Урок – практикум «Конституция – основной закон РФ. Символы России» 1-4 класс
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

Татьяна Ивановна Максимова

Цель данного занятия создание условия для осознания учащимися сущности и значения Конституции и государственных символов Российской Федерации,освоение способов проявления уважения к своей стране, к его народу, к государственным символам,
осмысление понятия «закон, порядок, право» на предметно-конкретном уровне.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstitutsiya_1-4.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Болтутинская средняя школа

имени И.К.Базылева»

Урок – практикум   «Конституция – основной закон РФ. Символы России»

1-4 класс

Технологическая карта урока – практикума   «Конституция – основной закон РФ. Символы России»

Предмет: классный час                   Класс: 1-4                      

Тема урока :  «Конституция – основной закон РФ. Символы России»

Цель: создать условия для осознания  учащимися  сущности и значения Конституции и государственных символов Российской Федерации

Целеполагание для ученика:

  1. Узнать, что такое «закон, порядок».
  2. Извлекать информацию из схематических рисунков, таблиц, символов.
  3. Наблюдать .
  4. Соблюдать  правила  сотрудничества в коллективной работе.

Целеполагание для учителя (управленческие задачи)

  1. Организовать работу  для вторичного образного знакомства с основным законом РФ. углубленному восприятию  информации о символах  русского государства.
  2. Организовать активную познавательную деятельность учащихся через проблемное обучение.
  3. Использовать интерес учащихся при  изучении нового материала.
  4. Стимулировать  детей к  полным ответам.

Планируемый результат:

    Личностные: осознание учащимися сущности и значения государственных символов страны.

    Регулятивные: освоение способов проявления уважения к своей стране, к его народу, к государственным символам.

    Познавательные:  осмысление понятия «закон, порядок, право» на предметно-конкретном уровне.

     Коммуникативные:  построение  осознанных речевых действий.

Опорные понятия, термины:  Конституция, порядок, право

Новые понятия, термины: закон

Образовательные ресурсы:   мультимедийная презентация

Этап урока

Содержание материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Индивидуализация

1.Самоопределение к деятельности      (1 мин)

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

-Ресурсный круг

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя,  своих одноклассников, получить позитивный настрой.

Настроить учащихся на интересную плодотворную работу.

2. Актуализация знаний.

(5 мин) – 1 слайд

Цель: мотивация учащихся на  осознание потребности к построению нового способа действий.

  1. Обозначение учителем новизны каждого учебного года  для всех участников образовательного процесса.

Активизировать    мыслительные операции, внимание, память и т.д., стимулировать к активной работе

- определяют значимость  начала учебного процесса для учащихся

-использовать личный мотив  к представлению аргументированного мнения – привлечь всех учащихся

3. Постановка учебной задачи

(5 мин) – 2 слайд

Цель: выявление причин затруднений в классификации речи, постановка цели урока.

  1. Определение предмета разговора классного часа на основе  наблюдений учащихся.

2. Прогнозирование личного результата в совместном разговоре.

 Организовать работу по  определению предмета разговора, его целей и задач.

- выделяют  проблему

-строят  осознанное речевое  высказывание

-прогнозируют личностный результат

-развитие  аналитических умений у всех учащихся

4. «Открытие» детьми нового знания

   (8 мин) – 3 слайд, 4 слайд

Цель: построение детьми нового  знания на основе  жизненного опыта

1. Знакомство с символами России

  1. Определение понятия «символ».

  1. Словесное описание символов России.

Построить  процесс осознанного восприятия на основе жизненного опыта, личных наблюдений

- знакомятся с символами РФ

-словесно  воспроизводят  обозначения на  символах России

- развитие  аналитических умений

-непрямая подсказка со стороны учителя

  5. Первичное закрепление

      (3 мин) – 5 слайд с анимацией,  6 слайд

Цель: усвоение нового способа действий

1. Формулировка определения «конституция».

2. Обозначение истории создания Конституции РФ (декодирование информации)

 

 Познакомить с  понятием «конституция», с историей  появления Конституции РФ

 -   формулируют определение Конституции

-выбирают верное определение с аргументацией

-знакомятся с историческими фактами появления Конституции РФ на основе декодирования информации

 -  развитие  познавательных умений

6. Включение в систему знаний и повторение  (5 мин) – 7 слайд,

   8 слайд, 9 слайд

   Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторения и закрепление ранее изученного

  1. Знакомство со статьями Конституции РФ, разграничение понятий «права» и «обязанности».

  1. Составление таблицы «Права и свободы граждан, Их обязанности»

Создает  ситуации успеха

-выполнение  задания, основанного на  ранее изученном

-акцентирование внимания учащихся на то, что права имеют все граждане нашего государства

7. Рефлексия деятельности.

      (2 мин) – 10 слайд

   Цель: самооценка результатов деятельности

 1. Рефлексия деятельности

- Обозначение  личностных целей урока.

- Новизна материала.

- Проблемы и перспектива.

Мотивирует  к рефлексии.

-учащиеся оценивают свою деятельность

-обозначают  проблемные места

 -стимулировать к ответам учащихся с низкой мотивацией

Список использованных источников:

  1. Конституция Российской Федерации (с гимном  России). – М.: ТК Велби, Проспект. 2008.
  2. Вакуленко Ю.А. Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины). – Волгоград: Учитель.2007.
  3. Попова Г.П. Классные часы. 3 класс. – Волгоград: Учитель.2008.
  4. Козлова М.А. Классные часы: внеклассная работа: 1- 4 классы. – М.: Экзамен. 2011.
  5. Персидская И.В. и др. Классные часы в 1-4 классах. – Волгоград: Учитель. 2007.

                                                                                                                                                                   

Подробный конспект классного часа «Конституция – основной закон РФ. Символы России»

I  Организационное начало мероприятия.

Психологический настрой – игра «Волшебный клубочек».

- Что для человека ценней всего?

- Это волшебный клубочек. Он, разматываясь, связывает нас всех одной нитью. Эта нить – жизнь. Получая клубочек, нужно сказать одним-двумя словами, что для вас значит «жизнь».  

- Нить жизни нужно беречь, не обрывать. Нить не должна запутываться. Жизнь нельзя прожить заново.

(передавая друг другу клубок и разматывая его, дети называют свои ассоциации)

- Посмотрите, как богата и разнообразна жизнь.

- Какой Великий Закон её охраняет? (Конституция)

II Целеполагание.

- Что такое Конституция?

(мозговой штурм)

- Для чего она нам нужна?

- Определите тему нашего классного часа.

III Рассказ учителя.

- Конституция РК – это основной закон государства, т.е. список самых главных правил, которые установили для себя граждане. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.

- Сначала Конституцию придумали и записали ученые, потом граждане прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие – добавили, третьи – переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно.

- В нашей Конституции сказано, во-первых, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и оказывать помощь любому человеку.. В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, т.е. сказано, что можно делать человеку и гражданину ,а что нельзя.

IV Беседа.

- Какие права и обязанности, записанные в Конституции, вы знаете?  

- Как понимаете?

Право на жизнь

право на труд

право на образование

право на охрану здоровья

IV Физминутка.  

- Давайте воспользуемся ещё одним своим правом.

- Каким правом мы воспользовались? (на отдых)

V Работа в группах.

- Есть еще обязанность беречь природу и окружающий мир.

- Конечно, существуют специальные организации, которые занимаются защитой и охраной окружающей среды. Но каждый истинный патриот, каждый из нас должен делать то же по мере своих сил и возможностей.

VI        Игра «Загадки-сказки».

- Какие права и обязанности героев сказки А.Толстого были нарушены?

  • Буратино продал Азбуку и не пошёл в школу.
  • Кот и Лиса сбросили Буратино в озеро.
  • Мальвина и Артемон спасли и вылечили Буратино.
  • Дуремар вылавливал в озере много пиявок.
  • Карабас Барабас заставлял кукол работать в своем театре.

- А вот пример из жизни.

Ученики школы начинают учебную неделю исполнением гимна РФ. Какое право и обязанность они соблюдают? (уважение государственных символов)

- Почему у каждого государства есть свои символы?

- Существует специальный язык символов. Тот, кто его понимает, может многое рассказать о стране.  

- Расскажите о нашем гербе.

- Назовите третий государственный символ.  

- Как исполняют государственный гимн РФ?

(исполнение гимна)

- Вы знаете конституционные права и обязанности граждан. А кто является гарантом прав и свобод граждан?

- Как зовут Президента нашей страны?

VII Тест «Математический».

- Определите истинные и ложные высказывания. 1.

  • Столица РФ– Москва.
  • На флаге РФ изображены орёл и солнце.
  • Наш флаг зелёного цвета.
  • В гербе есть изображение оленя.
  • Конституция – главный закон страны.
  • День Конституции РФ – 30 августа.
  • Президент РФ Д.А. Медведев?
  • Главная обязанность детей – учиться.

VIII Итог.

- Что такое Конституция?

- Когда празднуем День Конституции?

- Для чего нам нужна Конституция?

X Рефлексия.

1 Игра «Поступки» Учитель называет сказочных героев, а дети хлопают только тем, кто совершал хорошие поступки.

 Доктор Айболит, Снежная королева, Дюймовочка, , Красная Шапочка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Бармалей, Русалочка, Карабас-Барабас, Золушка, курочка Ряба, кот Базилио.

Викторина «Права».
«Ассамблея сказочных героев» 
В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? 

«Серая шейка»«Красная шапочка»«Дюймовочка»«Сказка о рыбаке и рыбке» 


Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? 
Поросята из сказки «Три поросенка» 
Зайчик из сказки «Заюшкина избушка» 


Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? 

В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? 
«Дюймовочка». 


Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? 
«Бременские музыканты» «Белоснежка и семь гномов» «Заяц Хваста», персонажи из басни «Квартет» 


В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? 
«Мороз Иванович» «Госпожа Метелица» «Сказка о попе и о его работнике Балде». 


В каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев? 
«Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка» 


В каких еще сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища? 
«Теремок» «Три поросёнка» «Зимовье зверей»- 


В какой сказке эксплуатируют героиню? 
«Золушка» 

«Морозко», «Крошечка- Хаврошечка» 


В какой сказке обижают , неволят, применяют физическое наказание? 
«Карабас – Барабас» 


В какой сказке похищают ребёнка? 
«Снежная Королева» 

Спасибо за внимание! 
«Сказка ложь да в ней намёк –добрым молодцам урок». 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Конституция РФ - основной закон страны. Символы России"

Цель — формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России.Задачи :- формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Осно...

Классный час "Конституция -основной закон России"

Классный час направлен на воспитание уважительного отношения к символам своего государства и формирование чувства гордости за свою страну....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Конституция - основной закон государства". 2 класс, УМК "Гармония".

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Конституция - основной закон государства". 2 класс, УМК "Гармония"....

Урок окружающего мира. 3 класс. "Конституция - основной закон Российской Федерации"

Материал может быть использован не только на уроке, но и в воспитательной работе....

Гармония Конспект урока по окружающему миру. Тема:"Конституция – основной закон государства. "

Формирование понятий: закон, Консти­туция, государственные праздники, права, обязанности....

Классный час "Конституция - основной закон страны. Символы России"

Цель:    создать условия для осознания  учащимися  сущности и значения Конституции и государственных символов Российской Федерации.Планируемые результаты:Личностные: осознание...