Программа внеурочной деятельности
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности по курсу для начальной школы "Мировая Художественная Культура"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvd_mhk.docx | 91.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Мировая Художественная Культура»
(начальное общее образование)
(направление: общекультурное)
срок реализации рабочей программы – 4 года
Авторы-составители: Петрашкевич И.В., Корнилова О.В.,
учителя начальных классов
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Личностные результаты обучающихся 1–4 классов (с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)
1 класс
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):
– выступление в роли наблюдателя и исполнителя заданий учителя;
–наличие элементарных правил нравственного поведения в социуме;
– наличие первичного опыта взаимодействия сокружающим миром;
–действия согласно установленным учителем правилам;
–
Смыслообразование:
– осознание себя в роли первоклассника;
– наличие внешних (в том числе игровых) и внутренних мотивов учебной деятельности.
Нравственно-этическая ориентация:
– сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников;
– способность учитывать интересы и чувства других людей;
– осознание ответственности за результаты учебной деятельности;
– освоение планирования и организации деятельности, положительное отношение к конструктивным результатам деятельности лиц ближайшего окружения;
– освоение правил общения в классном коллективе;
– способность быть доброжелательным.
2 класс
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):
–– проявление желания изучать культуру своего народа;
– демонстрация творчества в проявлении ценностных установок;
– демонстрация уважительного отношения к сверстникам и взрослым;
– проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, представителям разных народов;
– выбор позиции, основанной на нормах нравственности;
Смыслообразование:
– принятие социальной роли школьника;
– преобладание внутренней учебной мотивации над внешней.
Нравственно-этическая ориентация:
– сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников, мнению взрослых, в том числе педагогов; доброжелательность в отношении к одноклассникам, членам семьи;
– принятие ответственности за результаты учебной и информационной деятельности;
– планирование и организация творческой деятельности, принятие и оценка результатов деятельности лиц ближайшего окружения;
–– уважительное отношение к продуктам художественной деятельности (музыкальной, литературной);
– усвоение норм общения в классе и в повседневных ситуациях;
– умение выстроить собственное бесконфликтное поведение.
3 класс
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):
– принятие самостоятельных решений при осуществлении выбора действий;
– осознанное соблюдение норм нравственного поведения;
– соблюдение экокультурных норм поведения в социоприродной среде;
– демонстрация умения анализа ситуаций и формулирования логических выводов, рассуждений;
– сформированность культуры безопасного поведения в общественных местах.
Смыслообразование:
– принятие и освоение социальной роли обучающегося;
–наличие познавательных и социальных мотивов учебной деятельности.
Нравственно-этическая ориентация:
– сформированность уважительного отношения к истории и культуре своего народа,
– развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
– самостоятельность в осуществлении учебной и информационной деятельности;
– осуществление творческой деятельности, установка на результат, уважение продуктов деятельности других людей;
– информированность о профессиях, представленных в родном краю, стране; понимание значимости этих профессий для человека, семьи, социума;
– способность выражать своё отношение к продуктам художественной деятельности (музыкальной, литературной);
– способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в привычных ситуациях;
– умение не создавать конфликтов и разрешать некоторые спорные вопросы.
4 класс
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):
- сформированность ценностей многонационального российского общества;
- сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- сформированность уважительного отношения к собственной семье, её членам, традициям;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Смыслообразование:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Нравственно-этическая ориентация:
- сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов в аспекте потребности ведения здорового образа жизни;
- этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
1.2. Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
1.2.1. Формирование универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- делать сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь, текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с
помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и
письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего, речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, диалогической форме коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы.
Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
1.2.2.Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события,
устанавливать их последовательность, упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2–3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение, характеризовать явление по его описанию, выделять общий признак группы элементов).
Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.
Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.
Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
1.2.3. Формирование ИКТкомпетентностиобучающихся (метапредметные результаты)
Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ, выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
- технологии ввода информации в компьютер: ввод текста, записьзвука, изображения, цифровых данных.
Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- вводить информацию в компьютер с использованием различныхтехнических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке, набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
- сканировать рисунки и тексты.
Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
– использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
- подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флеш-карты);
- описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;
- собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
- редактировать тексты, изображения, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль, использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида, следовать основным правилам оформления текста;
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера, составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
- заполнять учебные базы данных.
Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
– грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию, критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):
– создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
– готовить и использовать презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
– создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
– создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера, составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
- размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
- пользоваться основными средствами телекоммуникации,
- участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
5. Формирование ИКТ-компетентности обучающегося:
5.1. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером:
– умение использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ.
5.2. Обработка и поиск информации:
- умение подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования;
- умение редактировать тексты, изображения, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей;
- умение искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете.
5.3. Создание, представление и передача сообщений:
- умение создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
- умение создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста.
Объём рабочей программы курса составляет 135 часов и рассчитан на 4 года обучения (1 класс – 33 часа, 2–4 класс – 34 часа в год). Занятия проводятся из расчёта 1 час в неделю.
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мировая художественная культура (МХК) – предмет сравнительно новый в российской системе образования. Приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры – единый и непрерывный процесс, достаточно сложный для учеников, поэтому возникла необходимость создания программы «МХК в 1- 4 класс». Она позволяет устанавливать преемственные связи предметов гуманитарно-художественного направления и подготавливает учащихся к изучению истории в 5-9 классах основной школы.
Реализация рабочей программы предполагает включение обучающихся в такие виды деятельности, как игровая, познавательная, проектная, социально-значимая, ценностно-ориентированная.
Занятия курса внеурочной деятельности проводятся в форме бесед, рассказов, игр и игровых ситуаций, кукольных театров, экскурсий, конкурсов. Обучающимся предлагается участвовать в конкурсе рисунков, плакатов. Они могут стать режиссёрами и актёрами видеороликов, агитбригад и т. д.
Особое внимание уделяется использованию проектной деятельности совместно с родителями обучающихся.
Программа «Мировая художественная культура в 1- 4 классе» составлена в соответствии с Федеральным компонентом и иллюстрирует подход к оценке достижений учащихся, а также является отражением одной из содержательных линий национально-регионального компонента государственного стандарта «Художественная культура».
Цель:
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения выдающихся художников - творцов.
Задачи:
- формирование понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлениях;
- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусств;
- постижение знаний о многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
- освоение основных этапов развития отечественной художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
- способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умение отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
- пропагандировать здоровый образ жизни у младших школьников;
- подготовка компетентного читателя, слушателя и зрителя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства;
В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- основные виды и жанры искусства и их классификацию;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства;
- уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества.
Программа курса «Мировая Художественная Культура» для 1 класса рассчитана на 33часа (1 час в неделю).
Античная культура и мифология Древней Греции. (33 часа.)
I. Введение (3часа)
Первичные представления об устройстве мира. Глобус, карта. Страны и народы древности. Что такое «миф»? Древняя Греция. Иллюстрации античных барельефов. Иллюстрации в книгах.
II. Главные боги в греческих мифах. (7 часов.)
Олимпийские боги: Зевс и Гера, Посейдон и Афина, Диметра и Аид, Аполлон и Гермес, Гефест и Афродита, Нарцисс, Эрос, Артемида, Арес. Илюстрация :»Кронос пожирает своих детей»; рельеф «Дремлющая Афина»; мифические сцены на фресках, сосудах, монетах, геммах; репродукции античных статуй. Борьба богов с титанами и гигантами.
III.Герои Древней Греции. (23 часа)
- Мифы о Геракле (10 часов).
Рубенс «Юнона, кормящая Геракла». Репродукция античных камее о Лернейской гидре; античных ваз с подвигами Геракла.
- Золотое руно (10 часов)
Репродукция «Фрикс и Гелла» ; античной статуи «Ясон»; античного барельефа «Построение корабля «Арго»»; «Медея» По Рафаэлю.
- Герои Древней Греции (3часа)
Тессей. Смелость и мужество. Победа над Минотавром. Прометей. Гордость и служение Людям. Одиссей. Персей. Дедал и Икар. Рембрандт Ван Рей «Даная»- репродукция. Бенвенуто Чиллини.
«Персей» и «Голова горгоны Медузы»; Карло Сарацине «Падение Икара»; Шарль Поль Ландон «Дедал и Икар»; Диего Рибера «Прометей»; Ван Дейн «Мучение Прометея» -репродукция.
Итоговый урок.
Программа курса «Мировая Художественная Культура» для 2 класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
- В мире художественной культуры.
Мировая художественная культура как совокупность множества культур народов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении веков
- К. Брюллов «Последний день Помпеи»
Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы.
- Религиозные верования и их отражение в искусстве.
Формы первобытной религии. Искусство и религия. Под звуки тамтамов Танцы народов Африки Традиционные танцы народов Африки — неотъемлемая часть их образа жизни. Удивительное чувство ритма и особенности пластики — главная особенность африканского танца. Гармоничность, выразительность движений и жестов танцоров, их горделивая осанка, степенная и плавная походка. Африканский танец — синтез многих искусств. Коллективный характер африканского танца, особенности его исполнения. Имитация трудовых процессов, обрядовые эпизоды, Магические обрядовые танцы народов Центральной Африки.
- Художественные символы народов.
Архаический символизм. Единство и многообразие культуры. Единство мировой культуры. Мировое Древо как отражение единства мира. Многообразие и национальная самобытность культуры. Символический характер искусства. Поэтические символы народов мира и их отражение в произведения живописи, литературы, устном народном творчестве, обрядах и праздниках.
- Человек в мире Природы. И. Левитан «Свежий ветер. Волга»
Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер?
- Культура Древнего Египта.
Художественный канон в искусстве Вечная жизнь души в искусстве Древнего Египта. Мировоззрение и религия Древнего Египта. Мифология Египта. Пантеоны богов. Гелиопольская девятка. Фиванская триада.
- Дома вечности» богов и фараонов.
Азбука архитектуры. «Каменная летопись мира». Произведения архитектуры — памятники материальной и духовной жизни общества. Архитектура как выражение основных идей времени. Создание искусственной среды для жизни и деятельности человека — главное назначение архитектуры. Создание среды обитания человека с помощью материально-технических и художественных средств — ее основная цель. Место архитектуры среди других видов искусства. Пространство — язык архитектуры. Своеобразие архитектурных традиций. Дом — жилище человека. «Дома вечности». Пирамиды. Заупокойные храмы.
- Особенности храмового зодчества. Виртуальная экскурсия в картинную галерею.
- Художественный канон в искусстве.
Использование языка символов и аллегорий в скульптурных произведениях. Виды и жанры скульптуры. Круглая скульптура. Рельеф и его разновидности: барельеф, горельеф и контррельеф. Виды скульптуры по целевому назначению: монументальная, монументально-декоративная и станковая (характерные признаки). Выбор материала, его зависимость от авторского замысла, содержания, местонахождения произведения и особенностей освещения. Процесс создания скульптурного произведения и его основные этапы.
- Искусство Амарны.
Язык скульптуры и живописи Религиозная реформа Эхнатона. Искусство Амарны. Портрет Нефертити, Эхнатона.
- Культура Древнего Египта и мировая культура.
Влияние культуры Древнего Египта.
12. Культура Древнего Востока.
Религия и искусство шумеро-аккадской цивилизации Природа и Человек — главная тема восточного искусства. Храмы Месопотамии. Клинопись. Литература и фольклор. Культура Шумера, Аккада.
13. Культура Древней Индии.
Мировоззрение, религия и искусство Древней Индии ведийского периода Традиции буддийской храмовой архитектуры. Борободур (остров Ява, Индонезия) — крупнейший памятник мирового храмового зодчества. Символическая роль скульптуры и рельефов, призванных воплощать буддийское «постижение истины».
14. Культура Древнего Китая.
Мировоззрение, религия и искусство Древнего Китая
15. Культура Древней Греции
Особенности древнегреческой культуры. Периодизация Древнегреческой культуры. Идеал.
16. Культура Америки.
Особенности художественной культуры майя. Памятники художественной культуры инков. У истоков народной американской музыки
17. И. Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе»
Развитие наблюдательности и внимания. Продавцы, их помощники и покупатели. Рулоны тканей, мода на определенную расцветку платков. Посетители-покупатели на базаре: кто они? Словесное описание покупателей, определение рода занятий по одежде.
18. «Страна героев и богов».
Мифы Древней Греции. Религия Древней Греции: теогония и олимпийский пантеон. Хаос как источник жизни на Земле, элемент первоосновы мира. Понятие Космоса как упорядоченного мира, состоящего из земли, неба и подземного мира. Возникновение Космоса из Хаоса в поэме Овидия «Метаморфозы». Первые божества. Рождение первых богов в поэме Гесиода «Теогония». Титаны, Боги-олимпийцы.
19. «Страна героев и богов».
Религия Древней Греции: культ героев, специфика древнегреческой мифологии
20. Древнегреческий эпос.
Художественные традиции народов мира. Героический эпос Поэма Гомера «Илиада» как героический эпос.
21. Б. Кустодиев «Морозный день»
Городские постройки. Первые этажи, их назначение и обитатели. Перекресток: метки, отграничивающие пешеходную часть улицы от проезжей. Причины малолюдности на улице. Цвета и оттенки снега.
22. Крито-микенское искусство.
Периодизация крито-микенского искусства. Идеал. Памятники Крита и Микеню-Кносский дворец. Фрески Кносского дворца. Крепость в Микенах. Сокровищница Атрея, Малая скульптура.
23. Прогулка по афинскому Акрополю.
Азбука архитектуры. Понятие о выразительных средствах архитектуры, тектонике. Своеобразие архитектурных традиций. Особенности храмового зодчества. Ордер. Виды ордера.
24. Прогулка по афинскому Акрополю.
Храмы афинского акрополя: храм Ники Аптером, Эрехтейон, Парфенон.
25. Древнегреческая архитектура эпохи эллинизма.
Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Храм Артемиды в Эфесе. Пергамский алтарь.
26. В поисках Человека.
Человек в искусстве Древней Греции – настоящий гимн его величию и духовной мощи. Скульптура Древней Греции и Идеал человека. Архаические коры и куросы. Ранняя классика. Высокая классика. Творчество Поликлета. Канон Поликлета. Пракситель
27. В поисках Человека.
Человек в искусстве Древней Греции – настоящий гимн его величию и духовной мощи. Скульптура Древней Греции и Идеал человека. Скульптура поздней классики и эллинизма. Характерные черты, Скопас.
28. Декоративно-прикладное искусство Древней Греции.
Вазопись. Стили Древнегреческой вазописи.
29. Древнегреческий театр.
Азбука театра. Театр как один из древнейших видов искусства. Условный характер театрального искусства. Проблема правды и правдоподобия в театральном искусстве. Рождение сценического образа. Роль зрителя. Синтетический характер театрального искусства. Театр и драматургия Греции. Рождение театра. Дионисии. Эсхил. Софокл. Еврипид. Части античного театра.
30. Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати»
Бытовые картины жизни. Развитие наблюдательности и внимания. Сравнение портрета Кати с портретами ее родителей (фрагменты портретов на полях репродукции). Фамильные черты. Сравнение времени создания двух полотен: определение возраста Кати (ровесница или старше/младше).
31. Человек в искусстве Греции.
Обобщение. Мировоззрение и социокультурная модель общества. Человек в искусстве Древней Греции – настоящий гимн его величию и духовной мощи.
32. Человек. Общество. Время.
Возвышенный интерес к неограниченным творческим возможностям Человека. Киноискусство и древние культуры
33. Человек. Общество. Время.
Возвышенный интерес к неограниченным творческим возможностям Человека. Киноискусство и древние культуры
34. Обобщение
Человек прошлого, настоящего и будущего в искусстве. Современное искусство, его новые формы, Человек в искусстве театра и кино XX столетия.
Программа курса «Мировая Художественная Культура» для 3 класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
- Введение.
В мире художественной культуры. Повторение материала 2 класса Цивилизация и культура Художественный образ – стиль – язык. Соотношение понятий «цивилизация» и «культура». Понятие о мировой художественной культуре Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Человек. Общество. Время Виды искусства. Произведения художественной культуры архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, (литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей.
- Человек. Общество. Время.
Мировоззрение и социокультурная модель Древнего Рима. Периодизация Римской культуры. Достижения Римской цивилизации.
- Человек Римской эпохи.
Понятие об идеале Идеал человека в религиях мира. Периодизация Римской культуры.
- Человек эпохи Римской империи.
Понятие об идеале Идеал. Идеал Греции и идеал Рима. Римский скульптурный портрет.
- Архитектура Древнего Рима.
Своеобразие архитектурных традиций. Ордерная система в Риме. Особенности храмового зодчества Рима. Пантеон- храм всех богов. Дом — жилище человека.
- Архитектура Древнего Рима.
Дом — жилище человека. Домус. Инсула. Вилла. Общественные здания Рима. Термы. Базилики. Амфитеатры. Колизей.
- Человек Римской империи в литературе.
Поэзия Древнего Рима: Овидий. Литература в содружестве искусств.
- Человек Римской империи в литературе.
Поэзия Древнего Рима: Катулл Гораций, Литература в содружестве искусств.
- Человек Римской империи и искусство театра.
Театр Рима. Открытия. Драматургия. Идеал и театр Древнего Рима.
- Идеал Человека в культуре народов мира.
Понятия об идеале. Три мировые религии. Индуизм. Буддизм.
- Идеал Человека в культуре народов мира.
Искусство индуизма и буддизма. Понятия об идеале. Три мировые религии. Индуизм. Буддизм.
- Идеал Человека в религиях мира. Искусство ислама.
Три мировые религии. Ислам. Религиозные праздники и обряды мира. Мусульманские праздники Искусство книжной миниатюры Востока, его условный и декоративный характер, особенности изображения человека. Излюбленные сюжеты.
- Идеал Человека в религиях мира. Искусство ислама
Три мировые религии. Ислам. Религиозные праздники и обряды мира. Мусульманские праздники. Искусство книжной миниатюры Востока, его условный и декоративный характер, особенности изображения человека. Излюбленные сюжеты.
- Идеал Человека в религиях мира. Искусство ислама.
Культовая архитектура исламского Востока. Бухара. Самарканд. Как и почему возник орнамент, его отличие от живописи. Элементы-мотивы древнейших орнаментов. Единство мотивов и ритмов
- Идеал Человека в религиях мира. Искусство ислама.
Культовая архитектура исламского Востока. Комплекс Альгамбры. Как и почему возник орнамент, его отличие от живописи. Элементы-мотивы древнейших орнаментов. Единство мотивов и ритмов
- Идеал Человека в религиях мира. Путешествие по Востоку.
Обобщение темы, путешествие по Востоку. Просмотр видеофильмов, фрагментов работ учащихся.
- Святые и святость.
Три мировые религии. Христианство. Три ветви христианства.
Религиозные праздники и обряды мира. Христианские праздники.
Зарождение христианства. Три ветви христианства.
Прочность народных традиций, направленных на сохранение памяти о святых, их отражение в произведениях устного народного творчества. Образ святого Себастьяна в искусстве Возрождения. Князья Борис и Глеб — первые святые, канонизированные русской церковью.
- Святые и святость.
Три мировые религии. Христианство. Три ветви христианства.
Религиозные праздники и обряды мира. Христианские праздники.
Зарождение христианства. Три ветви христианства. Герои и защитники отечества. Георгий Победоносец — мужественный воин и доблестный защитник Отечества. Образ святого Георгия в истории мирового искусства. Александр Невский — защитник земли Русской — в произведениях искусства.
- Вначале было слово.
Библия, структура библии, основные библейские сказания.
- Вначале было слово.
Литература средневековья.апокрифы
- Идеал раннего средневековья.
Героический эпос народов мира. Понятие о героическом эпосе. Герои и темы народного эпоса. Понятие о героическом эпосе, художественно отразившем представления об историческом прошлом, воссоздавшем целостные картины народной жизни. Героический эпос – результат коллективного народного творчества. Безымянный характер эпических произведений «Песнь о нибелунгах», «Калевала»).
- Идеал раннего средневековья.
Героический эпос народов мира. Понятие о героическом эпосе. Герои и темы народного эпоса. Понятие о героическом эпосе, художественно отразившем представления об историческом прошлом, воссоздавшем целостные картины народной жизни. Героический эпос – результат коллективного народного творчества. Безымянный характер эпических произведений Литературные интерпретации народного эпоса (Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре).
- Своеобразие архитектурных традиций.
Азбука архитектуры, выразительные средства, музыка и архитектура. Дороманский стиль. Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира, отразившая представления человека об устройстве мироздания.
- Идеал романской эпохи.
Герой и защитник Отечества Георгий Победоносец — доблестный защитник Отечества. Идеал благородного рыцарства, рыцарская поэзия, культ Прекрасной дамы. Благородный и доблестный рыцарь — идеал человека в эпоху Средневековья. Понятие о рыцарском кодексе чести. Примеры мужественных деяний рыцарей в истории мирового искусства.
- Особенности храмового зодчества.
Азбука архитектуры, выразительные средства, музыка и архитектура. Романский стиль, Рыцарский замок, базиликальный романский храм, средневековый город. Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира, отразившая представления человека об устройстве мироздания.
- Идеал готики.
Азбука архитектуры, выразительные средства, музыка и архитектура Готика- «застывшая музыка» Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира, отразившая представления человека об устройстве мироздания. Готический стиль, базиликальный готический храм, средневековый город. Готические храмы. Франции.
- Идеал готики.
Азбука архитектуры, выразительные средства, музыка и архитектура Готика- «застывшая музыка» Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира, отразившая представления человека об устройстве мироздания. Готический стиль, базиликальный готический храм, средневековый город. Готические храмы Германии, Италии, Англии и др. Видеопутешествие.
- Идеал Византии.
Византийский храм. Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира, отразившая представления человека об устройстве мироздания. Храм Святой Софии в Константинополе. Искусство византийской мозаики.
- Художественные традиции средневековой Руси.
Герои и темы народного эпоса. Общие черты и сходные признаки произведений героического эпоса. Русские былинные богатыри и их отличие от средневековых рыцарей. Крестовокуполный.храм. Киевская Русь, Домонгольский период. Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира, отразившая представления человека об устройстве мироздания.
- Художественные традиции средневековой Руси.
Архитектура княжеств: Новгород, Владимир, Суздаль, Москва; своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира, отразившая представления человека об устройстве мироздания
- Древнерусская иконопись.
Изобразительное искусство народов мира, символизм иконы, иконографические типы и школы, иконография Христа и Богоматери. Построение иконостаса. Древнерусская иконопись — уникальное явление мировой художественной культуры. Следование византийским канонам, выработка собственного способа отражения религиозных представлений. Исключительная роль иконы в жизни человека.
- Древнерусская иконопись.
Древнерусская иконопись — уникальное явление мировой художественной культуры. Следование византийским канонам, выработка собственного способа отражения религиозных представлений. Исключительная роль иконы в жизни человека. Феофан Грек Андрей Рублев.
- Древнерусская иконопись.
Дионисий, Симон Ушаков, парсуна, усиление светских традиций, зарождение портретной живописи Древнерусская иконопись — уникальное явление мировой художественной культуры. Следование византийским канонам, выработка собственного способа отражения религиозных представлений. Исключительная роль иконы в жизни человека.
- Музыка в храме. Обобщение.
Музыкальная культура средневековья. Литургия. Византийские песнопения. Музыка как синтез искусств, особое храмовое действо. Вокальное и хоровое пение, колокольные звоны — основа музыкальной традиции православия. Выдающиеся композиторы, создававшие русскую церковную музыку. Русская колокольная музыка как часть православной культуры. Виды колокольных звонов, их тембровое богатство и ритмическое своеобразие. История знаменитых русских колоколов.
Программа курса «Мировая Художественная Культура» для 4 класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
- Введение.
Виды искусств. Пластические виды искусства. Временные виды искусства. Пространственно-временные (синтетические) виды искусства.
У истоков теории синтеза искусств. Идея синтеза искусств в различные эпохи. Театр. Балет. Кино. Цирк. Эстрада. Экранные и мультимедийные виды искусства. Взаимодействие искусств в будущем
- Пространственно-временные виды искусства. Азбука театра.
Театр как один из древнейших видов искусства. Условный характер театрального искусства. Проблема правды и правдоподобия в театральном искусстве. Рождение сценического образа. Роль зрителя. Синтетический характер театрального искусства Мастерство актера, понятие об актерском амплуа. Профессия актера: от древности до современности. К. Станиславский об основных принципах актерской игры. Режиссер — профессия XX в., его задачи и роль в создании театрального спектакля. Выдающиеся режиссеры прошлого и современности
- Искусство оперы и балета.
Синтетический характер оперы и ее место в ряду других искусств. История развития оперного искусства. Основные оперные жанры. Выдающиеся реформаторы оперной сцены Танец как один из древнейших видов искусства, его место в жизни человека. Эволюция танцевального искусства. Понятия «танец» и «балет», их главные различия. Классический танец — основа балетного искусства. Смена стилей и направлений. Развитие национальных традиций. Выдающиеся деятели балетного искусства
- Искусство кино, экранные и зрелищные виды искусства.
День рождения десятой музы — Кино. Кинематограф — искусство, рожденное научно-технической революцией. Фотографическая природа кино. Искусство кадра и монтажа. Новые технологии и горизонты современного киноискусства. Место кино в ряду других искусств. Выдающиеся актеры и режиссеры кино
Экранные искусства — важнейшие средства массовой информации. Синтетическая природа экранных искусств. Телевидение, его возникновение и этапы развития. Кинематограф и телевидение.
- Идеал Человека в культуре народов мира.
Человек в художественной летописи мира. Изменение представлений человека о его месте и роли в природе, обществе, государстве. Нравственные ценности и идеалы человека в различные исторические эпохи и их отражение в произведениях искусства. Понятия об идеале
Три мировые религии. Индуизм. Буддизм. Божественный идеал в буддизме, исламе и христианстве
- Идеал Человека в религиях мира.
Человек в художественной летописи мира. Мира. Изменение представлений человека о его месте и роли в природе, обществе, государстве. Нравственные ценности и идеалы человека в различные исторические эпохи и их отражение в произведениях искусства. Понятия об идеале Три мировые религии. Ислам. Религиозные праздники и обряды мира. Мусульманские праздники.
- Святые и святость.
Изменение представлений человека о его месте и роли в природе, обществе, государстве. Нравственные ценности и идеалы человека в различные исторические эпохи и их отражение в произведениях искусства. Понятия об идеале. Три мировые религии. Религиозные праздники и обряды мира. Христианские праздники.
Зарождение христианства. Три ветви христианства
- Вначале было слово.
Библия, структура библии, основные библейские сказания Литература средневековья. Апокрифы. Основные сюжеты Ветхого и Нового завета.
- Идеал раннего средневековья.
Героический эпос народов мира. Понятие о героическом эпосе. Герои и темы народного эпоса. Понятие о героическом эпосе, художественно отразившем представления об историческом прошлом, воссоздавшем целостные картины народной жизни. Героический эпос – результат коллективного народного творчества. Безымянный характер эпических произведений «Песнь о нибелунгах», «Калевала»). Литературные интерпретации народного эпоса (Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре).
- Своеобразие архитектурных традиций. Архитектура среди других искусств.
Азбука архитектуры. Понятие о выразительных средствах архитектуры,
о художественном образе в архитектуре. Дороманский стиль. Его особенности и памятники.
- Идеал романской эпохи.
Идеал благородного рыцарства, рыцарская поэзия, культ Прекрасной дамы Герой и защитник Отечества. Георгий Победоносец — доблестный защитник Отечества. Благородный и доблестный рыцарь — идеал человека в эпоху Средневековья. Понятие о рыцарском кодексе чести. Примеры мужественных деяний рыцарей в истории мирового искусства.
- Особенности храмового зодчества.
Азбука архитектуры. Понятие о выразительных средствах архитектуры, о художественном образе в архитектуре. Архитектурный ансамбль. Искусство градостроительства. Романский стиль, Рыцарский замок, базиликальный романский храм, средневековый город.
- Идеал готики.
Азбука архитектуры. Понятие о выразительных средствах архитектуры, о художественном образе в архитектуре. Архитектурный ансамбль. Искусство градостроительства Готический стиль, базиликальный готический храм, средневековый город.
- Идеал Византии.
Византийский храм. Храм Святой Софии в Константинополе Искусство византийской мозаики.
- Художественные традиции средневековой Руси.
Изменение представлений человека о его месте и роли в природе, обществе, государстве. Нравственные ценности и идеалы человека в различные исторические эпохи и их отражение в произведениях искусства. Понятия об идеале. Герои и темы народного эпоса. Общие черты и сходные признаки произведений героического эпоса. Русские былинные богатыри и их отличие от средневековых рыцарей. Крестовокуполный храм. Киевская Русь, Домонгольский период.
- Художественные традиции средневековой Руси.
Азбука архитектуры, ее выразительные средства, образ в архитектуре. Архитектура княжеств: Новгород, Владимир, Суздаль, Москва.
- Древнерусская иконопись.
Живопись и иконопись. Особенности языка. Изобразительное искусство народов мира, символизм иконы, иконографические типы и школы, иконография Христа и Богоматери. Построение иконостаса.
- Древнерусская иконопись
Феофан Грек. Андрей Рублев. Нравственные ценности и идеалы человека в различные исторические эпохи и их отражение в произведениях искусства. Понятия об идеале.
- Древнерусская иконопись.
Иконопись и живопись. Жанры живописи. Портрет. Дионисий, Симон Ушаков, парсуна, усиление светских традиций, зарождение портретной живописи.
- Музыка в содружестве искусств.
Музыка в храме. Музыка и ее выразительные средства. Понятие музыкальной формы. Музыка и канон. Музыкальная культура средневековья. Григорианский хорал. Литургия. Месса. Византийские песнопения.
- Человек «в центре мира».
Изменение представлений человека о его месте и роли в природе, обществе, государстве. Нравственные ценности и идеалы человека в различные исторические эпохи и их отражение в произведениях искусства. Понятия об идеале. Основные черты эпохи Возрождения
- Последний певец средневековья.
Литература в семье искусств. «Живописность» литературы и «повествовательность» живописи-си. Конкретность живописи и абстрактность слова. Способы со здания художественного образа в живописи и литературе. Графика — «самая литературная живопись». Единство слова и изображения в произведениях книжной графики. Данте, Джотто.
- Архитектурные традиции Возрождения.
Светские тенденции в архитектуре Возрождения. Античные традиции. Ордер. Палаццо. Теория перспективы. Альберти, Браманте. Брунеллески.
- Раннее Возрождение.
Боттичелли, Мазаччо, биография, наследие, черты творчества.
- Титаны Возрождения.
Леонардо да Винчи, биография, наследие, черты творчества.
- Титаны Возрождения.
Рафаэль Санти, Микеланджело: биография, наследие, черты творчества.
- Титаны Возрождения.
Венецианская школа, Тициан: биография, наследие, черты творчества.
- Традиции Северного Возрождения.
Живопись Германии. Дюрер, Грюневальд, Гольбейн, биография, наследие, черты творчества.
- Традиции Северного Возрождения.
Живопись Нидерландов. Босх, Брейгель Старший, Вермейер, биография, наследие, черты творчества.
- Литературные традиции Северного Возрождения.
Шекспир, Сервантес, Рабле, биография, наследие, черты творчества. Характеристика творчества, литературные жанры Возрождения. Благородный и доблестный рыцарь — идеал человека в эпоху Средневековья. Понятие о рыцарском кодексе чести. Примеры мужественных деяний рыцарей в истории мирового искусства.
- Ах, карнавал, удивительный мир.
Театр Возрождения. Комедия дель арте. Персонажи комедии дель арте. Театр народов мира. Взаимодействие искусств.
- Своеобразие музыкальной культуры Возрождения.
Зарождение светских музыкальных жанров, сюита, Лютневая музыка Возрождения. Вокальная светская музыка «Музыкальность» живописи. Колорит и ритм — музыкальное начало живописи. Музыка — «невидимый танец», а танец — «немая музыка.
- Человек нового времени Обобщение.
Человек и новая картина мира (эпоха Просвещения). Человек – ничтожно малая частица мироздания и одновременно великая сила, способная управлять природой.
- Человек нового времени. Обобщение.
Человек и новая картина мира (эпоха Маньеризм, барокко, классицизм- основные черты стиля.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс – 33 часа
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Вводное занятие 3ч. | ||
1. | Первичные представления об устройстве мира. | 1 |
2. | Страны и народы в древности. Живопись. Скульптура. | 1 |
3. | Что такое миф | 1 |
Главные боги в греческих мифах 7ч. | ||
4 | Зевс и Гера | 1 |
5 | Посейдон и Афина | 1 |
6 | Деметра и Аид | 1 |
7 | Апполон и Гермес | 1 |
8 | Гефест и Афродита | 1 |
9 | Нарцисс и Эрот | 1 |
10 | Артемида и Арес | 1 |
Мифы о Геракле 10ч. | ||
11 | Рождение Геракла | 1 |
12 | Геракл убивает Немейского льва | 1 |
13 | Геракл уничтожает Лернейскую гидру и догоняет Киринейскую лань | 1 |
14 | Геракл избавляет землю от вепря и разгоняет Стимфалийский птиц | |
15 | Геракл очищает Авгиевы конюшни и укрощает Критского быка | 1 |
16 | Геракл добывает коней Диомеда | 1 |
17 | Геракл завоевывает пояс Ипполиты | 1 |
18 | Геракл прогоняет стадо Гериона | 1 |
19 | Геракл достает яблоки Гесперид | 1 |
20 | Геракл спускается в царство мертвых | 1 |
Золотое руно 10ч. | ||
21 | Баран с золотым руном | 1 |
22 | Ясон и Пелий | 1 |
23 | Отплытие «Арго» | 1 |
24 | Остров Лемнос и Медвежья гора | 1 |
25 | В царстве бебриков | 1 |
26 | Аргонавты в Салмдессе. Голубь Финея. | 1 |
27 | Между движущимися скалами. | 1 |
28 | Ясон у царя Колхиды. Волшебница Медея. | 1 |
29 | На поле Ареса. Похищение золотого руна. | 1 |
30 | Возвращение Арго. Смерть Ясона. | 1 |
Герои Древней Греции. 3ч. | ||
31 | Тесей. Смелость и мужество. | 1 |
32 | Прометей. Служение людям. Защита проекта. | 1 |
33 | Заключительное занятие. | 1 |
2 класс – 34 часа
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Введение. В мире художественной культуры. | 1 |
2 | К. Брюллов «Последний день Помпеи» | 1 |
3 | Религиозные верования и их отражение в искусстве. | 1 |
4 | Художественные символы народов. | 1 |
5 | Человек в мире Природы. И. Левитан «Свежий ветер. Волга» | 1 |
6 | Культура Древнего Египта. | 1 |
7 | «Дома вечности» богов и фараонов. | 1 |
8 | Особенности храмового зодчества. | 1 |
9 | Художественный канон в искусстве. | 1 |
10 | Искусство Амарны. | 1 |
11 | Культура Древнего Египта и мировая культура. | 1 |
12 | Культура Древнего Востока. | 1 |
13 | Культура Древней Индии. | 1 |
14 | Культура Древнего Китая. | 1 |
15 | Культура Древней Греции | 1 |
16 | Культура Америки. | 1 |
17 | И. Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе» | 1 |
18 | «Страна героев и богов». | 1 |
19 | «Страна героев и богов». | 1 |
20 | Древнегреческий эпос. | 1 |
21 | Б. Кустодиев «Морозный день» | 1 |
22 | Крито-микенское искусство. | 1 |
23 | Прогулка по афинскому Акрополю | 1 |
24 | Прогулка по афинскому Акрополю | 1 |
25 | Древнегреческая архитектура эпохи эллинизма. | 1 |
26 | В поисках Человека | 1 |
27 | В поисках Человека | 1 |
28 | Декоративно-прикладное искусство Древней Греции | 1 |
29 | Древнегреческий театр | 1 |
30 | Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати» | 1 |
31 | Человек в искусстве Греции. Обобщение. | 1 |
32 | Человек. Общество. Время. | 1 |
33 | Человек. Общество. Время. Защита проекта. | 1 |
34 | Обобщение | 1 |
3 класс – 34 часа
4 класс - 34 часа
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Пространственно-временные виды искусства. Азбука театра. | 1 |
3 | Искусство оперы и балета. | 1 |
4 | Искусство кино,экранные и зрелищные виды искусства. | 1 |
5 | Идеал Человека в культуре народов мира. | 1 |
6 | Идеал Человека в религиях мира. | 1 |
7 | Святые и святость. | 1 |
8 | Вначале было слово. | 1 |
9 | Идеал раннего средневековья. | 1 |
10 | Своеобразие архитектурных традиций. Архитектура среди других искусств. | 1 |
11 | Идеал романской эпохи. | 1 |
12 | Особенности храмового зодчества. | 1 |
13 | Идеал готики. | 1 |
14 | Идеал Византии. | 1 |
15 | Художественные традиции средневековой Руси. | 1 |
16 | Художественные традиции средневековой Руси. | 1 |
17 | Древнерусская иконопись | 1 |
18 | Древнерусская иконопись | 1 |
19 | Древнерусская иконопись. | 1 |
20 | Музыка в содружестве искусств. Музыка в храме | 1 |
21 | Человек «в центре мира». | 1 |
22 | Последний певец средневековья. | 1 |
23 | Архитектурные традиции Возрождения. | 1 |
24 | Раннее Возрождение. | 1 |
25 | Титаны Возрождения. | 1 |
26 | Титаны Возрождения. | 1 |
27 | Титаны Возрождения. | 1 |
28 | Традиции Северного Возрождения. | 1 |
29 | Традиции Северного Возрождения. | 1 |
30 | Литературные традиции Северного Возрождения. | 1 |
31 | Ах, карнавал, удивительный мир. | 1 |
32 | Своеобразие музыкальной культуры Возрождения. | 1 |
33 | Человек нового времени Обобщение. Диагностическая работа | 1 |
34 | Человек нового времени. Обобщение. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...