Активизация познавательной деятельности на занятиях в группе продленного дня через игровые ситуации
статья (2 класс)

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности

на занятиях в группе продленного дня через игровые ситуации

          В настоящее время активизация познавательной деятельности учащихся относится к числу наиболее актуальных. Педагоги, начиная с древности, искали разные способы повышения качества обучения. Одним из действенных методов является игра. Общеизвестно, что дети сами не ставят в игре никаких других целей, нежели саму цель- играть. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. Игра для младших школьников - любимая форма деятельности.

 Малыш подражает взрослому – и учится. Играет – и в игре учится. Учится тогда, когда рисует, лепит или конструирует. Учится, выполняя элементарные задания   по самообслуживанию. Так, что систематическое школьное обучение – это лишь одна из многих различных форм обучения.   Малыш подражает взрослому – и учится. Играет – и в игре учится. Учится тогда, когда рисует, лепит или конструирует. Учится, выполняя элементарные задания   по самообслуживанию. Так, что систематическое школьное обучение – это лишь одна из многих различных форм обучения.   

     В процессе учения, в своей учебно – познавательной  деятельности школьник не может выступать только объектом.  Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе меж субъектных  отношений учителя и ученика, всегда даёт более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса. Решение её в значительной мере обусловлено познавательным интересом. Познавательная деятельность вооружает знаниями, умениями, навыками, содействует воспитанию мировоззрения,  нравственных, эстетических качеств учащихся, развивает их познавательные силы, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности. 

      Осознав эти проблемы, я стала собирать и применять в своей работе различные методические и дидактические приёмы. Приёмы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, дидактическая  игра. Игровые действия ребёнка, сопровождаются высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулятором его активности в познании. Кроме того, игра служит, как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность.

      В основу организации игровой среды были положены следующие принципы:       принцип эмоциональной комфортности ( призванный обеспечить эмоциональное тепло, поддержку каждому ребёнку),                                                                                                 принцип  активности ( призванный стимулировать активное поведение детей посредством самостоятельного выбора разнообразных видов игровой деятельности),                              принцип открытости ( призванный дать более широкий диапазон впечатлений от новых  знаний, эмоций),

 принцип индивидуальности  ( призванный сделать среду субъективно значимой, где каждый ребёнок найдёт свою «нишу», получит возможность максимально реализовать себя).

      Урок у малышей не мыслим без игры, без красочного оформления. Столкнувшись с тем, что дети постоянно требуют игры, я сделала её непременным компонентом урока. Готовясь к уроку, продумываю каждый игровой момент, стараюсь определить цели данной игры, чтобы в результате получить определённые сведения по изучаемой теме, и намечаю время включения игры в урок. Уже объявление названия игры, загадочная интонация, понижение голоса создаёт у детей игровое настроение. На уроке я часто использую героев сказок: Буратино, Незнайка, Лисичка, Зайка, Мишутка, Муравьишка, мудрая Черепаха, мудрая Сова, которые тоже хотят учиться и просят ребят помочь решить задачу, ответить на вопрос, разгадать загадку. Дети очень любят этих героев, особенно, когда они радуются за правильный ответ учеников, да и дети рады тому, что помогли любимому герою.

      Дети любят путешествовать, поэтому я часто провожу уроки -  путешествия, уроки – экскурсии, уроки – спектакли. Так в 1 классе был проведён урок - путешествие в сказку «Гуси – лебеди», на другом уроке помогали Колобку вернуться обратно к бабушке и дедушке.  На каждом уроке математики обязательно есть какая - либо игра. Вот некоторые из них: «Считай правильно», «Светофор», «Помоги белочке найти своё гнездо», «Веселый счет».

     Дидактические игры я систематизирую по темам и по классам. Рассмотренный приём активизации познавательной деятельности учащихся разнообразят учебный процесс, делают его интересным и тем самым повышают эффективность обучения учащихся в начальной школе. С радостью встречают дети, такую форму работы, как разгадывание кроссворда. Работа над  кроссвордом возможна на любом этапе урока. Кроссворд таит в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти. Способов зашифровки много, однако, наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих от ребёнка сообразительности, поэтической выдумки.

     Создание  игровых ситуаций способствует активизации процесса обучения. Такие ситуации могут быть созданы путём внедрения в учебно – воспитательный процесс загадок, развивающих познавательную активность детей, их творческое воображение, образное мышление. Любая загадка – это логическое упражнение, при выполнении которого ребёнок учится выделять количественные стороны предмета, а также находить предмет по нескольким перечисленным признакам.

     Познавательная деятельность является одним из видов воспитывающей деятельности. Её цель: формирование отношения к познанию, науке, книге, учению.  Познавательная деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, синтеза. В ней развиваются мыслительные способности детей. Очень важным условием является обращение к занимательным формам познавательной деятельности. В начальной школе игра занимает важное место в жизни ребёнка.                                                                            

 Литература

1.Давайте поиграем. Под ред. А.А.Столяра. М.: «Просвещение»,1998

2.Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.,1988                                                                          

 

   

                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности и развитие мотивации в учебном процессе, через использование дидактических игр.

Дидактическая игра является наиболее эффективным  методом обучения,  способствующим формированию и  повышению уровня познавательной активности....

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе через применение активных методов обучения.

Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности обучающегося и ее поддержание в течение всего периода обучения в начальной школе.В процессе обучения пр...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через использование инновационных технологий.

laquo;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через  использование инновационных технологий». Цель: найти эффективные способы активизации и способствов...

Использование кроссвордов, как средства активизации познавательной деятельности на занятиях по Крымоведению.

В свете реформирования образования особое внимание уделяется деятельностному подходу в обучении. Сегодня очень важно не просто передать детям определённую сумму знаний, а вооружить их методами познани...

Развитие познавательной активности  младших школьников в группе продленного дня через использование современных интерактивных методов обучения 

В презентации отражены современные интерактивные методы обучения, которые могут быть использованы для развитие познавательной активности младших школьников в группе продлённого дня. Такие как: &q...

Развитие познавательной активности младших школьников в группе продленного дня через использование интерактивных игр и заданий

В статье анализируется развитие познавательной активностимладших школьников в группе продленного дня через использование интерактивных игр и заданий...