Рабочая программа внеурочной деятельности . Уроки доктора "Здоровье"
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности . Уроки доктора "Здоровье". Составлена для учащихся 1 класса. Программа включает разделы: пояснительная записка, основное содержание, планируемые результаты, тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr_sport-ozdor.docx | 222.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Уроки доктора Здоровье» для 1 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
- Сборник программ внеурочной деятельности:1-4 классы/под ред. Н.Ф. Виноградовой.- М.: Вентана Граф.2011г.
- Авторской программы Обуховой Л.А., Лемяскиной Н.А., Жиренко О.Е. " Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1–4 классы). – М.: ВАКО, 2007. – 288 с. – (Мастерская учителя).
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, культуры и основ безопасного поведения, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Цель и задачи реализации данной Программы:
Основная цель курса – научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи курса
- формировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
- сформировать представления о взаимовлиянии различных видов здоровья человека; о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья; об оздоровительном влиянии природы на человека; о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека
- привить понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- мотивировать на выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение режима дня;
- прививать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях
- формировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
- развивать познавательную активность младших школьников, творческие способности, любознательность, расширять кругозор учащихся; развивать умение сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развивать умение проводить самостоятельные наблюдения.
- воспитывать у младших школьников потребность к здоровому образу жизни.
При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год , 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут . Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН..
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки доктора Здоровье» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки доктора Здоровье» - является формирование следующих универсальных учебных действий :
- Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 класса
Обучающиеся должны знать: | Обучающиеся должны уметь: |
|
|
Содержание
Дружи с водой –(2 часа)
Советы доктора Воды . Друзья Вода и Мыло.
Забота о глазах – (1 час). Глаза – главные помощники человека.
Уход за ушами – (1 час). Чтобы уши слышали.
Уход за зубами – (3 часа).
Почему болят зубы.
Чтобы зубы были здоровыми.
Как сохранить улыбку красивой?
Уход за руками и ногами – (1 час)
«Рабочие инструменты» человека.
Забота о коже – (3 часа)
Зачем человеку кожа.
Надёжная защита организма.
Если кожа повреждена.
Как следует питаться – (2 часа).
Питание – необходимое условие для жизни человека.
Здоровая пища для всей семьи.
Как сделать сон полезным – (1 час).
Сон – лучшее лекарство.
Настроение в школе - (1 час) .
Как настроение?
Настроение после школы – (1 час) .
Я пришёл из школы.
Поведение в школе – (2 часа).
Я – ученик.
Вредные привычки. (2 часа)
Мышцы, кости и суставы – (2 часа ).
Скелет – наша опора
Осанка – стройная спина!
Если хочешь быть здоров. (2час)
Микробы. Как закаляться. Обтирание и обливание
Правила безопасности на воде. (1час)
Подвижные игры. Весёлые старты. (2 часа)
Обобщающие занятия «Доктора здоровья». (2часа)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание |
1 | Советы доктора Воды. | 1 | Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко». |
2 | Друзья Вода и Мыло. | 1 | Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа. |
3 | Глаза – главные помощники человека. | 1 | Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению. |
4 | Чтобы уши слышали. | 1 | Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правил сохранения слуха. |
5 | Почему болят зубы. | 1 | Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации. Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование. |
6 | Чтобы зубы были здоровыми. | 1 | Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Разучивание стихотворение. Тест |
7 | Как сохранить улыбку красивой. | 1 | Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа. |
8 | «Рабочие инструменты» человека. | 1 | Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать». Практическая работа. |
9 | Зачем человеку кожа. | 1 | Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей. |
11 | Надёжная защита организма. | 1 | Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест. |
12 | Если кожа повреждена. | 1 | Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?» |
13 | Питание – необходимое условие для жизни человека. | 1 | Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку». |
14 | Здоровая пища для всей семьи. | 1 | Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания. |
15 | Сон – лучшее лекарство. | 1 | Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо». |
16 | Какое настроение? | 1 | Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест. |
17 | Я пришёл из школы. | 1 | Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». |
18-19 | Я – ученик. | 2 | Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М. Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». |
20-21 | Вредные привычки. | 2 | Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах. |
22 | Скелет – наша опора | 1 | Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи. |
23 | Осанка – стройная спина | 1 | Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения. |
24 - 25 | Если хочешь быть здоров | 2 | Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…» |
26 | Наша гигиена | 1 | Анализ «Вредных советов» Г.Остера и «Очень правдивой истории» Л.Яхнина. |
27 | Чистота и здоровье | 1 | Викторина «Чистота и здоровье». |
28 | Что я знаю про витамины | 1 | Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин». |
29 | Правила безопасности на воде. | 1 | Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца. |
30-31 | Игры. | 2 | Атрибуты к подвижным играм. Разучивание игр «Золотое зёрнышко», «Не зевай!», «Западня». |
32-33 | Обобщающие уроки «Доктора природы». | 2 | Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ ситуаций. |
Методическое обеспечение
- Ковалько В.И. Здоровье сберегающие технологии: школьник и компьютер/В.И. Ковалько – Москва: Вако 2007.
- Обухова Л.А. 135уроков здоровья или школа докторов природы/Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко – Москва: Вако 2007.
- Организация и оценка здоровье сберегающей деятельности образовательных учреждений/ под редакцией М.М,. Безруких – Москва: ООО Вариант 2005.
- Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей /под редакцией Н.В. Сократова – Москва: ТЦ Сфера 2005.
- DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
- «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» Л. А. Обуховой, Н. А. Лемяскиной для 1-4 классов. Издательство: Вако., 2007 -2 –е издание.
- - Ковалько В. И. Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. - М.: «ВАКО», 2009.
- - Лях В. И. Мой друг – физкультура: учеб. для учащихся 1-4 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2009.
- - Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М.: «ВАКО», 2009.
- - Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном
питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки речевого творчества"
Рабочая программа к курсу «Уроки речевого развития» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья"
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с ФГОС НОО в 2011г....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья" 1 класс
Данная программа содержит пояснительную записку, содержание, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья" 1-4 классы
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно-тематический план и учебно-тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности, или что такое хорошо, что такое плохо"
Рабочая программа для 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья"...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки театра» 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Уроки театра» для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...