Методическая разработка занятия "География Святой Земли"
методическая разработка (4 класс)
Учащиеся в игровой форме знакомятся с геогафией Святой Земли. После этого занятия все занятия проходят "на территории Святой Земли".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дети в игровой форм е знакомятся с географией Святой Земли | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ 1
География Святой Земли. Призвание Авраама
Методическая разработка занятия 1
Тема: «География святой Земли. Призвание Авраама»
Цель: способствовать приобщению учащихся к христианским ценностям
Задачи занятия:
Образовательные:
- научить школьников читать Священное писание, ориентироваться в его содержании;
- формировать у учащихся представление о жизни людей во времена Иисуса Христа;
- воспитывать в детях щедрость на добрые дела, на общение. Учить их без сожаления делиться с ближним тем, что дорого ему самому.
Развивающие:
- развивать самостоятельное мышление, умение высказывать свои мысли и чувства, способствовать осознанному выбору системы нравственных ценностей;
- развивать желание учиться, познавать окружающий мир.
Воспитательные:
- воспитывать у школьников умение видеть красоту мира;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
Оснащение (оборудование) занятия:
- Библия. Изд. Московской Патриархии, 1956 (у каждого ученика);
- Толковая Библия. Ветхий Завет. А. Лопухин;
- географическая карта древнего Израиля;
- презентация репродукций картин В. Поленова, Юлиуса Шнорра, фотографий;
- рабочая тетрадь по предмету у каждого ученика. Фломастеры, карандаши.
Тип занятия: открытие нового знания
Ведущие технологии: работа с текстом (чтение Библии), интерактивная коллективная беседа, игра, рассказ учителя.
ХОД ЗАНЯТИЯ
«Я поклялся им вывести их… в землю, которую Я усмотрел для них, текущую молоком и мёдом, красу всех земель»
(Иез. 20:6).
«Кто сеет скупо, то скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт» (2Кор. 9:6).
Учитель: «Сегодня нам предстоит совершить путешествие в Израиль. Готовы? А сейчас мы находимся в книге «Бытие» и вплотную подошли к событиям, которые произошли 4.000 лет назад.
Каково было духовное состояние людей в этот период?
После того, как человек вкусил запретный плод с древа познания добра и зла, он развернулся на внешний мир, стал познавать его и слился с ним. Люди погрузились в исключительно земные заботы и наслаждения. Они предали Бога забвению – забыли о родстве, существующем между ними и Творцом. Люди утратили самое понятие об истинном, живом и невидимом Боге и погрузились в грубое идолопоклонство.
Они почитали идолов в виде птиц, животных, пресмыкающихся, а также поклонялись солнцу, луне, звездам. (На большом фланелеграфе изображены люди, стоящие на коленях перед идолами).
Как иначе называют идолопоклонников? Да, язычниками. Люди приносили идолам кровавые жертвы – своих первенцев. За не поклонение золотому истукану во времена царя Навуходоносора людей бросали в огненную печь. Это был отвратительный, кровавый культ поклонения: «Они закалали детей своих для идолов своих» (Иез. 23:39).
А что говорит Библия об идолопоклонстве?
Находим Псалтирь, псалом 113, стихи 12 -15. Андрюша и Миша, прочтите – каждый по два стиха.
Дети читают:
«А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих.
Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;
Есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют;
Есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят, и они не издают голоса гортанью своею».
Учитель: «Маша, прочти нам из книги пророка Исайи, из главы 45, стих 20».
Ученица: «Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает».
Учитель: «Как вы понимаете эти стихи, о чём они говорят?
Правильно, о тщетности, т.е. о бесполезности взывания к идолам.
Вы уже знаете, что человек - образ и подобие Божие – потенциальный носитель бесконечности. В нём заложена способность к бесконечному развитию. Если она направлена на бесконечного Бога – человек соответствует своему назначению. Устремление этой способности на любой конечный объект есть идолопоклонство.
А как Бог поступил с Адамом и Евой? Ведь они похитили плод по наущению падшего ангела и не раскаялись в этом.
Ученик: «Он изгнал их из рая. Они уже не могли общаться с Богом, как раньше».
Учитель: «А что Бог пообещал им в качестве утешения?
Ученик: «Он пообещал послать в мир Спасителя, благодаря Которому общение с Богом будет восстановлено»
Учитель: «А готовы ли были идолопоклонники к встрече со Спасителем?»?
Ученик: «Нет. Они воспринимали только идолов».
Учитель: «Сегодня мы узнаем, как Бог начал формировать народ, достойный высокого предназначения: народ, в который Он послал Спасителя».
Учитель: «Напоминаю, что сейчас мы будем изучать события, которые произошли 4.000 лет назад. И сегодня будут работать наши руки для того, чтобы хорошо запомнить содержание урока. Давайте поднимем их вверх, «нарисуем» ими в воздухе прямоугольную табличку над головой и вслух скажем то, что на ней «написано»: «четыре тысячи лет назад». Опустили руки
УР – ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ
Сделаем экскурс в географию Ветхого Завета.
Итак, представим себе большую карту Ветхого Завета, висящую на стене. Давайте сориентируемся: север, юг, восток, запад. Молодцы!
А теперь я «сворачиваю «эту карту в рулон и «раскатываю» её по полу. И опять давайте определимся, где у нас север, юг, восток и запад.
Иду по этой «карте» на юго-восток в город Ур. Южнее этого города расположен Персидский залив. Давайте встанем, повернемся спиной к северу (доске), лицом к югу (ко мне) и левой рукой укажем местоположение Ура и Персидского залива, при этом вслух скажем: «Ур – Персидский Залив».
А теперь соединим два жеста: 4.000 лет назад и затем – «Ур – Персидский залив». Отлично. Садитесь. Я по-прежнему стою на территории Ура.
Почему нас интересует именно этот город?
Потому что в нем 4.000 лет назад Бог нашёл праведника Авраама и пообещал ему, что он станет отцом (родоначальником) многочисленного народа, избранного рода, призванного постичь и сохранить истинную религию и связанное с нею обетование о Спасителе.
Почему Божественный выбор пал на Авраама?
Авраам стал Божиим избранником, потому что он понимал, что всё существующее – из одного Источника, что существует единая Божественная Воля, Которой подчиняется всё.
Этой истинной веры он неизменно держался всю жизнь. Авраам или, как он назывался в начале, Аврам - праотец еврейского народа. От 12 сыновей Иакова (внука Авраама), каждый из которых являлся праотцем своего потомства, произошли 12 колен (племён) Израилевых. Так началось формирование еврейского народа.
Бог пообещал Аврааму и его потомкам новую землю, землю обетования, избранную Богом для Своего воплощения. Аврааму предстоял непостижимый путь в неизвестность.
Ученик: «А почему Авраам не мог остаться в своей стране?»
Учитель: «Господь ищет людей, всецело отделенных для Него и служения Ему».
Ученик: «Ну и пусть бы оставался среди язычников и учил бы их истинной религии».
Учитель: «На это я вам отвечу притчей. Жила у одного человека певунья – канарейка, а у соседа был в клетке воробей. Сосед захотел научить воробья хорошему пению, поместив его близ канарейки. Клетки поставили рядом. Но воробей не стал петь, как канарейка. А вот канарейка стала чирикать по-воробьиному. Она утратила своё пение, и ничему не научила воробья.
Призыв Бога к избранному народу выйти из среды идолопоклонников будет звучать на протяжении всей иудейской истории. Создатель не хочет, чтобы Его народ участвовал в грехах язычников (идолопоклонстве).
Так, когда евреи находились в плену в земле Вавилонской, Бог через пророка обратился к ним со словами: «Выйди от неё, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться язвам её» (Откр. 18:4).
Бог хочет, чтобы евреи сохранили истинную религию в чистоте.
Учитель: Гоша, прочти нам из книги Бытие, из главы 12, стихи 1-4.
Ученик: «И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе.
И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё; и будешь ты в благословение.
«Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные».
«И пошёл Авраам, как сказал ему Господь».
ТИГР - ЕВФРАТ
Учитель: «Итак, Бог призвал Авраама словами: «Пойди из земли твоей… в землю, которую Я укажу тебе».
У меня, наверное, возникло бы много вопросов: «Что за земля, где я буду жить и т.д.». Но Авраам послушался беспрекословно. Величие души Авраама в том, что он смотрел на себя как на странника вечности, не прилепляясь ни к чему земному.
Авраам вышел из Ура, и с семьей двинулся в северном направлении между двумя большими реками – Тигром и Евфратом. Те, кто сидит за партами в этом ряду, сидит как раз на территории Месопотамии и ощущает дыхание верблюдов, слышит рев ослов, блеяние овец. Это Авраам со своей семьей передвигается в северном направлении.
Давайте встанем. Левой рукой мы волнистым движением обозначим Тигр, правой (таким же движением) – Евфрат. Давайте сделаем это ещё раз. А теперь соединим изученные «шаги», работаем руками и хором даём название каждому шагу.
- 4.000 лет назад
- Ур – Персидский залив
- Тигр – Евфрат
Молодцы! Вы, конечно, знаете, что на самом деле эти реки текут с севера на юг, но нас интересует маршрут Авраама, поэтому движение рук мы делаем в направлении с юга на север.
А сейчас посмотрите на репродукцию гравюры Юлиуса Шнорра «Переселение Авраама в землю обетованную» (слайд 2).
Что мы видим на ней?
Ученица: «Я вижу ослов, на них передвигаются Авраам, его жена Сарра, и его племянник Лот. Вижу верблюдов и стада овец. Авраам серьезен и весь устремлен вперед»
Ученик: «Художник изображает ещё и мир невидимый, духовный. Их сопровождают ангелы».
Учитель: «Хорошо! Мы с Авраамом продолжаем наше путешествие по исторической книге «Бытие». (Перехожу к двум другим рядам парт и останавливаюсь в северной части класса.)
Авраам, наконец, прибыл в землю, обещанную ему Богом. Послушайте, как описывает эту землю исследователь Ветхого Завета, автор Толковой Библии Александр Лопухин: «Перед Авраамом предстала панорама прекраснейших ландшафтов, которые в изумительно прозрачном воздухе были подобны чудесным картинам, начертанным рукой Божественного Художника. В этой благословенной земле каждый холм и каждая долина способны были пробуждать в отзывчивой душе чувство благоговения к Творцу, рука Которого чувствовалась повсюду. Земля обетованная, отданная во владение народа, призванного постичь и сохранить истинную религию, была похожа на искусственный сад, заботливо посаженный среди окружающей пустыни. Она отличалась изумительным плодородием, и это давало ей право называться страной, «текущей молоком и медом», «красой земли».
Учитель: «Территория её была невероятно мала по сравнению с обширными пространствами, занимаемыми такими государствами древнего мира, как Египет, Индия, Ассирия, Вавилон. Это была та земля, которую Бог выбрал для Своего воплощения.
МОРЕ ГАЛИЛЕЙСКОЕ
Земля, в которую прибыл Авраам, окружена водными бассейнами. Аня, (девочка сидит на первой парте среднего ряда) встань, пожалуйста. На самом деле это – не Аня, а море Галилейское, пресноводное озеро изумрудного цвета. Ширина его 10 км, длина – 20 км. Обратите внимание на слайд 3. Это фото я сделала в Израиле специально для нашего урока. Давайте обозначим Море Галилейское жестом. Левой рукой рисуем круг, рука обращена к тому месту, где стоит Аня. Одновременно говорим хором: «Море Галилейское». Хорошо, теперь соединим все изученные жесты, хором озвучивая их название.
- 4.000 лет назад
- Ур – Персидский залив
- Тигр – Евфрат
- Море Галилейское
В этом озере прозрачная вода, в которой обитают различные рыбы. По берегам растут пальмы, виноград и другие плодовые деревья. Весной здесь цветут прекрасные олеандры, и их аромат разносится по всей окрестности. Это – озеро, по которому ходил Иисус Христос. Давайте посмотрим репродукцию картины Василия Поленова «На Геннисаретском (Тивериадском) озере. Оно же – море Галилейское. (слайд 4).
Размышляя о предстоящем написании этой картины, картины, на которой будет изображен Спаситель, В. Поленов писал: «Трудная задача передо мной – непосильная, но я не в силах от неё отказаться».
Художник был захвачен величием Христа, величием Его духа. Во всём безлюдном пустынном пейзаже разлита идеальная, вечная красота, величественная умиротворенность. И она хорошо сочетается с глубокой сосредоточенностью Путника.
А какое выражение лица у Спасителя на этой картине?
Да, спокойное, мудрое.
Ученица: «А мне кажется, что грустное. Может быть, Он думает о том, что Его злые люди будут мучить на кресте».
ИОРДАН
Далее голубой лентой извивается река Иордан. Иордан берет начало на горе Ермон, протекает через море Галилейское и несёт свои воды дальше.
Иорден (евр.) – «падающий», был назван так за своё быстрое течение. Иордан делает на равнине многочисленные изгибы. Воды реки Иордан священны для нас, т. к. в них Господь наш, Иисус Христос, принял крещение от Иоанна Крестителя. Именно поэтому воды Иордана священны для нас.
Люди со всего мира совершают паломничество к этой реке, чтобы совершить в ней омовение. И я предлагаю вам посмотреть ещё на одну фотографию, которую тоже сделала я на месте события (слайд 5). Вы видите людей, которые молятся перед тем, как окунуться в воды Иордана.
Учитель: «Лиза, Ира, Ева, (девочки сидят на последующих трех партах в этом же ряду) встаньте, пожалуйста. Вы – река Иордан, и для новой родины Авраама служите естественной границей на востоке.
Все встаньте, пожалуйста, повернитесь лицом на юг (спиной к доске) и, делая волнистый жест левой рукой, хором говорим: «Иордан». Отлично. А теперь повторим всё с самого начала – и жесты, и слова.
- 4.000 лет назад
- Ур – Персидский залив
- Тигр – Евфрат
- Море Галилейское
- Иордан
МЁРТВОЕ МОРЕ
В это море впадает Иордан (слайд 6). Оно – полная противоположность морю Галилейскому. Мёртвое море, находящееся в пустыне, лежит в глубокой котловине, и мутные воды его настолько пропитаны соленой горечью, что в нём нет жизни.
Делюсь своими впечатлениями от посещения Мертвого моря.
Учитель: «Сережа, (мальчик сидит на последней парте в этом же ряду) прошу не принимать на свой счет, но ты – Мёртвое море. Не хочешь быть таким морем? Хорошо. Ну, тогда этим морем будет у нас горшок с китайской розой, который стоит на столе у стены.
Длина Мертвого моря 70 км, а ширина – 20 км. Поэтому, обозначая это море, мы вполне можем изобразить его в виде сосиски. Давайте прорепетируем этот жест.
Обратите внимание на тот факт, что Мёртвое море не дает начало ни одной из рек; оно лишь принимает в себя потоки вод. Принимает, но не отдает. И это море мертво – в нём не живут ни рыбы, ни растения.
Вот и люди бывают такие. Их называют стяжателями. Они скупы на помощь другим людям, они не знают, что такое жертвенность, любовь. Всю жизнь они только берут, берут, берут… О таких людях говорят, что они духовно мертвы.
Я предлагаю вашему вниманию слайд 7. Вы видите оазис в знойной пустыне у Мёртвого моря. Пальмы, цветущие кустарники и бассейн с изумрудной ледяной водой (бассейн, конечно, искусственного происхождения).
СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ
Большое водное пространство на западе от Иордана – Средиземное море (слайд 8). Встаньте, пожалуйста, все, кто сидит на партах в третьем ряду (у окна). Вы находитесь на территории этого прекрасного моря, его волны ласково подкатывают к вашим ногам. Средиземное море мы обозначим уже правой рукой.
Мне кажется, вы засиделись. Встаем и повторяем все проделанные нами шаги сначала.
- 4.000 лет назад
- Ур – Персидский залив
- Тигр – Евфрат
- Море Галилейское
- Иордан
- Мёртвое море
- Средиземное море
ИЗРАИЛЬ
Земля, расположенная между Средиземным морем и водными бассейнами на востоке (Морем Галилейским, Иорданом и Мёртвым морем) на протяжении истории называлась по-разному. Сейчас мы называем её Израиль. Жест. Сгибаем руки в локтях, кулачки сжаты, указательные пальцы – вверх, говорим: «Израиль».
АВРААМ
Итак, Авраам прибыл в землю обетованную. С него началось формирование еврейского народа, в который Бог послал Сына Своего Иисуса Христа, Спасителя.
Какой жест наиболее подходит для обозначения Авраама? Он был уже пожилым человеком, когда Бог обратился к нему – ему было 75 лет; вероятно, у него была борода, давайте погладим её и скажем: «Авраам». Я вас поздравляю, мы прибыли в Израиль, святую землю, и отныне все наши встречи будут происходить именно здесь. А сейчас давайте запишем тему урока, библейский стих и названия шагов, которые мы сделали во время нашего путешествия.
- 4.000 лет назад
- Ур – Персидский залив
- Тигр – Евфрат
- Море Галилейское
- Иордан
- Мёртвое море
- Средиземное море
- Израиль
- Авраам
Дома, пожалуйста, повторите пройденный материал и нарисуйте географическую карту Израиля.
Подведение итогов занятия:
- позитивная оценка учителем работы учеников
- благодарность учителя ученикам за заинтересованную, активную работу на уроке
- просьба к ученикам кратко высказать своё мнение о том, пригодятся ли им в жизни полученные сегодня знания.
Спасибо, друзья, до новой встречи!
Стр. из
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Символы Святого праздника"
Методическая разработка данного занятия может быть использована во внеурочной деятельности, на уроках технологии, ИЗО, кружковой работе....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Земля - наш дом"
Данная методическая разработка содержит конспект внеклассного мероприяти на экологическую тему "Земля - наш дом" , презентацию к нему, а также приложения. Занятие для 3-4 классов....
Методическая разработка урока "Рельеф Земли"
Конспект урока "Рельеф Земли"по окружающему миру , УМК "Начальная школа XXI века", 4класс...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА "СВЯТЫЕ ВОИНЫ" (Соседка Наталья Юрьевна)
Урок знакомства учащихся начальной школы с воинской доблестью, служением Отечеству и Святыми воинами...
Методическая разработка Святой, в земле Русской воссиявший
Внеклассное общешкольное мероприятие духовно-нравственного направления ...
Презентация ( в двух частях) к методической разработке занятия "География Святой Земли"
Репродукции классиков, фоторафии автора методической разраблтки помогают ученикам "окунуться" в географию Святой Земли...
Методическая разработка занятия «Богатыри земли русской»
Методическая разработка занятия «Богатыри земли русской»...