Открытое мероприятие "Путешествие по книжным полкам"
план-конспект
Цели: прививать интерес к сказкам и литературе в целом;
- развивать познавательную активность детей, образное мышление,
воображение, речь, память;
- прививать навыки коммуникативного общения.
- расширять кругозор детей;
- воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к книгам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_knizhnym_polkam.docx | 34.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели: прививать интерес к сказкам и литературе в целом;
- развивать познавательную активность детей, образное мышление,
воображение, речь, память;
- прививать навыки коммуникативного общения.
- расширять кругозор детей;
- воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к книгам.
Планируемые результаты: УУД: познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и ранее полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы;
- коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу; уметь работать в группе; совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
- регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, давать эмоциональную оценку деятельности;
- личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми; оценка простых ситуаций с позиции общепринятых нравственных правил, важности исполнения роли «хорошего человека»; развивать умение объяснять самому себе «что нужно обещание выполнять».
Ход занятия.
Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами встретились, что бы…, а вот для чего мы с вами встретились узнаем из письма, которое нам принес
почтальон. Давайте откроем конверт и прочитаем письмо.
«Дорогие мои маленькие друзья! Я знаю, что вы много читаете и умеете беречь книги. А еще мне рассказывали, что головы у вас умные. Сердца добрые и справедливые, глаза зоркие, руки умелые. Я хочу пригласить вас к себе в гости, а что бы вы не потерялись в пути, я посылаю карту моего государства. Отгадав загадку, вы узнаете, кто вам написал это письмо.
«Не шляпа, а с полями. Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с вами терпеливым языком». (Книга) (слайд 2)
Песня «Возьмите в руку книгу, дети!» (слайд 3)
Воспитатель показывает карту. (слайд 4)
Ребята, я думаю, вы не против того, что бы отправиться в «Книжное царство — мудрое государство». Но давайте хорошенько рассмотрим карту. Посмотрите, какое оно огромное «Книжное царство». Какие леса, луга! Здесь даже есть озеро с островом. А как много волшебных городов!
А в путешествие мы отправимся на паравозике.
Вот и первая станция. (слайд 5)
Станция «Бумажная».
Здесь мы узнаем, откуда книги к нам пришли. Книги, ребята, живут уже несколько тысяч лет. Но они не всегда были такими, какими мы их привыкли видеть.
Печатные книги возникли не сразу,
Писец переписывал каждую фразу,
Глаза уставали, дрожала рука.
И так продолжалось века и века.
В старину люди очень ценили книги, так как создавались они очень медленно. На написание одной книги уходили несколько лет.
- А кто знает, на чем и чем писал летописец? (На стенах, камнях, дощечках и т.д.). (слайд 6)
- А чем писали? (Гусиным пером, острой палочкой). (слайд 7)
В Древнем Египте писали на папирусе, который изготовляли из растений. Но он был непрочный. Древние греки писали на телячьей коже и называли ее пергаментом -по имени города Пергама. Но что бы изготовить одну книгу, им надо было истребить целое стадо телят. На Руси был свой материал.
-Кто-нибудь знает какой? (Это была береста). (слайд 8)
Впервые бумагу изготовили в Китае из шелка.
В настоящее время ее делают из… чего? ( Из древесины). (слайд 9)
Верно из древесины, вернее из вещества, которое содержится в древесине, — целлюлозы.
Посмотрите, как в старину оформляли книги. (слайд 10)
И вот наконец наступил этот срок,
Когда был придуман печатный станок.
И стала доступною книга в сто крат,
И был человек очень этому рад. (слайд 11)
Сейчас книги печатаются быстро. Но что бы мы смогли ее получить, над ней работают очень много людей. Давайте назовем их профессии. (Дети называют профессии. Ведущий помогает им наводящими вопросами.)
- Кто лес заготавливает? (дровосек)
- Кто книги пишет? (писатель)
- Кто печатает? (редактор)
- Кто делает переплет? (переплетчик)
- Кто рисует иллюстрации? (иллюстратор)
Видите, как много людей трудится над созданием всего одной книги. Давайте же будем ценить чужой труд и беречь книги. А сейчас на пути у нас станция разноцветная. (слайд 12)
Станция «Разноцветная»
Встречают нас здесь сестры — краски. Ребята, а зачем книгам краски?
Разные краски художнику нужны.
Зеленая краска нужна для весны.
Очень хорошая краска оранжевая!
Солнце сияет, небо загораживая…
Синий — тоже нужный и хороший цвет:
Для природы южной лучше краски нет…
Всякие нужны, ребята, краски.
Что бы сделать нашу землю цветной.
Пусть засверкают, как в сказке,
Краски все до одной!
Посмотрите, какие красочные иллюстрации рисуют художники к книгам. (Дети рассматривают книги с выставки.) (слайд 13)
Смотрите, на нашем пути озеро. Что бы его переплыть, надо на острове Загадок выиграть загадочный бой. К бою приготовились? Тогда начали.
Лечит маленьких детей.
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор (Айболит). (слайд 14)
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик — луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется (Чиполлино). (слайд 15)
Перед волком не дрожал.
От медведя убежал.
А лисице на зубок
Все ж попался (Колобок). (слайд 16)
Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она мала.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку -малышку (Дюймовочка). (слайд 17)
- Молодцы! Вы выиграли бой. А это что за дом перед нами? (слайд 18)
Дом Всезнайки.
Снаружи смотришь - Дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом?
Попробуй, отгадай. (Библиотека).
Я знаю. Что вы ходите в библиотеку, читаете книги. Расскажите о книге, которая вам понравилась больше всех. (Несколько детей рассказывают о прочитанных книгах.)
А вы знаете, почему библиотеку называют домом Всезнайки?
В доме Всезнайки можно встретить самые разные книги.
Короткие и длинные,
Новые. Старинные.
Обычные и странные.
И даже иностранные.
Серьезные, учебные.
Веселые, волшебные.
Про море и про лес.
С картинками и без.
Ребята, вы все любите читать и слушать сказки, давайте проверим, насколько хорошо вы знаете сказки . Сейчас я прочитаю отрывки из сказок, которые любят многие дети. Думаю, вы узнаете героев этих сказок и определите, из какой они сказки.
Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной.
Он сам, того не ведая, несет ее домой. (Русская народная сказка "Маша и медведь”) (слайд 19)
Эту девочку из сказки
Каждый знает без подсказки,
В Зазеркалье побывала,
Там немало повидала. (Льюис Кэрролл «Алиса в стране Чудес»). (слайд 20)
По тропе шагают бодро,
Сами воду тащат вёдра. (Русская народная сказка «По щучьему велению»).
(слайд 21)
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган. (А.Толстой "Золотой ключик”)
(слайд 22)
Молодцы, вы справились.
Ребята, книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо внимательно, не спеша, не пропуская станиц. Мы бережно должны относиться к книге. (письмо книги обращение к детям.)
К н и г а: Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, если меня возьмут другие читатели. Не пишите на мне ни пером, ни карандашом – это так некрасиво. Если вы не закончили читать, то вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть. Помогайте мне остаться чистой, а я помогу вам быть счастливыми и радостными.
Но часто, дети, бывает, к сожалению, и так. (слайд 23)
У Скворцова Гришки
Жили-были книжки –
Грязные, лохматые,
Рваные, горбатые,
Без конца и без начала,
Переплёты – как мочала,
На листках – каракули.
Книжки горько плакали,
Дрался Гришка с Мишкой
Замахнулся книжкой,
Дал разок по голове –
Вместо книжки стало две.
В географии Скворцова
Нарисована корова
И написано: «Сия География моя.
Кто возьмёт её без спросу,
Тот останется без носу!»
- Как нам быть? – спросили книжки,
Как избавиться от Гришки?
И сказали братья Гримм:
- Вот что, книжки, убежим!
Растрепанный задачник,
Ворчун и неудачник,
Прошамкал им в ответ:
- Девчонки мальчишки
Везде калечат книжки.
Куда бежать от Гришки?
Нигде спасенья нет!
- Умолкни, старый минус, -
Сказали братья Гримм, -
И больше не серди нас,
Брюзжанием своим!
Бежим в библиотеку
В свободный наш приют, -
Там книжки человеку
В обиду не дают!
Пошли книжки в библиотеку, а попали в книжную больницу.
Вышли книжки из больницы:
Починили им страницы,
Переплёты, корешки,
Налепили ярлыки.
А потом в просторном зале
Каждой полку указали:
Стал задачник в сотый ряд,
Где задачники стоят.
А Тимур с командой вместе
Занял полку номер двести.
Словом, каждый старый том
Отыскал свой новый дом.
Лицо школьника – это его книги. И в этом вы убедитесь, когда посмотрите сценку
(Выходят два воспитанника . Их костюмы – обложки книг. Одна красиво оформлена, а другая – рваная, растрёпанная.) (слайд 24)
С. Ильин «Две книжки»
Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
- Ну, как твои делишки? –
Одна спросила у другой
- Ох милая, мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки… Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
- Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки,
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу, о них
И говорить-то не прилично…
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично»
В басне этой нет загадки, расскажут напрямик
И книжки и тетрадки, какой ты ученик.
Вот видите, ребята, каким разным может быть отношение к книгам. Как же надо правильно обращаться с книгами? (Надо беречь книги.) Правильно, молодцы!
А впереди у нас станция книжкина больница. (слайд 25)
Станция «Книжкина больница»
Больница эта, ребята, не обычная. Лечат здесь не ребят, не зверят, а книжки. Да-да, не удивляйтесь. Книги тоже, увы, болеют. Правда, они не чихают, не кашляют. Они как-то незаметно начинают бледнеть, желтеть и рассыпаться. А из- за чего это происходит? Оттого, что не все дети выполняют правила обращения с книгой. Давайте их повторим. (слайд 26)
1.Берите книгу чистыми руками.
2. Не перегибайте книгу.
3. Не загибайте страницы.
4. Не читайте книгу во время еды.
5. Что бы книга дольше служила, оберните ее.
Так вот, эти терпеливые пациенты не пищат, не стонут, не жалуются, но они очень страдают и молча ждут помощи. А лечат их заботливые книжные врачи. Только называются они по-другому - реставраторы. Укрепят корешок, подклеят страницу, прогладят. Проходит несколько дней, и вылеченная книга выглядит так, словно она побывала в санатории. Ее выписывают, и она снова возвращается в библиотеку. Сегодня я предлагаю вам стать реставраторами.
Дети выполняют практическую работу по ремонту книг (слайд 27)
Спасибо. Благодаря вам еще многие дети смогут прочитать эти книги. А наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, где были, о чем узнали. Вот и прощальное письмо Книги. Читает письмо. Ребята, я была рада видеть вас в моем Книжном царстве.
Я — книга. Я товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной…
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Я к вам обращаюсь дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
А я желаю вам обрести много хороших друзей, прочитать много хороших книг. И пусть они станут вашими спутниками на всю жизнь.
ГБ ОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Открытое мероприятие
«Путешествие по книжным полкам»
Подготовил воспитатель : Лобанова О.П.
Инсар 2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотография книжной полки к юбилею С.Я. Маршака
В этом году исполняется 125 лет со дня рождения С.Я Маршака. На фотографии можно посмотреть оформление книжной полки по творчеству С.Я. Маршака для учащихся начальных классов....
«Мудрые книжные полки»- классный час
Тематический информационно-познавательный классный часЗнакомство учащихся с историей появления библиотек на земле. Роль и значение библиотек в сохранении мировой цивилизации. Понимание зна...
«Семья у книжной полки»
Поднимая авторитет семьи, мы верим в возможность и необходимость совместных действий, учитываем интересы родителей, обращаемся к ресурсам семьи, не концентрируемся на ее недостатках....
Творческий проект "Моя книжная полка"
Автор знакомит со своими читательскими интересами, любимыми книгами и предлагает выполнить творческие задания по прочитанным книгам....
"Память о войне нам книга оживляет..."(беседа у книжной полки)
Презентация, посвящённая детским книгам о войне....
Библиотечный урок. «Книги Л.Н. Толстого для детей». Рубрика «Книжная полка».
Цели урока: 1.Продолжать знакомить учащихся с творчеством Л.Н. Толстого 2.Учить самостоятельно формулировать тему и цели урока.Способствовать формированию таких основ читательс...
Конспект урока по технологии, 4 класс: Проект "Книжная полка".Создание книжного блока
УМК "Перспектива"...