Рабочая программа "Друзья природы" 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Борисенкова Елена Алексеевна

Курс внеурочной деятельности «Друзья природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzya_prirody.docx33.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение Богородицкая средняя школа Смоленского района Смоленской области

        «Рассмотрено»

на заседании методического объединения

Руководитель __________

протокол№______________

от «___» _____________г.

«Согласовано»

Зам. директора

__________

«___»___________г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________

Приказ  № ___

от «___»___________г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Друзья природы»

для 2 «Б» класса

на 2019-2020 учебный год

Автор программы

Борисенкова Елена Алексеевна

учитель начальных классов  

д.Богородицкое

2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа

Рабочая программа для 2 класса составлена на основании следующих документов:

  • законом " Об Образовании в РФ" от 29 декабря 2012г №273 Ф-З;
  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373с изменениями и дополнениями;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями);
  • Письмо Министерства образования и науки РФот 18 августа 2017 г. № 09-1672«Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
  • Распоряжение Правительства Российской Федерацииот 4 сентября 2014 г. №1726-р«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
  • Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по Азбуке Смоленского края, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089;
  • Примерной авторской программы начального общего образования по Азбуке Смоленского края для начальной школы: «Азбука Смоленского края»,                С.А. Болотова, Смоленск, «Русич», 2008 г.
  • образовательной программой начального общего образования МБОУ Богородицкой СШ.

Цель: формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания ее ценности.

Задачи:

1) формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;

2) расширение и углубление представления о взаимосвязях в природе и месте человека в них;

3) воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;

4) вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;

5) формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

6) развитие первоначальных географических представлений; знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.

Место изучения

На реализацию курса «Друзья природы» во 2  классе  отводится  34 ч  в год  (1  час в  неделю). В реализации данной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7-9 лет.

Формы проведения занятий кружка

В течение года занятия проводятся в различных формах: бесед, видео путешествий, презентаций, конкурсов, викторин, практикумов.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • Формирование положительной мотивации к изучению краеведческого курса «Друзья природы», человека, истории своего родного края;
  • Развитие внимательного и бережного отношения к природе родного края, понимание важности соблюдения правил экологической безопасности;
  • осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своего края, страны;
  • внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков действий других людей;
  • оценки своих эмоциональных реакций поступков и действий других людей;
  • знание основных правил поведения в природе, ориентация на их выполнение.

У учащихся могут быть сформированы:

  • устойчивый интерес к изучению природы и истории родного края;
  • ориентация на соблюдение правил поведения в природе; понимание ценности культурного наследия предков;
  • основы экологической культуры;
  • уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, края, страны;
  • представление о добре и зле, общих нравственных категориях;
  • умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
  • ориентация в нравственном содержании собственных поступков других людей;
  • умения оценивать свое отношение к учебе;
  • внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
  • эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы).
  • способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.

Предметные

Учащиеся научатся:

  • понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
  • давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;
  • называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
  • приводить примеры растений и животных родного края;
  • различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);
  • сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года;
  • различать государственную символику родного округа, города;
  • рассказывать об основных событиях истории своего края;
  • пересказывать произведения кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
  • объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных родного края;
  • приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
  • рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
  • проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов;
  • понимать, что человек – часть общества и часть природы;
  • понимать значение общества в жизни человека;
  • осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;
  • рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общество, познание);
  • описывать культурные достопримечательности родного края;
  • в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений;
  • понимать значение искусства как способа познания мира.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать цель выполняемых действий, ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • намечать план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности под руководством учителя;
  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя;
  • проводить наблюдения по предложенному плану;
  • оценивать правильность выполнения заданий;
  • осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнения задания;
  • оценивать выполнения задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чем проявилась сложность выполнения.

Учащиеся могут научиться:

  • развивать и тренировать свою наблюдательность;
  • ставить цели проведения наблюдений;
  • осуществлять контроль при проведении наблюдений ;

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • фиксировать результаты наблюдений в «Страничке наблюдений» с помощью условных знаков;
  • понимать информацию, представленную в виде текстов, схем, таблиц на страницах учебника;
  • понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
  • пользоваться справочником, помещённом в учебнике;
  • находить объяснение незнакомых слов в словаре;
  • находить нужные книги в библиотеке;
  • понимать значение знаков и символов в жизни общества.

Учащиеся могут научиться:

  • пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке к занятию;
  • осуществлять описание объектов природы;
  • сравнивать и группировать объекты природы по заданным признакам;
  • устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;
  • обобщать результаты наблюдений за погодой, делать простые выводы.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;
  • понимать и передавать содержание прочитанных текстов;
  • слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
  • ставить вопросы друг другу;
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Учащиеся могут научиться:

  • высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций;
  • соблюдать в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила устного общения (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять);
  • аргументировать собственную позицию;
  • получать нужную информацию, задавать вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.
  • сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Актуальность 

Курс внеурочной деятельности «Друзья природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Содержание курса

Роль природы в жизни человека.

 Глобус — модель Земли

Живая и неживая природа, их отличия.

Осенние изменения в неживой и живой природе (в растительном мире)

Экскурсия в школьный парк. Сбор и сушка природных материалов.

Аппликация из осенних листьев.

Изменения в жизни животных с приходом осени

Деревья, кустарники и травы. Их отличительные признаки.

Звери, птицы, рыбы, насекомые и пауки.

Животные и растения разных мест обитания, их приспособления к жизни в этих условиях

Культурные и дикорастущие растения, их отличительные признаки.

Основные признаки и отличительные особенности диких и домашних животных

Родина комнатных растений.

Разнообразие пород кошек и собак.

Аквариум и его обитатели.

Рассказ «Мой домашний питомец»

Знакомство с редкими видами животных и растений

Причины сокращения числа видов растений и животных

Проект «Красная книга»

Конкурс рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».

Изменения в живой и неживой природе с приходом зимы.

Д/игра «Узнай птицу по описанию»

Жизнь растений и диких животных зимой.

Проект «Дикие животные».

Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии

Изготовление кормушек для птиц своими руками.

Распределение кормушек на территории школы и парка

Что такое снег. Почему он идет и откуда берется? Конкурс на лучшую снежинку, сделанную своими руками

Сравнение весенних и зимних наблюдений за погодой, снегом, растениями, поведением птиц и животных.

Выявление признаков весеннего пробуждения деревьев и кустарников

Жизнь насекомых весной, их роль в природе

Весенние изменения в жизни зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей, размножение этих животных.

Проект: книжка-малышка «Загадки о животных, растениях, явлениях природы»

Тематическое планирование

№п\п

Название раздела программ

Количество часов

1

Теоретические занятия

23

2

Практические занятия

11

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Кол-во часов

Название темы

Дата

план.

факт.

1

Роль природы в жизни человека.

1

 Глобус — модель Земли

1

Живая и неживая природа, их отличия.

1

Осенние изменения в неживой и живой природе (в растительном мире)

1

Экскурсия в школьный парк. Сбор и сушка природных материалов.

1

Аппликация из осенних листьев.

1

Изменения в жизни животных с приходом осени

1

Деревья, кустарники и травы. Их отличительные признаки.

1

Звери, птицы, рыбы, насекомые и пауки.

1

Животные и растения разных мест обитания, их приспособления к жизни в этих условиях

1

Культурные и дикорастущие растения, их отличительные признаки.

1

Основные признаки и отличительные особенности диких и домашних животных

1

Родина комнатных растений.

1

Разнообразие пород кошек и собак.

1

Аквариум и его обитатели.

1

Рассказ «Мой домашний питомец»

1

Знакомство с редкими видами животных и растений

1

Причины сокращения числа видов растений и животных

1

Проект «Красная книга»

1

Конкурс рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».

1

Изменения в живой и неживой природе с приходом зимы.

1

Д/игра «Узнай птицу по описанию»

1

Жизнь растений и диких животных зимой.

1

Проект «Дикие животные».

1

Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии

1

Изготовление кормушек для птиц своими руками.

1

Распределение кормушек на территории школы и парка

1

Что такое снег. Почему он идет и откуда берется? Конкурс на лучшую снежинку, сделанную своими руками

1

Сравнение весенних и зимних наблюдений за погодой, снегом, растениями, поведением птиц и животных.

1

Выявление признаков весеннего пробуждения деревьев и кустарников

1

Жизнь насекомых весной, их роль в природе

1

Весенние изменения в жизни зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей, размножение этих животных.

1

Проект: книжка-малышка «Загадки о животных, растениях, явлениях природы»

1

Промежуточная аттестация в форме проверочной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...