Программа кружка "Настольные игры"
методическая разработка
Программа кружка "Настольные игры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_nastolnye_igry.docx | 29.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МКУ «Комитет по образованию» АМО «Еравнинский район»
МБОУ «Целинная средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» зам. директора ВР
_________ Цыденова С.В
«___»_____________20___г.
Рабочая программа
кружка
«Настольные игры»
на 2018-2019 учебный год
Составила:
Маласагаева Эржена Эрдыниевна,
учитель начальных классов.
п. Целинный, 2018
Пояснительная записка.
Данная программа разработана для реализации в начальной школе в 1 классе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы.
Актуальность программы
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания первоклассников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей.
Значение игровой деятельности в первом классе очень велико, так как переход от ведущей деятельности дошкольников – игры к ведущей деятельности школьника – учебе не должен быть резким.
Настольные игры для детей достаточно часто выполняют дидактическую и педагогическую функции. Ведь посредством игрового действия можно проще всего научить ребенка решать развивающие задачи.
Ученые и психологи, говоря о настольных играх, подчеркивают их немалое влияние на интеллектуальные способности ребенка, а так же на его формирование личности. Особенно эффективны подобные игры в младшем школьном возрасте. Разумеется, речь идет не о таких играх, как, к примеру, бильярд настольный или футбол настольный , а о более простых вариантах.
Цель программы: формирование личностных качеств первоклассника, способствующих успешности его учебной и трудовой деятельности
Познавательный аспект
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
- формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
- создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
- способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитывающий аспект
- воспитание системы межличностных отношений;
Задачи:
- формировать такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности;
- создавать условия для плодотворного освоения первоклассником общественного опыта;
- формировать восприятие, мышление, память, речь;
- формировать умения решать практические задачи, поставленные самой игрой;
- научить применять обобщённые игровые способы для познания действительности;
- формировать нравственные отношения в игре.
- обеспечить эмоциональное развитие детей в игре.
Прогрессивное, развивающие значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в занятиях становлению мотива новой деятельности - учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребёнка к обучению в школе.
Планируемые результаты освоения программы кружка «Настольные игры»
Требования к личностным и метапредметным результатам
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий в игре;
- учиться высказывать свое предположение (версию) ;
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненные правила от неверных;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- учиться овладевать правилами разных игр
Коммуникативные УДД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместной игре.
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
- по дидактической цели: вводные занятия, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Режим занятий:
Продолжительность занятий: 1 класс – 35 минут.
Виды деятельности: игровая, познавательная
Содержание программы
Виды настольных игр, с которыми знакомятся обучающиеся.
1.Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры знакомят детей с буквами - «Азбука», где надо соотнести картинку и букву, с которой начинается изображенный объект. Игры, связанные с установлением причинно-следственных связей – «Что сначала, что потом?», учат построению связного рассказа. В ходе игр, помимо действий, ребенок должен научиться давать объяснение своего выбора, основываясь на практическом опыте, учиться рассуждениям (сначала берем картинку с нарисованным зернышком, потом с проросшим колоском), далее располагаются картинки с изображением последовательных операций уборки хлеба и последняя, где нарисована хлебопекарная продукция. Подготовиться к решению математических задач поможет игра «Мы считаем». В ней на карточках изображены ситуации, даны цифры и знаки для выкладывания решения задач. Например, на картинках изображены пять цветов и три бабочки. Можно спросить, всем ли бабочкам хватит цветов; на каждый ли цветок сядет бабочка? Или: 7 детей играют, на следующей картинке 2 ребенка убегают; вопросы могут звучать так: сколько всего детей гуляло, сколько детей ушло, сколько осталось на детской площадке?
Запомнить части суток, дни недели, месяцы и времена года помогут игры: «Круглый год», «Мой день», где представлены большие карты с изображением времен года, а на маленьких карточках рисунки с подробными изменениями в живой и неживой природе, соответствующие разным временам года.
Развивая гибкость ума, не следует забывать о гибкости руки, мелкой моторике. Такие игровые наборы, как «Юный модельер», «Юный архитектор», тренируют умения правильно держать карандаш, регулировать силу нажима, длину штриха, оценивать качество своей работы и не бояться ошибок, а исправлять их, создавая коллекцию одежды для бумажной куклы, собственный город с разнообразной архитектурой.
2)Игры на выделение части и целого (пазлы)
Интересу к складыванию картинки способствует сюжетное содержание изображения – это сказочные персонажи детских книг, сценки из любимых мультфильмов, пейзажи, включающие животных и их детенышей, образцы архитектуры, живописи. Другими, более сложными, но очень полезными играми на соотнесение части и целого являются игры-головоломки «Магический квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра». Каждая из предлагаемых игр содержит части различной формы, из которых можно создать разнообразные изображения, что очень полезно для развития образного мышления и воображения. Возрастной диапазон таких игр достаточно велик, и часто без помощи взрослого построить изображение бывает сложно, трудность представляет игра, где элементы окрашены одинаково с двух сторон и для правильного решения игровой задачи следует перевернуть некоторые части.
3)Игры на развитие логического мышления включают: игры на классификацию и на сериацию. Рассмотрим их подробнее.
Игры на классификацию («Что какого цвета?», «Подбери по форме», «Большие и маленькие».) Усложнение игры может заключаться в частичном совпадении с образцом – зрительная опора позволит выбрать подходящие карточки для игры «Что может быть круглым?», «Что может быть красным?». В играх на классификацию можно добавить новое, не заложенное в правилах основание для подбора, например: что может быть круглым и съедобным? Легко ориентироваться на один признак, на два - сложнее, но попробуйте на три, например: что может быть маленьким, овальным, зеленым? Для детей пяти-шести лет полезно поиграть в «Волшебную машину», пропускающую в поездку, например, все мягкое и квадратное - подумать и отобрать из предложенного иллюстративного материала все подходящее: подушку, платок, кусочек хлеба, ковер. Если в семье разновозрастные дети, игра увлечет всех.
Часто в играх требуется умение выделять форму в предмете, собирая затем из знакомых форм образ, единую композицию. Такие игры могут содержать магниты, которые позволяют легко крепить детали к поверхности полотна, быстро собирать после окончания игры, создавать варианты сочетания форм, их взаимного пространственного расположения, цветового решения, играть на горизонтальных и вертикальных плоскостях.
Игра «Четвертый лишний» способствует развитию мышления, умению выделить основание, по которому из всех предметов на картине один не подходит, например, изображены люди и игрушка – кукла, объяснение ребенка может быть таким: «здесь все люди живые, а кукла – нет, она игрушечная».
Интерес для детей представляет игра «Логический поезд», в которой всем участникам поровну раздаются карточки с различными изображениями. По считалке первый кладет свою карточку, например – машину, следующий должен выбрать из имеющихся у себя подходящую и объяснить, в чем заключается соответствие (ребенок может положить любое другое средство транспорта или металлический предмет, мотивируя свой выбор материалом изготовления).
Игры на сериацию
Освоению сериации в образной форме способствует проигрывание сказок настольного плоскостного театра «Репка», «Колобок», где персонажи выстраиваются согласно сюжету в определенной последовательности друг за другом.
4)Игры, развивающие образное мышление
Развитию образного мышления способствует проигрывание сказочных сюжетов, создание настольного зоопарка, фермы, постройка и обыгрывание детской площадки. Наборы для этих игр существуют в различных вариантах: картонном, деревянном, пластиковом, которые дети охотно дополняют деталями собственного изготовления, проявляя инициативность и самостоятельность в работе.
5)Игры домино предлагают определенную тематическую направленность: транспорт, животные, овощи и фрукты, сказочные герои или карточки с точками по количеству от «пусто» до шести. Задача игроков: фиксировать внимание сразу на двух концах ленты домино, удерживать задачу выбора подходящей карточки из своего набора, не показывая его остальным игрокам и не подглядывая к ним.
6)Настольные игры, направленные на формирование умения ориентироваться в пространстве
В первом классе такая задача становится актуальной, ведь от детей требуется быстро сориентироваться в книге или тетради, найти середину листа, верх и низ, не путать правую и левую стороны, отступить определенное количество клеток с той или иной стороны, не заходить за линию при письме, правильно держать карандаш.
Ориентироваться в пространстве листа или клетках поможет игра-путешествие или графический диктант. Игровое поле представляет собой клетчатое основание, на котором будет находиться маленькая фигурка, например, Буратино, который хочет узнать, где спрятан золотой ключик, двигаясь по указанию ведущего: две клеточки (шага) вверх, одна направо, две клеточки (шага) вниз, одна направо. Путь можно отметить карандашом, для усложнения предложить детям придумать свои маршруты и рассказать о них. Введение сюжета повышает интерес к таким играм.
Маршрутные игры, лабиринты помогают овладеть умением выделять и зрительно прослеживать траекторию движения на игровом поле. С помощью кубика ребенок учится отсчитывать количество точек от любого числа, определенным движением выбрасывая кубик, прогнозировать возможное выпадение нужного количества точек на кубике для быстрого продвижения вперед. Возможность соревноваться и выиграть при равных стартовых условиях, двигаться к финишу пошагово, соблюдая очередность, и обязательные правила очень важны для развития произвольности. Умение расшифровывать знаки и символы в игре способствует развитию символического мышления. Игры «Бродилки», «Лабиринт» предполагают использование кубика, фишек, передвижение осуществляется по игровому полю. Они имеют четко фиксированные правила, в отличие от самостоятельных игр, возникающих по инициативе самих детей. В таких играх может принимать участие вся семья. Взрослым необходимо самим ознакомиться с правилами, определить цель и ход игры, чтобы в доступной форме, по возможности более кратко донести полученные сведения до ребенка. Часто взрослые уступают ребенку, давая возможность выиграть, не совсем честно соблюдая правила. Ребенок, которому взрослые всегда уступали и позволяли выигрывать, окажется неподготовленным к возможному проигрышу, может болезненно воспринять свое поражение и отказаться от дальнейшего участия в совместных играх. Поэтому следует вначале продемонстрировать спокойное принятие проигрыша как возможного исхода игры – важно не победить любой ценой, а получить удовольствие, радость от участия в совместной игре, затем позволить проиграть и ребенку, проследив его реакцию и поддержав в нем уверенность, что в следующий раз он сможет выиграть. Вначале роль ведущего берет на себя взрослый, но по мере усвоения правил эта роль переходит ребенку. Далее партнерами по игре могут выступать и другие дети.
7)Игры, способствующие усвоению знаков и символов и названий
Множество современных детских настольных игр содержит многоразовые наклейки, облегчающие усвоение знаков и символов, употребляемых в повседневной жизни: дорожные знаки, опознавательные знаки специальных транспортных средств, лечебных, образовательных учреждений, магазинов, центров культуры и спорта, названий животных и растений и др. Привлекают детей игры со штампами, печатями , наклейками, оставляющими на листе готовое изображение, которое легко обыграть, раскрасить, создать композицию .
8)Игры «Морской бой», шашки и шахматы
- Настольно-печатные игры (6 часов)
- Игра «Азбука»,
- Игра «Что сначала, что потом?»,
- Игра «Мы считаем».
- Игра «Круглый год»
- Игра, «Мой день»,
- Игра «Юный модельер»
- Игры на выделение части и целого (5 часов)
- Пазлы
- «Магический квадрат»,
- «Танграм»,
- «Колумбово яйцо»,
- «Монгольская игра».
- Игры на классификацию (4 часа)
- Игра «Что может быть» (классификация по одному, двум и трем признакам)
- «Волшебная машина»
- «Четвертый лишний»
- «Логический поезд»
- Игры на сериацию.(2 часа)
- «Колобок»
- «Репка»
- Игры, развивающие образное мышление (3 часа)
Постройка из бумаги, картона и подручных средств модели школьного двора, и обыгрывание ситуаций.
- Картинное домино (1 час)
- Настольные игры, направленные на формирование умения ориентироваться в пространстве (5 часов)
- «Муха»
- «Путешествия Буратино»
- «Лабиринт»
- «Бродилки»
- Игры, способствующие усвоению знаков и символов и названий (2 часа)
- «Композиция из кругов»
- «Необычный рисунок»
- «Морской бой» (1 час)
- Шашки – (2часа)
- Лото (2 часа)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | |
1. | Вводное занятие. Из истории настольных игр. Виды игр. Настольно-печатные игры Игра «Азбука» | 1 | |
2. | Игра «Что сначала, что потом?», | 1 | |
3. | Игра «Мы считаем». | 1 | |
4. | Игра «Круглый год» | 1 | |
5. | Игра «Мой день», | 1 | |
6. | Игра «Юный модельер» | 1 | |
7. | Игры на выделение части и целого Пазлы | 1 | |
8. | «Магический квадрат», | 1 | |
9. | «Танграм», | 1 | |
10. | «Колумбово яйцо», | 1 | |
11. | «Монгольская игра». | 1 | |
12. | Игры на классификацию Игра «Что может быть» (классификация по одному, двум и трем признакам) | 1 | |
13. | «Волшебная машина» | 1 | |
14. | Четвертый лишний» | 1 | |
15. | «Логический поезд» | 1 | |
16. | Игры на сериацию. «Колобок» | 1 | |
17. | Игры на сериацию. «Репка» | 1 | |
18 - 20. | Игры, развивающие образное мышление Постройка из бумаги, картона и подручных средств модели школьного двора, и обыгрывание ситуаций | 3 | |
21 | Картинное домино | 1 | |
22. | Настольные игры, направленные на формирование умения ориентироваться в пространстве «Муха» | 1 | |
23. | Игра «Путешествия Буратино» | 1 | |
24. | Игра«Лабиринт» | 1 | |
25-26. | Игра «Бродилки» | 2 | |
27. | Игры, способствующие усвоению знаков и символов и названий «Композиция из кругов» | 1 | |
28. | Игры, способствующие усвоению знаков и символов и названий «Необычный рисунок» | 1 | |
29. | «Морской бой» | 1 | |
30. | Игра в шашки | 1 | |
31. | Игра в шашки | 1 | |
32. | Игра в шашки | 1 | |
33. | Лото | 1 | |
34. | Лото | 1 |
Литература:
- Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка http://www.maam.ru/detskijsad/znachenie-igry-dlja-vsestoronego-razvitija-lichnosti-reb-nka.html
Значение настольных игр в развитии детей http://satel.com.ua
- Черемных СА.Значение игры для психического развития ребенка. http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/03/27/znachenie-igry-dlya-psikhicheskogo-razvitiya-rebenka
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН – ПРОГРАММА СТУДИИ « ИГРАЕМ В СКАЗКУ»
План- программа студии "Играем в сказку".Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи в группе кратковременного пребывания детей дошкольного возраста....
Рабочая программа "Спортивные игры"
Рабочая программа рассчитана для 2 класса. Требования ФГОС соблюдены....
Программа "Подвижные игры" 1 класс.
Программа разработана для учащихся 1 класса....
Авторская программа "Развивающие игры"
Созданная мной программа "Развивающие игры" ставит перед собой задачу развитие умственных способностей: развитие памяти, внимания, наблюдательности, развитие речи, логического мышления и доказательнос...
Рабочая программа "Подвижные игры" 1 класс
Рабочая программа на 2012-2013 уч.год по Подвижным играм. УМК "Школа России"Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание, требования к уровню подготовки обучающихся,...
Методическая разработка "Игровая программа «В игру играй и дело знай!»
laquo;Старые добрые» подвижные игры, проверенные десятилетиями, а то и веками, могут развивать не только физические способности, но и память, логику, внимание и при этом способствуют межл...
Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 3 - 4 классов. Проводится в виде ТВ программы «Своя игра»
Игра даёт учащимся возможность продемонстрировать свои знания по русскому языку, умение следовать правилам игры, слушать и слышать друг друга, создавать в коллективе атмосферу дружелюбия, эмоцион...