Сценарий к внеклассному мероприятию. "Детство, опаленное войной"
план-конспект урока (3 класс) на тему

Васильева Екатерина Николаевна
  • Воспитание чувства гордости за героическое прошлое страны, её народ

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Детство, опаленное войной"

Цели и задачи: 

  • Формирование у детей устойчивого нетерпения и противодействия идеологии фашизма
  • Сохранение памяти о жертвах фашизма и героях антифашистского сопротивления
  • Воспитание чувства гордости за героическое прошлое страны, её народ

Использование: 

«Бухенвальдский набат», «Священная война»,  «До свидания, мальчики!», «Журавли» «Темная ночь»,Юрий Редьков-Родина,Реквием (Роберт Рождественский) , «А может не было войны»
Презентация .

Учитель:

 «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». Эти слова принадлежат великому Александру Сергеевичу Пушкину, но они очень актуальны и в наше время, время – потерянных ценностей.
У подрастающих мальчишек и девчонок на задний план, в небытиё отходят вопросы истории страны, её развития, угасают чувства гордости, патриотизма за страну. Кумирами становятся герои мыльных опер, американских боевиков. Ужасы войны не пугают, о них никто не задумывается. Убийство, жестокость, насилие, любые средства хороши, лишь бы быть хозяином жизни.
И порой о Джеймсе Бойнде ребята знают больше, чем об Александре Матросове, Зое Космодемьянской, о тех людях, среди которых сейчас живут. А ведь у каждого из нас разны интересы, судьбы, но все мы создаём историю своей страны, делим с ней радости, невзгоды в час большой беды встаём на защиту Родины. Не знать вклад каждого, забыть это, не сохранив для потомков, было бы непростительной ошибкой.
Тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны" – так называют сегодняшних 70-80-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.
Участие детей в боях Великой Отечественной советской идеологической машиной подавалось исключительно в героическом духе. Все, что не вписывалось в официальную версию, аккуратно замалчивалось. С точки зрения воспитания подрастающего поколения, это, наверное, было правильно. Но пропаганда и реальная жизнь не всегда соответствуют друг другу.
      Много детей воевало на фронте, в составе действующих армий. Катаевский Ваня Солнцев вряд ли был придуман автором – иначе название книги не стало бы именем нарицательным, а сама книга не получила бы такого резонанса. В составе частей находились и 13-14-летние мальчишки и девчонки, а уж о тех, кто постарше, и говорить нечего. И понятно, почему они бежали на фронт – во все века мальчишки стремились к подвигам, и усидеть дома, когда враг напал на твою родину, было просто невозможно. Примерно по тем же мотивам дети уходили и к партизанам. Но как признавался после войны один из тех, кому в 1941 было 13 лет, он "играл в реальную войну". "Я делал то, что не могли взрослые, и ситуаций, когда они что-то не могли, а я мог, было очень много", – вспоминает ветеран.

Учитель:

Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями!
(Р. Рождественский)

Звучит песня «Священная война». 

Эта песня призвала всех, юные мальчики и девочки пошли защищать свою Родину.

 Ученик 1

Война вошла в мальчишество моё
Сперва без дыма, крови и тревоги
А как заходят путники в жильё
Передохнуть, испить воды с дороги.
(Г. Еремеев)

Звучит «До свидания, мальчики!» Б. Окуджавы.

Ученик 2,3

Вчера мы писали диктанты
Чертили на досках круги
А утром уже интенданты
Нам выдали сапоги
В широкой армейской шинели
Мы ростом казались малы
Мы песни заливисто пели
Скребли, провинившись, полы
Когда же, идя на ученья,
Мы путали ногу подчас:
– Двадцать пятого года рожденья!
С усмешкой кивали на нас.
Но фронт наступил!
Мы мужали
В сражениях день ото дня,
С соседом до битвы сдружаясь,
Друзей после битв хороня.
Орудия, танки, повозки
Гремели по городам
И пели по-чешски, и польски
Весёлые девушки нам
А в час, когда звёзды студёны
Над онемевшей рекой
Немецкие аккордеоны
Рыдали рязанской тоской...
(Е. Винокуров)

Ученик 4

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,
Тот поймёт эту правду, – она к нам в окопы и щели
Приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.
(С. Гудзенко)

Учитель:

Что такое фашизм, они увидели глазами своей души.
Это была жестокая школа,
Школа колючей проволоки и окрика.
Школа пули и виселицы,
Школа мести и жажды справедливости.
Они видели свой народ, его горе, его силу и благородство
Они поняли и узнали цену хлеба и слова.
Они очень рано стали взрослыми.

Ученики 5,6,7,8,9

Крест-накрест синие полоски
На окнах съёжившихся хат
Родные тонкие берёзки
Тревожно смотрят на закат
И пёс на тёплом пепелище
До глаз, испачканный в золе,
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе.
Накинув старый зипунишко
По огородам, без дорог
Спешит, торопится мальчишка
По солнцу – прямо на восток.
Никто в далёкую дорогу
Его теплее не одел.
Никто не обнял у порога,
И вслед ему не поглядел!
В нетопленой, разбитой бане.
Ночь, скоротавши, как зверёк,
Как долго он своим дыханьем,
Озябших рук согреть не мог!
Всё видевший, на всё готовый,
По грудь, проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.
Он знал, что где-то недалече,
Быть может вон, за той горой,
Его, как друга, в тёмный вечер
Окликнет русский часовой.
И по щеке его ни разу.
Не проложила путь слеза:
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.
За эти месяцы страдания,
Которые равны годам...
Но ты, фашистская Германия,
За всё сполна ответишь нам!
Детоубийцы и грабители,
Вам ничего не скрыть вовек!
Он будет первым обвинителем –
Десятилетний человек!
(С. Михалков)

В первые дни войны враг наступал. Занимал города, сёла. Люди вынуждены были эвакуироваться вглубь страны.

Учитель:

Кто сумел – уехали,
Как мать говорит, в чём есть.
Не помню я, что ели мы,
А помню: хотелось есть.
А помню: в низеньком городе
Шумел барахольный ряд.
Неслышно вздыхали: «Дорого».
Шептали: «Москву бомбят».
Не видел я неба с птицами.
Пикировал с неба страх.
И я окружён был лицами.
Светящимися впотьмах.

Учитель зачитывает отрывок А. Толстой «Нина».

В спешке эвакуации дети теряли своих родителей. Рота солдат под командованием Моисеева пробивалась на восток. Около полустанка, где стоял разбитый состав, только, что побывали немцы. На зелёном-зелёном лугу лежала молодая женщина.
Руку положила под голову, другую прижала к простреленной груди, как спящая, только с уголка побледневшего рта стекала струйка крови.
Около женщины ползала черноглазая девочка, лет двух, в платьице с горошком, тормошит её и всё повторяет: «Мама спит, мама спит...».
Солдаты подошли, девочка прижалась к матери, ладошками сжала её щёки и глядела, как испуганный галчонок.
«Товарищи, что там, что там?» – бежит Моисеев. Солдаты, молча, расступились. Он остановился: «Мои, мои, жена и дочь...» Схватил девочку, притиснул к себе. Опустился у жены в изголовье и заплакал, затянул, как ребёнок.
Жена его бежала, в чём была из Белостока, может только часу не дождалась встречи с мужем.
Тут сообщили, что немцы рядом, Моисеев сам командовал операцией и был убит в бою. Похоронили их обоих в одной могиле. Девочка на руках... не плакала, когда зарывали её мать и отца. Может быть, не понимала, что делают?
Хотя нет, – дети в эту войну понимали больше, чем, кажется.

Ученики 10,11

Под громкие крики ворон и грачей
Мы утром в деревню входили
Маячили остовы чёрных печей
Руины устало чадили.
И в редком разбросе лежали тела
В тени колоколенки древней.
И в этом, ещё не дотлевшем аду
Где горе уже накричалось
под старой берёзой у всех на виду
Ременная люлька качалась
И тихо сидел годовалый малец
В той зыбке, плывущей над бездной.
Нет, он не кричал, ни о чём не молил.
Ко рту, подтянув кулачонки.
И ветер, пропахший бедой,
Шевелил седые его волосёнки.
Как свечка, обугленный тополь горел
И хлопья с него опадали.
А тихий мальчонка смотрел
И смотрел в какие-то дальние дали.
Поверх этой битвы и этой войны
Поверх современности грозной
В дальние дали. Что нам не видны
Смотрел не по-детски серьёзно.
(В. Кочетков)

Учитель:

Мальчишки. Девчонки. На хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Звучит песня «Тёмная ночь».

Немцы пришли в село. Зашли в школу. Шёл урок.
Немецкий офицер потребовал, чтобы ребята показали на карте, где находятся, партизаны.  Ксения Андреевна и ребята сказали, что не знают, тогда фашист навёл на учительницу пистолет и стал считать. Костя Рожков вышел к доске и изо всех сил ударил чёрную гладь доски. Так делают, когда, исписав одну сторону, доску собираются перевернуть на другую. Доска с размаху ударила фашиста. А Костя выпрыгнул в окно, которое было за доской, и убежал в лес. Тут и партизаны подоспели. (
Л.Кассиль. «У классной доски»)

Ученик 12

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят,
Пришел хмельной майор
И медными глазами
Окинул обречённых....
Детей внезапно охватил испуг
Прижались к матерям,
цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук.
Прервав проклятье.
Что вырвалось у женщины одной.
Ребёнок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складки платья.
Ещё не старой женщины.
Она смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Всё понял, понял всё малютка.
Спрячь, мамочка, меня!
Не надо умирать
Он плачет и, как лист сдержать
Не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже.
Нагнувшись, подняла двумя руками мать.
Прижала к сердцу, против дула прямо.
Я, мама, жить хочу, не надо, мама!
Пусти меня, пусти!
Чего ты ждёшь?
И хочет вырваться из рук ребёнок
И страшен, плачь, и голос тонок
И в сердце он вонзается, как нож.
Не бойся, мальчик мой.
Сейчас. Вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи.
Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза.
И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь.
(М. Джалиль)

Учитель:

Война и женщина… Два слова, две противоположности. Война разрушает, убивает, сеет горе. Женщина созидает, дает жизнь новому поколению. А когда эти два слова, два понятия пересекаются, то женщина становится и защитницей, и великой труженицей. На ее хрупкие плечи ложатся все невзгоды военного лихолетья. Ей приходится брать на себя несвойственную мужскую, непосильную работу.

   Говоря о победе в Великой Отечественной войне, Мы не должны забывать о неменьшем вкладе в победу тружеников тыла, особенно женщин, подростков. Они сменили за рычагами тракторов и комбайнов, у станков ушедших на фронт отцов, мужей, братьев, любимых. Трудились, не покладая рук, в ущерб своему здоровью и все для фронта, все для Победы!

   А еще они отдавали Родине самое дорогое-своих детей. И благодаря им мы сегодня живем на своей земле, говорим на родном языке, растим детей и внуков.

  И чтобы не стиралась из памяти их жертвенная победа в Великой Отечественной, им ставят памятники.

  Да не зарастет к ним народная тропа.

  Да не затеряется в суете быстрого 21 века память о них...

Ученики 13,14

Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг редела мгла.
Там были женщины и дети,
И эта девочка была...
Сперва велели им раздеться.
И стать затем ко рву спиной.
Но прозвучал тот голос детский
Наивный, чистый и живой:
Чулочки тоже снять мне, дядя?
Не осуждая, не грозя.
Смотрели, прямо в душу глядя,
Трёхлетней девочки глаза.
Чулочки тоже снять мне, дядя?
В смятении на миг эссесовец обмяк
Рука сама собой с волненьем
Вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим,
И кажется, он в землю врос:
Глаза, как у моей Неминьи
Во мраке смутно пронеслось
Охвачен он невольной дрожью
Проснулась в ужасе душа.
Нет!. Убить, её не сможет...
И дал он очередь, спеша.
Упала девочка в чулочках,
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, что, если б дочка
Твоя вот так бы здесь легла.
Вот это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты человек, не только немец,
Или ты зверь среди людей?
(Л. Голодяевская, 2004 г.)

Учитель:

Еще одна трагедия  произошла  22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми.

Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Только троим детям — Володе Яскевичу, его сестре Соне Яскевич и Саше Желобковичу — удалось скрыться от гитлеровцев. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. Погибли 149 человек, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

Две девушки из семей Климовичей и Федоровичей — Мария Федорович и Юлия Климович — чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса. Обгоревших, чуть живых их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета. Но и эта деревня вскоре была сожжена фашистами и обе девушки погибли.

Лишь двое детей, из находившихся в сарае, остались живы — семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Когда в горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала Анна Желобкович. Она крепко держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненый в руку ребенок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого.
Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень.

Звучит песня «Журавли».

Учитель:

Блокада Ленинграда. Как было тяжело. В городе осталось 2,5 млн. человек, в том числе 400 тысяч детей. Голод подкрадывался к городу незаметно. Сто двадцать пять блокадных граммов. С огнём и кровью пополам (О. Бергольц)

Ученик 15

Кто родом из детства...
Я – из войны, Из блокадного бедствия,
Из её глубины.
Влюблена была в небо,
Но небо меня
Обмануло нелепо среди
белого дня. С неба падали бомбы,
разрушали дома.
Поднялась из обломков, как
не знаю сама
А друзья не успели.
Мне жалко друзей.
Хорошо они пели в первой роте моей.
Были родом из детства все друзья у меня,
Не могу я согреться без них у огня.
(Г.Беднова)

Учитель:

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали – прыгали,
разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришёл час – они показали, каким может стать маленькое сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к врагам.

Ученик 16

Шёл бой за улицу.
Огонь врага был страшен.
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит – не выглянуть из башен.
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
И вдруг к машине подбежал парнишка:
Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушки.
Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду.
Да где же, где?
А дайте я поеду
На танке с вами, Прямо приведу.
Что ж бой не ждёт, дружище!
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка – мины, пули свищут.
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. Вот здесь.
И с разворота
Заходим в тыл, и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот.
Душила гарь и копоть.
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал «Спасибо, хлопец!
И руку, как товарищу пожал...
Был трудный бой, всё нынче, как спросонку
И только не могу себе простить,
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку
Но как зовут, забыл спросить.
(А. Твардовский)

Учитель:

Маленькие герои сражались повсюду. И ни на миг не дрогнули их юные сердца. Любовь к своему народу, ненависть к врагу позвали детей на защиту Родины.

Пионеры-герои: (показ слайдов)

  • Зина Портнова – подпольщик.

     Участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков. Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу (погибло более ста офицеров). Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива.

С августа 1943 года разведчик партизанского отряда им. К. Е. Ворошилова. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания по выяснению причин провала организации «Юные мстители», схвачена в деревне Мостище и опознана некой Анной Храповицкой. На одном из допросов в гестапо деревни Горяны (Белоруссия), схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была схвачена. После пыток расстреляна в тюрьме г. Полоцка  в 1944 г.

 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1958 года Зинаиде Мартыновне Портновой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с награждением орденом Ленина.

  Ей было  18 лет.

  • Валя Котик – юный партизан, он владел навыками конспирации, собирал оружие для партизан прямо под носом у фашистов.

К началу войны он только перешёл в шестой класс, но с первых дней начал бороться с оккупантами.

    В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван. Связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Внёс он также свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада.

29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу, и, благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу.

     В бою за город Изяслав в Хмельницкой области 16 февраля 1944 года был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка.

 В 1958 году Вале посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ему было 13 лет

  • Марат Козей – партизан-разведчик, немало полезных сведений добыл он. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнётся, и взорвал се? вместе с врагами. 11 мая 1944-го года, возвращаясь с задания, Марат и командир разведки наткнулись на немцев неподалеку от деревни Хоромецкое Узденского района Минской области. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами

Ему было 14 лет

Это список можно продолжить на несколько страниц. Совсем юные герои награждены медалями посмертно. Многие удостоены самой высокой награды Родины – звания Героя Советского Союза. Юные герои, сколько им было от роду? Двенадцать – четырнадцать. Многие из них не стали взрослыми.
Их жизнь оборвалась на рассвете. И пусть каждый из вас задаст себе вопрос: «А я смог бы так?».И ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо жить и учиться, чтобы быт достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.

Минута молчания, Юрий Редьков-Родина,Реквием(Роберт Рождественский)

Учитель:

Война была везде: и на огненном фронте, и в глубоком тылу.

Ученик 17

Зачем ты война
У мальчишек их детство украла
И синее небо, и запах цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставив ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года
Когда занимался над Камой холодный рассвет
Собрал самых лучших рабочих директор завода.
А было рабочим – всего по четырнадцать лет.
В усталые лица глядело суровое время,
Но каждый в себе довоенное детство нашёл
Как только рабочую премию – банку варенья
Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.
И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшем.
Среди подступившей внезапно к сердцам тишины
Повеяло чем-то давно позабытым, домашним
Как будто бы не было больше на свете войны.
Ах, банка варенья, простое и верное средство
Напомнить о том, что, как жизнь у людей ни горька
Но будет ещё у мальчишек и солнце, и детство
И синее небо, и запах простого цветка.
(В. Радкевич) 

Учитель:

Во время второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На Земле самый лучший народ – дети.

Ученик  18

Хорошо зимой и летом.
И пригодна для жилья.
Всенародная планета.
Наша матушка-земля
До сих пор не обветшала
Крыша синяя над ней
В странах – комнатах и залах
С каждым годом всё людней
Где богаче, где попроще
Жизнь идёт, но с давних пор
Двери все выходят в общий,
Коммунальный коридор.
Семьи всех оттенков кожи
Рядышком расселены
Семьи все на свете схожи
Не хотят они войны
Не хотят, чтоб стала тиром,
Превратилась в полигон
Эта общая квартира
Всех народов и племён.
Людям надо непременно
Сохранить свой дом земной
Ведь у них во всей Вселенной
Нет жилплощади иной.
(Е. Евтушенко)

Учитель:

Во многих российских семьях бережно хранятся пожелтевшие от времени, истончившиеся в местах сгибов, исписанные, как правило, карандашом листочки с поблекшими штампами полевой почты и отметками военной цензуры. Письма с фронтов Великой Отечественной — как ждали их! Не зря фронтовой треугольник остался в нашем сознании как один из символов той грозной эпохи.

Миллионами шли они с фронтов. С любовью сложенные по-солдатски треугольником, они,главным образом, писались простым карандашом на серой, синей, обёрточной бумаге -- на любой, попавшейся под руку. На каждом письме неизменно стоял штамп Просмотрено военной цензурой. Так требовала обстановка военного времени. Надо думать, что читая, скажем, интимное солдатское письмо, цензор улыбался. Его мысли переносились то на переднюю линию фронта, то в далёкую тыловую деревушку или на завод.Его лицо становилось суровым, когда в письме сообщалось о гибели фронтовика. Он радовался, если с фронта шли весточки об успехах.

Ученики 18,19,2,21,22

Здравствуй, папка!

Ты опять мне снился,

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивился-

До чего ты прежний был во сне.

Прежний – Прежний ну такой же самый,

Точно не видались мы два дня,

Ты вбежал, поцеловался с мамой,

А потом поцеловал меня.

Я принес тебе те два осколка,

Что нашел не давно у ворот,

И сказал тебе: «А скоро елка!

Ты приедешь к нам на Новый год?»

Я сказал да тут же и проснулся,

Как случилось это, не пойму.

Осторожно к стенке прикоснулся,

В удивленье поглядел на тьму.

Тьма такая – ничего не видно,

Аж круги в глазах от этой тьмы!

До чего ж мне сделалось обидно,

Что с тобою вдруг расстались мы.

Папа, ты вернешься невредимый!

Ведь война когда - нибудь пройдет?

Миленький, голубчик мой родимый,

Знаешь, был недавно Новый год!

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть.

Я тебе желаю – прежелаю

Поскорей фашистов одолеть!

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб, как прежде, можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

Чтоб над всем таким большущем миром

Днем и ночью был веселый свет…

Поклонись бойцам и командирам,

Передай им от меня привет.

Пожелай им всякую удачу,

Пусть идут на немцев, как один…

Я пишу тебе и чуть не плачу,

Это так… от радости…

Е.Благининой «Письмо солдату»

Учитель:

Стоит вспомнить обо всех тех, кто защищал нашу страну в те страшные годы. Точных данных о погибших нет до сих пор, а разброс цифр заставляет только ужаснуться. Разные историки называют цифры от 15 и до 28 миллионов жертв только со стороны военных, не говоря уже о невероятном количестве мирных жителей. Но сейчас уже не столь важно, сколько людей погибло во время Великой Отечественной войны, тем более что точной информации не будет никогда. Гораздо важнее помнить об этом празднике не только как о лишнем выходном дне.

Ученик 23

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.
Я не хочу, чтоб доты обнажились,
Как раковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью- то жизнь с собою унесли.
Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари пепелищ и от хатынской боли.
Навечно!
Навсегда!
А не на миг!
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок, мой и твой.
Пусть мир взорвется криком: “Нет! Не надо!
Мне нужен сын не мертвый, а живой!”

(Роберт Рождественский-«Помните!»)

Учитель:

Праздник Великой победы – 9 мая – один из главных праздников нашей страны, самый трагичный, самый прекрасный и трогательный. Наверное, в каждом городе около вечного огня в этот день собираются те, кто пришел возложить цветы, вспомнить наших защитников и героев, минутку помолчать и в который раз сказать им СПАСИБО… Спасибо за нашу мирную жизнь, за наших детей и внуков, за их счастье! Спасибо им, низкий поклон и вечная память…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «Детство против наркотиков».

        Наркомания – самая страшная вредная привычка. Ей, как правило, предшествуют курение, употребление алкоголя. Все эти вредные привычки, к сожалению молодеют. Поэ...

Внеклассное мероприятие "Детство, опалённое войной"

Данное внеклассное мероприятие способствует формированию  патриотического духа подрастающего поколения,знакомит учащихся с историческими фактами времен Великой Отечественной войны; подвигими пион...

Внеклассное мероприятие "Детство опалённое войной"

Сценарий классного часа с презентацией....

Внеклассное мероприятие "Детству следует оказывать величайшее уважение".

Внеклассное мероприятие "Детству следует оказывать величайшее уважение"....

Сценарий проведения конкурса чтецов «Строки, опаленные войной…»

Конкурс чтецов «Строки, опаленные войной…» проводится в рамках месячника оборонно-массовой работы.Цели и задачи конкурса:Активизация творческого потенциала участников, создание усло...

Внеклассное мероприятие «Детство, опалённое войной!»

Внеклассное мероприятие по теме «Детство, опалённое войной!».Ключевые цели:- сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношен...

Внеклассное мероприятие ДЕТСТВО, ОПАЛЕННОЕ ВОЙНОЙ

Внеклассное мероприятиеДЕТСТВО, ОПАЛЕННОЕ ВОЙНОЙ...