СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
статья
Со временем термин «адаптация» из биологических наук переходит и в русло психологии, где развивалось под влиянием разных психологических школ. В современной психологии адаптация – это состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и поддерживания физического гомеостаза [21].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ | 17.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Со временем термин «адаптация» из биологических наук переходит и в русло психологии, где развивалось под влиянием разных психологических школ.
В современной психологии адаптация – это состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и поддерживания физического гомеостаза [21].
Одно из направлений изучения адаптации связано с рассмотрением социальной адаптации.
Адаптация социальная (англ. social adaptation) – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе, изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Социальная дезадаптация может возникать в результате органического заболевания, тяжелого увечья, функционального психического заболевания. Степень дезадаптации и потенциальные возможности социореадаптации определяются как тяжестью и специфическими особенностями заболевания, так и характером внутренней переработки больным соц. ситуации болезни [26].
Социальная адаптация – это процесс эффективного взаимодействия личности с социальной средой. Необходимо отметить, что социальная адаптация представляет собой начальную стадию социализации личности, которая совпадает с периодом детства. На этой стадии происходит вхождение ребенка в мир людей: овладение элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями, усвоение простых форм деятельности [24, c. 45–98].
Если адаптацию рассматривать на трѐх уровнях – физиологическом, психологическом и социальном – то мы увидим, что ребѐнок с умственной отсталостью на всех этих уровнях будет испытывать колоссальные трудности.
В научной литературе существуют многие классификации социально – психологической адаптации, так последователи З. Фрейда делят её на:
1. аллопластическая – человек меняет внешний мир исходя из своих желаний и потребностей. Неконформный, приспосабливающийся тип;
2. аутопластическая – человек меняется внутренне, как личность, что бы приспособиться к внешнему миру. Конформный, приспосабливающийся тип; (Бютнер, 1991).
Социальная адаптация детей с тяжелой степенью умственной отсталости - это процесс эффективного приспособления и взаимодействия личности с социальной средой по индивидуальной траектории, с созданием вариативных условий для получения образования.
Одним из успешных условий социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости, является подготовка к самостоятельной жизни, им необходимы специальные психолого - педагогические условия в образовательных учреждениях и в семье для успешной социальной адаптации.
Задача педагогов, психологов и родителей – обеспечить благоприятные условия для социальной адаптации ребенка, как в семье, так и в семье. В условиях специального образовательного учреждения организация учебного процесса имеет свою специфику: меньшая наполняемость класса, иные темпы освоения учебной программы, специальные методики изложения, закрепления и контроля учебного материала.
Кроме этого в школе ориентируются специалистами занятия по развитию психических процессов.
Наш анализ практики показал, что в процессе воспитания детей с тяжелой степенью умственной отсталости в условиях образовательного учреждения также целесообразно использование комплекса мероприятий в форме программы педагогического сопровождения социальной адаптации.
В содержании педагогического сопровождения социальной адаптации детей с тяжелой степенью умственной отсталости целесообразно включить, следующие направления работы:
1) развитие умений организации межличностных контактов, навыков;
2) способность участвовать в групповой деятельности и оценивать участников совместной деятельности;
3) формирование навыков общения, потребности в обучении, познавательной активности;
4) повышение самооценки и уровня притязаний. [22]
Для этого целесообразно использовать формы работы, в которых дети с тяжелой степенью умственной отсталости должны были бы оценивать результаты своей деятельности, сравнивать их с результатами других воспитанников, осваивать общепринятые нормы поведения, чтобы помочь ребенку с нарушением слуха самореализовать себя и тем самым успешно адаптироваться в социуме.
При этом важно учитывать психические особенности и динамику развития ребенка с тяжелой степенью умственной отсталости, оценивать степень дефекта у ребенка и адаптировать под него содержание педагогического сопровождения социальной адаптации в образовательном учреждении.
Таким образом, социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется в середе в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных навыков у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в условиях стационарного учреждения
За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Многие специалисты считают, что, возможности успешной со...
Методика формирования навыков ЗОЖ у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости
Здоровый образ жизни...
урок физической культуры в 3-4 классе для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости
Урок предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья. направлен на коррекцию пространственных представлений....
Урок окружающего мира для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости
Урок окружающего мира для учащихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРОВОЙ СРЕДЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с ментальными нарушениями. Многие специалисты считают, что, возможности успешной социальной адаптации детей с ...
Игровая технология, как успешная форма обучения детей с умеренной степенью умственной отсталости, тяжелыми множественными нарушениями развития.
Применение игровых технологий, адаптация игрового материала и успешное применение на уроках с детьми с нарушением интеллекта и ТМНР,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...