Программа кружка "Настольные игры"
методическая разработка

Программа кружка "Настольные игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_nastolnye_igry.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МКУ «Комитет по образованию» АМО «Еравнинский район»

МБОУ «Целинная средняя общеобразовательная школа»

          «Согласовано» зам. директора ВР

          _________ Цыденова С.В                    

         «___»_____________20___г.

Рабочая программа

кружка

«Настольные игры»

на 2018-2019 учебный год

Составила: 

Маласагаева Эржена Эрдыниевна,

учитель  начальных классов.

        

п. Целинный, 2018

Пояснительная записка.

    Данная программа разработана для реализации в начальной школе в 1 классе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы.

Актуальность программы

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания первоклассников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей.

Значение игровой деятельности в первом классе очень велико, так как переход от ведущей деятельности дошкольников – игры  к ведущей деятельности школьника – учебе не должен быть резким.

Настольные игры для детей достаточно часто выполняют дидактическую и педагогическую функции. Ведь посредством игрового действия можно проще всего научить ребенка решать развивающие задачи.

Ученые и психологи, говоря о настольных играх, подчеркивают их немалое влияние на интеллектуальные способности ребенка, а так же на его формирование личности. Особенно эффективны подобные игры в младшем школьном возрасте. Разумеется, речь идет не о таких играх, как, к примеру, бильярд настольный или футбол настольный , а о более простых вариантах.

Цель программы: формирование личностных качеств первоклассника, способствующих успешности его учебной и трудовой деятельности

Познавательный аспект

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект

  • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
  • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающий аспект

  • воспитание системы межличностных отношений;

Задачи:

 -  формировать такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности;

- создавать условия для плодотворного освоения  первоклассником общественного опыта;

 -  формировать восприятие, мышление, память, речь;

 - формировать умения решать практические задачи, поставленные самой игрой;

 -  научить применять  обобщённые игровые способы для познания действительности;

 - формировать нравственные отношения в игре.

 - обеспечить эмоциональное развитие детей в игре.

Прогрессивное, развивающие значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в занятиях становлению мотива новой деятельности - учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребёнка к обучению в школе.


Планируемые результаты освоения программы кружка «Настольные игры»

Требования к личностным и метапредметным  результатам 

В результате изучения данного курса  обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий в игре;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) ;
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненные правила от неверных;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать правилами разных игр

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместной игре.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
  • по дидактической цели: вводные занятия,  практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий:

Продолжительность занятий: 1 класс – 35 минут.

Виды деятельности: игровая, познавательная

Содержание программы

Виды настольных игр, с которыми знакомятся обучающиеся.

1.Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры знакомят детей с буквами - «Азбука», где надо соотнести картинку и букву, с которой начинается изображенный объект. Игры, связанные с установлением причинно-следственных связей – «Что сначала, что потом?», учат построению связного рассказа. В ходе игр, помимо действий, ребенок должен научиться давать объяснение своего выбора, основываясь на практическом опыте, учиться рассуждениям (сначала берем картинку с нарисованным зернышком, потом с проросшим колоском), далее располагаются картинки с изображением последовательных операций уборки хлеба и последняя, где нарисована хлебопекарная продукция. Подготовиться к решению математических задач поможет игра «Мы считаем». В ней на карточках изображены ситуации, даны цифры и знаки для выкладывания решения задач. Например, на картинках изображены пять цветов и три бабочки. Можно спросить, всем ли бабочкам хватит цветов; на каждый ли цветок сядет бабочка? Или: 7 детей играют, на следующей картинке 2 ребенка убегают; вопросы могут звучать так: сколько всего детей гуляло, сколько детей ушло, сколько осталось на детской площадке?

Запомнить части суток, дни недели, месяцы и времена года помогут игры: «Круглый год», «Мой день», где представлены большие карты с изображением времен года, а на маленьких карточках рисунки с подробными изменениями в живой и неживой природе, соответствующие разным временам года.

Развивая гибкость ума, не следует забывать о гибкости руки, мелкой моторике. Такие игровые наборы, как «Юный модельер», «Юный архитектор», тренируют умения правильно держать карандаш, регулировать силу нажима, длину штриха, оценивать качество своей работы и не бояться ошибок, а исправлять их, создавая коллекцию одежды для бумажной куклы, собственный город с разнообразной архитектурой.

2)Игры на выделение части и целого (пазлы)

Интересу к складыванию картинки способствует сюжетное содержание изображения – это сказочные персонажи детских книг, сценки из любимых мультфильмов, пейзажи, включающие животных и их детенышей, образцы архитектуры, живописи. Другими, более сложными, но очень полезными играми на соотнесение части и целого являются игры-головоломки «Магический квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра». Каждая из предлагаемых игр содержит части различной формы, из которых можно создать разнообразные изображения, что очень полезно для развития образного мышления и воображения. Возрастной диапазон таких игр достаточно велик, и часто без помощи взрослого построить изображение бывает сложно, трудность представляет игра, где элементы окрашены одинаково с двух сторон и для правильного решения игровой задачи следует перевернуть некоторые части.

3)Игры на развитие логического мышления включают: игры на классификацию и на сериацию. Рассмотрим их подробнее.

Игры на классификацию («Что какого цвета?», «Подбери по форме», «Большие и маленькие».) Усложнение игры может заключаться в частичном совпадении с образцом – зрительная опора позволит выбрать подходящие карточки для игры «Что может быть круглым?», «Что может быть красным?». В играх на классификацию можно добавить новое, не заложенное в правилах основание для подбора, например: что может быть круглым и съедобным? Легко ориентироваться на один признак, на два - сложнее, но попробуйте на три, например: что может быть маленьким, овальным, зеленым? Для детей пяти-шести лет полезно поиграть в «Волшебную машину», пропускающую в поездку, например, все мягкое и квадратное - подумать и отобрать из предложенного иллюстративного материала все подходящее: подушку, платок, кусочек хлеба, ковер. Если в семье разновозрастные дети, игра увлечет всех.

Часто в играх требуется умение выделять форму в предмете, собирая затем из знакомых форм образ, единую композицию. Такие игры могут содержать магниты, которые позволяют легко крепить детали к поверхности полотна, быстро собирать после окончания игры, создавать варианты сочетания форм, их взаимного пространственного расположения, цветового решения, играть на горизонтальных и вертикальных плоскостях.

Игра «Четвертый лишний» способствует развитию мышления, умению выделить основание, по которому из всех предметов на картине один не подходит, например, изображены люди и игрушка – кукла, объяснение ребенка может быть таким: «здесь все люди живые, а кукла – нет, она игрушечная».

Интерес для детей  представляет игра «Логический поезд», в которой всем участникам поровну раздаются карточки с различными изображениями. По считалке первый кладет свою карточку, например – машину, следующий должен выбрать из имеющихся у себя подходящую и объяснить, в чем заключается соответствие (ребенок может положить любое другое средство транспорта или металлический предмет, мотивируя свой выбор материалом изготовления).

Игры на сериацию

Освоению сериации в образной форме способствует проигрывание сказок настольного плоскостного театра «Репка», «Колобок», где персонажи выстраиваются согласно сюжету в определенной последовательности друг за другом.

4)Игры, развивающие образное мышление

Развитию образного мышления способствует проигрывание сказочных сюжетов, создание настольного зоопарка, фермы, постройка и обыгрывание детской площадки. Наборы для этих игр существуют в различных вариантах: картонном, деревянном, пластиковом, которые дети охотно дополняют деталями собственного изготовления, проявляя инициативность и самостоятельность в работе.

5)Игры домино предлагают определенную тематическую направленность: транспорт, животные, овощи и фрукты, сказочные герои или карточки с точками по количеству от «пусто» до шести. Задача игроков: фиксировать внимание сразу на двух концах ленты домино, удерживать задачу выбора подходящей карточки из своего набора, не показывая его остальным игрокам и не подглядывая к ним.

6)Настольные игры, направленные на формирование умения ориентироваться в пространстве
В первом классе такая задача становится актуальной, ведь от детей требуется быстро сориентироваться в книге или тетради, найти середину листа, верх и низ, не путать правую и левую стороны, отступить определенное количество клеток с той или иной стороны, не заходить за линию при письме, правильно держать карандаш.

Ориентироваться в пространстве листа или клетках поможет игра-путешествие или графический диктант. Игровое поле представляет собой клетчатое основание, на котором будет находиться маленькая фигурка, например, Буратино, который хочет узнать, где спрятан золотой ключик, двигаясь по указанию ведущего: две клеточки (шага) вверх, одна направо, две клеточки (шага) вниз, одна направо. Путь можно отметить карандашом, для усложнения предложить детям придумать свои маршруты и рассказать о них. Введение сюжета повышает интерес к таким играм.

Маршрутные игры, лабиринты помогают овладеть умением выделять и зрительно прослеживать траекторию движения на игровом поле. С помощью кубика ребенок учится отсчитывать количество точек от любого числа, определенным движением выбрасывая кубик, прогнозировать возможное выпадение нужного количества точек на кубике для быстрого продвижения вперед. Возможность соревноваться и выиграть при равных стартовых условиях, двигаться к финишу пошагово, соблюдая очередность, и обязательные правила очень важны для развития произвольности. Умение расшифровывать знаки и символы в игре способствует развитию символического мышления. Игры «Бродилки», «Лабиринт» предполагают использование кубика, фишек, передвижение осуществляется по игровому полю. Они имеют четко фиксированные правила, в отличие от самостоятельных игр, возникающих по инициативе самих детей. В таких играх может принимать участие вся семья. Взрослым необходимо самим ознакомиться с правилами, определить цель и ход игры, чтобы в доступной форме, по возможности более кратко донести полученные сведения до ребенка. Часто взрослые уступают ребенку, давая возможность выиграть, не совсем честно соблюдая правила. Ребенок, которому взрослые всегда уступали и позволяли выигрывать, окажется неподготовленным к возможному проигрышу, может болезненно воспринять свое поражение и отказаться от дальнейшего участия в совместных играх. Поэтому следует вначале продемонстрировать спокойное принятие проигрыша как возможного исхода игры – важно не победить любой ценой, а получить удовольствие, радость от участия в совместной игре, затем позволить проиграть и ребенку, проследив его реакцию и поддержав в нем уверенность, что в следующий раз он сможет выиграть. Вначале роль ведущего берет на себя взрослый, но по мере усвоения правил эта роль переходит ребенку. Далее партнерами по игре могут выступать и другие дети.

7)Игры, способствующие усвоению знаков и символов и названий

Множество современных детских настольных игр содержит многоразовые наклейки, облегчающие усвоение знаков и символов, употребляемых в повседневной жизни: дорожные знаки, опознавательные знаки специальных транспортных средств, лечебных, образовательных учреждений, магазинов, центров культуры и спорта, названий животных и растений и др. Привлекают детей игры со штампами, печатями , наклейками, оставляющими на листе готовое изображение, которое легко обыграть, раскрасить, создать композицию .

8)Игры «Морской бой», шашки и шахматы

  1. Настольно-печатные игры (6 часов)
  • Игра  «Азбука»,
  • Игра «Что сначала, что потом?»,
  • Игра «Мы считаем».
  • Игра  «Круглый год»
  • Игра, «Мой день»,
  • Игра «Юный модельер»
  1. Игры на выделение части и целого (5 часов)
  • Пазлы
  • «Магический квадрат»,
  • «Танграм»,
  • «Колумбово яйцо»,
  • «Монгольская игра».
  1. Игры на классификацию (4 часа)
  • Игра «Что может быть» (классификация по одному, двум и трем признакам)
  • «Волшебная машина»
  • «Четвертый лишний»
  • «Логический поезд»
  1. Игры на сериацию.(2 часа)
  • «Колобок»
  • «Репка»
  1. Игры, развивающие образное мышление (3 часа)

Постройка из бумаги, картона и подручных средств модели школьного двора, и обыгрывание ситуаций.

  1. Картинное домино (1 час)
  2. Настольные игры, направленные на формирование умения ориентироваться в пространстве (5 часов)
  • «Муха»
  • «Путешествия Буратино»
  • «Лабиринт»
  • «Бродилки»
  1. Игры, способствующие усвоению знаков и символов и названий (2 часа)
  • «Композиция из кругов»
  • «Необычный рисунок»
  1. «Морской бой» (1 час)
  2. Шашки – (2часа)
  3. Лото  (2 часа)

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

1.

Вводное занятие. Из истории  настольных игр. Виды игр. Настольно-печатные игры 

Игра  «Азбука»

1

2.

Игра «Что сначала, что потом?»,

1

3.

Игра «Мы считаем».

1

4.

Игра  «Круглый год»

1

5.

Игра  «Мой день»,

1

6.

Игра «Юный модельер»

1

7.

Игры на выделение части и целого 

Пазлы

1

8.

«Магический квадрат»,

1

9.

«Танграм»,

1

10.

«Колумбово яйцо»,

1

11.

«Монгольская игра».

1

12.

Игры на классификацию Игра «Что может быть» (классификация по одному, двум и трем признакам)

1

13.

«Волшебная машина»

1

14.

Четвертый лишний»

1

15.

«Логический поезд»

1

16.

Игры на сериацию. «Колобок»

1

17.

Игры на сериацию. «Репка»

1

18 - 20.

Игры, развивающие образное мышление

Постройка из бумаги, картона и подручных средств модели школьного двора, и обыгрывание ситуаций

3

21

Картинное домино

1

22.

Настольные игры, направленные на формирование умения ориентироваться в пространстве

«Муха»

1

23.

Игра «Путешествия Буратино»

1

24.

Игра«Лабиринт»

1

25-26.

Игра «Бродилки»

2

27.

Игры, способствующие усвоению знаков и символов и названий «Композиция из кругов»

1

28.

Игры, способствующие усвоению знаков и символов и названий  «Необычный рисунок»

1

29.

«Морской бой»

1

30.

Игра в шашки

1

31.

Игра в шашки

1

32.

Игра в шашки

1

33.

Лото

1

34.

Лото

1

Литература:

                                                                                     

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН – ПРОГРАММА СТУДИИ « ИГРАЕМ В СКАЗКУ»

План- программа студии "Играем в сказку".Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи в группе кратковременного пребывания детей дошкольного возраста....

Рабочая программа "Спортивные игры"

Рабочая программа рассчитана для 2 класса. Требования ФГОС соблюдены....

Программа "Подвижные игры" 1 класс.

Программа разработана для учащихся 1 класса....

Авторская программа "Развивающие игры"

Созданная мной программа "Развивающие игры" ставит перед собой задачу развитие умственных способностей: развитие памяти, внимания, наблюдательности, развитие речи, логического мышления и доказательнос...

Рабочая программа "Подвижные игры" 1 класс

Рабочая программа на 2012-2013 уч.год по Подвижным играм. УМК "Школа России"Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание, требования к уровню подготовки обучающихся,...

Методическая разработка "Игровая программа «В игру играй и дело знай!»

laquo;Старые добрые» подвижные игры, проверенные десятилетиями, а то и веками,  могут развивать не только физические способности, но и память, логику, внимание и при этом способствуют межл...

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 3 - 4 классов. Проводится в виде ТВ программы «Своя игра»

Игра даёт учащимся возможность продемонстрировать свои знания по русскому языку, умение следовать правилам игры, слушать и слышать друг друга, создавать в коллективе атмосферу дружелюбия, эмоцион...