Рабочая программа "Умелые ручки" 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Борисенкова Елена Алексеевна

Художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребёнок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи.

Декоративное творчество наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ruchki.docx38.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение Богородицкая средняя школа Смоленского района Смоленской области

        «Рассмотрено»

на заседании методического объединения

Руководитель __________

протокол №______________

от «___» _____________г.

«Согласовано»

Зам. директора

__________

«___»___________г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________

Приказ  № ___

от «___»___________г.

Рабочая программа

Курса внеурочной деятельности

«Умелые ручки»

Для 1 «Б» класса

На 2018-2019 учебный год

Автор программы

Борисенкова Елена Алексеевна

учитель начальных классов  

д. Богородицкое

2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
  3. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
  4. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
  6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки Россииот 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
  7. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
  8. Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
  9. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)
  10. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

Актуальность

Актуальность в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребёнок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи.

Декоративное творчество наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения.

Творчество – особый вид деятельности,

оно в самом себе несет удовлетворение. (С.Моэм)

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического  образования федеральных образовательных стандартов.

Курс «Умелые ручки» реализует общекультурное  направление во внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования второго поколения.

Содержание программы «Умелые ручки» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник  искусства. Программа учит детей работать с различным материалом (природный материал, бумага, тесто, пластилин, нитки, ткань и т.д.). Дети знакомятся с различными техниками выполнения работ (аппликация, лепка и т.д.). Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Программа способствует:

  • развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
  • помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни - формированию  понятия о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни;
  • освоению современных видов декоративно - прикладного искусства;
  • обучению практическим навыкам художественно - творческой деятельности, пониманию связи художественно - образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
  • созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
  • знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, народными традициями и праздниками в России;
  • проведению внеаудиторных занятий (экскурсии)

Цель программы:

  • развитие  творческих  способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;
  • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; 
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства;
  • познакомить обучающихся с разными  видами  искусства, с различными техниками выполнения работ;
  • формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством;
  • вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
  • реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
  • воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

Содержание  программы определяется возрастными особенностями младших школьников.

Основной формой работы являются аудиторные и внеаудиторные занятия. На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, экскурсии.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю продолжительностью 35 минут.

Форма проведения занятий – кружок.

На реализацию курса «Умелые ручки» в  1  классе  отводится  33 ч  в год  (1  час в  неделю).

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

 «Умелые ручки»

Прогнозируемый результат:

Скоординированы движения кистей рук воспитанников;

- развито творческое воображение у воспитанников;

- сформирован интерес к творческой деятельности;

- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать навыки работы с информацией.

Содержание

  1. Экскурсия на пришкольный участок. Сбор природного материала
  2. Выполнение аппликации «Цветы». Викторина о цветах
  3. Выполнение аппликации «Чебурашка». Просмотр фрагмента мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена»
  4. Выполнение аппликации из резанных ниток «Мышка»
  5. Вырезание геометрических фигур из цветной бумаги и изготовление аппликации «Лесенка».
  6. Выполнение аппликации из геометрических фигур «Дом»
  7. Рисование листопада
  8. Рисование радуги
  9. Выполнение аппликации из пуговиц «Светофор»
  10. Выполнение аппликации из пуговиц «Змейка»
  11. Выполнение аппликации из салфеток «Дубовый лист»
  12. Выполнение аппликации из салфеток «Кленовый лист»
  13. Изготовление закладки для учебника
  14. Выполнение аппликации на зимнюю тему
  15. Знакомство с объёмной аппликацией
  16. Выполнение объёмной аппликации «Новогодняя игрушка
  17. Рисование пластилином
  18. Изготовление поделки из жёлудя
  19. Рисование пластилином «Деревья»
  20. Рисование пластилином «Лес»
  21. Знакомство с обратной мозаикой на прозрачной основе
  22. Выполнение обратной мозаики  на прозрачной основе «Корабль»
  23. Выполнение обратной мозаики  на прозрачной основе «Тюльпаны»
  24. Выполнение обратной мозаики  на прозрачной основе «Мимоза»
  25. Знакомство с техникой лепки из солёного теста
  26. Лепка из солёного теста «Ваза»
  27. Знакомство с техникой оригами.
  28. Выполнение аппликации из одинаковых деталей оригами «Букет»
  29. Изготовление конверта. Беседа о том, для чего нужны конверты
  30. Составление плана для изготовления коллективной композиции в технике оригами
  31. Выполнение коллективной композиции в технике оригами
  32. Представление своей коллективной композиции

Тематическое планирование

№п\п

Название раздела программ

Количество часов

1

Аппликация и моделирование, рисование

16

2

Работа с пластическими материалами

10

3

Аппликация из деталей оригами

6

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Наименование раздела

Кол-во часов

Название темы

Дата

план.

факт.

Аппликация и моделирование, рисование

1

Вводное занятие. Экскурсия

3.09

Аппликация и моделирование, рисование

1

Аппликация из природных материалов «Цветы»

10.09

Аппликация и моделирование, рисование

1

Аппликация из крупы «Чебурашка»

17.09

Аппликация и моделирование, рисование

1

Аппликация из резанных ниток «Мышка»

24.09

Аппликация и моделирование, рисование

1

Аппликация из геометрических фигур «Лесенка»

1.10

Аппликация и моделирование, рисование

1

Аппликация из геометрических фигур «Дом»

8.10

Аппликация и моделирование, рисование

1

Рисование нетрадиционным методом. Листопад.

15.10

Аппликация и моделирование, рисование

1

Рисование нетрадиционным методом. Радуга.

22.10

Аппликация и моделирование, рисование

1

Аппликация из пуговиц. Светофор.

12.11

Аппликация и моделирование, рисование

1

Аппликация из пуговиц. Змейка.

19.11

Аппликация и моделирование, рисование

1

Аппликация из салфеток. Дубовый лист.

26.11

Аппликация и моделирование, рисование

1

Аппликация из салфеток. Кленовый лист.

3.12

Аппликация и моделирование, рисование

1

        Аппликация «Закладка»

10.12

Аппликация и моделирование, рисование

1

Аппликация «Зимняя сказка»

17.12

Аппликация и моделирование, рисование

1

Объёмная аппликация. Елочка.

24.12

Аппликация и моделирование, рисование

1

Объёмная аппликация. Новогодняя игрушка.

14.01

Работа с пластическими материалами

1

Рисование пластилином. Снеговик.

21.01

Работа с пластическими материалами

1

Грибочек из жёлудя

28.01

Работа с пластическими материалами

1

Рисование пластилином. Деревья.

04.02

Работа с пластическими материалами

1

Рисование пластилином. Лес.

11.02

Работа с пластическими материалами

1

Обратная мозаика на прозрачной основе.

25.02

Работа с пластическими материалами

1

Обратная мозаика на прозрачной основе. Корабль.

04.03

Работа с пластическими материалами

1

Обратная мозаика на прозрачной основе. Тюльпаны.

11.03

Работа с пластическими материалами

1

Обратная мозаика на прозрачной основе. Мимоза

18.03

Работа с пластическими материалами

1

Лепка из солёного теста.

01.04

Работа с пластическими материалами

1

Лепка из солёного теста. Ваза.

08.04

Аппликация из деталей оригами

1

Аппликация из одинаковых деталей оригами.

15.04

Аппликация из деталей оригами

1

Аппликация из одинаковых деталей оригами. Букет.

22.04

Аппликация из деталей оригами

1

Изготовление конверта

29.04

Аппликация из деталей оригами

1

Коллективные композиции в технике оригами.

Планирование

06.05

Аппликация из деталей оригами

1

Коллективные композиции в технике оригами.

13.05

32, 33

Аппликация из деталей оригами

2

Презентация коллективных композиций в технике оригами.

20.05

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...