«Возможности дополнительного образования для детей в ОВЗ»
статья

Викторова Людмила Александровна

Анализ работы с детьми с ОВЗ в дополнительном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_l.a.viktorova_.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Возможности дополнительного образования для детей в ОВЗ»

Л.А.Викторова

МАУ ДО «Центр Внешкольной Работы»

г.Новоуральск

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного общества является включение детей с ограниченными возможностями в жизнь общества. Дополнительное образование детей занимает значимое место как образовательное пространство, где происходит интеграция культуры, образования, спорта. Основная цель дополнительного образования- помочь ребенку (в том числе с ограниченными возможностями) использовать детство в интересах развития своей личности. Современное дополнительное образование может помочь «особому ребенку» погрузиться в среду сверстников, включиться в совместную деятельность, приобщиться к общепринятым нормам и правилам поведения.

В Центре Внешкольной работы реализуется проект «Доступная среда», разработаны адаптивные программы, сформированы инклюзивные группы. Это разные направления деятельности - компьютерные технологии, театр, вокал, хореография, основы общения. Немногочисленные группы (10-15 человек) или малые группы (3-5 человек) позволяют сохранять для особых детей благоприятную психологическую обстановку. Педагог в течение занятия имеет возможность обратить внимание на каждого ребенка, помочь в случае необходимости, увидеть интересы и способности. Осваивая программу дополнительного образования, дети взаимодействуют с различными категориями людей - другими педагогами (при совместных проектах), другими детьми (при общих мероприятиях). Таким образом, круг общения ребенка с ОВЗ значительно расширяется.

В объединении «Учимся общаться» для детей 7-11 лет занимаются учащиеся гимназии, лицея и коррекционной школы. У каждого ребенка свои проблемы, но у всех нарушены умение устанавливать социальные связи и контролировать эмоционально-волевую сферу. В обычной школе таким детям бывает сложно учиться-неуравновешенные, нетерпеливые, обидчивые они нарушают привычный ход урока. На наших занятиях дети, через игру, учатся сдерживать свои эмоции и чувства, сами «выводят» нормы поведения, учатся договариваться с другими детьми. Выполняя различные задания, на установление коммуникаций, на развитие умения работать в парах, дети учатся считаться с мнением других, договариваться, ждать. Обычные, здоровые дети при общении с такими детьми начинают понимать, что все люди разные и инвалидность не приговор. Их отношение к особым детям становится более лояльным. Дети «переступают» за черту инвалидности другого ученика, работая с ним над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами много общего. Самым лучшим в инклюзии является то, что при успешном её проведении выигрывают все.

На занятия в объединение «Развитие навыков общения» приходят старшеклассники. И снова в группе дети с ограниченными возможностями. Подростковый возраст отличается особенной потребность в общении со сверстниками. Особые дети часто ограничены в общении стенами школы. На занятиях, общаясь с детьми нормы, такие подростки получают опыт взаимодействия «мальчик»-«девочка», осваивают правила поведения в подростковых группах. В этой группе проводятся игры и тренинги на межличностное взаимодействие, на тактильные контакты. Безоценочная система дает возможность ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно. В такой инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации подростков с инвалидностью. Это в значительной мере связано с тем, что у детей появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту. После занятий в группе часто устанавливаются дружеские отношения между детьми. Занимаясь в учреждениях дополнительного образования имеют больше возможностей встречаться еще и со своими одногруппниками вне группы.

Особая роль уделяется взаимодействию с родителями. Для них очень важно видеть, что к их ребенку относятся с уважением, он принят в группе, у него есть возможность проявить свои способности. В течении учебного года для родителей проводятся индивидуальные консультации, совместные детско-родительские тренинги.

Проблема взаимоотношения «ребенок с ОВЗ – общество» является социальной проблемой. И для ее решения необходимо хотя бы частично изменить подход к системе этих взаимоотношений, Взрослым и детям нужно понять и принять, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья – полноправный член общества, он хочет, может и должен участвовать в его многогранной жизни.

Литература

  1. Алехина, С. В. Развитие инклюзивного образования в свете нового закона «Об образовании в Российской Федерации» / С. В. Алехина // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психологопедагогическому образованию. — 2013. — № 1 — С. 73—78.
  2. Дорохова, Е.С. Организация инклюзивного образования в системе ДОД / Е.С. Дорохова // Дополнительное образование. 2010. - №1 – С. 27 – 33.
  3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: моногр.. - М.: Владос, 2013. - 168 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционные конкурсы как одна из возможностей дополнительного образования детей

Данный материал является выступлением на городской научно-практической конференции "Информатика - 2010" в секции "ИКТ в деятельности учителя". Из доклада можно узнать, в каких дистанционных конкурсах ...

Образовательная программа дополнительного образования для детей ОФП

Образовательная программа дополнительного образования для детей начальной школы...

Образовательная программа по дополнительному образованию для детей. Студия изобразительного творчества.

Программа обучения рассчитана на три года, после чего предполага­ется дальнейшее обучение детей, стремящихся продолжить своё об­разование в области изобразительного искусства в детских художе...

«РЕЧЕВИЧОК» программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения

laquo;Речевичок» программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Галиевой Э.А., к общеразвивающей программе дополнительного образования для детей-инвалидов с нарушениями умственного развития «День за днем» по формированию навыков персональной безопасности.

Данная программа внедрена к работе с детьми-инвалидами в Центре реабилитации детей-инвалидов Калининского р-на Санкт-Петербурга по формированию начальных навыков персональной безопасности у детей с от...

Возможности дополнительного образования в развитии универсальных учебных действий на примере занятий лепкой

Дополнительное образование – механизм поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей и семьи....