Активизация познавательной деятельности на занятиях в группе продленного дня через игровые ситуации
статья (2 класс)
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности
на занятиях в группе продленного дня через игровые ситуации
В настоящее время активизация познавательной деятельности учащихся относится к числу наиболее актуальных. Педагоги, начиная с древности, искали разные способы повышения качества обучения. Одним из действенных методов является игра. Общеизвестно, что дети сами не ставят в игре никаких других целей, нежели саму цель- играть. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. Игра для младших школьников - любимая форма деятельности.
Малыш подражает взрослому – и учится. Играет – и в игре учится. Учится тогда, когда рисует, лепит или конструирует. Учится, выполняя элементарные задания по самообслуживанию. Так, что систематическое школьное обучение – это лишь одна из многих различных форм обучения. Малыш подражает взрослому – и учится. Играет – и в игре учится. Учится тогда, когда рисует, лепит или конструирует. Учится, выполняя элементарные задания по самообслуживанию. Так, что систематическое школьное обучение – это лишь одна из многих различных форм обучения.
В процессе учения, в своей учебно – познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе меж субъектных отношений учителя и ученика, всегда даёт более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса. Решение её в значительной мере обусловлено познавательным интересом. Познавательная деятельность вооружает знаниями, умениями, навыками, содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся, развивает их познавательные силы, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности.
Осознав эти проблемы, я стала собирать и применять в своей работе различные методические и дидактические приёмы. Приёмы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, дидактическая игра. Игровые действия ребёнка, сопровождаются высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулятором его активности в познании. Кроме того, игра служит, как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность.
В основу организации игровой среды были положены следующие принципы: принцип эмоциональной комфортности ( призванный обеспечить эмоциональное тепло, поддержку каждому ребёнку), принцип активности ( призванный стимулировать активное поведение детей посредством самостоятельного выбора разнообразных видов игровой деятельности), принцип открытости ( призванный дать более широкий диапазон впечатлений от новых знаний, эмоций),
принцип индивидуальности ( призванный сделать среду субъективно значимой, где каждый ребёнок найдёт свою «нишу», получит возможность максимально реализовать себя).
Урок у малышей не мыслим без игры, без красочного оформления. Столкнувшись с тем, что дети постоянно требуют игры, я сделала её непременным компонентом урока. Готовясь к уроку, продумываю каждый игровой момент, стараюсь определить цели данной игры, чтобы в результате получить определённые сведения по изучаемой теме, и намечаю время включения игры в урок. Уже объявление названия игры, загадочная интонация, понижение голоса создаёт у детей игровое настроение. На уроке я часто использую героев сказок: Буратино, Незнайка, Лисичка, Зайка, Мишутка, Муравьишка, мудрая Черепаха, мудрая Сова, которые тоже хотят учиться и просят ребят помочь решить задачу, ответить на вопрос, разгадать загадку. Дети очень любят этих героев, особенно, когда они радуются за правильный ответ учеников, да и дети рады тому, что помогли любимому герою.
Дети любят путешествовать, поэтому я часто провожу уроки - путешествия, уроки – экскурсии, уроки – спектакли. Так в 1 классе был проведён урок - путешествие в сказку «Гуси – лебеди», на другом уроке помогали Колобку вернуться обратно к бабушке и дедушке. На каждом уроке математики обязательно есть какая - либо игра. Вот некоторые из них: «Считай правильно», «Светофор», «Помоги белочке найти своё гнездо», «Веселый счет».
Дидактические игры я систематизирую по темам и по классам. Рассмотренный приём активизации познавательной деятельности учащихся разнообразят учебный процесс, делают его интересным и тем самым повышают эффективность обучения учащихся в начальной школе. С радостью встречают дети, такую форму работы, как разгадывание кроссворда. Работа над кроссвордом возможна на любом этапе урока. Кроссворд таит в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти. Способов зашифровки много, однако, наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих от ребёнка сообразительности, поэтической выдумки.
Создание игровых ситуаций способствует активизации процесса обучения. Такие ситуации могут быть созданы путём внедрения в учебно – воспитательный процесс загадок, развивающих познавательную активность детей, их творческое воображение, образное мышление. Любая загадка – это логическое упражнение, при выполнении которого ребёнок учится выделять количественные стороны предмета, а также находить предмет по нескольким перечисленным признакам.
Познавательная деятельность является одним из видов воспитывающей деятельности. Её цель: формирование отношения к познанию, науке, книге, учению. Познавательная деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, синтеза. В ней развиваются мыслительные способности детей. Очень важным условием является обращение к занимательным формам познавательной деятельности. В начальной школе игра занимает важное место в жизни ребёнка.
Литература
1.Давайте поиграем. Под ред. А.А.Столяра. М.: «Просвещение»,1998
2.Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.,1988
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности и развитие мотивации в учебном процессе, через использование дидактических игр.
Дидактическая игра является наиболее эффективным методом обучения, способствующим формированию и повышению уровня познавательной активности....
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе через применение активных методов обучения.
Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности обучающегося и ее поддержание в течение всего периода обучения в начальной школе.В процессе обучения пр...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через использование инновационных технологий.
laquo;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через использование инновационных технологий». Цель: найти эффективные способы активизации и способствов...
Использование кроссвордов, как средства активизации познавательной деятельности на занятиях по Крымоведению.
В свете реформирования образования особое внимание уделяется деятельностному подходу в обучении. Сегодня очень важно не просто передать детям определённую сумму знаний, а вооружить их методами познани...
Развитие познавательной активности младших школьников в группе продленного дня через использование современных интерактивных методов обучения
В презентации отражены современные интерактивные методы обучения, которые могут быть использованы для развитие познавательной активности младших школьников в группе продлённого дня. Такие как: &q...
Развитие познавательной активности младших школьников в группе продленного дня через использование интерактивных игр и заданий
В статье анализируется развитие познавательной активностимладших школьников в группе продленного дня через использование интерактивных игр и заданий...