Рабочая программа кружка "Этика: азбука добра" 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа кружка "Этика: азбука добра" 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_etika_-_azbuka_dobra.docx | 36.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №76»
Ленинского района города Саратова
«Рассмотрено» | «Утверждаю» |
на заседании МО учителей развивающего цикла | Директор МОУ «СОШ № 76» |
________(____________) протокол № | ___________ И.А. Вехова приказ № __________________ |
от « » августа 20 г. | от "_____" сентября 20 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»
по направлению: общекультурное
Максимовой Е.Ю., учителя высшей категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №
от « » сентября 20 г.
2019 / 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Этика: азбука добра», составлена на основе авторской программы Хомяковой И.С., Петровой В.И., Самара: изд-во «Учебная литература», 2012 и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.
Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель курса – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Общая характеристика курса «Этика: азбука добра»:
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель
начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме кружка «Этика: азбука добра».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного
образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе.
Он направлен прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие ,пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную
сферу.
Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Место предмета в учебном плане
Курс «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 35 часов в каждом классе: с 1 по 4классы, 1 час занятий в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание курса раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).
Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию.
Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация –
поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного
поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального
контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к
нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Планируемые результаты изучения курса «Этика: азбука добра» 1 класс
Данная программа обеспечит формирование УУД
Личностные УУД
В процессе освоения материалов курса ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений
художественной литературы – всё это нацелено на воспитание
первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации) развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установлении аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе);сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога,
признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы«открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает учащимся учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-му классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Ученик научится:
- Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
-Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
-Использовать в речи слова вежливости.
-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
-Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
-Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
-Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
-Оценивать внешний вид человека.
-Использовать доброжелательный тон в общении.
Ученик получит возможность научиться:
- применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,
- применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;
- высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников,
- проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей,
- работать в паре и в группе,
- проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким,
- культурно выражать свои эмоции в совместной работе
- ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.
Содержание курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» 1 класс
№п/п | Название темы | Содержание темы | Форма организации занятия | Виды деятельности |
1. | Школьный этикет 7ч. | Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. | Ролевая игра, беседа, обсуждение, викторина | Слушать учителя, обсуждать какую- либо ситуацию, научатся воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации, оценивать своё поведение и поведение окружающих. |
2. | Правила общения 10ч. | Правила общения (взаимоотношения с другими людьми). Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание. | Ролевая игра, тестирование, игра, диалог | Научатся использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. |
3. | О трудолюбии 5ч. | О трудолюбии. Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства. | Обсуждение, диалог, устная беседа, экскурсия | Давать понятие слову «трудолюбие», Сравнивать поступки героев, анализировать, задавать вопросы по прочитанным сказкам, анализировать. Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств. |
4. | Культура внешнего вида 5ч. | Культура внешнего вида. Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. | Беседа, обсуждение, ролевая игра | Выработать правила закаливания, обсуждать правила личной гигиены обсуждать эти правила на примере литературных героев. Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека. |
5. | Внешкольный этикет 6ч. | Внешкольный этикет. Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д. Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу. | Ролевая игра, конкурс, викторина | Вести диалог с незнакомым человеком, выслушивать мнение других участников диалога, задавать вопросы, работать в группе и паре, исполнять роли. находить нужную литературу. Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. |
Календарно – тематическое планирование кружка
«Этика: азбука добра» 1 класс
№ п/ п | Название темы | Планируемые сроки | Дата проведения |
1 | Мы пришли на урок. Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке. | 3.09 | |
2 | Правила поведения на уроке. Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок | 10.09 | |
3 | Зачем нужны перемены? Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений. | 17.09 | |
4 | Правила поведения на перемене. Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок. | 24.09 | |
5 | Мы – в школьной столовой. Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой. | 1.10 | |
6 | Правила поведения в столовой. Закрепление правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале. | 8.10 | |
7 | Как быть прилежным и старательным. Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений. | 15.10 | |
8 | Зачем нужны «вежливые» слова? Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра | 22.10 | |
9 | Доброжелательность. Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок. | 5.11 | |
10 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами. | 12.11 | |
11 | Общение по телефону Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. | 19.11 | |
12 | Мой учитель. Конкурс рисунков. Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок. | 26.11 | |
13 | Общение со взрослыми Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем. | 3.12 | |
14 | Добро и зло. Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев. | 10.12 | |
15 | Думай о других: сочувствие – как его выразить? Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. | 17.12 | |
16 | Эмоции. Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. | 24.12 | |
17 | Наши имена. Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. | 14.01 | |
18 | Моя семья. Конкурс рисунков. Дидактическая игра. | 21.01 | |
19 | Старательность - помощник в учебе. Чтение и обсуждение отрывков детских книг. | 28.01 | |
20 | Старательность - помощник в учебе. Чтение и обсуждение отрывков детских книг. | 4.02 | |
21 | Как мы трудимся: в школе и дома. Конкурс рассказов. | 11.02 | |
22 | Как мы трудимся: в школе и дома. Дидактическая игра. | 25.02 | |
23 | Бережливость: каждой вещи своё место Наведение порядка в дневнике, портфеле. | 3.03 | |
24 | Бережливость: каждой вещи своё место Наведение порядка в кабинете. | 10.03 | |
25 | Основные правила Мойдодыра. Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра» | 17.03 | |
26 | Основные правила Мойдодыра. Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра» | 7.04 | |
27 | Учимся не болеть. Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. | 14.04 | |
28 | Каждой вещи свое место. Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры. | 21.04 | |
29 | Правила поведения на улице. Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу. | 28.04 | |
30 | Правила поведения в транспорте. Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу. | 5.05 | |
31 | Правила поведения в гостях. Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации | 12.05 | |
32 | «Спасибо» и «пожалуйста». Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями. | 19.05 | |
33 | « Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» Проведение и организация итогового мероприятия. | 26.05 |
Литература и средства обучения
1. Воспитание школьников. № 6 – М., 2004 г .(42)
2. Воспитание школьников. № 2 – М., 2006 г. (46)
3. Воспитание школьников. № 6 – М., 2007 г. (30)
4.Матвеева Л. И «Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения», Л, 1989 г. (89)
5. http://www.portal-slovo.ru/
6. http://www.bestreferat.ru/referat-98091.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Этика : азбука добра" 1-4 класс
Программа разработана на основе авторской программы факультатива...
Рабочая программа факультатива для 1 класса "Этика - азбука добра" (внеурочка).
Рабочая программа факультатива для 1 класса "Этика - азбука добра" (внеурочка)....
Рабочая программа кружка "Азбука этикета", 2 класс
Данная программа может быть использована во внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление)...
Рабочая программа по азбуке 1 класс
рабочая программа по азбуке...
Рабочая программа по Азбуке 1 класс
Рабочая программа по Азбуке 1 класс (Школа России)...
рабочая программа по азбуке 1 класс
рабочая программа по азбуке 1 кл...
Рабочая программа по азбуке 1 класс
Рабочая программа по азбуке 1 класс...