«Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот что трудно»
классный час (3 класс)

Чинская Олеся Евгеньевна

Классный час на тему "Справедливость"

Цель занятия:

- подвести учащихся к мысли о том, что за справедливость, правду, добро нужно бороться, что необходимо отстаивать правильное мнение даже в том случае, если оказываешься в меньшинстве;

– формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему:

«Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот что трудно»

(беседа – размышление)

Цель занятия:

- подвести учащихся к мысли о том, что за справедливость, правду, добро нужно бороться, что необходимо отстаивать правильное мнение даже в том случае, если оказываешься в меньшинстве;

– формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи:

- Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков;
- Применять правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений посредством анализа близких детям ситуаций жизни школьного коллектива;

- Формировать доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу.

Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины);

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их
оценивание.

Универсальные учебные действия

Использовать в речи слова вежливости.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,

анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в

реальной жизни, героев произведений).

Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный).

Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход занятия

I Организационный момент

Что бы о тебе ни думали, делай то, что считаешь справедливым.

- Как Вы понимаете это высказывание?

II Постановка цели занятия

Сегодня мы поговорим о том «Как я понимаю справедливость».   Мы познакомимся с понятием «справедливость» и обсудим моральные правила справедливого человека.    

РАЗВЕ ЭТО СПРАВЕДЛИВО?

Я вчера  углу стояла,

Я наказана была.

А за что мне вдруг попало?

Так понять и не смогла.

Я на папиной «восьмерке»,

У стекла, ближе к рулю,

Нацарапала отверткой:

«Папа! Я тебя люблю!»

Нацарапала красиво,

Фразу из красивых слов.

Разве это справедливо

Ставить в угол за любовь? ( Вячеслав Дединовский)

III Информация для размышления
- Каждому из вас, ребята, нужно уметь видеть и замечать добрые подлинно товарищеские поступки. Хорошая черта в человеке – его способность выступить в защиту того, кто в какой-то момент неправильно понят другими людьми. Случается, что за все неудачи отвечает один и тот же человек, даже в тех случаях, когда он пытается сделать что-то полезное для класса. Бывает, что некоторые ребята чувствуют несправедливую оценку в отношении кого-либо, но молчат, не решаются выступить в защиту, не стремится восстановить справедливость.

Ребята, вы должны уважать чужое мнение и чужие привычки, быть терпеливыми и справедливыми к другим людям, но с недостатками, неправильным мнением и поведением необходимо бороться.

- Как вы понимаете, что такое справедливость? (Справедливость – это по закону, по заслугам, честно)

«Справедливость» - когда человеческие отношения, законы, порядки, соответствуют нормам и требованиям.

Словарь русского языка С.И.Ожегова трактует справедливость  как беспристрастие; справедливость – то же, что справедливый (это значит – действующий беспристрастно, в соответствии с истиной; справедливый – это то же самое, что истинный, правильный).

Какого человека можно назвать справедливым?

Справедливый человек - это тот человек, который поступает правильно, честно.

- Чем справедливый человек отличается от несправедливого? (поступками)

Вопрос «что такое справедливость и как её понимать?» волновал людей во все времена.

IV Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Пёрышко»

«У Миши было новое перо, а у Феди старое. Когда Миша пошёл к доске, Федя поменял своё перо на Мишино и стал писать новым. Миша это заметил и на переменке спросил:
- Зачем ты взял моё новое пёрышко?
-Подумаешь, какая невидаль - пёрышко! –закричал Федя. -Нашёл чем попрекать ! Да я тебе таких перьев завтра двадцать принесу!
-Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать,- рассердился Миша.
Вокруг Миши и Феди собрались ребята.
- Жалко пёрышко! Для своего товарища! – кричал Федя. – Эх, ты!

Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело.
-Да я не давал тебе… Ты обменял … Ты взял…
Но Федя не давал ему говорить. Он размахивал руками и кричал на весь класс:
_ Эх, ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет!
- Да отдай ты ему это пёрышко, и дело с концом!- сказал кто- то из мальчиков.
-Конечно, отдай, раз он такой … - поддержали другие.
-Отдай ! Не связывайся! Из-за одного пера крик поднимает!
Миша всхлипнул. На глазах у него показались слёзы, Федя поспешно схватил свою ручку, вытащил из него Мишино перо и бросил его на парту.
-На, получай ! Заплакал! Из-за одного пёрышка!
Ребята разошлись. Федя тоже ушёл. А Миша всё сидел и плакал.

V Анализ произведения
- Почему плакал Миша?
- Кто прав - Миша или Федя. Почему?
- Почему ребята не пожалели Мишу? Правы ли они?

- Как должен был поступить Миша?

- Необходима настойчивость в защите своего мнения, если ты уверен в его справедливости.
Жизнь в коллективе основывается на взаимном уважении, подлинно товарищеских отношениях, умении выслушать каждого, стремлении понять его мысли, суждения, состояние. Нужно считаться с интересами коллектива, его мнением, оценками поступков и поведения каждого.
И если всё-таки ты не согласен с мнением, оценкой товарища, коллектива, считаешь его ошибочным, то следует проявить настойчивость в защиту того, что ты считаешь справедливым.
Такая настойчивость ничего общего не имеет с упрямством. Настойчивость в защите справедливого дела – ценное нравственное качество, а противоположное ему – соглашательство, малодушие, а то и трусость.

Продолжить рассуждения по проблеме «как я понимаю справедливость»  предлагаю на основе решения  конкретной ситуации:

Ситуация 1. «Игра»

Сестра: -Я старше, значит, мне надо больше кубиков.

Брат ей отвечает: -Я тоже хочу играть. Поделись со мной.

Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?

  Ситуация 2. «Дружок»

Мама пришла с работы и спросила у сына: -Сынок, ты погулял с Дружком? Сын ей отвечает: -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить. –Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я –вечером. Ты давал обещание, -возмутилась мама. Мальчик обиделся и сказал маме: -Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!

-   Почему мальчик решил, что мама его не любит?

-   С вами бывало такое, когда вы сердились на маму?

-   Эта ваша обида  справедливой была?

-   Легко сразу это понять? (нет)

    Ситуация 3: «Поступок  мальчика».

Мы долго просиживаем у компьютера, не жалея нашего зрения, осанки и т.д., зато приобретаем много новой информации и навыков владения компьютером.

«Где справедливость?» - говорят наши глаза.

Оцените поступок мальчика.

 

Ситуация 4 «Прогулка».

На детской площадке девочка выгуливает собаку, а мужчина гуляет с маленькой дочкой и просит увести пса. Девочка возражает: собака добрая, никого не обидит.

Как поступить по  справедливости?

 Ситуация 5.  «Я лишний». А.Барто

Окапывали вишни.

Сергей сказал:

-Я лишний.

Пять деревьев, пять ребят.

Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,

Сергей выходит в сад.

-   Ну нет, теперь ты лишний! - ребята говорят.

 Ребята, скажите, вам трудно было прийти к одному решению? Что мешало быстро принять решение?

Вывод: Главная трудность в различном толковании справедливости в том, что каждый понимает справедливость, так как он хочет. Одно и то же может казаться несправедливым для тебя и справедливым для другого, и наоборот.

VI Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Долг»

«Принёс Вася в класс коллекцию марок.
-Хорошая коллекция!- одобрил Петя и тут же сказал: - Знаешь, у тебя тут много марок совершенно одинаковых. Ты дай их мне, я тоже начну собирать коллекцию. А на празднике, когда отец даст мне денег, я куплю марок и поделюсь с тобой.
-Бери , конечно!!- согласился Вася.
На празднике отец не дал Пете денег, а купил ему марки сам. Марки были очень красивые, но одинаковых не было, и Петя не мог отдать товарищу долг.
-Я тебе потом отдам , - сказал Петя.
-Да не надо ! Мне эти марки совсем не нужны!! Я и думать про них не хочу! – замахал руками Вася. – Вот давай лучше в пёрышки сыграем!
Стали играть. Не повезло Пете – проиграл он десять перьев. Насупился.
-Кругом я у тебя в долгу!
-Какой это долг! – говорит Вася. – Я с тобой в шутку играл.
Посмотрел Петя на товарища исподлобья - нос у него толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые.
«И чего это я с ним дружу? - подумал Петя. - Только долги набираю». И стал он от товарища бегать. С другими мальчишками дружит, а у самого какая-то обида на Васю.
Ляжет он спать и думает: « Прикоплю ещё марок, и всю коллекцию отдам: вместо десяти перьев – пятнадцать..»
А Вася о Петиных долгах и не думает. Удивляется он , что это такое с товарищем случилось. Подходит он как-то к товарищу испрашивает:
-За что ты косишься на меня, Петя?
Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей.
-Ты думаешь, ты один порядочный… А другие - нет , ты думаешь , мне твои марки нужны? Или перья я не видел?
Попятился Вася от товарища, захлебнулся от обиды, хотел что-то сказать и только рукой махнул.
Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Васе.
- Получай все долги сполна! – сам радостный, глаза блестят. – Ничего за мной не пропало!
- Нет, пропало,- говорит Вася.- И того, что пропало, не вернёшь ты мне уже никогда».

VII Анализ произведения
- Почему расстроилась дружба мальчиков? Кто в этом виноват?
- Как вы понимаете слова Васи: «И того, что пропало, не вернёшь ты мне уже никогда»?
- В вашей дружбе не было ли таких случаев?

ФИЗМИНУТКА

Добрый день, мой милый друг (рукопожатие).
Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).
Здесь есть ты (кладем правую руку на плечо соседа).
Здесь есть я (кладем правую руку себе на грудь).
Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа)
Жить (хлопаем в ладоши),
Друзья (соединяем руки ладонями).

VIII Работа в парах

- На столе у каждой пары лежат слова: добрый, злой, честный, жадный, щедрый, внимательный, обидчивый, находчивый, грубый, внимательный, добродушный, злопамятный.

- С помощью этих слов дайте характеристику главным героям рассказа: Пете и Васе.

IХ Работа в группах

Ребята, посмотрите на экран. На нём  написаны различные человеческие чувства. Давайте мы с вами разобъёмся на две группы (ряды). Каждая группа попробует выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствует справедливому человеку.  

  1 группа: миролюбие, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, унижение, сострадание, великодушие, благосклонность,  бестактность, хвастовство, честность, лень.

 2 группа: скупость, ложь, поддержка, сотрудничество, согласие, зависть, прощение, бестактность, грубость, бессердечность, уважение, отзывчивость, дружелюбие.

Х Итог занятия

Дорогие ребята, я хочу пожелать, чтобы в жизни вы встречали только справедливых людей и сами всегда поступали по справедливости. Сегодня в память о нашей встрече я хочу подарить вам маленькие сердечки, которые наполнены добротой и заботой для каждого из вас. Пусть эти сердечки согревают вас в минуты уныния и огорчения и будут путеводной звездой ваших справедливых дел! Помните:

Главного глазами не увидишь,

зорко одно лишь сердце.

ХI Рефлексия

- Я понял, что…

- Мне захотелось…

- Было интересно…

Список литературы

  1. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании; Центр педагогического образования - Москва, 2007. - 112 c.
  2. Дик Н. Ф. Классные часы в 3-4 классах; Феникс - Москва, 2007. -     320 c.
  3. Дик Н. Ф. Цель - дружный класс!; Феникс - Москва, 2008. - 320 c.
  4. Кутнякова Н. П. Учимся понимать детей. Современные модели организации классного коллектива; Феникс - Москва, 2008. - 288 c.
  5.  Управителева Л. В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 3 класс; Академия Развития, ВКТ - Москва, 2009. - 192 c.
  6. Ясницкая В. Р. Как сделать класс классным; Просвещение - Москва, 2008. - 224 c.
  7. https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-oseevoj/dolg-oseeva-v-a/
  8. https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-oseevoj/peryshko-oseeva-v-a/
  9. https://www.stihi-rus.ru/1/Barto/98.htm
  10. https://fit4brain.com/9130


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"

Привитие навыков культурного поведения ,уважения старших на основе стихов,песен и частушек, на примере сценки с участием Мальвины и Буратино....

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

Данное мероприятие проводится для учащихся 3-4 классов....

Классный час в первом классе "Что такое добро и что значит быть добрым?"

Дети с раннего возраста учаться поступать хорошо, совершать добрые дела. А понимают ли они, что включает в себя слово "доброта", что значит быть "добрым", почему это важно. Осознание необходимост...

Классный час "Трудно ли быть добрым"

Классный час "Трудно ли быть добрым"...

Легко ли быть добрым?

Проведение внеклассного мероприятия в группе продленного дня на тему "Легко ли быть добрым?" способствует формированию представлений у детей о положительных качествах и достоинствах человека...