Роль дидактических игр в работе воспитателя группы продленного дня
статья (4 класс)
Статья о роли дидактических игр в воспитании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazakova_statya.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа №131 Красносельского района Санкт-Петербурга
Роль дидактических игр в работе.
Воспитатель группы продленного дня: Казакова Любовь Васильевна
Санкт-Петербург
2020-2021гг
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, которые созданы в
целях обучения и воспитания умственной активности детей. Высоко оценивая
значения игры В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, это искра, которая зажигает огонек пытливости и любознательности». В дидактических играх
ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем
или иным признакам, делает обобщения. Так в игре «Чей домик» - игровой задачей
будет определяться домик для изображенного на картинке предмета. В игре «Где
спрятался?» «Звук?» Задачей во всех этих играх является формирование
фонематического восприятия в различных его проявлениях: установления наличия
изучаемого звука в слове.
Дидактические игры «Мебель», «Лото», «Одежда», «Овощи», «Фрукты»,
«Транспорт», я использую при формировании умение классифицировать предметы.
В игре «Кто больше запомнит, что из чего сделано» дети по памяти называют
металлические, бумажные и другие предметы. Игровые ситуации у детей снижают
напряжение, усталость, чувство скованности. Для обогащения словаря интересны
для наших детей дидактические игры, которые связаны с темой «Профессия». Я
знакомлю с направлениями профессий (игра «Кто кем работает?»), предварительно
проводила краткую беседу, уточняла, как понимают дети слово «профессия», какие
профессии знают. Показывала картинки, на которых изображены люди разных
профессий и закрепляла представления детей, предварительно объясняла, что
каждый человек во время работы выполняет трудовые действия. Дала понятие
детям о профессии. Провожу игры, главной задачей которых является обучение
рассказыванию. В играх «Угадай кто это?» дети отгадывают предметы по описанию,
что является образом самостоятельного рассказа. Наблюдая за поведением детей в
играх, отмечаю их поступки. Объективная, но обязательно доброжелательная моя
оценка является необходимым условием эффективности обучения дидактическим
играм. Дидактические игры использую для закрепления или повторения темы,
которая дана учителем. Таким образом, правильно использованные игры
способствуют не только активной показательной деятельности детей, но и развитию
их умственных способностей. В игре воспитываются умения преодолевать
трудности, дети учатся быть находчивыми, инициативными, усидчивыми. В
дидактических играх использую пословицы, поговорки, которые отличаются
выразительностью и краткостью. Провожу игры-загадки. В основе их лежит проверка
знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу,
обобщению, формирует умение делать выводы. Рассуждать. Дидактическая игра
имеет определенную структуру. Выделяется следующие структурные составляющие
дидактической игры:
- дидактическая задача;
- игровая задача;
- игровые действия;
- правила игры;
- итог.
Игровая задача осуществляется детьми. Она определяет игровые действия.
Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем
интереснее.
Правила игры. В дидактических играх правила являются заданными. С помощью
правил я управляю игрой.
Подведение итогов - по окончании игры подвожу итог. Дидактическая игра - это игра
для детей.
Основные функции дидактических игр:
1. функция формирования устойчивого интереса к учению и снятие напряжения;
2. функция формирования психического новообразований;
3. формирование навыков учебной и самостоятельной работы;
Дидактические игры помогают сделать учебный материал увлекательным, создать
радостное настроение. Цель игры - организовать и заинтересовать детей,
стимулировать их активность. У наших детей повышена утомляемость и лучше их не
перегружать беседами, однообразными занятиями. Хорошо использовать игры на
слух, зрение. Провожу упражнение развивающие внимание, память, зрительное
восприятие.
1. Какие буквы спрятались? Прием узнавание букв, тренирующий зрительное восприятие.
2. Делай, как я - «упражнение на развитие логического мышления и внимания».
3. Упражнение на развитие сосредоточенности и внимания.
1 4 7 5 8 10 3 Ребенок по порядку должен назвать
5 2 8 2 15 7 12 цифры
3 6 9 14 11 16 1
6 4 13 9
В работе с детьми страдающими задержками речевого развития, дефектным
произношением отдельных звуков (Денис, Катя, Рита), очень помогают сюжетные
картинки и серии картинок, иллюстрирующих какой-либо рассказ. Этот материал, и
так же иллюстрационный материал, использующийся на фланелеграфе, помогает
ребенку пересказать текст, восстановить в памяти услышанное, закрепить в
зрительном образе текст. Дидактический материал должен привлекать учащегося не
только интересным содержанием, но и соответствующей формы, поскольку в
первую очередь дети обращают внимание на внешнее оформление. Тексты
дидактического материала должны иметь воспитательную ценность. Особенно
распространены дидактические игры на этапах повторения и закрепления.
Дидактические игры представлены несколькими видами, много головоломок,
ребусы, загадки, игры в рифму. При чтении слогов использовала игру «Теремок»,
где живут только гласные. Согласные стучатся к гласным в теремок и просят
разрешения войти. Те пускают их только тогда, когда согласные правильно
расскажут о себе. В подобных игровых моментах дети лучше запоминают новый
материал. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка
происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку,
подбирая разные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и
другие признаки предметов. Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре
происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления.
Увлекательные дидактические игры создают интерес к решению умственных задач.
Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет
наблюдательность, помогает быстрому запоминанию. В игре «Факты» нельзя
произносить слово «да», «нет», «черное», «белое». В игре «Что изменилось?»
требуется закрыть глаза и открывать их, пока не будет дан сигнал. Добросовестное
выполнение правил приучает к честности. Справедливости. В зависимости от
материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами,
настольные печатные игры и словесные. Настольные печатные игры так же как и
игры с предметами, основаны на признаке наглядности. Содержание настольных игр
разнообразны. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят с отдельными
предметами (посуда, мебель) с животными, птицами, овощами, фруктами, их
качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях
природы(времена года). Для успешного усвоения материала по математике в
процессе игры необходимо применять как предметы, окружающие школьника, так и
их модели. Сделала игровые и занимательные задания:
1. Игры требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр
дети выполняют действия по образцу (например, игра «Составим узор»)
2. Игры, требующие воспроизведения действий. Эти игры направлены на
формирование навыков сложения и вычитания в пределах 20. Это
«Математическая рыбалка», «Цирк», «Прочитай пожелания морского льва»,
«Цветочные часы» и т. д.
3. Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие,
логические связанные с ними. Например, «Математическая эстафета»,
«Составление круговых примеров», «Проверь Незнайку» и др.
Таким образом в дидактической игре обучение неразрывно связано с воспитанием
каждого ребенка. Дидактическая игра может быть использована на различных
этапах. Так, во время проверки домашнего задания возможно провести игру «Кто
вернее и быстрее?». Осуществляется перекрестная проверка записанных слов,
выявляются ошибки, подсчитываются очки, определяется ряд-победитель. В
подобных игровых моментах дети лучше запоминают новый материал, меньше
устают. Чтобы игры «Домино», «Цветик-семицветик», и другие проходили
интересно, подбираю интересные стихи, которые превращаем в мнемотаблицы,
разыгрываем небольшие сценки. В процессе этих игр, дети учатся выразительной
речи, правильному произношению слов. Такие дети, как Аня, пришли к нам в класс
не умея читать и, благодаря, дидактическим играм и коррекционным, они научились
даже составлять короткие рассказы. И систематическая работа по формированию
грамматически правильной речи дала свои результаты. Дети стали грамотнее
говорить, исправлять ошибки, использовать разные конструкции предложений,
особенно при составлении рассказов. А ведь речь ребенка является ключевым
моментом в его развитии. Развитие речи - это принцип в работе, как по чтению, так
и по грамматике и правописанию. Развитие речи не только принцип, но и составная
часть содержания уроков чтения. Для детей ЗПР трудно выразить свои мысли, речь
их отличается бессвязанностью, отсутствием логики, ясности, выразительности.
Я намечаю определенные задачи:
1. Развивать воображение, учить их представлять себе картины природы.
2. Создавать атмосферу эмоционального отклика на произведения.
3. Учить детей выразительно читать.
Я использовала зрительную опору для помощи в рассуждении. Например, при
ознакомлении со сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» (эпизод). Я
спрашиваю: «Где происходят события?», - при этом рисую реку: «Где протекает
река?», - рисую лес. Ребенка необходимо ввести в роль увлекательного рассказчика,
тогда речь будет живой и эмоциональной. Трудность такой работы в классе
заключается во многом. Хотя бы взять такой аспект, как неумение видеть главное на
картинке. Внимание у таких детей рассеянно, образное мышление развито слабо.
Тем не менее, при составлении устного описания картины «осень» работаю по
алгоритму описания:
1. Рассматриваем картину
2. О чем хотел рассказать художник?
3. Какие настроения от просмотра картины и т. д.
А дополнительно еще провожу дидактическую игру. Разработанная мною тема
помогла в работе с детьми ЗПР. Например, при проведении игры «Что я вижу?»
выясняю знания детей о признаках величины предметов (высокий, низкий, короткий,
узкий, широкий) и об их пространственном расположении (вверху, внизу, слева,
справа). Организуя игру «Чудесный мешочек» уточняю знания о геометрических
фигурах, с которыми знакомила в первом классе. Формирую математическое
преставления в дидактических играх «Найди свой дом», «Три медведя», «одень
куклу на прогулку». Запланировано ряд игр на закрепление знаний о форме,
величине, количестве предметов. Для повторения пройденного материала в плане
продумываю систему дидактических игр математического содержания. Одни игры
должны помочь в закреплении навыков счета до 20, а также в уточнении их
расположения («У кого столько же?», «Будем считать»). Другие игры
организовывались для развития глазомера, при установлении отношений между
предметами по величине («Найди полоску такой же длины»). Закрепление
представлений о геометрических фигурах («Домино», «Найди пару»). Использовала
на прогулке игры природоведческого содержания типа «Найди листок такой же
формы». Для определения места дидактические игры в системе обучения, ее роль в
математическом развитии детей использую метод наблюдения. Наблюдая игру, где
ребенку было необходимо запомнить узор, составленный из геометрических фигур,
и воссоздать его по памяти, отметили: Катя допустила ошибку при выполнении
задания (верно расположила, но не учла цвет). Дидактические игры способствуют
развитию сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные
знания в новой ситуации. Интерес детей в дидактической игре перемещается от
игрового действия к умственной задаче.
С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание детей,
развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи
простейших явлений). Использую игру как средство развития мышления, речи,
воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающем.
Большое значение в умственном развитии имеют дидактические игры
математического содержания. Я ввела их в повседневную жизнь, выполняя при этом
разные функции: выявления, закрепления знаний, умений.
Литература:
1. Жикалкина, Система игр на уроках математики в 1- 2 классах.
2. Е. В. Карпова, Дидактические игры
3. Аксенова А. К., Якубовская, Дидактические игры
4. Р. Д. Тригер, Е. В. Владимирова, Дидактический материал по
русскому языку.
5. Д. В. Менджерицкая, Воспитателю о детской игре
6. А. А. Столяра, Начальная школа. Давайте поиграем.
7. А. И. Максаков, Г. Н. Туманова, Учите играя
8. А. П. Тонких, Т. П. Кравцова, Е. А. Лысенко, Д. А. Стогова, С. В.
Гологуанова, Логические игры и задачи на уроках математики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассуждение о работе воспитателя группы продленного дня.
Часто люди не хотят работать в группе продленного дня. Бытует мнение, что это неблагодарный труд. Дети не умеют себя вести и если в первой половине дня они как-то ...
Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя группы продленного дня
Статья посвящена применению здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя группы продленного дня...
План работы воспитателя группы продленного дня для речевой школы - 1класс
Главная задача воспитателя – это создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокой...
Методические рекомендации по планированию работы воспитателя группы продленного дня.
Методические рекомендации по планированию работы воспитателя группы продленного дня. Обязанности воспитателя группы продлённого дня могут быть разделены на две группы: повседневные и...
Совместная работа воспитателя группы продленного дня с родителями в развитии ребенка в условиях введения ФГОС НОО
Выступление на МО...
Публичное представление опыта работы воспитателя группы продленного дня
Публичное представление опыта работы воспитателя группы продленного дня...
Статья на тему «Организация исследовательских работ в начальной школе в рамках воспитательной работы». Составил работу воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна, школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
Навыки исследовательской работы в начальной школе, как метод и организация маладших школьников....