СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
статья

Алексеева Ирина Вениаминовна

Со временем термин «адаптация» из биологических наук переходит и в русло психологии, где развивалось под влиянием разных психологических школ. В современной психологии адаптация – это состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и поддерживания физического гомеостаза [21].

Скачать:


Предварительный просмотр:

Со временем термин «адаптация» из биологических наук переходит и в русло психологии, где развивалось под влиянием разных психологических школ.

В современной психологии адаптация – это состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и поддерживания физического гомеостаза [21].

Одно из направлений изучения адаптации связано с рассмотрением социальной адаптации.

Адаптация социальная (англ. social adaptation) – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе, изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Социальная дезадаптация может возникать в результате органического заболевания, тяжелого увечья, функционального психического заболевания. Степень дезадаптации и потенциальные возможности социореадаптации определяются как тяжестью и специфическими особенностями заболевания, так и характером внутренней переработки больным соц. ситуации болезни [26].

Социальная адаптация – это процесс эффективного взаимодействия личности с социальной средой. Необходимо отметить, что социальная адаптация представляет собой начальную стадию социализации личности, которая совпадает с периодом детства. На этой стадии происходит вхождение ребенка в мир людей: овладение элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями, усвоение простых форм деятельности [24, c. 45–98].

Если адаптацию рассматривать на трѐх уровнях – физиологическом, психологическом и социальном – то мы увидим, что ребѐнок с умственной отсталостью на всех этих уровнях будет испытывать колоссальные трудности.

В научной литературе существуют многие классификации социально – психологической адаптации, так последователи З. Фрейда делят её на:

 1. аллопластическая – человек меняет внешний мир исходя из своих желаний и потребностей. Неконформный, приспосабливающийся тип;

 2. аутопластическая – человек меняется внутренне, как личность, что бы приспособиться к внешнему миру. Конформный, приспосабливающийся тип; (Бютнер, 1991).

Социальная адаптация детей с тяжелой степенью умственной отсталости - это процесс эффективного приспособления и взаимодействия личности с социальной средой по индивидуальной траектории, с созданием вариативных условий для получения образования.

Одним из успешных условий социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости, является подготовка к самостоятельной жизни, им необходимы специальные психолого - педагогические условия в образовательных учреждениях и в семье для успешной социальной адаптации.

Задача педагогов, психологов и родителей – обеспечить благоприятные условия для социальной адаптации ребенка, как в семье, так и в семье. В условиях специального образовательного учреждения организация учебного процесса имеет свою специфику: меньшая наполняемость класса, иные темпы освоения учебной программы, специальные методики изложения, закрепления и контроля учебного материала.

Кроме этого в школе ориентируются специалистами занятия по развитию психических процессов.

 Наш анализ практики показал, что в процессе воспитания детей с тяжелой степенью умственной отсталости в условиях образовательного учреждения также целесообразно использование комплекса мероприятий в форме программы педагогического сопровождения социальной адаптации.

 В содержании педагогического сопровождения социальной адаптации детей с тяжелой степенью умственной отсталости целесообразно включить, следующие направления работы:

1) развитие умений организации межличностных контактов, навыков;

2) способность участвовать в групповой деятельности и оценивать участников совместной деятельности;

3) формирование навыков общения, потребности в обучении, познавательной активности;

4) повышение самооценки и уровня притязаний. [22]

Для этого целесообразно использовать формы работы, в которых дети с тяжелой степенью умственной отсталости должны были бы оценивать результаты своей деятельности, сравнивать их с результатами других воспитанников, осваивать общепринятые нормы поведения, чтобы помочь ребенку с нарушением слуха самореализовать себя и тем самым успешно адаптироваться в социуме.

При этом важно учитывать психические особенности и динамику развития ребенка с тяжелой степенью умственной отсталости, оценивать степень дефекта у ребенка и адаптировать под него содержание педагогического сопровождения социальной адаптации в образовательном учреждении.

Таким образом, социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется в середе в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных навыков у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в условиях стационарного учреждения

За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Многие специалисты считают, что, возможности успешной со...

урок физической культуры в 3-4 классе для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

Урок предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья. направлен на коррекцию пространственных представлений....

Урок окружающего мира для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

Урок окружающего мира для учащихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРОВОЙ СРЕДЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с ментальными нарушениями. Многие специалисты считают, что, возможности успешной социальной адаптации детей с ...

Игровая технология, как успешная форма обучения детей с умеренной степенью умственной отсталости, тяжелыми множественными нарушениями развития.

Применение игровых технологий, адаптация игрового материала и успешное применение на уроках с детьми с нарушением интеллекта и ТМНР,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...