«Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот что трудно»
классный час (3 класс)
Классный час на тему "Справедливость"
Цель занятия:
- подвести учащихся к мысли о том, что за справедливость, правду, добро нужно бороться, что необходимо отстаивать правильное мнение даже в том случае, если оказываешься в меньшинстве;
– формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему:
«Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот что трудно»
(беседа – размышление)
Цель занятия:
- подвести учащихся к мысли о том, что за справедливость, правду, добро нужно бороться, что необходимо отстаивать правильное мнение даже в том случае, если оказываешься в меньшинстве;
– формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
- Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков;
- Применять правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений посредством анализа близких детям ситуаций жизни школьного коллектива;
- Формировать доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу.
Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины);
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их
оценивание.
Универсальные учебные действия
Использовать в речи слова вежливости.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,
анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в
реальной жизни, героев произведений).
Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный).
Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход занятия
I Организационный момент
Что бы о тебе ни думали, делай то, что считаешь справедливым.
- Как Вы понимаете это высказывание?
II Постановка цели занятия
Сегодня мы поговорим о том «Как я понимаю справедливость». Мы познакомимся с понятием «справедливость» и обсудим моральные правила справедливого человека.
РАЗВЕ ЭТО СПРАВЕДЛИВО?
Я вчера углу стояла,
Я наказана была.
А за что мне вдруг попало?
Так понять и не смогла.
Я на папиной «восьмерке»,
У стекла, ближе к рулю,
Нацарапала отверткой:
«Папа! Я тебя люблю!»
Нацарапала красиво,
Фразу из красивых слов.
Разве это справедливо
Ставить в угол за любовь? ( Вячеслав Дединовский)
III Информация для размышления
- Каждому из вас, ребята, нужно уметь видеть и замечать добрые подлинно товарищеские поступки. Хорошая черта в человеке – его способность выступить в защиту того, кто в какой-то момент неправильно понят другими людьми. Случается, что за все неудачи отвечает один и тот же человек, даже в тех случаях, когда он пытается сделать что-то полезное для класса. Бывает, что некоторые ребята чувствуют несправедливую оценку в отношении кого-либо, но молчат, не решаются выступить в защиту, не стремится восстановить справедливость.
Ребята, вы должны уважать чужое мнение и чужие привычки, быть терпеливыми и справедливыми к другим людям, но с недостатками, неправильным мнением и поведением необходимо бороться.
- Как вы понимаете, что такое справедливость? (Справедливость – это по закону, по заслугам, честно)
«Справедливость» - когда человеческие отношения, законы, порядки, соответствуют нормам и требованиям.
Словарь русского языка С.И.Ожегова трактует справедливость как беспристрастие; справедливость – то же, что справедливый (это значит – действующий беспристрастно, в соответствии с истиной; справедливый – это то же самое, что истинный, правильный).
- Какого человека можно назвать справедливым?
Справедливый человек - это тот человек, который поступает правильно, честно.
- Чем справедливый человек отличается от несправедливого? (поступками)
Вопрос «что такое справедливость и как её понимать?» волновал людей во все времена.
IV Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Пёрышко»
«У Миши было новое перо, а у Феди старое. Когда Миша пошёл к доске, Федя поменял своё перо на Мишино и стал писать новым. Миша это заметил и на переменке спросил:
- Зачем ты взял моё новое пёрышко?
-Подумаешь, какая невидаль - пёрышко! –закричал Федя. -Нашёл чем попрекать ! Да я тебе таких перьев завтра двадцать принесу!
-Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать,- рассердился Миша.
Вокруг Миши и Феди собрались ребята.
- Жалко пёрышко! Для своего товарища! – кричал Федя. – Эх, ты!
Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело.
-Да я не давал тебе… Ты обменял … Ты взял…
Но Федя не давал ему говорить. Он размахивал руками и кричал на весь класс:
_ Эх, ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет!
- Да отдай ты ему это пёрышко, и дело с концом!- сказал кто- то из мальчиков.
-Конечно, отдай, раз он такой … - поддержали другие.
-Отдай ! Не связывайся! Из-за одного пера крик поднимает!
Миша всхлипнул. На глазах у него показались слёзы, Федя поспешно схватил свою ручку, вытащил из него Мишино перо и бросил его на парту.
-На, получай ! Заплакал! Из-за одного пёрышка!
Ребята разошлись. Федя тоже ушёл. А Миша всё сидел и плакал.
V Анализ произведения
- Почему плакал Миша?
- Кто прав - Миша или Федя. Почему?
- Почему ребята не пожалели Мишу? Правы ли они?
- Как должен был поступить Миша?
- Необходима настойчивость в защите своего мнения, если ты уверен в его справедливости.
Жизнь в коллективе основывается на взаимном уважении, подлинно товарищеских отношениях, умении выслушать каждого, стремлении понять его мысли, суждения, состояние. Нужно считаться с интересами коллектива, его мнением, оценками поступков и поведения каждого.
И если всё-таки ты не согласен с мнением, оценкой товарища, коллектива, считаешь его ошибочным, то следует проявить настойчивость в защиту того, что ты считаешь справедливым.
Такая настойчивость ничего общего не имеет с упрямством. Настойчивость в защите справедливого дела – ценное нравственное качество, а противоположное ему – соглашательство, малодушие, а то и трусость.
Продолжить рассуждения по проблеме «как я понимаю справедливость» предлагаю на основе решения конкретной ситуации:
Ситуация 1. «Игра»
Сестра: -Я старше, значит, мне надо больше кубиков.
Брат ей отвечает: -Я тоже хочу играть. Поделись со мной.
Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?
Ситуация 2. «Дружок»
Мама пришла с работы и спросила у сына: -Сынок, ты погулял с Дружком? Сын ей отвечает: -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить. –Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я –вечером. Ты давал обещание, -возмутилась мама. Мальчик обиделся и сказал маме: -Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!
- Почему мальчик решил, что мама его не любит?
- С вами бывало такое, когда вы сердились на маму?
- Эта ваша обида справедливой была?
- Легко сразу это понять? (нет)
Ситуация 3: «Поступок мальчика».
Мы долго просиживаем у компьютера, не жалея нашего зрения, осанки и т.д., зато приобретаем много новой информации и навыков владения компьютером.
«Где справедливость?» - говорят наши глаза.
Оцените поступок мальчика.
Ситуация 4 «Прогулка».
На детской площадке девочка выгуливает собаку, а мужчина гуляет с маленькой дочкой и просит увести пса. Девочка возражает: собака добрая, никого не обидит.
Как поступить по справедливости?
Ситуация 5. «Я лишний». А.Барто
Окапывали вишни.
Сергей сказал:
-Я лишний.
Пять деревьев, пять ребят.
Я напрасно вышел в сад.
А как поспели вишни,
Сергей выходит в сад.
- Ну нет, теперь ты лишний! - ребята говорят.
Ребята, скажите, вам трудно было прийти к одному решению? Что мешало быстро принять решение?
Вывод: Главная трудность в различном толковании справедливости в том, что каждый понимает справедливость, так как он хочет. Одно и то же может казаться несправедливым для тебя и справедливым для другого, и наоборот.
VI Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Долг»
«Принёс Вася в класс коллекцию марок.
-Хорошая коллекция!- одобрил Петя и тут же сказал: - Знаешь, у тебя тут много марок совершенно одинаковых. Ты дай их мне, я тоже начну собирать коллекцию. А на празднике, когда отец даст мне денег, я куплю марок и поделюсь с тобой.
-Бери , конечно!!- согласился Вася.
На празднике отец не дал Пете денег, а купил ему марки сам. Марки были очень красивые, но одинаковых не было, и Петя не мог отдать товарищу долг.
-Я тебе потом отдам , - сказал Петя.
-Да не надо ! Мне эти марки совсем не нужны!! Я и думать про них не хочу! – замахал руками Вася. – Вот давай лучше в пёрышки сыграем!
Стали играть. Не повезло Пете – проиграл он десять перьев. Насупился.
-Кругом я у тебя в долгу!
-Какой это долг! – говорит Вася. – Я с тобой в шутку играл.
Посмотрел Петя на товарища исподлобья - нос у него толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые.
«И чего это я с ним дружу? - подумал Петя. - Только долги набираю». И стал он от товарища бегать. С другими мальчишками дружит, а у самого какая-то обида на Васю.
Ляжет он спать и думает: « Прикоплю ещё марок, и всю коллекцию отдам: вместо десяти перьев – пятнадцать..»
А Вася о Петиных долгах и не думает. Удивляется он , что это такое с товарищем случилось. Подходит он как-то к товарищу испрашивает:
-За что ты косишься на меня, Петя?
Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей.
-Ты думаешь, ты один порядочный… А другие - нет , ты думаешь , мне твои марки нужны? Или перья я не видел?
Попятился Вася от товарища, захлебнулся от обиды, хотел что-то сказать и только рукой махнул.
Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Васе.
- Получай все долги сполна! – сам радостный, глаза блестят. – Ничего за мной не пропало!
- Нет, пропало,- говорит Вася.- И того, что пропало, не вернёшь ты мне уже никогда».
VII Анализ произведения
- Почему расстроилась дружба мальчиков? Кто в этом виноват?
- Как вы понимаете слова Васи: «И того, что пропало, не вернёшь ты мне уже никогда»?
- В вашей дружбе не было ли таких случаев?
ФИЗМИНУТКА
Добрый день, мой милый друг (рукопожатие).
Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).
Здесь есть ты (кладем правую руку на плечо соседа).
Здесь есть я (кладем правую руку себе на грудь).
Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа)
Жить (хлопаем в ладоши),
Друзья (соединяем руки ладонями).
VIII Работа в парах
- На столе у каждой пары лежат слова: добрый, злой, честный, жадный, щедрый, внимательный, обидчивый, находчивый, грубый, внимательный, добродушный, злопамятный.
- С помощью этих слов дайте характеристику главным героям рассказа: Пете и Васе.
IХ Работа в группах
Ребята, посмотрите на экран. На нём написаны различные человеческие чувства. Давайте мы с вами разобъёмся на две группы (ряды). Каждая группа попробует выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствует справедливому человеку.
1 группа: миролюбие, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, унижение, сострадание, великодушие, благосклонность, бестактность, хвастовство, честность, лень.
2 группа: скупость, ложь, поддержка, сотрудничество, согласие, зависть, прощение, бестактность, грубость, бессердечность, уважение, отзывчивость, дружелюбие.
Х Итог занятия
Дорогие ребята, я хочу пожелать, чтобы в жизни вы встречали только справедливых людей и сами всегда поступали по справедливости. Сегодня в память о нашей встрече я хочу подарить вам маленькие сердечки, которые наполнены добротой и заботой для каждого из вас. Пусть эти сердечки согревают вас в минуты уныния и огорчения и будут путеводной звездой ваших справедливых дел! Помните:
Главного глазами не увидишь,
зорко одно лишь сердце.
ХI Рефлексия
- Я понял, что…
- Мне захотелось…
- Было интересно…
Список литературы
- Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании; Центр педагогического образования - Москва, 2007. - 112 c.
- Дик Н. Ф. Классные часы в 3-4 классах; Феникс - Москва, 2007. - 320 c.
- Дик Н. Ф. Цель - дружный класс!; Феникс - Москва, 2008. - 320 c.
- Кутнякова Н. П. Учимся понимать детей. Современные модели организации классного коллектива; Феникс - Москва, 2008. - 288 c.
- Управителева Л. В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 3 класс; Академия Развития, ВКТ - Москва, 2009. - 192 c.
- Ясницкая В. Р. Как сделать класс классным; Просвещение - Москва, 2008. - 224 c.
- https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-oseevoj/dolg-oseeva-v-a/
- https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-oseevoj/peryshko-oseeva-v-a/
- https://www.stihi-rus.ru/1/Barto/98.htm
- https://fit4brain.com/9130
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Да, не легко быть джентельменом в день 8 Марта"!
Сценарий праздника к 8 Марта....

Классный час в первом классе "Что такое добро и что значит быть добрым?"
Дети с раннего возраста учаться поступать хорошо, совершать добрые дела. А понимают ли они, что включает в себя слово "доброта", что значит быть "добрым", почему это важно. Осознание необходимост...

Легко ли быть добрым?
Проведение внеклассного мероприятия в группе продленного дня на тему "Легко ли быть добрым?" способствует формированию представлений у детей о положительных качествах и достоинствах человека...

Классный час для обучающихся 1-2 классов "Быть добрым - очень просто!"
13 ноября "Всемирный День доброты"...
Технологическая карта урока "Энергобережливым быть тяжело или легко"
Цель урока: ознакомление обучающихся с понятием бережливости в разных ее проявлениях.Планируемые результаты:Предметные:1) знакомятся с понятием бережливости в разных ее проявлениях;2) осознают ос...
Технологическая карта урока педагогики "Энергобережливым быть тяжело или легко?" (3 класс)
Цель урока: создать условия для привлечения внимания учащихся к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) познакомить обучаю...