Рабочая программа кружка «Дорожная азбука», 2 класс.
рабочая программа (2 класс)
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные формы работы с детьми. Поэтому программа “Дорожная азбука” разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_dorozhnaya_azbuka.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка «Дорожная азбука», 2 класс.
Пояснительная записка
Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Участники дорожного движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу. Одним из путей решения этой задачи в процессе образования является обучение человека правильно себя вести на дороге и в транспорте.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные формы работы с детьми. Поэтому программа “Дорожная азбука” разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа учитывает требования регионального стандарта, рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности. Программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше научатся дети культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Направленность: Социальное
Актуальность программы:
Воспитание младших школьников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД - одна из актуальных тем сегодняшнего времени. Одной из основных причин дорожно - транспортных происшествий с детьми является незнание ими Правил дорожного движения. Дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев. Поэтому с начальной школы необходимо изучать с детьми правила дорожного движения.
Новизна программы. Воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.
Цель программы: Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности участников дорожного движения.
Задачи программы:
1.Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих упражнений, занятий.
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения младших школьников ПДД.
3. Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге
4. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.
Возраст детей, для реализации данной программы 7-8 лет (учащиеся 2 класса).
Объем и сроки изучения: Количество часов в год: – 35 часов
Формы и режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю.
Сроки реализации: 1 год
Формы и методы обучения:
Занятия проводятся один раз в неделю по 45 минут в форме подвижных игр, театрализаций, викторин, конкурсов, экскурсий. В ходе проведения занятий ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идёт по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с родителями. Дорога, улица манит ребёнка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычностью ситуаций. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Программа направлена на формирование у учащихся начальной школы представлений о правилах поведения на улице, выработку умений по соблюдению правил дорожного движения и способности ориентироваться в окружающем пространстве улицы на основе развития сенсомоторных способностей детей.
Перечень основных разделов программы:
- знакомство с элементами дороги, участниками дорожного движения и правилами их поведения;
- знакомство с сигналами светофора и регулировщика;
- знакомство со знаками дорожного движения;
- игры, экскурсии; практические занятия
Планируемые результаты
Результаты кружка «Дорожная азбука» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
К концу 2 класса дети должны знать:
- историю возникновения ПДД;
- дорожные знаки;
- сигналы светофора;
- виды транспорта;
- причины ДТП;
- правила движения на велосипеде;
- правила движения по дороге.
- правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса.
уметь:
- ориентироваться в дорожных ситуациях;
- оценивать свое поведение на дороге;
- объяснить товарищу правила поведения на дороге.
Ученик научится:
- отличать проезжую часть улицы от тротуара;
- правильно ходить по улицам и дорогам;
- переходить проезжую часть;
- понимать сигналы светофора;
- понимать некоторые дорожные знаки;
- выбирать место для игр.
Ученик получит возможность научиться:
- составлять безопасный маршрут от дома до школы;
- отличать виды пешеходных переходов;
- отличать виды перекрестков;
- «разговаривать» с улицей при помощи дорожных знаков.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения внеурочного курса «Дорожная азбука» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником теоретических знаний (об устройстве дорог, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения на дороге), первичного понимания необходимости соблюдения правил дорожного движения.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к реально возникшей ситуации.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
- Ожидаемый результат:
- Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
- Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;
- Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
- Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
- Формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы;
- Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.
Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Формы и методы обучения | Содержание занятия | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1 | Вводное занятие. Я – второклассник. Идём в школу самостоятельно. Безопасный путь в школу. | беседа, игры безопасный маршрут | Работа с планом местности, Чтение и разбор стихотворения С.Михалкова «Движеньем полон город», разбор конкретного маршрута. | ||
2 | «Путешествие в историю ПДД.» | Беседа, презентация | «Откуда появились ПДД». «Первые правила дорожного движения» | ||
3 | Улица полна неожиданностей. | Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций | Повторить, почему на улице опасно. Для чего надо знать и выполнять Правила дорожного движения. Рассмотреть элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Пешеходные ограждения. повторить, как правильно ходить по тротуару, переходить дорогу. Дисциплина на улице – залог безопасного движения. Будь внимательным и осторожным! | ||
4 | Я – пешеход. Повторение обязанностей пешехода. | Беседа, загадки, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах. | Необходимость правил в жизни человека. Повторение правил поведения пешеходов. Создание буклета «Помни, пешеход!» | ||
5 | Наши верные друзья на улицах и дорогах. | Беседа, игры, отгадывание загадок | Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрёстком», исторический материал, беседа, стихотворение Я.Пишумова « На посту стоят два брата…», самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов) | ||
6 | Сигналы регулирования дорожного движения. | Беседа, загадки, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах. | Повторить безопасно, переходить улицу по зелёному сигналу светофора. Кроссворд, блиц-опрос, беседа, презентация «Сигналы регулировщика», игра «Доскажи словечко», игра «На перекрёстке». | ||
7 | Проект «Светофорик» | Практическое занятие | Закрепить знания для чего служит светофор. Поиск и выделение необходимой информации Беседа «Красный - зелёный». Конструирование «Светофор». (Из цветной бумаги и картона сконструировать модель светофора) | ||
8 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах. | Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки: «Пешеходный переход» (информационно-указательный), «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы» Закрепить полученные знания, уметь правильно переходить дорогу. | ||
9 | Запрещающие знаки. | Беседа, загадки, презентация, стихи, анализ ситуаций | Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили). | ||
10 | Предупреждающие знаки. | Беседа, игра, загадки, анализ ситуаций | Беседа, презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили) | ||
11 | Викторина «Счастливый случай». | Беседа, игра, презентация, загадки, анализ ситуаций | Разминка, видеовопросы, презентация, загадки, анализ ситуаций | ||
12 | Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. | Беседа, презентация, ролевая игра. | Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть во дворе. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. | ||
13 | «Мы пассажиры. Правила поведения в общественном транспорте» | Беседа, блиц- опрос | Воспитывать культуру поведения обучающихся в общественном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта безопасному поведению на остановках. | ||
14 | Будем уважать водителей | Беседа, игра, презентация, загадки, анализ ситуаций | Беседа «Почему пешеход должен быть внимателен к водителям и транспортным средствам?». Демонстрация опытов: может ли автомашина быстро остановиться. Обсуждение ситуаций: «Идёт дождь», «На улице туман», «Тёмное время суток». Составление памятки «Будем внимательны и вежливы с водителем» | ||
15 | Пешеходные переходы. | Беседа, загадки, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах. | Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в микрорайоне школы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. Правила перехода при их наличии. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными спецсигналами. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. | ||
16 | Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)? | Беседа, презентация, анализ ситуаций, | Понятие "дорожно-транспортное происшествие", профилактика дорожно-транспортных происшествий | ||
| Причины дорожно-транспортных происшествий на железной дороге. | Беседа, игра, презентация, загадки, анализ ситуаций | Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума). Железнодорожный транспорт в микрорайоне школы.Разбор безопасных путей подхода к школе через железнодорожный переезд. | ||
18 | Мы едем на дачу | Беседа | Рассматривание иллюстраций — защитного оборудования в автомобиле (детское кресло, ремни и подушки безопасности). Рассказ учителя «Как мы ехали на дачу». Задание: найти ошибки в рассказе. Практика: Сюжетная игра-конструирование с куклами «Мы едем на дачу». Задание: построить транспортное средство и рассадить в нём семью с маленьким ребёнком. | ||
19 | Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП. | Беседа | Классификация возможных травм. Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Практические занятия. | ||
20 | Ты – велосипедист | Беседа, игра, презентация, загадки, анализ ситуаций | История создания велосипедов. Виды велосипедов. Обязанности водителей велосипедов. Основные виды нарушений ПДД велосипедистами. Ответственность за допущенные нарушения. Составление памятки: «Юному велосипедисту». | ||
21 | Освоение навыков безопасного движения пешехода. | Беседа, игра, презентация, загадки, анализ ситуаций | Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках Теоретические занятия. | ||
22 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | Беседа, презентация, анализ ситуаций, работа в группах. | Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки: «Пешеходный переход» (информационно-указательный), «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы». Закрепить полученные знания, уметь правильно переходить дорогу. | ||
23 | Регулируемые перекрёстки. Нерегулируемые перекрёстки. | Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах. | Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке. | ||
24 | Виды пешеходных переходов, их обозначение. | Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах. | Как правильно выбрать место перехода через проезжую часть. Безопасный переход улиц при регулировании дорожного движения светофором. Подземный и наземный пешеходный переходы, их обозначения. Дорожные знаки «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход». Правила перехода дороги при наличии этих переходов. | ||
25 | Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный | Беседа, презентация, стихи, работа в группах. | Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный. Какие транспортные средства называют маршрутными? Городской маршрутный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутное такси. Остановка автобуса и троллейбуса. Ее обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила поведения на остановке. Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги после выхода из автобуса или троллейбуса. | ||
26 | Акция «Соблюдайте правила дорожного движения" | Беседа, экскурсия | Дети выходят на улицу и раздают памятки прохожим "Соблюдайте правила дорожного движения" | ||
27 | Игра – викторина по правилам дорожного движения «Счастливый случай». | Викторина | Воспитывать навыки осознанного знания правил в повседневной жизни. | ||
28 | Выставка рисунков по ПДД «Правила дорожные знать всей семье положено!». | Выставка рисунков | Выставка рисунков по ПДД «Правила дорожные знать всей семье положено!». | ||
29 | Участники дорожного движения. Игра «Внимательный пешеход». | Беседа, презентация, загадки, ролевая игра. | Рассмотреть, кто является участником дорожного движения. Роль и обязанности участников дорожного движения. Отработка практических навыков движения по дороге в группе. Игра «Внимательный пешеход». | ||
30 | Профессия водитель | Беседа, презентация, ролевая игра. | История возникновения машин. Знакомство с такими понятиями , как «профессия», «водитель», «транспорт». Знакомство с профессией «водитель». Ознакомление с видами транспорта и художественной литературой. Знакомство с правилами поведения пассажиров | ||
31 | Тормозной путь транспортных средств | Беседа | Сформировать представление учащихся об опасности перехода проезжей части перед близко идущими транспортными средствами, объяснить учащимся, что такое тормозной путь автомобиля | ||
32 | Викторина «Мы знаем правила дорожного движения». | Викторина | «Мы знаем правила дорожного движения». Стихи, инсценировка, викторина, загадки, шарады. | ||
33 | Праздник «Знай правила движения, как таблицу умножения!». | Стихи, инсценировка, викторина, загадки. | Подготовка к празднику «Знай правила движения, как таблицу умножения!». | ||
34 | Праздник «Знай правила движения, как таблицу умножения!». | Стихи, инсценировка, викторина, загадки. | Подготовка к празднику «Знай правила движения, как таблицу умножения!». | ||
35 | Итоговое занятие «Путешествие в страну ПДД» | Игра | Проверка знаний учащимися правил дорожного движения в форме игры. Подведение итогов кружка «Дорожная азбука». |
Литература:
- Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2007. Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2003.
2. Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / — М.: Просвещение, 2008.
4.Л. Б. Баряева, В. Л. Жевнеров, Е. В. Загребаева «Азбука дорожного движения» Москва: «Дрофа», 2007 г.
5.Е. А. Гальцова «Изучение правил дорожного движения» Волгоград: «Учитель», 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Патриот" 1 класс
Программа кружка составлена в соответствии ФГОС НОО....
Скопинцева С. А. Рабочая программа кружка "Компьютерная азбука" ФГОС
Представленная рабочая программа реализуется в рамках ФГОС и составлена для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа кружка "Дорожная азбука"
обучение правилам поведения на дороге, развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни....
Рабочая программа кружка "Экологическая азбука" 1 класс
Рабочая программа кружка "Экологическая азбука" для 1 класса. Программа рассчитана на 4 года. Направление: эколого-биологическое....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Этика: Азбука добра»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА«Этика: Азбука добра»...
Рабочая программа кружка "Этика: азбука добра" 1 класс
Рабочая программа кружка "Этика: азбука добра" 1 класс...