поликультурное воспитание школьников
статья
Система образования является ведущим фактором сохранения и развития культуры национальных меньшинств, населяющих Россию. Этнокультурное образование охватывает, прежде всего, образование в трех сферах: язык, история и культура. Этнокультурное образование – это образование, направленное на сохранение этнической идентичности представителей национальных меньшинств путем приобщения к их родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Принятие идеи этнокультурного образования означает создание поликультурной и полинациональной системы обучения и воспитания.
Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей поднимаются в настоящее время в сфере образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polikult.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование национальной культуры младших школьников
Киселева Наталья Викторовна
учитель начальных классов, педагог-психолог
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
Рузаевского муниципального района
Система образования является ведущим фактором сохранения и развития культуры национальных меньшинств, населяющих Россию. Этнокультурное образование охватывает, прежде всего, образование в трех сферах: язык, история и культура. Этнокультурное образование – это образование, направленное на сохранение этнической идентичности представителей национальных меньшинств путем приобщения к их родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Принятие идеи этнокультурного образования означает создание поликультурной и полинациональной системы обучения и воспитания.
Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей поднимаются в настоящее время в сфере образования.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в младшие школьные годы. Ребенок является полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Особенности развития детей этого возраста, проявляющиеся, прежде всего, в
интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов,
существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные
отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период семи - девяти лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его
культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине-месту, где родился человек, огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историческим своеобразием родного края. Знакомясь с родной республикой через посещение музеев, исторических мест, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщается к богатствам национальной культуры.
Мы живем в крае, который, на данный момент, процветает и несет за собой определенный смысл. Это место, которое может произвести огромное впечатление. Жизнь у нашего народа была очень насыщенной. Мордовия -
земля, это место, в котором традиции и обычаи стоят на первом месте. Все
стараются соблюдать их и приобщают к этому своих детей, подрастающее
поколение. В нашей республике множество музеев, библиотек, памятных мест, которые любят посещать все дети. Им нравится посещать музей, рассматривать всё, слушать разнообразные истории и песни о своей малой Родине.
Благодаря этому, у детей формируется понимание и представление национальной культуры края. Сегодня все более ярко выявляется возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким институтом является семья, а потом уже школа, которая тесно сотрудничает с семьей ребенка.
Наблюдая за детьми, мы понимаем, как важно обеспечить им «зону ближайшего развития». Поэтому наша деятельность по обогащению среды
происходит на глазах детей и с их посильным участием. Этому сопутствуют
наблюдения, беседы, обсуждения, посещения музеев, памятных мест др. В подобных совместных со взрослыми делах дети расширяют свой активный
и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают наблюдательность, любознательность. Об этом свидетельствуют вопросы, которые дети задают: «Почему?», «Для чего?», «Как надо?». Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Искусство является основой развития ребенка, важным средством его эстетического воспитания. Искусство окружает ребенка с момента рождения и вводит в мир через систему художественных образов. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Процесс освоения человеком традиций своего народа, художественной культуры - сложный и длительный, осуществляющийся на протяжении всей его жизни. Средства музейной педагогики позволяют сделать этот процесс ярким и радостным, научить ребенка глубоко воспринимать искусство и красоту окружающего мира, бережно относиться к художественному и культурному наследию своего народа. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, становятся в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий.
Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки. Были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Литература
- Ботнарь В.Д. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путём приобщения к их этнической культуре /В.Д. Ботнарь, Э.К. Суслова. – М.,1993
- Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. № 12. – 2007. – С.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: Аркти, 2005.
- Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
- Рыжова Н.А., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
- Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.
- Рыжова Н.А. Как стать коллекционером. Игра и дети № 24, 2004.
- Суслова, Э.К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников /Э.К. Суслова //Дошкольное воспитание. – 1990. - №6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
поликультурное воспитание в начальной школе
поликультурное воспитание в начальной школе...
поликультурное воспитание
Презентация "Поликультурное воспитание", Поликультурное воспитание в российских условиях может быть определено как приобщение подрастающего поколения к малоэтнической, русской, общенациональной (росси...
Классный час по поликультурному воспитанию "Культура народов Поволжья".
Классный час в начальной школе на закрепление пройденного материала о культуре народов Поволжья (русские ,татары,мордва,казахи)....
Программа по поликультурному воспитанию
Программа по изучению культуры народов Поволжья....
Поликультурное воспитание как средство формирования толерантности
Программа мастер класса по формированию толерантности у детей младшего школьного возраста...
Воспитание толерантности и культуры межнационального общения (поликультурное воспитание в мегаполисе)
Сборник материалов городского конкурса "Учимся толерантности" в рамках городского фестиваля "Мы разные, мы дружим"...
Поликультурное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства
На уроках изобразительного искусства происходит знакомство с народным искусством...