Сценарий внеклассного мероприятия, проводимого в рамках встречи поезда «За духовное возрождение России» - «Детство, опаленное войной»
план-конспект занятия (3 класс)

Потапова Дина Яковлевна

Цель: расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
 

Задачи:

·        воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества; 

·        способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны;

·        развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности; 

воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям; 
воспитывать бережное отношение к традициям своего народа. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_detstvo_opalennoe_voynoy.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Барабинского района Новосибирской области

Сценарий внеклассного мероприятия,

проводимого в рамках встречи поезда

«За духовное возрождение России»

«Детство, опаленное войной»

Место проведения: актовый зал МБОУ СОШ №3. 

Оформление зала: рисунки детей на тему «Мы рисуем мир»;

выставка книг о войне;

плакат с надписью «Никто не забыт, ничто не забыто».

Участники мероприятия: учащиеся параллели 3 классов.

Приглашённые: ветераны педагогического труда - дети войны.

Мультимедийное сопровождение: презентация «Дети войны».

Цель: расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

Задачи: 

  • воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества; 
  • способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны;
  • развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности; 
  • воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям; 
    воспитывать бережное отношение к традициям своего народа. 

Ход мероприятия

 

 

Ведущий: (под тихие звуки метронома) Мы открываем страницу истории Великой Отечественной войны. Она посвящена детям, которые пережили эти страшные дни, детям, которые погибли от голода, холода и жестокости фашизма.Главное – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение.

Ученик:  Самый светлый,

                 Самый летний день в году,

                 Самый длинный  день Земли –

                 Двадцать второго.

                 Спали дети,

                 Зрели яблоки в саду.

                 Вспоминаем,

                 Вспоминаем это снова.

Ученик: Такою всё дышало тишиною,

                Что вся земля ещё спала, казалось.

                 Кто знал, что между миром и войной

                 Всего каких-то пять минут осталось.

Чтец 1: Шло детство, поспевала клубника…

             Нам день обещал тишину.

             И было нелепо и дико,

             Что вдруг объявили войну.

             Мы ждали гостей. Наша мама,

             Начав хлопотать у стола,

             Смотрела так пристально прямо

             И слёз удержать не могла.

Чтец 2: И болью огромного роста

               Набат подымался, как крик.

               И было нам детям непросто

               Понять этот скорбный язык.

               Война надвигалась столико.

               Родной закручинился кров…

              На блюдце забытом клубника

              Сочилась как алая кровь.

Чтец 3: Его я узнал не из книжки-

              Жестокое слово – война!

              Прожекторов яростной вспышкой

              К нам в детство врывалась она.

              Смертельными тонами стали,

              Сиреной тревоги ночной

              В те дни мы в войну не играли –

              Мы просто дышали войной.

Ведущий:  Во время войны детям было сложнее, чем взрослым. Они не понимали, почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище… (Звук сирены)

Чтец 4: Была земля и жёсткой, и метельной,

              Была судьба у всех людей одна.

              У нас и детства не было отдельно,

             А были вместе детство и война.

Чтец 5: В годы войны было горя много,

              И никто никогда не сочтет.

              Сколько раз на своих дорогах

              Оставляла война сирот.

Чтец 6: В эти годы порой казалось,

              Что мир детства навек опустел.

              Что назад не вернётся радость

              В город, там где дома без стен.

Чтец 7: Был серебряным смех девчонок

              Но его заглушила война.

              А седины ребячьих чёлок…

              Разве этому есть цена?

Ведущий: Как много детских почему? Но детским чутьем они понимали, что пришла беда. Большая беда. Каждому человеку ясно: дети – это святое, они не воюют, они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляют. Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал с большей  жестокостью, чем взрослых.

    Дети встретили войну в разном возрасте, а кто-то совсем-совсем крохой. Война застала детей в столичных городах и маленьких деревеньках, дома  и в гостях у бабушки, в пионерском лагере. Вальс  (Грохот орудий, взрыв)

Ученик

Над проселочной дорогой

Пролетали самолеты...

Мальчуган лежит у стога,

Точно птенчик желторотый.

Не успел малыш на крыльях

Разглядеть кресты паучьи.

Дали очередь – и взмыли

Вражьи летчики за тучи...

           

2 ведущий: Есть поговорка: «на войне детей не бывает». Те ребята, что попали в войну, должны были расстаться с детством. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что он помнит? Что может рассказать? Можно спросить: «Что героического в том, чтобы в пять, десять или шестнадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети?»   Многое!!!

Ученик:

Я помню хлеб, военный, горький.

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой корке, в каждой крошке

Был горький вкус людской беды.

И горе было частым гостем

Им были детства дни полны

Особо помним мы, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

Ученик:

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

Блокадный хлеб со слезой пополам.

Кто ел его, о нем не забывает.

Ученица:  Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех - взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики... помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.

Ведущий: Слово предоставляется ветерану педагогического труда, чьё детство прошло в суровые военные годы.

Ведущий:  Враг надеялся задушить русский народ голодом. Но люди жили, боролись, помогая фронту. Они голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях.

Ученик:  Помню…С начала  войны школьники городов пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт отцов и старших братьев. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, шили кисеты, т.е. всё для фронта.

В те дни на заводе можно было видеть многих юношей и девушек, пришедших из школ. В телогрейках и стёганых брюках, в больших по размеру ботинках на толстой деревянной подошве стояли они на рабочих местах, а некоторые на специальных подставках, т.к. росточка ещё не хватало.

Ученик:  Помню, как писал отцу письма на фронт. «Здравствуй, папа! Давно не получал от тебя писем. Мы по тебе очень скучаем. Каждый день по радио мы слушаем сообщения о событиях на фронте, радуемся каждой маленькой Победе. Мама день и ночь работает на заводе. Бабушка Маша вяжет варежки и носки для солдат. На прошлой неделе мы с ребятами и учительницей собирали посылки для бойцов: мыло, карандаши. Девочки шили кисеты для табака. Мы тебя очень любим и ждем. Возвращайся скорее с победой! Твой сын».

 2 ведущий:  Помню…  Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями они попадали на войну: освобождённые из плена, братья и сёстры погибших, осиротевшие или дети живых родителей… Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день или час. Но храбрость этих до срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были связаны в едином порыве, принесшим нам Победу.  

   Не меньше страданий пришлось пережить и тем детям, которые оказались на оккупированных фашистами территориях. Оккупанты уничтожали посёлки, расстреливали и вешали жителей. Многие дети вместе со взрослыми уходили в партизанские отряды, становились настоящими героями.

                                 

Чтец:

Мама моя, мамочка,

Не гладь меня и не плачь!

На мне военная форма,

Не гладь меня при других!

На мне военная форма,

На мне твои сапоги.

Не плачь!

Мне уже двенадцать,

Я взрослый почти…

Двоятся, двоятся, двоятся

Рельсовые пути…

В кармане моем документы,

Печать войсковая строга.

В кармане моем документы,

По которым  я — сын полка.

Прославленного, гвардейского,

Проверенного в огне…

Я еду на фронт, я надеюсь,

Что браунинг выдадут мне.

Что я в атаке не струшу,

Что время мое пришло…

Завидев меня, старухи

Охают тяжело:

«Сыночек, солдатик маленький…

Вот ведь настали дни…»

Мама моя, мамочка!

Скорей им все объясни!

Скажи, чего это ради

Они надо мной ревут?

Зачем они меня гладят?

Зачем сыночком зовут?

И что-то шепчут невнятно,

И теплый суют калач…

Россия моя, не надо!

Не гладь меня! И не плачь!

Не гладь меня!

Я просто - будущий сын полка,

И никакого геройства

Я не свершил пока!

И даже тебе не ясно,

Что у меня впереди…»

Песня «Я вернусь победителем» (квартет мальчиков 3 классов)

 Ведущий:  За мужество и бесстрашие многие дети были удостоены звания Героя Советского Союза.

Пионеры - герои    (Демонстрация слайдов молча ведущим под метроном)  

Ведущий:  Погибали дети на фронтах, на оккупированных фашистами территориях, и в блокадном Ленинграде. Что чувствовали и переживали дети?

Пронзительно поведала людям о войне, которая принесла столько горя  её близким,  двенадцатилетняя девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Сжатые лаконичные записи. Сама Таня, хотя и была вывезена из блокадного Ленинграда, к сожалению, умерла.

Сегодня её дневник  выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия – на витрине одного из павильонов Пискарёвского мемориального кладбища. До сих пор останавливаются перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой , потрясённые люди разного возраста и разных национальностей, вглядываются в простые слова.

(песня «Дети войны»)

Чтец:   Иду в темноте, вдоль воронок.

              Прожекторы щупают небо.

              Прохожие. Плачет ребёнок

              И просит у матери хлеба

               А мать надорвалась от ноши

              И вязнет в сугробах и ямах.

              Не плач, потерпи, мой хороший.-

              И что-то бормочет о граммах.

              Их лиц я во мраке не вижу,

              Подслушала горе вслепую.

              Но к сердцу придвинулась ближе

              Осада, в которой живу я.

Ведущий:  15.249 детей блокадного города получили медаль «За оборону Ленинграда».  18млн. людей из 23 стран мира с грифом «возврату не подлежит» вошли в ворота концлагерей.

   Война отучила детей плакать. В фашистских концлагерях они жили отдельно от матерей. От ужаса никто не плакал.  Дети чётко усвоили урок: заплачешь - расстреляют. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребёнок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Хотя в лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их «сортировали» на «пригодных» и «непригодных» к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить «великой Германии», ниже необходимой отметки – отправляйся в печь; и дети отчаянно тянулись вверх, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты. Дети теряли родителей, братьев и сестёр. Иногда, напуганные, они по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи.                                                   

                                 

Ведущий:

Наша страна давно залечила раны войны. Заколосились хлеба на истерзанной фашистами земле, ожили леса. Из руин поднялись светлые города, уже не одно поколение родилось и выросло в мирное время.

 

Мальчик:

Пусть дни войны тянулись очень долго,

Пусть быстро мчались мирные года.

Победы под Москвой, под Курском и на Волге

История запомнит навсегда.

 Девочка:

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня.

Салют Победе, что в Берлине

Огнем попрала мощь огня.

Мальчик:

Салют ее большим и малым

Творцам, что шли путем одним.

Ее бойцам и генералам,

Героям павшим и живым!

Ведущий:  В память  всех погибших в страшные годы войны объявляется минута молчания.  

(Метроном)

        

Ученик: Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

               Услышал мой ребенок. Мой и твой.

               Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

               Коснулся их блокадною рукой.

               Я не хочу, чтоб доты обнажились,

               Как раковая опухоль земли.

               Я не хочу, чтоб вновь они ожили

               И чью-то жизнь с собою унесли.

Ученик:   Пусть вскинут люди миллион ладоней

                 И защитят прекрасный солнца лик

                 От гари пепелищ и от хатынской боли.

                 Навечно! Навсегда! А не на миг!

                 Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

                 Услышал мой ребенок, мой и твой.

                 Пусть мир взорвется криком:

                 "Нет! Не надо! Мне нужен сын не мертвый, а живой! "

Ведущий: Мы хотим,  чтобы вы, дети, никогда не забывали о подвигах и страданиях русского народа в Великой Отечественной войне, о тех подвигах , которые совершили ваши деды и прадеды. Мы хотим обратиться к людям нашей страны: не отнимайте солнце у детей, пусть у них над головой будет голубое небо.

( песня «Не отнимайте солнце у детей!»)

Вручение подарков и цветов гостям мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детство, опаленное войной

Детство, опаленное войной...

Сценарий к внеклассному мероприятию. "Детство, опаленное войной"

Воспитание чувства гордости за героическое прошлое страны, её народ...

Сценарий "Детство, опаленное войной"

Мероприятие о подвигах детей во время войны....

Сценарий праздника "Детство, опаленное войной"

Формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину. Неприятие попыток исказить и очернить историю войны. Способствовать формированию у де...

Сценарий классного часа "Детство опаленное войной"

Показать учащимся, какое большое историческое значение имеет Победа в Великой Отечественной войне в истории нашей страны.Углубление исторических знаний, развитие и воспитание патриотических чувс...

Внеклассное мероприятие ДЕТСТВО, ОПАЛЕННОЕ ВОЙНОЙ

Внеклассное мероприятиеДЕТСТВО, ОПАЛЕННОЕ ВОЙНОЙ...