Программа по поликультурному воспитанию
рабочая программа (4 класс) по теме
Программа по изучению культуры народов Поволжья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
творческое объединение "Сила России в единстве народов" | 29.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Лицей-интернат № 5 ОАО «РЖД»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании кафедры зам.директора по ВР директор НОУ воспитательной работы Кравцова Л.Е. Лицей - интернат № 5
Протокол№1
от 28.08.2013 г. ОАО “РЖД”
рук.кафедры Рябец Т.П. Тихонов В.И.
План работы творческого объединения
учащихся 4-6 классов
«Сила России в единстве народов»
на 2013/14 учебный год
руководитель
Горюнова Г.С.
г. Красный Кут
2013г.
Пояснительная записка
Данная программа ориентирована на формирование личности, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде. В младшем школьном возрасте формы и методы, направленные на чувственное понимание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание создают условия для расширения и углубления знаний по этнокультурным, эстетическим ценностям
Актуальность:
- создание модели поликультурного воспитания, последовательно сориентированной на формирование поликультурной личности, адаптированной для жизнедеятельности в социокультурной среде;
- подъем национального самосознания, стремление народов России к обеспечению условий для устойчивого национального развития, сохранению родного языка, традиций, культуры и национальных обычаев
- особую актуальность в настоящее время приобретает сбалансированный подход к проблемам воспитания у обучающихся уважения к истории, традициям, культуре и языку представителей национальных меньшинств, терпимого отношения к лицам других национальностей (толерантности). Обострение межэтнических отношений, доходящее порой до кровавых конфликтов, сложность и неоднозначность этнокультурных процессов, происходящих в обществе, стимулируют интерес учащихся к истории народов, живущих на территории их региона, к познанию их истоков и корней.
Педагогическая целесообразность:
- изучение темы «Культура, быт и традиции народов Поволжья» имеет большое значение для социализации школьников, поликультурного воспитания, формирования гражданского сознания, национального самосознания ребят.
- информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, семей, специфике их культур и ценностей и т.д.)
- эмоциональное воздействие: важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства.
- изучение поведенческих норм (знания, полученные о нормах взаимоотношения между народами, правила национального этикета)
Цель поликультурного воспитания:
Формирование гражданской позиции школьника на основе приобщения к общечеловеческим ценностям через усвоение национальных культур, изучение истории своей малой родины и семьи.
Задачи:
- воспитание самоуважения;
- воспитание уважения другого по национальности человека;
- познание национальных традиций своего и других народов через их анализ и сравнение.
Возраст участников: 10 -12 лет (4 -6 класс)
Формы работы: тренинг «карусель»; беседы, позволяющие выявить насколько учащиеся владеют основными понятиями по теме; практическая работа в группах; сообщения учащихся по темам « Народы Поволжья»; устные журналы; экскурсии в краеведческий музей, в Районный Дом Культуры, осмотр достопримечательностей г.Красный Кут, тематические праздники народов Поволжья; выставки совместных поделок «Праздничный семейный календарь» ( национальные, семейные праздники в семье), конкурс творческих работ.
Планируемые результаты обучения и воспитания:
- знание культуры, быта и традиций народов Поволжья;
- умение применять на практике полученные знания о нормах взаимоотношения между народами.
Список ресурсов и литературы.
1. Народы мира. Историко-этнографический справочник, Москва, «Советская энциклопедия», 1988г.
2. Самарская область (география и история, экономика и культура) Учебное пособие, Самара 1996г.
3. В.В. Николаев «История предков чувашей. 30 в до н.э.-15в н.э., хроники событий». Чебоксары, 2005 год.
4. В.П. Тимашев « Наша история» ООО « Офорт» 2005 г.
5. «Этносы Самарского края». Самара 2003г.
6. Артур Моро « Степан Эрьзя». Саранск 1997г.
7. www.ssu.samara.ru
8. www.rusinf.ru/mordva
9. www.tatarlar/ru
10. www.volga-astrakhan.ru
11. ruwiki/com/artikle.
Календарно-тематическое планирование
клубного объединения
«Сила России в единстве народов»
на 2013/14 год
№ | Название темы | Дата проведения |
1 | «Этапы формирования и расселения русского народа в Поволжье» « Различные гипотезы о предках русского народа» «Основные этапы заселения русскими Поволжья» «Этнические контакты с народами, разнящимися по происхождению, языку, культуре» «Взаимопроникновение культур» | сентябрь |
2 | «Хозяйственная деятельность: системы земледелия, виды земледельческих орудий» «Различные формы обрядов, связанных с посевом и уборкой урожая» « Особенности скотоводства» « Ритуальные праздники, посвященные домашнему скоту и его покровителям» «Изготовление одежды, обуви, домашней утвари» «Виды посуды» «Национальная одежда» «Основные этапы русской национальной одежды и современная мода» «Ремесло. Народное искусство» | октябрь |
3 | «Быт и семейные нравы русского народа» «Жилище. Домашнее хозяйство» « Особенности приготовления пищи. Национальные блюда, напитки, лакомства» « Прием гостей, семейные праздники, братчины» «Личная гигиена: мужские и женские прически, косметика, представление о чистоте. Русская баня» «Семейная жизнь. Русская свадьба. Семейные нравы. Обряды, связанные с рождением ребенка. Крещение. Похороны» | ноябрь |
4 | «Религии русского народа» « Язычество. Христианство и языческий мир» « Христианские праздники и обряды» « Народные представления о домовом, лешем, русалках и ведьмах»
| декабрь |
5 | «Происхождение и материальная культура татарского народа» «Основные версии происхождения татарского народа» «Основные традиционные занятия: пашенное земледелие, скотоводство, ремесла» «Пища татар, национальные блюда» «Традиционная одежда, обувь, головные уборы» | январь |
6 | «Духовная культура татарского народа. Религия. Письменность, Язык» «Семейно - общественная жизнь татар Поволжья» « Праздники для встреч родственников. Сватовство. Похищение невесты. Свадьба» « Традиционный праздник плуга – сабантуй» «Мусульманские праздники» « Фольклор» « Современные обряды татар» | февраль |
7 | «Происхождение, материальная и духовная культура мордовского народа» «Древние предки мордвы» «Расселение в Поволжье, основные занятия» «Пища мордвы, национальные блюда» «Традиционная одежда, обувь, головные уборы» «Общественно - семейная жизнь» « Обрядовые верования, традиции» «Фольклор» | март |
8 | «Особенности развития чувашского этноса. Формирование чувашского этноса» «Расселение чуваш в Поволжье» « Религия. Язык» «Основное традиционное занятие - пашенное земледелие» « Распространение ремесел» «Пища чуваш, национальные блюда» « Традиционная одежда, обувь, головные уборы» « Семейно - общественная жизнь чуваш в Поволжье» «Праздники» « Сохранение пережитков языческих верований»
| апрель |
9 | «Особенности некоторых диаспор проживающих в Поволжье. - Российские немцы: история расселения. Образование АССР немцев Поволжья(1924-1941гг.). - Еврейская диаспора в Поволжье. Культурная жизнь. Изучение родного языка. Национально - культурные центры. - Цыгане - происхождение, быт и национальный характер» | май |
Примерный перечень мероприятий по поликультурному воспитанию.
Форма мероприятия: | Содержание мероприятия: |
| Викторина. |
2. Школа национального этикета. | Цикл бесед. |
3. На экране национальная классика. | Просмотр фильмов с последующим обсуждением. |
4. Декада национальной культуры. | Посещение музея «Культура народов Поволжья» в парке Победы г.Саратова. |
5. Национальная кухня. | Приготовление блюд разных национальностей. |
6. Национальная музыка. | Ознакомление с национальными музыкальными инструментами и прослушивание музыки, песен того или иного народа. |
7. Национальный быт и старинные ремесла. (Проводится вместе с родителями). | Выставка-экспозиция предметов национального быта. (Родители приносят для демонстрации на классный час предметы быта). |
8. Великие люди (украинского, казахского, татарского и других) народа. | Цикл бесед, или театрализованное представление. |
9. Традиции и обряды народов России (других народов) | Демонстрация национальных костюмов, беседы, показ фильмов на соответствующую тему. |
10. «Что в имени тебе моем?» Имя наречение | Вечер. Рассказы о происхождении имен и фамилий. |
11. Современное общество и этические библейские ценности. | Дискуссия. |
12. Происхождение религий разных народов. | Лекции, беседы, обсуждения. |
13. Мифы и легенды разных народов. | Литературно-музыкальная композиция. |
14. «Разговор по душам…» | Беседа об особенностях гигиены и обрядов некоторых народов. |
15. О международном общении. | Встреча с представителями национально-культурных центров. |
16. Кто мы, живущие в России? | Обобщение изученного материала |
17. Мы – вместе! | Праздник народов Поволжья |
График работы:
Понедельник – 17.00 – 18.30
Среда – 17.00. – 18.30
Список воспитанников:
1.Гранкина Саша 5 кл.
2.Гранкин Валера 5 кл.
3.Клушев Фархат 4 кл.
4.Морозова Аня 4 кл.
5.Муталиева Диана 5 кл.
6.Челобаева Фатима 4 кл.
7.Челобаева Сания 4 кл.
8.Чебыкин Максим 4 кл.
9.Шаштыгалиев Ченгис 4 кл.
10.Васильева Даша 5 кл.
11.Васильева Вика 6 кл.
12.Кирякина Виолетта 4 кл.
13.Кунракова Аделина 6 кл.
14.Сапишева Алина 7 кл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
поликультурное воспитание в начальной школе
поликультурное воспитание в начальной школе...
поликультурное воспитание
Презентация "Поликультурное воспитание", Поликультурное воспитание в российских условиях может быть определено как приобщение подрастающего поколения к малоэтнической, русской, общенациональной (росси...
Классный час по поликультурному воспитанию "Культура народов Поволжья".
Классный час в начальной школе на закрепление пройденного материала о культуре народов Поволжья (русские ,татары,мордва,казахи)....
Поликультурное воспитание как средство формирования толерантности
Программа мастер класса по формированию толерантности у детей младшего школьного возраста...
Поликультурное воспитание как средство формирования толерантности
Программа мастер класса по формированию толерантности у детей младшего школьного возраста...
Поликультурное воспитание как средство формирования толерантности
Программа мастер класса по формированию толерантности у детей младшего школьного возраста...
Воспитание толерантности и культуры межнационального общения (поликультурное воспитание в мегаполисе)
Сборник материалов городского конкурса "Учимся толерантности" в рамках городского фестиваля "Мы разные, мы дружим"...