Рабочая программа "Умелые ручки" 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребёнок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи.
Декоративное творчество наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ruchki.docx | 38.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Богородицкая средняя школа Смоленского района Смоленской области
«Рассмотрено» на заседании методического объединения Руководитель __________ протокол №______________ от «___» _____________г. | «Согласовано» Зам. директора __________ «___»___________г. | «Утверждаю» Директор школы ___________ Приказ № ___ от «___»___________г. |
Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
Для 1 «Б» класса
На 2018-2019 учебный год
Автор программы
Борисенкова Елена Алексеевна
учитель начальных классов
д. Богородицкое
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки Россииот 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
- Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)
- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
Актуальность
Актуальность в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребёнок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи.
Декоративное творчество наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения.
Творчество – особый вид деятельности,
оно в самом себе несет удовлетворение. (С.Моэм)
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического образования федеральных образовательных стандартов.
Курс «Умелые ручки» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Содержание программы «Умелые ручки» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа учит детей работать с различным материалом (природный материал, бумага, тесто, пластилин, нитки, ткань и т.д.). Дети знакомятся с различными техниками выполнения работ (аппликация, лепка и т.д.). Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни - формированию понятия о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни;
- освоению современных видов декоративно - прикладного искусства;
- обучению практическим навыкам художественно - творческой деятельности, пониманию связи художественно - образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
- знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, народными традициями и праздниками в России;
- проведению внеаудиторных занятий (экскурсии)
Цель программы:
- развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства;
- познакомить обучающихся с разными видами искусства, с различными техниками выполнения работ;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством;
- вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
- реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
- воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
Содержание программы определяется возрастными особенностями младших школьников.
Основной формой работы являются аудиторные и внеаудиторные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, экскурсии.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю продолжительностью 35 минут.
Форма проведения занятий – кружок.
На реализацию курса «Умелые ручки» в 1 классе отводится 33 ч в год (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Умелые ручки»
Прогнозируемый результат:
Скоординированы движения кистей рук воспитанников;
- развито творческое воображение у воспитанников;
- сформирован интерес к творческой деятельности;
- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
Содержание
- Экскурсия на пришкольный участок. Сбор природного материала
- Выполнение аппликации «Цветы». Викторина о цветах
- Выполнение аппликации «Чебурашка». Просмотр фрагмента мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена»
- Выполнение аппликации из резанных ниток «Мышка»
- Вырезание геометрических фигур из цветной бумаги и изготовление аппликации «Лесенка».
- Выполнение аппликации из геометрических фигур «Дом»
- Рисование листопада
- Рисование радуги
- Выполнение аппликации из пуговиц «Светофор»
- Выполнение аппликации из пуговиц «Змейка»
- Выполнение аппликации из салфеток «Дубовый лист»
- Выполнение аппликации из салфеток «Кленовый лист»
- Изготовление закладки для учебника
- Выполнение аппликации на зимнюю тему
- Знакомство с объёмной аппликацией
- Выполнение объёмной аппликации «Новогодняя игрушка
- Рисование пластилином
- Изготовление поделки из жёлудя
- Рисование пластилином «Деревья»
- Рисование пластилином «Лес»
- Знакомство с обратной мозаикой на прозрачной основе
- Выполнение обратной мозаики на прозрачной основе «Корабль»
- Выполнение обратной мозаики на прозрачной основе «Тюльпаны»
- Выполнение обратной мозаики на прозрачной основе «Мимоза»
- Знакомство с техникой лепки из солёного теста
- Лепка из солёного теста «Ваза»
- Знакомство с техникой оригами.
- Выполнение аппликации из одинаковых деталей оригами «Букет»
- Изготовление конверта. Беседа о том, для чего нужны конверты
- Составление плана для изготовления коллективной композиции в технике оригами
- Выполнение коллективной композиции в технике оригами
- Представление своей коллективной композиции
Тематическое планирование
№п\п | Название раздела программ | Количество часов |
1 | Аппликация и моделирование, рисование | 16 |
2 | Работа с пластическими материалами | 10 |
3 | Аппликация из деталей оригами | 6 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела | Кол-во часов | Название темы | Дата | |
план. | факт. | ||||
Аппликация и моделирование, рисование | 1 | Вводное занятие. Экскурсия | 3.09 | ||
Аппликация и моделирование, рисование | 1 | Аппликация из природных материалов «Цветы» | 10.09 | ||
Аппликация и моделирование, рисование | 1 | Аппликация из крупы «Чебурашка» | 17.09 | ||
Аппликация и моделирование, рисование | 1 | Аппликация из резанных ниток «Мышка» | 24.09 | ||
Аппликация и моделирование, рисование | 1 | Аппликация из геометрических фигур «Лесенка» | 1.10 | ||
Аппликация и моделирование, рисование | 1 | Аппликация из геометрических фигур «Дом» | 8.10 | ||
Аппликация и моделирование, рисование | 1 | Рисование нетрадиционным методом. Листопад. | 15.10 | ||
Аппликация и моделирование, рисование | 1 | Рисование нетрадиционным методом. Радуга. | 22.10 | ||
Аппликация и моделирование, рисование | 1 | Аппликация из пуговиц. Светофор. | 12.11 | ||
Аппликация и моделирование, рисование | 1 | Аппликация из пуговиц. Змейка. | 19.11 | ||
Аппликация и моделирование, рисование | 1 | Аппликация из салфеток. Дубовый лист. | 26.11 | ||
Аппликация и моделирование, рисование | 1 | Аппликация из салфеток. Кленовый лист. | 3.12 | ||
Аппликация и моделирование, рисование | 1 | Аппликация «Закладка» | 10.12 | ||
Аппликация и моделирование, рисование | 1 | Аппликация «Зимняя сказка» | 17.12 | ||
Аппликация и моделирование, рисование | 1 | Объёмная аппликация. Елочка. | 24.12 | ||
Аппликация и моделирование, рисование | 1 | Объёмная аппликация. Новогодняя игрушка. | 14.01 | ||
Работа с пластическими материалами | 1 | Рисование пластилином. Снеговик. | 21.01 | ||
Работа с пластическими материалами | 1 | Грибочек из жёлудя | 28.01 | ||
Работа с пластическими материалами | 1 | Рисование пластилином. Деревья. | 04.02 | ||
Работа с пластическими материалами | 1 | Рисование пластилином. Лес. | 11.02 | ||
Работа с пластическими материалами | 1 | Обратная мозаика на прозрачной основе. | 25.02 | ||
Работа с пластическими материалами | 1 | Обратная мозаика на прозрачной основе. Корабль. | 04.03 | ||
Работа с пластическими материалами | 1 | Обратная мозаика на прозрачной основе. Тюльпаны. | 11.03 | ||
Работа с пластическими материалами | 1 | Обратная мозаика на прозрачной основе. Мимоза | 18.03 | ||
Работа с пластическими материалами | 1 | Лепка из солёного теста. | 01.04 | ||
Работа с пластическими материалами | 1 | Лепка из солёного теста. Ваза. | 08.04 | ||
Аппликация из деталей оригами | 1 | Аппликация из одинаковых деталей оригами. | 15.04 | ||
Аппликация из деталей оригами | 1 | Аппликация из одинаковых деталей оригами. Букет. | 22.04 | ||
Аппликация из деталей оригами | 1 | Изготовление конверта | 29.04 | ||
Аппликация из деталей оригами | 1 | Коллективные композиции в технике оригами. Планирование | 06.05 | ||
Аппликация из деталей оригами | 1 | Коллективные композиции в технике оригами. | 13.05 | ||
32, 33 | Аппликация из деталей оригами | 2 | Презентация коллективных композиций в технике оригами. | 20.05 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...