Рабочая программа "Друзья природы" 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Курс внеурочной деятельности «Друзья природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzya_prirody.docx | 33.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Богородицкая средняя школа Смоленского района Смоленской области
«Рассмотрено» на заседании методического объединения Руководитель __________ протокол№______________ от «___» _____________г. | «Согласовано» Зам. директора __________ «___»___________г. | «Утверждаю» Директор школы ___________ Приказ № ___ от «___»___________г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Друзья природы»
для 2 «Б» класса
на 2019-2020 учебный год
Автор программы
Борисенкова Елена Алексеевна
учитель начальных классов
д.Богородицкое
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа для 2 класса составлена на основании следующих документов:
- законом " Об Образовании в РФ" от 29 декабря 2012г №273 Ф-З;
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373с изменениями и дополнениями;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями);
- Письмо Министерства образования и науки РФот 18 августа 2017 г. № 09-1672«Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
- Распоряжение Правительства Российской Федерацииот 4 сентября 2014 г. №1726-р«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по Азбуке Смоленского края, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089;
- Примерной авторской программы начального общего образования по Азбуке Смоленского края для начальной школы: «Азбука Смоленского края», С.А. Болотова, Смоленск, «Русич», 2008 г.
- образовательной программой начального общего образования МБОУ Богородицкой СШ.
Цель: формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания ее ценности.
Задачи:
1) формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;
2) расширение и углубление представления о взаимосвязях в природе и месте человека в них;
3) воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
4) вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
5) формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
6) развитие первоначальных географических представлений; знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.
Место изучения
На реализацию курса «Друзья природы» во 2 классе отводится 34 ч в год (1 час в неделю). В реализации данной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7-9 лет.
Формы проведения занятий кружка
В течение года занятия проводятся в различных формах: бесед, видео путешествий, презентаций, конкурсов, викторин, практикумов.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- Формирование положительной мотивации к изучению краеведческого курса «Друзья природы», человека, истории своего родного края;
- Развитие внимательного и бережного отношения к природе родного края, понимание важности соблюдения правил экологической безопасности;
- осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своего края, страны;
- внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков действий других людей;
- оценки своих эмоциональных реакций поступков и действий других людей;
- знание основных правил поведения в природе, ориентация на их выполнение.
У учащихся могут быть сформированы:
- устойчивый интерес к изучению природы и истории родного края;
- ориентация на соблюдение правил поведения в природе; понимание ценности культурного наследия предков;
- основы экологической культуры;
- уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, края, страны;
- представление о добре и зле, общих нравственных категориях;
- умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
- ориентация в нравственном содержании собственных поступков других людей;
- умения оценивать свое отношение к учебе;
- внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
- эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы).
- способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.
Предметные
Учащиеся научатся:
- понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
- давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;
- называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
- приводить примеры растений и животных родного края;
- различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);
- сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года;
- различать государственную символику родного округа, города;
- рассказывать об основных событиях истории своего края;
- пересказывать произведения кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
- объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием.
Учащиеся получат возможность научиться:
- приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных родного края;
- приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
- рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
- проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов;
- понимать, что человек – часть общества и часть природы;
- понимать значение общества в жизни человека;
- осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;
- рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общество, познание);
- описывать культурные достопримечательности родного края;
- в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений;
- понимать значение искусства как способа познания мира.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- понимать цель выполняемых действий, ставить учебную задачу под руководством учителя;
- намечать план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности под руководством учителя;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя;
- проводить наблюдения по предложенному плану;
- оценивать правильность выполнения заданий;
- осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнения задания;
- оценивать выполнения задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чем проявилась сложность выполнения.
Учащиеся могут научиться:
- развивать и тренировать свою наблюдательность;
- ставить цели проведения наблюдений;
- осуществлять контроль при проведении наблюдений ;
Познавательные
Учащиеся научатся:
- фиксировать результаты наблюдений в «Страничке наблюдений» с помощью условных знаков;
- понимать информацию, представленную в виде текстов, схем, таблиц на страницах учебника;
- понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
- пользоваться справочником, помещённом в учебнике;
- находить объяснение незнакомых слов в словаре;
- находить нужные книги в библиотеке;
- понимать значение знаков и символов в жизни общества.
Учащиеся могут научиться:
- пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке к занятию;
- осуществлять описание объектов природы;
- сравнивать и группировать объекты природы по заданным признакам;
- устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;
- обобщать результаты наблюдений за погодой, делать простые выводы.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;
- понимать и передавать содержание прочитанных текстов;
- слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
- ставить вопросы друг другу;
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся могут научиться:
- высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций;
- соблюдать в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила устного общения (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять);
- аргументировать собственную позицию;
- получать нужную информацию, задавать вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Актуальность
Курс внеурочной деятельности «Друзья природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Содержание курса
Роль природы в жизни человека.
Глобус — модель Земли
Живая и неживая природа, их отличия.
Осенние изменения в неживой и живой природе (в растительном мире)
Экскурсия в школьный парк. Сбор и сушка природных материалов.
Аппликация из осенних листьев.
Изменения в жизни животных с приходом осени
Деревья, кустарники и травы. Их отличительные признаки.
Звери, птицы, рыбы, насекомые и пауки.
Животные и растения разных мест обитания, их приспособления к жизни в этих условиях
Культурные и дикорастущие растения, их отличительные признаки.
Основные признаки и отличительные особенности диких и домашних животных
Родина комнатных растений.
Разнообразие пород кошек и собак.
Аквариум и его обитатели.
Рассказ «Мой домашний питомец»
Знакомство с редкими видами животных и растений
Причины сокращения числа видов растений и животных
Проект «Красная книга»
Конкурс рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».
Изменения в живой и неживой природе с приходом зимы.
Д/игра «Узнай птицу по описанию»
Жизнь растений и диких животных зимой.
Проект «Дикие животные».
Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии
Изготовление кормушек для птиц своими руками.
Распределение кормушек на территории школы и парка
Что такое снег. Почему он идет и откуда берется? Конкурс на лучшую снежинку, сделанную своими руками
Сравнение весенних и зимних наблюдений за погодой, снегом, растениями, поведением птиц и животных.
Выявление признаков весеннего пробуждения деревьев и кустарников
Жизнь насекомых весной, их роль в природе
Весенние изменения в жизни зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей, размножение этих животных.
Проект: книжка-малышка «Загадки о животных, растениях, явлениях природы»
Тематическое планирование
№п\п | Название раздела программ | Количество часов |
1 | Теоретические занятия | 23 |
2 | Практические занятия | 11 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Кол-во часов | Название темы | Дата | |
план. | факт. | |||
1 | Роль природы в жизни человека. | |||
1 | Глобус — модель Земли | |||
1 | Живая и неживая природа, их отличия. | |||
1 | Осенние изменения в неживой и живой природе (в растительном мире) | |||
1 | Экскурсия в школьный парк. Сбор и сушка природных материалов. | |||
1 | Аппликация из осенних листьев. | |||
1 | Изменения в жизни животных с приходом осени | |||
1 | Деревья, кустарники и травы. Их отличительные признаки. | |||
1 | Звери, птицы, рыбы, насекомые и пауки. | |||
1 | Животные и растения разных мест обитания, их приспособления к жизни в этих условиях | |||
1 | Культурные и дикорастущие растения, их отличительные признаки. | |||
1 | Основные признаки и отличительные особенности диких и домашних животных | |||
1 | Родина комнатных растений. | |||
1 | Разнообразие пород кошек и собак. | |||
1 | Аквариум и его обитатели. | |||
1 | Рассказ «Мой домашний питомец» | |||
1 | Знакомство с редкими видами животных и растений | |||
1 | Причины сокращения числа видов растений и животных | |||
1 | Проект «Красная книга» | |||
1 | Конкурс рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». | |||
1 | Изменения в живой и неживой природе с приходом зимы. | |||
1 | Д/игра «Узнай птицу по описанию» | |||
1 | Жизнь растений и диких животных зимой. | |||
1 | Проект «Дикие животные». | |||
1 | Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии | |||
1 | Изготовление кормушек для птиц своими руками. | |||
1 | Распределение кормушек на территории школы и парка | |||
1 | Что такое снег. Почему он идет и откуда берется? Конкурс на лучшую снежинку, сделанную своими руками | |||
1 | Сравнение весенних и зимних наблюдений за погодой, снегом, растениями, поведением птиц и животных. | |||
1 | Выявление признаков весеннего пробуждения деревьев и кустарников | |||
1 | Жизнь насекомых весной, их роль в природе | |||
1 | Весенние изменения в жизни зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей, размножение этих животных. | |||
1 | Проект: книжка-малышка «Загадки о животных, растениях, явлениях природы» | |||
1 | Промежуточная аттестация в форме проверочной работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...