Рабочая программа кружка "Лукошко" 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Программа внеурочной деятельности по дальневосточной литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lukoshko.docx | 37.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с.Полевое»
СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
Зам. директора по ВР Приказ директора школы
______Р.М. Михайличенко « 25 » 06 2020 г .№ 130
«25 » 06 2020 г
Программа внеурочной деятельности
«Лукошко»
для учащихся 3 класса
на 2020-2021учебный год
Составитель: Яхонтова Е.П. – учитель начальных классов.
с. Полевое, 2020 г.
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе регионального компонента литературного образования с учетом федерального компонента государственного образовательного стандарта по литературному чтению, что позволяет соотнести содержание данной программы с ведущими аспектами программы по литературному чтению для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений, в качестве внеурочной деятельности, рекомендованной министерством образования Хабаровского края для дополнительного чтения.
Рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных, инструктивных и методических документов, обеспечивающих организацию образовательного процесса:
- "Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (редакция от 23.07.2013).
- "Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
- "О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
- "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях" / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
- "Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.
- Письма Комитета образования ЕАО от 06.05.2020 №14-2163"Об организации образовательной деятельности в 2020-2021 учебном году"
- Приказ МКОУ "ООШ с.Полевое" от 25.06.2020 г №130 "Об утверждении ООП на 2020-2021 учебный год"
Программа внеурочной деятельности «Лукошко» построена на основе авторской программы М. Н. Ходаковской, знакомит учащихся с творчеством писателей Хабаровского края, получившими известность за пределами региона, а также с творчеством коренных народов Дальнего Востока.
Программа рассчитана на проведение занятий во внеучебной деятельности в 3 классе - 1 час в неделю, всего 34 часа в год. В связи с праздничными днями и неполными рабочими неделями произошло уплотнение материала: объединены занятия №17 и № 18 «Работа с выставкой книг по разделу» и «А.Костенко «Медвежонок Морошка»; »№23 и №24 «Н.Наволочкин «Знакомые кота Егора»» и «Н.Наволочкин «Знакомые кота Егора».; №25 и №26 «Н.Наволочкин «Знакомые кота Егора»» и «Н.Наволочкин «Знакомые кота Егора»;№ 27 и №28 А. Максимов «Петрушина Застава» и «А. Максимов «Петрушина Застава»; №29 и №30 «В.Иванов «Золотой бурундук» и «В.Иванов «Золотой бурундук»; №31 и № 32 «В.Иванов «Золотой бурундук» и «В.Иванов «Золотой бурундук».
Цель программы: формирование читательской компетенции младшего школьника через познание лучших образцов искусства слова Хабаровского края и о Хабаровском крае, через нравственно-эстетическое сопереживание; помочь школьнику ориентироваться в изменяющемся мире, обогатив его духовно- нравственный опыт литературными образами лучших черт менталитета народа своей малой Родины, расширить его эстетический, краеведческий и исторический кругозор, способствовать пробуждению тяги к самосовершенствовании, самовоспитанию, саморазвитию.
Цель программы определяет характер конкретных задач, которые решаются на занятиях внеурочной деятельности «Лукошко».
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Формы проведения занятий
Для формирования интереса к чтению используются разные формы организации занятий:
занятие-спектакль;
занятие-интервью;
устный журнал;
конкурсы;
литературные встречи;
литературная гостиная;
литературный ринг и т. д.
Личностными результатами изучения курса «Лукошко» являются следующие умения:
-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
-оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Лукошко» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
-учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-выразительно читать и пересказывать текст;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
-осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
-понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
-делить текст на части, озаглавливать части;
-выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
-подробно и выборочно пересказывать текст;
-составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
-размышлять о характере и поступках героя;
-относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
-находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
-относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Планируемые результаты:
Обучающиеся научатся:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– различать рассказ и стихотворение.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• воспринимать художественную литературу как вид искусства;
• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
• определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
• доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
• творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
• создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
• работать в группе, создавая инсценировки по произведению,
• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор).
К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
- прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия;
- воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику;
- выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста;
- излагать личное мнение о литературном произведении;
- организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;
- основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, народные и литературные сказки, рассказы, повести, стихотворения);
- пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпо-ритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей;
«Живи сказка» -8ч. «Хозяин моря» (Сказки эскимосов).Александр Лепетухин «Хехцирские сказки». Николай Наволочкин «Полудница Акуля».
«Моя малая родина» -8ч. Галина Долинина Стихи. В. Коржиков «Волны словно кенгуру».
В.Арсеньев «Возвращение к морю».Е. Кохан «Тайга». Л.Гемма «На лугу».
«Живое вокруг нас» -10ч. А.Костенко «Медвежонок Морошка». В.Захаров «Харза».
З.Лихачёва «Белая Шкурка». Н.Рыжих «Лебеди».К.Любицкая «Танец стерхов». В.Захаров «Воробей». В.Шадрин «Будь здоров, воробышек»!
Содержание программы
Н.Наволочкин «Знакомые кота Егора».
«Детям о детях» -8ч. А. Максимов «Петрушина Застава».В.Иванов «Золотой бурундук».
Е. Добровенская «Хохотательский английский». А.Краснов «Чудеса».
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | «Живи сказка» | 8 |
2 | «Моя малая родина» | 8 |
3 | «Живое вокруг нас» | 10 |
4 | «Детям о детях» | 8 |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Название темы | Дата по плану | Дата по факту |
«Живи сказка» | |||
1 | Вводный урок. Обращение к третьекласснику. Работа с выставкой книг по разделу. | 7.09 | |
2 | «Хозяин моря» (Сказки эскимосов) | 14.09 | |
3 | Александр Лепетухин «Хехцирские сказки». | 21.09 | |
4 | Николай Наволочкин «Полудница Акуля». | 28.09 | |
5 | Николай Наволочкин «Полудница Акуля». | 5.10 | |
6 | Николай Наволочкин «Полудница Акуля». | 12.10 | |
7 | Николай Наволочкин «Полудница Акуля». | 19.10 | |
8 | Николай Наволочкин «Полудница Акуля». | 09.11 | |
«Моя малая родина» | |||
9 | Работа с выставкой книг по разделу. Галина Долинина Стихи. | 16.11 | |
10 | В. Коржиков «Волны словно кенгуру». | 23.11 | |
11 | В. Коржиков «Волны словно кенгуру». | 30.11 | |
12 | В. Коржиков «Волны словно кенгуру». | 07.12 | |
13 | В. Коржиков «Волны словно кенгуру». | 14.12 | |
14 | В. Коржиков «Волны словно кенгуру». | 21.12 | |
15 | В. Коржиков «Волны словно кенгуру». | 11.01 | |
16 | В.Арсеньев «Возвращение к морю», Е. Кохан «Тайга», Л.Гемма «На лугу». | 18.01 | |
«Живое вокруг нас» | |||
17 | Работа с выставкой книг по разделу. | 25.01 | |
18 | А.Костенко «Медвежонок Морошка». | ||
19 | А.Костенко «Медвежонок Морошка». | 01.02 | |
20 | В.Захаров «Харза», З.Лихачёва «Белая Шкурка». | 08.02 | |
21 | Н.Рыжих «Лебеди», К.Любицкая «Танец стерхов». | 15.02 | |
22 | В.Захаров «Воробей», В.Шадрин «Будь здоров, воробышек»! | 22.02 | |
23 | Н.Наволочкин «Знакомые кота Егора». | 01.03 | |
24 | Н.Наволочкин «Знакомые кота Егора». | ||
25 | Н.Наволочкин «Знакомые кота Егора». | 15.03 | |
26 | Н.Наволочкин «Знакомые кота Егора». | ||
«Детям о детях» | |||
27 | А. Максимов «Петрушина Застава». | 05.04 | |
28 | А. Максимов «Петрушина Застава». | ||
29 | В.Иванов «Золотой бурундук». | 12.04 | |
30 | В.Иванов «Золотой бурундук». | ||
31 | В.Иванов «Золотой бурундук». | 19.04 | |
32 | В.Иванов «Золотой бурундук». | ||
33 | В.Иванов «Золотой бурундук». | 26.04 | |
34 | Е. Добровенская «Хохотательский английский», А.Краснов «Чудеса». | 17.05 |
Материально- техническое обеспечение
Методические и учебные пособия.
1.Ходаковская М. Н. «Лукошко» 3 класс: Хрестоматия по дальневосточной литературе, - Хабаровск, издательский дом «Приамурские ведомости», 2008 г.
Технические средства обучения:
1.Компьютер.
2.Проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...