Развитие самостоятельности младших школьников
методическая разработка
Развитие самостоятельности младших школьников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер –класс «Развития познавательной самостоятельности младшего школьника»
В статье «Развитие познавательной самостоятельности младшего школьника в условиях ФГОС»
Я.Н. Носикова
Сказано, что модель развития познавательной самостоятельности младшего школьника включает следующие компоненты:
– мотивация деятельности;
– регулятивные универсальные действия
– специальные (исследовательские) способности.
Специальные(исследовательские) способности
– Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
– поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
– знаково-символическое моделирование;
– умение структурировать знания;
– выбор наиболее эффективных способов решения задач;
– постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
– надситуативная активность;
– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
– синтез;
– выбор оснований и критериев сравнения, классификации объектов;
– установление причинно-следственных связей;
– построение логической цепи рассуждений;
– выдвижение гипотез и их обоснование;
– умение доказывать и защищать свои идеи;
– умение правильно и точно формулировать вопросы;
– длительное удержание внимания на мало интересующем ребёнка явлении;
– сопоставление результата с имеющимися знаниями;
– самостоятельный поиск ошибок в своей гипотезе;
– нахождение нестандартных решений к стандартным ситуациям и задачам;
– внедрение полученного опыта в практику;
Покажу, как я с помощью проблемных ситуаций на уроках стараюсь развивать познавательную самостоятельность младших школьников.
Предмет: математика
Класс: 2
Тема: ПЕРИМЕТР МНОГОУГОЛЬНИКА.
I. | Я пригласила на урок помощников? Узнаете их?( слайд 2) Так как мы будем открывать новые знания, Знайка нам предлагает составить план нашего урока, что бы ничего ни упустили. ( слайд 3) А я добавлю еще в наш план решение задач.(слайд 4) | Регулятивные: составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося |
II. III. | Ребята получают карточки ( приложение №1)Предлагает расшифровать запись путем решения числовых выражений и соответствующих им букв. Самопроверка по слайду 5. Оценить свою работу смайликами. Сформулируйте тему урока.(Слайд 6) | Регулятивные: Самоконтроль выполнения задания Определяют степень успешности выполнения работы. Под руководством учителя формулируют учебную задачу. Предметные: . Отработка устных вычислительных навыков. Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося |
IV. | Слайд 7. -Как называются эти фигуры? (ломаные) На какие группы можно разделить ( по цвету, по количеству звеньев, замкнутые и незамкнутые) -Чем похожи оставшиеся фигуры? (Это замкнутые линии). -Как их можно назвать по другому? (многоугольники)
Как найти длину ломаной линии? (Измерить звенья и сложить) | Познавательные: Анализировать, выделять существенные признаки. Коммуникативные: Взаимодействуют с учителем во время работы осуществляемого в фронтальном режиме. Регулятивные: Определять степень успешности выполнения работы Предметные: владеют математическими терминами |
V. |
Р = 2+3+5+4=14 (см) -Кто сможет закончить мысль Знайки?.(слайд 9) Давайте поможем Незнайке и составим алгоритм(план) нахождения периметра. А как мы нашли дину ломаной –периметр. Но сначала посмотрим диск.(слайд 10, гиперссылка на диск-круг) - Посмотреть диск. На слайде и у ребят на столе листочки с планом(слайд 11) | Регулятивные : Планировать деятельность, составляют алгоритм деятельности. Познавательные : Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативное : Уметь оформлять свои мысли в устной форме .Участвовать в учебном диалоге. Предметные : находить периметр разными способами. |
Мы открыли для себя новые знания, переходим к следующему этапу .Назовите его.( Осмысление и закрепление).Слайд 11. Нахождение периметра У.с.42 №1. ПО РЯДАМ , РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ. Ребята договариваются, кто каким способом будет находить периметр своей фигуры, а потом сравнить результаты. Проверка по эталону на слайде. Слайд 12. Нарисуйте себе смайлик, оцените свою работу. (один у доски,) Почему два вопроса, а ответ один? Оцените себя фонариками.( Сам все сделал, с подсказкой, просто списал с доски) | Коммутативные : распределяют роли, взаимодействуют друг с другом, при решении общей задачи. Предметные : Учатся находить периметр, применять полученные теоретические знания на практике. Регулятивные : Работа по плану. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания. | |
VI. Рефлексия деятельности | Диск. Карточки(приложение №3). Слайд 17.Работа в парах. Одна пара у интерактивной доски. – Что для вас было особенно трудным? | Регулятивные: осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности |
Подведение итогов урока | Слайд 18. -Какое открытие вы сделали? -Ребята, а в жизни, где мы можем использовать умение определять периметр? | Предметные: знают, что такое периметр. Коммуникативные: умеют обосновывать свою точку зрения Регулятивные: осознают важность полученных знаний. |
.
1 класс. Пропись. ч.4.с.10
Послушайте два предложения.
В лесу живет ёж. В реке живет ёрш.
Выясняется лексическое значение этих слов.
-Ёж- произнесите слово, послушайте себя. Произнесите последний звук.
-Ёрш- произнесите слово, послушайте себя. Произнесите последний звук
-Какой звук мы слышим в конце этих слов.
-[ш]-из какого слова я взяла этот звук.
-Определить невозможно. Открываем пропись. Что заметили.
-Какой буквой обозначен звук [ш]- в слове ёж, а в слове ёрш.
-Что это за буквы, какие звуки они обозначают.( парные согласные) Где в слове стоят эти звуки. Что с ними происходит, если они стоят в конце слова.
-Можно сразу писать слово ,если на конце слова мы слышим парный согласный звук.
-Это опасный звук .Он всегда опасный ? Когда он опасный?
-Ёще раз посмотрим в пропись. Как написано слово ёж (ёрш,) как оно произносится.
-Как определить буквы , которую надо писать на месте звука -[ш].( Изменить слово).
-Как изменили слово, прочитайте в прописи.
В этом слове есть расхождение с произношением и написанием. Почему. Так какую букву напишем?
№3
Предложение. Сама поймала сома.
-Как вы понимаете сама. ( без посторонней помощи).
-Кто видел рыбу сома.
-Составим модель этого предложения. Незнайка принес картинки девочки и сома. Куда их поставим?
-Для третьего слова картинки нет, мы его впечатаем. А незнайка выполнил по-другому. Почему у него так получилось. ( потому что слова звучат одинаково)
-Прочитаем оба предложения.
-А чьё предложение прочитаю я. Смогли узнать ,чьё предложение прочитала я.
-Запишем слова как они звучат.
-А если бы Незнайка ловил, то как бы он записал?(сам)
-Как называется эта рыба.(сом)
Можно их сейчас спутать?
-Давайте посмотрим ,как это предложение записывается. Что заставило звуки меняться? (безударные)
-Один безударный звук может «примерить» разные «одежки».
-Если звук стоит в слабой позиции, его сразу записывать нельзя. Нужно узнать звук по сильной позиции.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
поймала поймала
[САМА] [ САМА] [САМ] [СОМ] поймала
[САМА] [ САМА] [ А ] О А Я сама поймала сома .
САМ СОМ Я сама поймала сома .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Класс объединяет детей, из которых нужно создать коллектив и научить жить, заботясь о благополучии друг друга и окружающих. Для того, чтобы ребенок смог проявить и развить свои способности, чувствов...
Выступление на семинаре по теме "Развитие самостоятельности младших школьников через организацию практической деятельности на уроке».
В выступлении раскрываются цели, функции, признаки самостоятельной работы на уроке. Выделяются уровни и типы самостоятельной деятельности школьников, представлены наиболее распространённые виды ...
Научная работа на тему :"Пути развития самостоятельности младших школьников на уроках окружающего мира"
Значение самостоятельной работы для активизации познавательной деятельности младших школьников.Самостоятельная работа учащихся на уроках окружающего мира,её типы и характеры.Карточки для опроса домашн...
Прект "Активизация познавательнойй деятельности и развитие самостоятельности младших школьников на уроках математики"
Активизация познавательной деятельности и развития самостоятельности являются объективными условиями сознательного и прочного усвоения школьниками знаний, умений и навыко...
Статья "Развитие самостоятельности младших школьников в процессе эстетического воспитания"
Данная статья посвещена актуальной на сегодняшний день теме.Самостоятельность-один из важнейших компонентов успешного обучения младших школьников....
Помощь родителям в развитии самостоятельности младших школьников.
Выступление на Одиннадцатой научно-практической конференции педагогов России и ближнего зарубежья "Семья и школа: общий путь". Секция "Организация всеобуча для родителей - социальная задача современно...
Развитие самостоятельности младших школьников посредством заданий для разнополушарных детей
Данный опыт позволит правильно построить работу с леворукими детьми....