Сценарий классного часа "Детство опаленное войной"
классный час
Показать учащимся, какое большое историческое значение имеет Победа в Великой Отечественной войне в истории нашей страны.
Углубление исторических знаний, развитие и воспитание патриотических чувств на примерах героизма юных граждан нашей Родины, примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества нашего народа.
Воспитание патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_klassnogo_chasa_detstvo_opalennoe_voynoy.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 17»
Классный час:
«Детство, опаленное войной. В память юным пионерам-героям, к 75 годовщине Победы в Великой Отечественной войнe»
Разработала: Хасанова Фарида Сабитовна
г. Новый Уренгой, ЯНАО
Цели:
- Показать учащимся, какое большое историческое значение имеет Победа в Великой Отечественной войне в истории нашей страны.
- Углубление исторических знаний, развитие и воспитание патриотических чувств на примерах героизма юных граждан нашей Родины, примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества нашего народа.
3) Воспитание патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.
Оборудование:
Аудиозаписи фонограмм: голоса Левитана о начале и окончании ВОВ, песен «Вставай страна огромная», «Довоенный вальс», «Пионеры – герои», «Журавли», «День Победы». Фотовыставка портретов пионеров-героев, фотографии детей во время войны, иллюстрации важнейших сражений ВОВ, выставка детских рисунков, запись сведений «Цена Пoбеды».
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Совсем немного времени осталось до 9 мая, и наша страна вновь будет праздновать уже 75 годовщину со дня Победы в ВОВ. Этот праздник остается и до наших дней радостным и трагическим. В этот день мы вспоминаем тех, кто погиб, защищая нашу Родину, и поздравляем тех, кто еще жив. Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паек…Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон…
1. Такою все дышало тишиною
Что вся земля еще спала, казалось
Кто знал, что между миром и войной,
Всего, каких то пять минут осталось.
Фонограмма песни «Довоенный вальс»
Шел 1941 год. Июнь. Обычная летняя ночь. Тысячи мальчишек и девчонок прощались со школой и встречали первый рассвет своей взрослой жизни. Они мечтали пойти учиться дальше: кто в институт, кто в техникум, а кто и сразу за станок на заводе или на фабрике. Ничего не предвещало беды. Вдруг мирную тишину городов, сел и деревень разорвали разрывы бомб и снарядов. Началась невиданная доселе по своим размахам и ожесточенности Великая Отечественная война.
Фонограмма голос Левитана «22.06.1941»
В этот же день был издан Указ “О мобилизации военнообязанных”. Наши солдаты эшелонами уходили защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится.
Фонограмма песни «Вставай страна огромная»
2. Войны начинаются внезапно.
Ходит по границе тишина.
И потом обвал. И сразу пятна
Красные. И вот она война.
3. Вот она, гремучая, шальная,
Вся в лоскутьях дыма и огня,
Землю под железо подминая,
Целится в тебя или в мeня.
И встала страна огромная на смертный бой. В суровые дни войны рядом с взрослыми на защиту Родины вставали дети. Многие из них со школьной скамьи ушли на фронт, сдавали экзамен на аттестат зрелости на передней линии боя… Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях. Повзрослели до поры эти мальчишки и девчонки.
4. Была земля жестокой и метельной.
Была судьба у всех людей одна
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
5. В эти годы порой казалось,
Что мир детства навек опустел,
Что не вернется радость
В город, где дома без стен.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. Разными путями попадали дети на войну. Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день, через час. В те военные годы писатель А.П.Гайдар писал: «Страна о вас заботилась, она вас воспитывала, учила, ласкала... Пришло время и вам не словом, а делом показать, как вы ее цените, бережете и любите».
ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.
Юные жители страны, такие же, как вы или чуть постарше, откликнулись на эти слова. Сотни школьников сражались в партизанских отрядах, были членами подпольных организаций. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцам, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.
Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Кaманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости,
как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич. И ни на миг не дрогнули юные сердца!
6. Был серебряным смех девчонок
Но его заглушила война.
А седины ребячьих челок…
Разве этому есть цена?
7. Блокада… Далеко это слово
От наших мирных светлых.
Произношу его и вижу снова
Голодных умирающих детей.
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.
Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те, кому в 41-м было чуть побольше, чем вам сегодня, те кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершили бессмертные подвиги. И мы с благодарностью вспоминаем, тех мальчишек и девчонок, что шли вперед, и падали и пели.
песня «Пионеры герои»
Леня Голиков собирал сведения о численности и вооружении врагов. Используя его данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских людей от угона в Германию. Сам Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами.
Зина Портнова ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Однажды, когда партизанка, выполнив очередное задание, возвращалась в отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На допросе, схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух фашистов, но убежать ей не удалось. Её допрашивал четвёртый день подряд фашистский офицер, увешанный крестами, ей руки за спину выкручивал солдат, её хлестала плеть, её гноили в яме. Угрюмый офицер сказал, что больше нет терпенья у него, что это лишь начало жестоких мук, каких не видел свет…. Но, жёлтая, как воск, она молчала.
Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней войны. Он распознал фашистских десантников, переодетых в форму красноармейцев, и сообщил о них пограничникам. Вражеский десант был полностью уничтожен.
Мaрат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат был награжден медалями “За боевые заслуги” “За отвагу”. Однажды, выполняя задание, он встал во весь рост и с гранатой пошел на врагов.
Валя Котик вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве. Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым скончался на руках товарищей.
8. Юные безусые герои!
Юными остались вы навек,
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причина,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки достойные поэм.
9. Что может страшнее смерти ребенка?
Дети на войне…
Есть поговорка: «на войне детей не бывает»
Те, кто попали на войну, расстались с детством навечно.
Лене Голикову, Зине Портновой, Вале Котику, Марату Казею посмертно были присвоены звания Героя Советского союза. Около 20 тысяч юных москвичей получили медаль “За оборону Москвы”. Медалью “За оборону Ленинграда” были награждены более 15 тысяч пионеров.
Великая Отечественная война длилась 1418 дней, почти 4 года. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Дорогой ценой досталась победа нашему народу. Взрослые и дети погибали не только на фронтах, концлагерях, но и в оккупированных фашистами городах и в блокадных Ленинграде и Сталинграде. В ходе Великой Отечественной войны наша армия сражалась в шести гигантских битвах, провела около 40 крупных наступательных операций.
Война вошла в историю как самая кровопролитная война. 27 миллионов наших соотечественников были положены на ее алтарь. 13, 7 миллиона из них - мирное население, преимущественно дети, женщины, старики. 7,4 миллиона приняли мученическую смерть на своей земле от рук фашистов, 5,3 миллиона насильственно вывезены в Гeрманию. Половине их
них не суждено было вернуться к родному очагу. А солдаты и офицеры? За четыре года войны через Вооруженные Силы прошли 34,5 миллиона человек. В семьи 11,9 миллиона из них пришли похоронки. Ежедневно на фронтах погибало 15 тысяч советских солдат! Если бы мы решили почтить минутой молчания каждого погибшего воина в этой войне, пришлось бы молчать целых 30 лет. Погибшие солдаты… Они лежат в Польше и Югославии, Германии и Украине.
Фонограмма песни «Журавли»
С каждым годом всё дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тяжких испытаний, которые с честью выдержала наша страна. Об окопах и траншеях, об атаках и контратаках под шквалом вражеского огня вы можете судить только по кинофильмам, художественным произведениям, да рассказам фронтовиков. Для вас война - история. Великая Отечественная война является историей нашей Родины, наших родных и близких. Она занимает исключительно важное место в судьбе каждого из нас. И наш долг - передать потомкам память об этом немеркнущем подвиге и уважение к стойкому мужеству и беззаветной любви к своему Отечеству. Юные герои-антифашисты, это такие же дети как вы, ребята. Они боролись за то, чтобы был мир во всем Мире. Чтобы не гибли люди от бандитов, террористов, чтобы не было фашизма на Земле. День 8 февраля назван Днем памяти юных героев-антифашистов.
10. Знаем мы всех героев бесстрашных.
Преклоняем колена перед памятью павших,
И ложатся цветы на гранитные плиты…
Да, никто не забыт, и ничто не забыто.
11. По рассказам и книжкам я знаю войну,
Что сиротами сделала многих детей,
Что заставила плакать седых матерей.
По рассказам и книжкам я знаю войну.
12. По рассказам и книжкам я вижу войну.
Вижу стены, разорванный бомбами дом.
Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.
По рассказам и книжкам я вижу войну.
13. По рассказам и книжкам я слышу войну.
Слышу грохот орудий и раненых крик.
Слышу вздох партизан, замеревших на миг.
По рассказам и книжкам я слышу вoйну.
14. Я не хочу войны. Да зачем она мне?
Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.
Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде
Знали б лишь о прошедшей войне.
Но и наше время дети продолжают погибать, но уже от рук террористов. 1 сентября 2004 года группа вооружённых людей в масках подъехала к зданию школы № 1 в Беслане на нескольких автомобилях и прямо со школьной линейки захватила в качестве заложников 1128 человек — детей и их родителей, — загнав их в спортзал школы. Потери среди заложников: 331 погибших, около 500 раненых.
И так же, как и тогда среди детей и подростков находятся те, кто способен совершить поступки достойные уважения. Эти ребята бдительны и внимательны они сообщают об угрозах, например, ученик нашей школы несколько лет тому назад предупредил железнодорожную катастрофу. Заметив трещину в рельсах на железнодорожных путях, он расставил предупредительные знаки и позвонил в службу ЧС. За свой поступок он награжден именными часами.
15. Гори, свеча, гори, не затихай,
Не проходящей болью будь.
Пусть в пламени твоем встают,
Чей оборвался путь.
Гори, свеча, не затухай,
Не дай нахлынуть тьме.
Не дай живым забыть всех тех,
Погибших на войне!
- На планете сейчас неспокойно,
Но мы верим в цветенье весны.
Не нужны нам «звездные войны»,
Пусть нам снятся звездные сны!
- Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О не разрушь и не убей –
Земле достаточно убитых.
Я думаю, чтo после нашего сегодняшнего разговора каждый из вас задаст себе вопрос, а как бы поступил я, оказавшись на месте этих ребят. И ответив самому себе искренне и честно, подумает, как нужно сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Цена войны
ПОГИБЛО: |
27 000 000 человек из них: |
|
и издевательств фашистов; |
|
Из числа военнообязанных за 4 года войны: |
|
|
|
РАЗРУШЕНО И РАЗГРАБЛЕНО: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список пионеров - героев
Аркадий Каманин - самый молодой лётчик Второй мировой войны
Валя Котик - Герой Советского Союза
Зина Портнова - Герой Советского Союза
Лёня Голиков - Герой Советского Союза
Марат Казей - Герой Советского Союза
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в форме устного журнала "Детство, опаленное войной"
3 марта 2013 года город воинской славы Ржев отметит 70-летие освобождения города от немецко-фашистских оккупантов. Данная разработка посвящена этой дате. Приглашённые бывшие несовершенно-летние ...
Сценарий классного часа "Песня на войне"
Сценарий посвящен Дню Великой Победы...
Сценарий классного часа "Песни, опаленные войной"
Данное занятие способствует воспитанию у учащихся чувства уважения и благодарности к подвигу участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г. Знакомит детей с песнями военных лет, воспевающими му...
Классный час "Детство опаленное войной"
2 классЦель: познакомиться с жизнью детей в годы Великой Отечественной войныЗадачи: 1. Сформировать представление о жизни в годы Великой Отечественной войны.2....
Классный час «Детство, опаленное войной»
Классный час, посвященный юным героям-антифашистам...
Открытый классный час «Детство, опаленное войной»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16531261","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"356","width":"480"}}]]...
Методическая разработка классного часа "Детство опалённое войной"
Вопросы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро.В преддверии 77-летия...