год для детей 7 – 10 лет (1 – 4 классы – по 1 занятию в неделю, 1 класс 33 часа, 2-4 классы по 34 часа ежегодно).
Новизна программы заложена в непосредственном цикле народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, закличек, колядок и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, даёт возможность детям в течение 4 лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи, а значит и соответствующий им музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом. Ритмом учебного процесса являются учебные четверти в рамках традиционного русского календаря.
1 четверть: сентябрь, октябрь – освоение песенного материала посиделок и его реализация в досуговых формах осенних посиделок.
2 четверть: ноябрь, декабрь – освоение святочного репертуара и обрядов с последующим исполнением на Рождество, Крещение.
3 четверть: январь, февраль, март – освоение масленичного репертуара, веснянок и реализация его в рамках масленицы, праздника Сорок Сороков;
4 четверть:апрель, май, – освоение репертуара Красной горки, Зеленых святок, реализация его в рамках праздничной весенне-летней обрядности.
Программа построена на принципах:
- коллективности творчества,
- импровизационности;
- организации обучения с учётом событий русского календарно-обрядового круга.
Образовательные технологии
Педагогическая технология- наука о путях и средствах достижения наилучших результатов обучения, воспитания и развития обучающихся. Методика проведения занятий на всех этапах обучения состоит из:
- развития специальных данных: музыкального слуха чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального воображения с учетом возрастных особенностей детей.
- творческих заданий.
- работы над певческими навыками.
- участия в музыкальных, театральных, фольклорных мероприятиях.
В организации образовательного процесса основополагающее значение имеют формы индивидуального (сольное пение) и группового занятия (ансамблевое пение), сочетающие практическую (распевки, разучивание и исполнение песен, проведение игр- хороводов) и теоретическую части (рассказ педагога о народном календаре, о времени года, о календарном празднике, сведения из истории жанра, традиций его исполнения). На групповых занятиях проводятся народные игры, при подготовке к календарному празднику используются загадки, пословицы, поговорки по теме. В организации образовательного процесса так же используется следующий фольклорный материал:
- народные игры, в том числе хороводные игры и хороводы;
- мифология: миф, сказка, быличка и бывальщина, былина, легенда и др.;
- материал календарных обрядов и праздников;
- народный костюм, женские рукоделия: прядение, ткачество, вышивка, изготовление мягкой игрушки и др.;
- интерьер крестьянской избы и его семантика.
Включение такого материала обогащает представления обучающихся об атмосфере того или иного фольклорного явления и будет способствовать формированию «фольклорного» кругозора. Специфика фольклорного материала дает возможность проведения учебных занятий в форме путешествий, народных игр, обрядовых действий.
Учебное занятие, как правило, организуется по следующей схеме:
-распевка;
-показ и разучивание нового музыкального материала;
-закрепление пройденного;
-слушание музыки и анализ прослушанного;
-теоретичекие сведения;
-повторение.
Существуют и другие формы проведения занятий:
Игровое занятие– на котором школьники учатся играть в народные игры и играют в них. Параллельно с обучением игре педагог следит за взаимоотношениями в коллективе, за особенностями проявления школьников в игровом процессе (общении). В процессе игры усваиваются нормы этики общения. Для переключения внимания, а также в целях максимально эффективного использования времени применяются любые другие виды фольклорной деятельности: рассказывание сказок, быличек, загадывание загадок и т. д.
Занятие - подготовка к календарному празднику. Разучивание элементов календарных обрядов совершается в игровой форме. Элементы занятия: разучивание календарных песен; обсуждение текстов песен, их символического значения; обсуждение семантики ритуальных действий и ритуальных предметов. Основное внимание уделяется развитию образного мышления, освоению значения символов, пониманию их роли в решении нравственных проблем современного общества, проблем культурной и природной экологии.
Занятие-беседа,изложение теоретических сведений с использованием
наглядных пособий, видеоматериалов, музыкальных примеров.
Практическое занятие-разучивание песен, игр, знакомство с основами хореографии.
Занятие- репетиция, концерт.
Итоговое занятие(завершающее тему).
Ожидаемые результаты
Первый год обучения:
-дети осваивают народную манеру пения в «узкообъемных» песнях: колядках, веснянках. Учатся петь грудным звуком.
Умеют спокойно брать дыхание, петь без напряжения и крика. Владеют унисонным пением, точно воспроизводят календарные праздники. К концу учебного года осуществляется классификация голоса. Появляется чувство ответственности за коллектив. Приобретается первый опыт творческой деятельности.
Второй год обучения:
- расширяется певческий диапазон , умеют петь с сопровождением и без музыкального сопровождения, своевременно начинать и заканчивать мелодию, эмоционально передавать игровые образы. Закрепляются навыки ансамблевого пения: умения петь вместе чисто, ритмично.
Третий год обучения:
-дети могут петь прерываясь на разговорную речь. Могут проанализировать жанровые особенности народной песни и ее обрядовую принадлежность. Владеют навыками игры на русских народных инструментах: трещетках, бубне, свистульках и др.
Четвертый год обучения:
-качество исполнения приближено к аутентичным образцам пения народных песен, исполнение осмысленно, выразительно. Усовершенствовалась система ценностных ориентаций, повысился общекультурный уровень, возросла творческая активность, появилось чувство ответственности перед товарищами.
Модель выпускника
Выпускник фольклорного кружка характеризуется:
- Знанием основ народных традиций и ремесел.
- Знанием основы народного календаря и музыкальной культуры.
- Развитым интересом к дополнительным источникам знаний для дальнейшего самообразования.
- Умением трудом добиваться своей цели.
- Способностью работать в едином темпе со всем коллективом.
- Эмоционально-положительным восприятием системы своих отношений со сверстниками и взрослыми, представителями разных национальных и социальных групп.
- Способностью к ответственному поведению.
- Принятием и соблюдением социальных этических норм.
Способы отслеживания и фиксации результатов.
Отслеживание результата - это видение того, насколько идет продвижение к цели. Оценивание результата - это сопоставление полученного результата с предполагаемым или заданным. Качественный анализ деятельности относительно целей. Первичный контроль проводится на первых занятиях с целью выявления образовательного и творческого уровня детей, их способностей. Он может быть в форме собеседования. Оптимальным вариантом итогового контроля в фольклорном кружке могут стать игровые программы (моделирование форм традиционной жизни и инсценирование обрядов), а так же анализ концертного выступления в форме беседы.
Диагностическая карта к программе
Теоретические знания
Ф.И. учащегося | Знание жанров русской народной песни | Знание истории возникновения русских народных инструментов | Знание народных праздников, обрядов. Игр. | Знание русского народного прикладного искусства | Умение узнавать героев и события в произведениях изобразительного искусства |
Практические умения
Ф.И учащегося | Умение грамотно петь соло и в ансамбле с товарищами a capella и в сопровождении простейших русских народных инструментов | Умение на слух определять жанры русской народной музыки (вокальной, хоровой, инструментальной) | Умение ананлизировать, сравнивать, различать музыку народную и композиторскую | Участие в праздниках и концертной жизни школы |
Критерии к диагностической карте
За наличие знаний и умений в той или иной графе карты ребенок получает один балл, по окончании диагностики баллы складываются, и сумма баллов определяет уровень знаний и умений учащегося.
Высокий уровень (8 и более баллов)
- Знает, различает на слух жанры русской народной песни. Умеет анализировать, сравнивать, находить общее и различия в музыке народной и композиторской;
- Чисто интонируя мелодию, поет a capella 3-4 русских народных песни;
- Знает, различает на слух звучание русских народных инструментов, дает характеристику тембрам;
- Знает былинных и сказочных героев, узнает их в произведениях изобразительного искусства;
- Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках;
- Умеет играть (знает правила игры и может о ней рассказать) в подвижные и хороводные народные игры;
- Имеет представление о народных промыслах, архитектуре Руси, знает название элементов русского традиционного костюма;
Средний уровень (5-7 баллов)
- Знает, различает на слух, умеет испонить 2-3 русских народных песни;
- Знает, различает на слух звучание русских народных инструментов;
- Знает некоторых былинных героев, умеет их узнавать в произведениях искусства;
- Знает названия некоторых народных праздников и принимает активное участие в них;
- Знает русские народные игры и умеет объяснить правила некоторых из них;
- Имеет минимальное представление о народных промыслах, знает некоторые элементы народного костюма.
Низкий уровень (1-4 балла)
- Знает, различает на слух некоторые жанры русской песни;
- При поддержке товарищей умеет петь a capella 1-2 русских народных песни;
- Знает названия некоторых русских народных праздников, но принимает в них пассивное участие;
- Знает 2-3 подвижных игры;
- Имеет элементарное представление о русском народно- прикладном искусстве.
Учебно-тематический план
Программа каждого класса состоит из 4-х разделов:
№ | Раздел | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||
Теорет. | Практ. | Теорет. | Практ. | Теорет. | Практ. | Теорет. | Практ. | ||
1 | Песенный материал посиделок. Осенние посиделки. | 4 | 9 | 2 | 8 | 4 | 6 | 6 | 9 |
2 | Святочный репертуар. | 4 | 7 | 2 | 5 | 2 | 6 | 2 | 4 |
3 | Масленичный репертуар. | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 |
4 | Весенний репертуар. | 3 | 2 | 3 | 9 | 4 | 8 | 1 | 9 |
Итого | 33 | 34 | 34 | 34 |
Содержание
1 год обучения
Основными видами деятельности на первом этапе занятий фольклорного ансамбля являются: слушание – восприятие, игры (музыкальные и словесные) и пение. Это начало этнографического образования. Ребенку необходимо слышать хорошие, добрые, доступные песни, так как способность ребёнка воспринимать, запечатлевать информацию (в данном случае интонационный строй мелодии, содержательность и выразительность речи) просто огромна, и не использовать её – значит упустить редкую возможность, предоставленную самой природой.
Песенный материал несложен и по образности, и по мелодическому и ритмическому строю. Певческая установка: закрепление навыков правильного положения корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении стоя, сидя.
Осваиваются элементы пляски: притоп, хлопки, вращение кистей, хороводный и дробный шаг. Этнографический подтекст программы подразумевает кропотливую работу педагога по знакомству с жанрами: колыбельные песни, пестушки, прибаутки, заклички, считалки и т.д. это и первое знакомство с народным календарём (встреча осени, Рождество, колядование, Масленица, встреча весны) и его тесная связь с жизнью и трудом. Важно осознание ребёнком причастности к такому доброму, мудрому миру, несущему радость через близкие образы зверей и птиц, через встречу с родной русской природой.
2 год обучения
На этом этапе продолжается воспитание чуткого отношения к окружающему миру, к трудовым процессам. Первые «университеты» для детей – их родной дом, семья, ближайшая «околица». Тема «дом», как сосредоточие мудрости и опыта, семейных традиций – ведущая на данном этапе. Дети знакомятся с народным календарём, принимают посильное участие в основных работах по сбору урожая, заготовок впрок (осенины, капустники, рябинники, кузьминки). Осень заканчивается посиделками, песнями о труде, где обыгрывается трудовой процесс и дети испытывают удовольствие от участия и одновременно получают представление о смысле и содержании труда осенью. Тема дома, домашнего уюта, начиная со знакомства с колыбельными песнями осенью, продолжается зимой. На занятиях раскрывается термин «изба», «дом», «терем», знакомят с семейным укладом. В программе второго года обучения понятия: «Рождество, святочное веселье, колядование и ряженье. Масленица, проводы зимы, встреча весны, прилёт птиц, Пасха, Троица.
Музыкальный материал программы второго этапа подобран в соответствии с указанными темами и возрастными особенностями детей. Он более развёрнут (по сравнению с программой первого этапа). Следует обратить внимание детей на жанры фольклорных песен: лирические, плясовые, шуточные, игровые.
Тематика песен становится разнообразнее, мелодическая и ритмическая структуры насыщеннее. Важное внимание уделяется выработке точного интонирования и речевого посыла звука (народная манера пения), по принципу «поём, как говорим», – звонко, естественно, без напряжения.
Проводится работа по развитию индивидуальных качеств личности ребёнка, способствуя его творческому самовыражению, путём исполнения в музыкально-фольклорных играх и праздниках ролей разных персонажей.
3 год обучения
Программа 3 года обучения содержит обширный этнографический и музыкальный материал и направлена на интенсивное освоение фольклорных традиций. Углубляются сведения о народном календаре. Осень время свадеб. Разговор о свадьбе, её этапах: сватовство, девичник, приезд жениха, благословение, свадебный пир. Музыкальные традиции русской свадьбы: свадебные песни.
Обряд для ребёнка – это, прежде всего, встреча со сказкой. Зимний святочный обряд (христославие и вертеп, рождество и колядование, ряженье, встреча старого нового года и посевание, крещение и гадание) естественно переходит в рассказы о домовых и разной нечестии, а затем дети читают сказки: волшебные, кумулятивные и о животных. Огромное внимание уделяется региональному материалу, выделяя его особенности.
На этом этапе серьёзное внимание уделяется детскому пению, выработке певческих навыков (светлый, «полётный» звук, точное интонирование, мягкая атака звука, правильное дыхание, артикуляция).
4 год обучения
Программа 4 года обучения содержит обширный этнографический и музыкальный материал и направлена на интенсивное освоение фольклорных традиций. Углубляются сведения о народном календаре.
Обряд для ребёнка – это, прежде всего, встреча со сказкой. Зимний святочный обряд (христославие и вертеп, рождество и колядование, ряженье, встреча старого нового года и посевание, крещение и гадание) естественно переходит в рассказы о домовых и разной нечестии, а затем дети читают сказки: волшебные, кумулятивные и о животных. Огромное внимание уделяется региональному материалу, выделяя его особенности.
На этом этапе серьёзное внимание уделяется детскому пению, выработке певческих навыков (светлый, «полётный» звук, точное интонирование, мягкая атака звука, правильное дыхание, артикуляция).
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол. час | Дата план | Дата факт |
Песенный материал посиделок. Осенние посиделки.( 13 час.) | ||||
1 | Осень. Знакомство с традициями, обычаями, связанными с осенним временем года. | 1 | ||
2-3 | Разучивание народных песен: «Во кузнице», «Капустка», «На улице дождик». | 2 | ||
4 | Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью: ухват, чугунок, рубель, колыбель. | 1 | ||
5 | «Мамина песня». Особенности колыбельной песни. «Колыбельная» в исп. Е. Сапоговой. Обсуждение прослушанного, выяснение настроения, характера, формы, обсуждение сюжета. | 1 | ||
6 | Разучивание колыбельной песни Саратовской области. | 1 | ||
7 | Приветствие. Формы приветствия. Прощание. Формы прощания. Русская традиция называть собеседника по имени-отчеству, а не по должности. Не говорить об отсутствующих. | 1 | ||
8 | Учимся величать девочек. Учимся величать мальчиков. | 1 | ||
9 | Исполнение знакомых народных песен. | 1 | ||
10-11 | Повторение изученного. Исполнение знакомых народных песен. | 2 | ||
12-13 | Посиделки. | 2 | ||
Святочный материал ( 11 час.) | ||||
14-15 | Зима. Рождество. Колядки. | 2 | ||
16 | Знакомство с традициями и обычаями, связанными с зимним временем года. Уточнение знаний о зимних пернатых друзьях. | 1 | ||
17 | Знакомство с русской свистулькой. | 1 | ||
18 | «Воробышек» - игровая песня, разучивание. Исполнение сольно, дуэтом, хором, аккапельно, | 1 | ||
19 | Знакомство с основами народной хореографии. Притоп, хлопки, вращение кистей, хороводный и дробный шаг. | 1 | ||
20 | Русские народные песенные сказания. | 1 | ||
21 | «Добрыня и змей» былина в исполнении Е.Сапоговой, слушание, обсуждение прослушанного. | 1 | ||
22-23 | Разучивание народных песен «Колядки», «Во саду ли». | 2 | ||
24 | Грамотное выразительное исполнение знакомых песен сольно, дуэтом, хором, аккапельно с притопом, хлопками, вращением кистями. | 1 | ||
Масленичный репертуар ( 4 час.) | ||||
25 | Масленица, региональные особенности праздника. | 1 | ||
26-27 | «Масленичные песни». Игры «Шёл козёл по лесу», «Селезень». Разучивание и исполнение сольно, дуэтом, хором, аккапельно. | 2 | ||
28 | Откуда пошла традиция печь блины на Масленицу. | 1 | ||
Весенний репертуар ( 5 час.) | ||||
29 | Весна. Знакомство с традициями и обычаями, связанными с весенним временем года. | 1 | ||
30 | Встреча весны. Традиция закликания жаворонков. | 1 | ||
31 | Пасха-праздник праздников и торжество торжеств. | 1 | ||
32 | Разучивание народных песен, исполнение сольно, дуэтом, хором, аккапельно: «Жаворонушки», «Весна-красна», «Как под наши ворота». | 1 | ||
33 | Итоговое занятие. | 1 | ||
Итого | 33 |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол. час | Дата план | Дата факт |
Песенный материал посиделок. Осенние посиделки.( 10 час.) | ||||
1 | Осень. Труд в поле и в доме. Рассказ о ремёслах. Знакомство с русским календарем. | 1 | ||
2 | Круг. Хоровод. Движение в хороводе. | 1 | ||
3 | Разучивание хороводной песни Саратовской области, исполнение с движением. | 1 | ||
4-5 | «Каравай» хоровод, «Катюшенька», «Я с комариком». Разучивание, исполнение сольно, дуэтом, хором, аккапельно. | 2 | ||
6 | Исполнение знакомых русских песен. Работа над развитием певческих навыков. | 1 | ||
7 | Исполнение знакомых русских песен. Работа над выразительностью исполнение. | 1 | ||
8-9 | Повторение изученного. Исполнение знакомых народных песен. | 2 | ||
10 | Посиделки. | 1 | ||
Святочный материал ( 7 час.) | ||||
11 | Зима. Рождество. Колядки. | 1 | ||
12 | Изба, быт, части дома и их предназначение. | 1 | ||
13-14 | «Коляда».«Авсень». Разучивание. Исполнение сольно, дуэтом, хором, аккапельно, с движением. Притоп, хлопки, вращение кистей, хороводный и дробный шаг. | 2 | ||
15 | Игры «А кто у нас хороший?». «Как у дяди Трифона». Объяснение игры, распределение ролей, определение водящих. | 1 | ||
16 | Исполнение знакомых русских песен. | 1 | ||
17 | Святошна гулянка «Гуляют ребятки в зимние святки». | 1 | ||
Масленичный репертуар ( 5 час.) | ||||
18 | Масленица. Прощеный день. Наименование дней недели, традиционная обрядовая пища. | 1 | ||
19 | Масленичные песни Саратовской области слушание, обсуждение. | 1 | ||
20-21 | «Боярыня Масленица». Разучивание, исполнение с движением, сольно, дуэтом, хором, аккапельно. | 2 | ||
22 | Повторение изученого. Исполнение знакомых русских песен, хороводов, игр. | 1 | ||
Весенний репертуар ( 12 час.) | ||||
23 | Весна. Встреча весны, встреча птиц. | 1 | ||
24 | Традиции праздника Благовещенье. | 1 | ||
25-26 | Повторение изученого. Исполнение знакомых русских песен, хороводов, игр. | 2 | ||
27-29 | Разучивание народных песен: «Ой, вставала я ранёшенько». «Золотые ворота» игра-хоровод. «Дударь». Исполнение сольно, дуэтом, хором, аккапельно. | 3 | ||
30 | Объяснение игры «Подушечка», распределение ролей, определение водящих. | 1 | ||
31 | Игровое занятие. Играем в забытые детские игры. | 1 | ||
32-33 | Исполнение знакомых русских песен, хороводов, игр. | 2 | ||
34 | Итоговое занятие. | 1 | ||
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол. час | Дата план | Дата факт |
Песенный материал посиделок. Осенние посиделки.( 10 час.) | ||||
1 | Осень. Русская свадьба. | 1 | ||
2 | Приметы поздней осени. Знакомство с праздником Покрова. | 1 | ||
3 | Ткацкий стан и ткачество. Узор и его волшебная сила. Начало посиделок. Загадки о ткачестве. | 1 | ||
4-5 | «Как у Ванюшки» свадебная. «Жито пожинали» дожиночная. Игра «По дубочку постучишь». Разучивание, исполнение. | 2 | ||
6-7 | Исполнение знакомых русских песен. | 2 | ||
8-9 | Повторение изученного. Исполнение знакомых народных песен. | 2 | ||
10 | Посиделки. | 1 | ||
Святочный материал ( 8 час.) | ||||
11 | Зима. Знакомство со святочным обрядом: Посиделки, гадание, ряженье, колядование, посевание. | 1 | ||
12 | Значение слов: «Обряд», «Сочельник», «Святки», «Рождество». Рассказ об обряде колядования Саратовского края. | 1 | ||
13-14 | Разучивание зимних игр, исполнение знакомых русских песен. | 2 | ||
15-16 | Колядки, овсень, таусень, виноградье. Разучивание, исполнение. | 2 | ||
17 | Подблюдные песни. «Валенки». Разучивание, исполнение | 1 | ||
18 | Святошна гулянка «Гуляют ребятки в зимние святки». | 1 | ||
Масленичный репертуар ( 4 час.) | ||||
19 | Масленица. Прощеный день. Наименование дней недели, традиционная обрядовая пища. | 1 | ||
20 | Фольклорный театр. Народная драма. Разновидности театра: балаган, театр передвижных картинок - раёк. | 1 | ||
21-22 | Масленичные песни Саратовской области. Разучивание, исполнение с движением, сольно, дуэтом, хором, аккапельно. | 2 | ||
Весенний репертуар ( 12 час.) | ||||
23 | Весна. Пост. Постовые традиции. Страстная неделя, «Чистый четверг»- духовное очищение. | 1 | ||
24 | Благовещение. | 1 | ||
25 | Изготовление фигурок птиц из бумаги («оригами»), с дальнейшим пусканием их по ветру с пением веснянок. | 1 | ||
26-27 | Повторение изученого. Исполнение знакомых русских песен, хороводов, игр. | 2 | ||
28-29 | Разучивание народных песен: «Благослави, мати, весну закликати». «Утушка луговая». | 2 | ||
30-31 | Работа над единой манерой пения, «Поём как говорим». | 2 | ||
32 | «Красная горка», Радоница, обычаи, поверья, традиционные хороводы, катание яиц. | 1 | ||
33 | Повторение изученого. Исполнение знакомых русских песен, хороводов, игр. «Поём как говорим». | 1 | ||
34 | Итоговое занятие. | 1 | ||
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол. час | Дата план | Дата факт |
Песенный материал посиделок. Осенние посиделки.( 15 час.) | ||||
1 | Общая характеристика понятия «Русское народное творчество». Древность и современность народного искусства. Народные календарные праздники. | 1 | ||
2-3 | Осенние праздники, обычаи и обряды, связанные с ними. Разучивание песни « Осень» | 2 | ||
4 | Играем в забытые детские игры осенней поры: «Вишня», «Заинька». | 1 | ||
5 | Деревянные ложки. | 1 | ||
6-9 | Игра на деревянных ложках | 4 | ||
10-11 | Повторение изученного. Исполнение знакомых народных песен. | 2 | ||
12 | Знакомство с головными уборами: женскими, девичьими, мужскими. «Повязка», «Кокошник», «Картуз». | 1 | ||
13-15 | Эмоционально- выразительное исполнение знакомых русских песен. Поиск игровых и танцевальных движений, создание вариантов исполнения мелодии и игры на доступных детям народных инструментах. | 3 | ||
Святочный материал ( 6 час.) | ||||
16 | Зима. Знакомство со святочным обрядом:вечёрки, гадание, ряженье, колядование, посевание. | 1 | ||
17-18 | Разучивание зимних игр, исполнение знакомых русских песен. Освоение элементов двухголосия на примерах простейшей полифонии и пение календарных песен в терцию. | 2 | ||
19 | Колядки, овсень, таусень, виноградье. Разучивание, исполнение. Освоение элементов двухголосия на примерах простейшей полифонии и пение календарных песен. | 1 | ||
20-21 | Подблюдные песни. «Валенки». Разучивание, исполнение, освоение навыка пения с движением. | 2 | ||
Масленичный репертуар ( 3 час.) | ||||
22 | Масленица. Прощеный день. Наименование дней недели, традиционная обрядовая пища. | 1 | ||
23-24 | Масленичные песни Саратовской области. Разучивание, исполнение с движением, сольно, дуэтом, хором, аккапельно. Освоение элементов двухголосия на примерах простейшей полифонии и пение календарных песен в терцию. | 2 | ||
Весенний репертуар ( 10 час.) | ||||
25 | Весна. Пост. Постовые традиции. Страстная неделя, «Чистый четверг»- духовное очищение. | 1 | ||
26 | Изготовление фигурок птиц из бумаги («оригами»), с дальнейшим пусканием их по ветру с пением веснянок. | 1 | ||
27-28 | «Топ, топ каблучок» изучение традиционных танцев Саратовской области. «Светит месяц» поём и танцуем. | 2 | ||
29 | Разнообразие форм народных игр-хороводов. Освоение навыка пения знакомых песен в хороводе. | 1 | ||
30 | Повторение изученного. Исполнение знакомых русских песен, хороводов, игр. | 1 | ||
31 | Повторение изученного. Исполнение знакомых русских песен, хороводов, игр. «Поём как говорим». | 1 | ||
32 | Подготовка к отчётному концерту. Составление программы концерта. | 1 | ||
33 | Генеральная репетиция в костюмах. | 1 | ||
34 | Отчётный концерт « Мы гордимся стариной, стала нам она родной». | 1 | ||
Итого | 34 |
Методическое обеспечение дополнительной программы
С. Пушкина. Мы играем и поём: Инсценировки русских народных игр, песен, хороводов и сценарии праздников для детей мл. и среднего школьного возраста. -М.: Школьная Пресса ,2001.-160с.
Необходимая материально- техническая база:
- Кабинет для занятий
- Аудио, видеотехника.
- Баян.
- Русские народные инструменты.
- Костюмы для детей – очень важное средство для художественного самовыражения.
Литература
1.Библиотека русского фольклора. Народная проза. – М.,1992
2.Гилярова.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству(1-4 год обучения). ООО «Издательство РОДНИКЪ». Москва1996
3.Диво дивное, чудо чудное. Народные русские сказки – М.,1988
4.Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия – М., 1880
5.Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография – М.,1991
6.Круглый год (сост. Некрылова А. Ф.) – М., 1991
7.Календарная обрядовая поэзия сибиряков – Новосибирск, 1981
8.Народные русские сказки – М.,1985. Т.1–3.
9.Сахаров И. П. Сказания русского народа – М.,1989
10.Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья – Л.,1985
11.Церковно-народный месяцеслов И. П. Калинского – М.,1990
12.«Весточка» Т.Ревенок «Дошкольное воспитание» №4 2001
13.Байтуганов В. Детский народный календарь «Книжица» Новосибирск 2001
14.С. Пушкина. Мы играем и поём: Инсценировки русских народных игр, песен, хороводов и сценарии праздников для детей мл. и среднего школьного возраста. -М.: Школьная Пресса ,2001.-160с.
Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа фольклорного кружка "Наши истоки"
Программа содержит тематическое планирование....
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Национальный танец (Фольклорный кружок «Мэмыӆқай»)
Программа реализуется в рамках общекультурной направленности, предназначена для внеурочной деятельности, ориентированна на детей младшего школьного возраста....
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности фольклорной студии "Ладушки"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности фольклорной студии "Ладушки"...