КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ АРТ - ТЕРАПИИ.
статья
Понятие «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе. Причины и виды.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ АРТ - ТЕРАПИИ.
Выполнила:
Учитель МКОУ школы «Надежда»
Алимова Н.А.
Понятие «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе. Причины и виды.
Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения. Таким образом, под агрессией мы будем понимать «любые действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животных», а под агрессивностью - «свойства личности, выражающиеся в готовности к агрессии».
Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессивного поведения может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия).
Причины появления агрессивного поведения у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.
По мнению Г. Паренса, любая форма агрессивного поведения - враждебность, упрямство, упорство - вызвана попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения. Предложенная Г. Паренсом классификация делит агрессивное поведение на две основные формы:
Недеструктивое поведение (настойчивое, враждебное, самозащитное поведение, направленное на достижение цели). Вызывается врожденными механизмами и служит для адаптации. Механизмы функционируют с момента рождения. Данная форма поведения мотивирует развитие познания и способности полагаться на себя, а также побуждает к необходимой конкуренции. Она нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний.
Враждебное деструктивное поведение - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.
Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивное поведение связано с Y-хромосомами: ученые установили, что оно особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.
Такое агрессивное поведение генерируется (накапливается) и активизируется при сильных, длительных и неприятных переживаниях. Пусковой механизм - переживание чрезмерной боли или стресса.
Проявление агрессивности в младшем школьном возрасте с умственной отсталостью.
Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в отечественной и в зарубежной дефектологии, относится к весьма разнообразной по составу массе детей (они составляют более 2% от общей детской популяции), которых объединяет наличие органического повреждения мозга, имеющего диффузный, т.е. широко распространенный, как бы разлитой характер.
Исследования ученых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности и личности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Умственная отсталость - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая аномалия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие и другие ВПФ. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.
Исследования выше указанных ученых показали, что у умственно отсталых имеются грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю и личность в целом.
Для младших школьников с умственной отсталостью характерны частые проявления беспокойства и тревоги. В школе наблюдается состояние напряженности, скованности, пассивности, неуверенности в себе (О.В. Фролова). В большинстве случаев отмечается капризность, раздражительность, драчливость. Они с трудом ладят со сверстниками, легко вступают в конфликты, драки. Рано вовлекаются в асоциальные компании, легко приобщаются к употреблению алкоголя. В состоянии алкогольного опьянения становятся вспыльчивыми, придирчивыми. Среди умственно отсталых младших школьников встречаются и такие, у которых агрессия выражается в следующих формах: дети обижают маленьких, слабых, отнимают у них игрушки, вещи; отмечается мстительность, иногда спустя некоторое время.
Дети - олигофрены не способны подавлять аффект. Часты сильные аффективные реакции по незначительному поводу, упрямство, агрессивность, двигательное и психическое беспокойство. Преобладающие и господствующие у того или иного ребенка переживания, постепенно фиксируясь, образуют те или иные оттенки свойств его характера (угрюмость, раздражительность, гневливость, агрессивность, равнодушие, жизнерадостность, легкомыслие).
У некоторых детей с умственной отсталостью возможны скрытые (смещенные) проявления агрессии в форме злорадства при виде несчастья, боли другого ребенка при недостаточности активных форм агрессии. Смещенное агрессивное поведении - важная форма защитного реагирования, поскольку она позволяет ребенку справиться со своей тревогой путем высвобождения агрессии в безопасных условиях.
Помимо полного отсутствия защитной агрессии можно наблюдать другую форму агрессивного поведения, если агрессия ребенка не регулируется страхами и другими эмоциями (например, любовь к тому человеку, на которого направлена агрессия). Как правило, такая импульсивная агрессия, направленная на разрушение барьера, наблюдается у эмоционально примитивных детей, для которых непереносимость барьера выражена сильнее, чем страх наказания за агрессию со стороны любимого ими взрослого. Особые случаи представляют те патологические варианты агрессии, при которых агрессия не только слабо тормозится страхами, но и связана с патологией влечений. К ним относятся:
· садистическая агрессия (удовольствие от агрессии и ее последствий сильнее, чем страх наказания);
· аутоагрессия (когда физическая боль переносится легче, чем психическое страдание, ибо служит формой выражения силы этого страдания; ослаблен инстинкт самосохранения);
· агрессия, являющаяся следствиями паранойяльной установкой ребенка (генерализованные страхи, искаженный инстинкт самосохранения).
Выделяют следующие виды агрессивности у умственно отсталых младших школьников:
- агрессия как проявление компенсаторной реакции при инфантильно-гедонистической мотивации в связи с трудностями учебной деятельности;
- агрессия как проявление извращенных влечений (сексуального, инстинкта самосохранения);
- агрессия при психомоторном и аффективном возбуждении;
- агрессия как реакция протеста на трудности во взаимоотношениях;
- агрессия при дистрофических нарушениях;
- агрессия подражательного характера, становящаяся стереотипом поведения;
- агрессия как проявление групповой солидарности.
Таким образом, проблема агрессивности умственно отсталых младших школьников в настоящее время очень актуальна. Ее изучение, а так же выявление способов коррекции ведется активно, в различных сферах и направлениях. Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать следующие выводы:
Формирование агрессивности может провоцировать ряд факторов:
а) тип отношения родителей к ребенку;
б) стрессы и негативные примеры в социальном окружении;
в) индивидуальные особенности ребенка;
г) препятствование реализации базовых потребностей ребенка - потребности в движении, общении, внимании;
д) биологический фактор, связанный с неправильным формированием головного мозга или заболевания.
Для умственно отсталых детей характерно наличие нарушений, как в познавательной, так и в эмоциональной сфере, которые проявляются в повышенной возбудимости, или наоборот, инертности, раздражительности, неусидчивости, агрессивности и т.д.
Особенности проявления агрессивности у умственно отсталых детей обусловлены деформацией компонентов агрессии, таких как: - познавательный компонент; - эмоциональный компонент; - волевая сторона.
Таким образом, агрессивность младших школьников с умственной отсталостью можно охарактеризовать как одну из самых значимых тем в специальной психологии.
Понятие арт — терапии и ее возможности в коррекции эмоциональных проблем младших школьников с умственной отсталостью.
Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи.
В настоящее время психологами и терапевтами используются самые разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей (игротерапия, сказкотерапия, арт — терапия, изотерапия и т. п.).
Термин «арт — терапия» (art — искусство, artterapy — терапия), буквально переводится как терапия искусством. Это терапевтический метод, основанный на лечебном влиянии общения в сочетании с творчеством.
Арт — терапия является специализированной формой психотерапии, основанной на сильном влиянии искусства на эмоциональную и личностно-смысловые сферы человека, систему его отношений, в первую очередь изобразительного искусства, а также творческой деятельности, связанной с изобразительным искусством.
Стратегической целью арт — терапии является гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арт — терапии — одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества.
Арт — терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.
Поскольку арт — терапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизации основываются прежде всего на специфике видов искусства (музыка — музыкотерапия; изобразительное искусство — изотерапия; театр, образ — имаготерапия; литература, книга — библиотерапия, танец, движение — кинезитерапия).
В свою очередь каждый вид арт — терапии подразделяется на подвиды.
Музыкотерапия — это вид арт — терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии), имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии).
Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Во многих исследованиях по музыкотерапии (В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, Б. В. Асафьев, Л. А. Мадель, Л. С. Брусиловский, И. Р. Тарханов, Л. А. Батурина, И. В. Темкин, В. И. Петрушин) в качестве проявлений лечебного и коррекционного воздействия этого вида арт-терапии выделяются следующие:
— регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма;
— катарсис, регуляция психоэмоционального состояния;
— повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
— облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции;
— активизация творческих проявлений.
Кинезитерапия. Положительный эффект использования танцетерапии, двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний и других нарушений подтверждается рядом авторов (В. М. Бехтерев, А. М. Бернштейн, В. А. Гиляровский, В. А. Гринер, Д. С. Озерецкий, Г. А. Волкова и др.).
В основе применения танцетерапии лежит снятие через танец мышечного напряжения, появившегося в результате стресса. Использование движений в коррекции психоэмоциональных состояний пациента основывается на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения, теории телесной терапии В. Райха и А. Лоуэна.
Имаготерапия (от лат. imago — образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса (И. Е. Вольпер, Н. С. Говоров, 1973).
Имаготерапия опирается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа. В соответствии с этим задачами имаготерапии являются:
— укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей;
— воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль, соответствующую течению событий, — принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я»;
— развитие способности к творческому воспроизведению специально показанного «лечебного» образа, что приобретает самостоятельное значение в оздоровлении личности;
— тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание волевых качеств, способностей к саморегуляции;
— создание в процессе имаготерапии определенного творческого интереса, обогащающего жизнь новым содержанием.
Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).
Используется данная методика при различных нарушениях поведения, страхах, трудностях в развитии коммуникативной сферы и т. д. Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей его ситуацией. Необходимо в ходе игры добиться того, чтобы инсценирование рассказа захватило ребенка и он, сочувствуя герою, идентифицировался с ним. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать. Для этого сюжет строится по «нарастающей», с «разворачиванием» конфликта в конце, достигнув максимума, сменяется бурными эмоциональными реакциями (плачем, смехом), снятием напряжения. После завершения «спектакля» ребенок должен почувствовать облегчение. Очень важно, чтобы в театрализованном действии было начало, кульминация (когда герою угрожает что-либо) и развязка (герой побеждает).
Конец должен быть всегда позитивным.
Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, лепка) — лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.
Изотерапия по форме организации может быть индивидуальной и групповой. В современной зарубежной и отечественной изотерапии (В. Е. Фолке, Т. В. Келлер; Р. Б. Хайкин, 1977, М. Е. Бурно) выделяют направления этого метода:
— использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации;
— побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.
Изотерапия широко используется в психокоррекционной практике как в разных областях медицины: психиатрии, терапии, так и в медицинской и специальной психологии. Применение изотерапии в медицине обусловлено лечебно-реабилитационными задачами, а в психологии — в большей мере коррекционно-профилактическими. Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами — задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Рисуночная терапия в этом случае рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.
В работе с детьми важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы, и арт -терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для его психики способом. Сам ребенок, как правило, даже не осознает того, что с ним происходит, ему просто очень тревожно.
Рисование позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, помогает быть самим собой, мечтать и надеяться. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
Таким образом, арт -терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике.
При реализации арт -терапии необходимо придерживаться определенных правил. Так, в арт -терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждение. Ребенок вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе.
Арт — терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку пережить травмирующие события и ситуации, восстановить эмоциональное равновесие, сформировать психологические защиты и повзрослеть. Оно является одним из эффективных способов коррекции негативных эмоциональных состояний.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Большой психологический словарь Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П.Зинченко Издательство: Прайм-Еврознак Год выпуска: 2007 Число страниц: 672.
2. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] - М.: Педагогика,1990. -140 с.
3. Асанов, А.Ю. Основы генетики и наследственные нарушения у детей [Текст] / А.Ю. Асанов, Н.С. Демиков, С.А. Морозов. - М.: Академия, 2003. - 224 с.
4.Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 1998. - 336 с.
5. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / М.С. Певзнер.- М.: Просвещение, 1973. - 165 с.
6.Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители [Текст]- М.:Профиздат,1992.– 96 с.
7. Копытина А.И.- Арт-терапия: хрестоматия. — 2001 г.
8. Кузнецова, Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности // Начальная школа [Текст] - 1999.- №3.- с.24-26
9.Копытин А.И. — Исходные арт-терапевтические понятия // Практикум по арт-терапии. — 2001 г.
10.Копытин А. И. — Руководство по групповой арт-терапии. — 2003 г.
11.Копытин А.И. — Теория и практика арт-терапии. — 2002 г.
12.Лебедева. Л. Д. — Практика Арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.- 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции агрессивного поведения младших школьников «Играя, победишь вражду»
Цель программы: научить детей контролировать свои агрессивные устремления и выражать их в формах, приемлемых в обществе. Задачи: • учитывать возрастные особенности ребенка • прививать ему новые фо...
Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами внеклассной работы
В статье представлен опыт работы классного руководителя по патриотическому воспитанию, диагностические материалы, методы работы, результативность...
Коррекция агрессивного поведения младших школьников
Коррекция агрессивного поведения у младших школьников...
Рабочая программа "По профилактике и коррекции агрессивного поведения младших школьников"
Программа составлена на основе "Программы по профилактике и коррекции агрессивного поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"Фомченковой Н.А.Программа адаптирован...
ПРОЕКТ "КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...
Из опыта работы с детьми неконструктивного, импульсивного, демонстративного,протестного, агрессивного и конформного поведения.Коррекция неконструктивного поведения младших школьников с помощью игры.
Важная составляющая и одновременно индикатор личностного развития младшего школьника - его поведение. Любые нарушения в развитии личности ученика (неадекватная самооценка, слабый самоконтроль, искажен...
Доклад на тему "Коррекция агрессивного поведения младших школьников"
Ситуация, сложившаяся в современном образовательном пространстве и обществе в целом (рост насилия и жестокости), требует ведения работы по коррекции агрессивных форм поведения, начиная с детей начальн...