Оказание педагогической помощи детям из проблемных семей
статья
Одна из важнейших задач совместной деятельности педагога и родителей — организация условий для благополучного развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okazanie_pedagogicheskoy_pomoshchi_detyam_iz_problemnyh_semey.docx | 17.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Оказание педагогической помощи детям из проблемных семей
Объектом воздействия: ребенок, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Деятельность педагога с семьей включает три основных составляющих: образовательную, психологическую и посредническую.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности: помощь в обучении и воспитании.
К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся:
- недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания;
- отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи;
- слепая любовь к ребенку;
- чрезмерная строгость;
- перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения;
- ссоры родителей;
- отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми;
- применение физических наказаний и другое.
Помощь в воспитании оказывается, в первую очередь, родителям – путем их консультирования, а также ребенку посредством создания специальных воспитывающих ситуаций.
При оказании помощи семье необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить наиболее адекватные.
Подсказанная родителям система методов и приемов в воспитательном процессе должна быть воплощена в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи.
Психологическая составляющая помощи включает в себя 2 компонента: поддержку и коррекцию.
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
Коррекция отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относятся запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Посреднический компонент помощи включает в себя 3 составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: клубы по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, летнего отдыха и другие.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты.
Формы работы классного руководителя с «проблемной» семьей или с семьей «трудного» ребенка.
Традиционные формы работы с родителями
- Родительские собрания.
- Общешкольные и общественные конференции.
- Индивидуальные консультации педагога.
- Посещение на дому.
Нетрадиционные формы работы с родителями
1. Тематические консультации.
2. Родительские чтения.
3. Родительские вечера.
4. Просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов,
беседы, дискуссии, лектории для родителей);
5. Семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных
ситуациях);
6. Приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора
ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.
7. Беседы по факту.
8. Операция "Внимание, дети"
9. Акция "Детям - заботу взрослых"
10. Конференция "Знаешь ли ты закон?"
11. Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями
12. Работа родительского комитета.
13. Работа органов ученического самоуправления.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
∙ Принимать активное участие в жизни семьи;
∙ Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
∙ Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
∙ Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
∙ Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
∙ Уважать право ребенка на собственное мнение;
∙ Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
∙ С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оказание коррекционной помощи детям со сложной структурой дефекта
Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0»Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальны...
"Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма".
Выступление на спе.семинаре. В статье раскрывается понятие РДА, специфика построения коррекционной работы,виды помощи и организация занятий....
Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма
Презентация статьи....
Использование способов психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в целях достижения личностных результатов ФГОС
Ключевые слова: аутизм, личностные результаты, терапия средой, терапевтический коллектив, котерапевт....
Социально – педагогическая помощь детям, поступившим в первый класс.
Все дети – разные: у них разный темп развития, разные склонности и возможности, разные проблемы. Это знают все, но когда речь заходит о школе, о ее требованиях, о возможностях ребенка следовать им, о...
Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом.
Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом, поможет более подробно познакомиться с видами помощи...
"Оказание первой помощи детям в разных ситуациях" декабрь 2023г
Оказание первой помощи детям в разных ситуациях...