Программа кружка "Школа доктора Айболита" внеурочной деятельности по социальному направлению
рабочая программа (1 класс)
Пояснительная записка
В современном мире такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье закладывается в детские годы. Известно, что начальный этап систематического обучения является наиболее ответственным периодом в жизни ребенка и во многом определяет как успешность дальнейшего обучения, так и состояние здоровья. Поэтому проблема сохранения здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни сегодня как никогда важна. Состояние здоровья детей – это показатель здоровья нации, одна из характеристик социально – экономического, духовно – нравственного, научного и культурного развития общества. Здоровьесберегающие технологии объединяют в себе все направления деятельности образовательного учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, жевательных резинок, всевозможных конфет, полуфабрикатов) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую дают неправильное представление о питании, и в детском меню преобладают углеводы, липиды в больших количествах. А овощи, фрукты, морепродукты в малых, что приводит к неправильному питанию. Дети вырастают в таких семьях с неправильным отношением к своему здоровью.
Актуальность: состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов и наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается, поэтому важно в школе прививать сознательное отношение к своему здоровью. В связи с этим организован кружок «Школа доктора Айболита».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_doktora_aybolita_1_klass.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Займо-Обрывская средняя общеобразовательная школа
Азовского района
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ Займо-Обрывской
СОШ Азовского района
Приказ от «28» августа 2019 г. № 60
______________ Т.А. Грибкова
М.П
ПРОГРАММА
кружка
«Школа доктора Айболита» внеурочной деятельности
по социальному направлению
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
Начальное общее образование, 1 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 33 ч
Учитель Скрипаленко Инна Владимировна
(ФИО)
Программа разработана на основе
авторской программы «135 уроков здоровья, или школа докторов природы» Л. А. Обуховой, Н. А. Лемяскиной, О. Е. Жиренко для 1-4 классов.
с. Займо-Обрыв
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье закладывается в детские годы. Известно, что начальный этап систематического обучения является наиболее ответственным периодом в жизни ребенка и во многом определяет как успешность дальнейшего обучения, так и состояние здоровья. Поэтому проблема сохранения здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни сегодня как никогда важна. Состояние здоровья детей – это показатель здоровья нации, одна из характеристик социально – экономического, духовно – нравственного, научного и культурного развития общества. Здоровьесберегающие технологии объединяют в себе все направления деятельности образовательного учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, жевательных резинок, всевозможных конфет, полуфабрикатов) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую дают неправильное представление о питании, и в детском меню преобладают углеводы, липиды в больших количествах. А овощи, фрукты, морепродукты в малых, что приводит к неправильному питанию. Дети вырастают в таких семьях с неправильным отношением к своему здоровью.
Актуальность: состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов и наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается, поэтому важно в школе прививать сознательное отношение к своему здоровью. В связи с этим организован кружок «Школа доктора Айболита».
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Реализация данной деятельности предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
- формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
- формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
- формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
- информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем;
- развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
- просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей и подростков.
Кружок построен на основе следующих принципов:
- доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);
- актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников);
- деятельностной основы процесса обучения (мотивация и удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).
Новизна выбранной темы состоит в создании целостной практической системы воспитания здорового образа жизни обучающихся начальной школы для глубоко понимания и целостного обобщения.
МЕСТО КУРСА В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа кружка «Школа доктора Айболита» по социальному направлению предназначена для учащихся 1 класса и составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Кружок «Школа доктора Айболита» формирует у детей основные представления и навыки здорового образа жизни, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда.
Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, могут применить на практике уже сегодня.
Кружок «Школа доктора Айболита» предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу и решение вопросов по здоровому образу жизни.
Курс носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила ЗОЖ. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий).
Одно из важнейших условий эффективного проведения данной деятельности — это просветительская работа с родителями. Поэтому часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин.
Формы работы:
- Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
- Фронтальная работа – это работа со всеми обучающимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
- Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
Методы:
- Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
- Проблемный
-Частично-поисковый – (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).
- Объяснительно-иллюстративный
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА
Личностные результаты формирования здорового образа жизни:
- формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре;
- установка на здоровый образ жизни: формирование желания быть здоровым душой и телом; стремиться сохранить своё здоровье, применяя знания и умения.
- приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности;
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
- расширять свой двигательный опыт за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма;
- освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения объектов природы и общества, а именно: наблюдение, измерение, опыт, сравнение, классификация.
В результате изучения программы «Школа доктора Айболита»
Выпускник научится:
- различать полезные и вредные для здоровья поступки; привычки, укрепляющие здоровье;
- познавать самого себя и свои возможности; черты характера людей; причины неуверенности в себе; интересные и безопасные способы времяпрепровождения; качества, достойные уважения; качества важные для дружбы;
- рассуждать о вредном влиянии табака, алкоголя и наркотиков на здоровье и последствия их употребления.
Выпускник получит возможность научиться:
- принимать решения в опасных ситуациях;
- избегать неприятных чувств;
- оценивать себя;
- неагрессивно отстаивать свои позиции;
- проявлять доброту, милосердие;
- говорить «нет» в опасных ситуациях;
- критически относится к употреблению табака, алкоголя, наркотиков.
II. СОДЕРЖАНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
«Школа доктора Айболита»
Профилактика заболеваний у младших школьников (14ч).
Знакомство с доктором Айболитом.
Советы доктора Вода. Беседа по теме: «Как умывается кошка?», разгадывание загадок.
Друзья Вода и Мыло. Сказка о микробах.
Забота о глазах.
Как человек общается с окружающей средой? Глаза – главные помощники человека. Чтение по ролям стихотворения А. Л. Барто. Беседа по вопросам.
Уход за ушами.
Беседа по теме: «Чтобы уши слышали». Проведение опытов с ватой, часами.
Уход за зубами.
Почему болят зубы? Чтение стихотворения С. Михалкова «Как у нашей Любы…». Рисование: зуб-Замок, в котором поселилась Зубная Боль. Упражнение «Держи осанку».
Чтобы зубы были здоровыми.
Что вредно для зубов? Упражнение «Спрятанный сахар» (этикетки от продуктов). Практикум «Чистка зубов». Разучивание стихотворения.
Как сохранить улыбку красивой.
Беседа о молочных и постоянных зубах. Практическое занятие. Совместное исполнение песни «Улыбка».
Уход за руками и ногами.
«Рабочие инструменты» человека. Пословицы и поговорки о пользе рук и ног. Правило «Уход за ногтями».
Забота о коже.
Зачем человеку кожа. Плакат «Строение кожи». Проведение опыта с кожей. Правила ухода за кожей.
Надежная защита организма.
Схема «Значение кожи». Беседа по теме. Игра «Выбери ответ».
Если кожа повреждена.
Как помочь больной коже? Игра «Можно-нельзя». Как оказать первую помощь? Оздоровительная минутка «Этюд души».
Как следует питаться.
Питание – необходимое условие для жизни человека. Беседа по теме, загадки. Плакат «Органы пищеварения». Стихотворение «Рано утром просыпайся…». Заучивание слов. Упражнение для осанки «Гора».
Здоровая пища для всей семьи. Советы доктора Здоровая пища. Стихотворение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала». Золотые правила питания. Упражнение для осанки «Деревце».
Как сделать сон полезным.
Сон – лучшее лекарство. Стихотворение С. Михалкова «Не спать». Плакат «Режим дня школьника». Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам».
Человек и его здоровье (9ч)
Как настроение?
Настроение в школе. Беседа о дружбе. Упражнение «Азбука волшебных слов». Анкета «В школе». Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе».
Настроение после школы.
Разыгрывание ситуаций, анализ. Анкета «Любишь - не любишь». Пословицы о людской красоте.
Поведение в школе. Игра «Знаешь ли ты правила?». Анализ ситуаций. Чтение и обсуждение стихотворения Б. Заходера «Перемена». Оздоровительная минутка «Упражнения животных».
Я – ученик.
Отрывки из рассказов М. Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». Обсуждение ситуаций.
Вредные привычки.
Беседа по теме. Игра «Да-нет». Оздоровительные минутки «Деревце», «Гимнастика для глаз». Работа в парах, анализ ситуации.
Мышцы, кости и суставы.
Скелет – наша опора. Практические упражнения. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей».
Осанка – стройная спина!
Нарушения осанки. Правила для поддерживания правильной осанки. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам».
Как закаляться. Обтирание и обливание.
Советы доктора Вода и доктора Свежий воздух. Шесть признаков здорового и закаленного человека. Выполнение рисунка для классной выставки «Мы дружим с физкультурой и спортом».
Как правильно вести себя на воде.
Правила поведения на воде. Беседа о различных состояниях воды.
Я выбираю движение (10ч)
Практическая работа: определение своего роста, веса.
Игры и упражнения на воде. Беседа по теме «Какие мы знаем игры на воде?». Изучение стилей плавания.
Народные игры. Русская игра «Городки».
Игра «Брось предмет в цель»:
Дети по очереди становятся на колени на стул и пытаются забросить небольшой предмет (который вы выберите для игры) в коробку или корзину. Тот, кто смог забросить большее количество предметов в корзину, победил. Если в игре используются конфеты, ребенок в конце игры забирает все, что попало в корзину, в качестве приза.
Эстафета «Быстрее, пожар!»
Дети делятся на две или более команд, каждой команде выдается пластмассовый стаканчик с водой. На определенном расстоянии от старта устанавливается большая кастрюля или ведро. По сигналу участники обеих команд начинают эстафету. Они бегут со стаканом воды в руках к кастрюле и выливают в нее воду. Затем игроки как можно быстрее бегут к своим командам и передают стаканчики следующему участнику. Стаканчик наполняется водой из второй кастрюли, наполненной водой (для большего веселья обе команды могут использовать один источник наполнения), и игрок снова бежит к кастрюле. Выигрывает команда, первая наполнившая ведро водой.
Хороводная игра «Зайка».
Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:
Зайка, зайка! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты вставай, вставай, скачи!
Вот морковку получи! (2 раза)
Получи и попляши!
Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.
Расти здоровым. Воспитать себя.
Урок «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!»
В стране Здоровячков. Что значит быть здоровым? Тематическая игра «Хорошо-плохо».
Работа с пословицами о здоровье.
Повторение правил здоровья. Заучивание слов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Советы доктора Воды. | 1 |
2 | Друзья Вода и Мыло. | 1 |
3 | Глаза – главные помощники человека. | 1 |
4 | Подвижные игры | 1 |
5 | Чтобы уши слышали. | 1 |
6 | Почему болят зубы. | 1 |
7 | Чтобы зубы были здоровыми. | 1 |
8 | Как сохранить улыбку красивой. | 1 |
9 | Подвижные игры | 1 |
10 | «Рабочие инструменты» человека. | 1 |
11 | Зачем человеку кожа | 1 |
12 | Надёжная защита организма | 1 |
13 | Если кожа повреждена | 1 |
14 | Подвижные игры | 1 |
15 | Питание – необходимое условие для жизни человека | 1 |
16 | Здоровая пища для всей семьи | 1 |
17 | Сон – лучшее лекарство | 1 |
18 | Какое настроение? | 1 |
19 | Я пришёл из школы | 1 |
20 | Подвижные игры | 1 |
21-22 | Я - ученик | 2 |
23-24 | Вредные привычки | 2 |
25 | Подвижные игры | 1 |
26 | Скелет – наша опора | 1 |
27 | Осанка – стройная спина | 1 |
28 | Если хочешь быть здоров | 1 |
29 | Правила безопасности на воде | 1 |
30-31 | Подвижные игры | 2 |
32-33 | Обобщающие уроки «Доктора Айболита» | 2 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения...
Рабочая программа внеурочной деятельности (1класс) социальной направленности «Happy English»
Рабочая программа кружка составлена на основе «Сквозной» программы раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-м классе начальной школы. Под редакцией: Н.Д. Епанчинцевои, О.А. Моисеенк...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению факультатив «Экономика: первые шаги»
Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического ...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: «Школа докторов природы» в 3 классе
Пояснительная запискаОбучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства- актуальная задача современного образования.Предлагаемый курс занятий «Школа докторов природы»...
Программа кружка "Школа доктора Айболита" внеурочной деятельности по социальному направлению
Пояснительная запискаВ современном мире такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоро...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Проектная деятельность»
Проектная деятельность- важный аспект формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Исследовательскую проектную деятельность можно включать не только в систему уроко...