Педагогическое сопровождение
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЛАН 1. Понятие педагогического сопровождения 2. Общие инвариантные признаки системы педагогического сопровождения 3. Тьюторство
Переориентация образования на субъект-субъектный характер, обоснованная гуманистическими убеждениями, позволяет создавать условия, способствующие социализации и развитию личности. В процессе социализации субъект оказывается под влиянием сдерживающих, а порой и деформирующих его развитие факторов, некоторые из них затруднительно преодолеть самостоятельно.
В связи с этим наиболее актуальным и действенным для воспитания всесторонне развитой личности в процессе образования является педагогическое сопровождение. В 90-х годах прошлого столетия в педагогике появился новый термин – «педагогическое сопровождение».
Идея сопровождения рассматривается в таких науках, как психология, медицина, валеология, педагогика и пр. В психологии это система создания условий для успешности личности в жизнедеятельности (Ю. В. Слюсарев, Г. Бардиер , Н. Л. Коновалова, А. В. Волосникова и др.). В валеологии и медицине – «сохранение здоровья обучающегося на протяжении всего образовательного процесса» (А. В. Гордеева)
сопровождение в педагогике – взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого. Но все исследователи так или иначе отождествляют понятие сопровождения с определением, данным С. И. Ожеговым: «сопровождать, значит, сопутствовать чему-либо, служить приложением, дополнением к чему-либо»
Сущность понятия «взаимодействие раскрывается исследователями по-разному, но все авторы связывают это понятие с отношениями субъектов в общей деятельности. Для решения проблем развития личности различными авторами выделяются разнообразные виды взаимодействия: содействие, сотрудничество, сопереживание, сотворчество.
Основная задача педагогического сопровождения состоит в не ограждении сопровождаемого от возникающих трудностей и решении за него проблем, а в помощи сопровождающего при определении способов осознанных действий и ответственности за них сопровождаемого (Э. М. Александровская, М. Р. Битянова , В. В. Давыдова, О. В. Кардашина , Е. И. Казакова и др.).
Так как педагогика напрямую связана с жизнедеятельностью индивида, педагогическое сопровождение может интерпретироваться как научно-методическое, социально-педагогическое, психолого-педагогическое и пр.
Социально-педагогическое сопровождение трактуется Л. В. Байбородовой , как «процесс оказания своевременной социальной и педагогической помощи нуждающимся в ней детям и подросткам и системы корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка»
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ как «метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом решений в различных ситуациях жизненного выбора» ( П. А. Шептенко и Г. А. Воронина) это «процесс совместного с ребенком создания комфортной ситуации развития с целью максимально самостоятельного его выхода из проблемной ситуации при минимальном участии педагога» ( Е. А. Александрова) «процесс взаимодействия педагогов с группой детей для оказания помощи в реализации их потенциала » ( А. Л. Уманский ) и др
Процесс этот характеризуется так 1. Непрерывный, но имеющий свое начало – постановку цели и конец – достижение поставленной цели. 2. Творческий, требующий неординарных подходов в решении возникающих задач. 3. Целеполагающий, имеющий конкретную видимую цель. 4. Направленный, имеющий определенный вектор направленности, соответствующий траектории развития субъекта. 5. Индивидуализированный, определяемый характеристиками конкретной личности. 6. Управляемый и коррелируемый обеими сторонами процесса – как сопровождающим, так и сопровождаемым. 7. Специфический, для конкретной среды с характерными именно для нее условиями.
Результатом педагогического сопровождения должно стать развитие и саморазвитие личности, реализация его личностного потенциала
В определении показателей и критериев процесса педагогического сопровождения мы согласимся с выводами Н. О. Яковлевой: «поскольку сопровождение – это сопутствующий процесс некоторому основному процессу, то его результативность и нужно оценивать исходя из того, какое влияние он оказывает на основной процесс, как он его меняет: увеличивает ли скорость протекания, углубляет или может быть упрощает деятельность субъектов и т. д. Поэтому прямыми показателями педагогического сопровождения должны стать такие показатели, как ускорение сопровождаемого процесса (сокращение времени достижения цели), увеличение его масштабности или углубление, снижение энергозатрат и др. Эти показатели не зависят ни от вида педагогического сопровождения, ни от характеристик сопровождаемого процесса и могут использоваться в масштабах всей проблематики.
Необходимо выявить отличие педагогического сопровождения от другого распространенного метода оказания помощи субъектам развития – педагогической поддержки, который, как и педагогическое сопровождение, реализуется в сфере образования и является частью образовательного процесса.
Педагогическая поддержка определяется как деятельность преподавателя, направленная на оказание оперативной помощи учащимся в решении их проблем для достижения позитивных результатов в обучении (О.С. Газман [4] и др.).
Цель педагогической поддержки считают устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению субъекта развития в образовании (Т.В. Анохина, Т.Ю. Ксензова , Л.И. Новикова и др
Педагогическая поддержка предполагает оказание помощи всем субъектам развития, в независимости от того, какова потребность в этой помощи; самостоятельность субъекта развития проявляется в том, в какой мере он воспользуется он этой помощью. Педагогическая поддержка занимается типичными для образовательного процесса проблемами.
В отличие от этого педагогическое сопровождение помогает решать проблемы, связанные с самореализацией субъекта развития, которые не обязательно будут характерны для данного периода обучения, то есть предполагается, что помощь в решении проблемы может быть оказана только тогда, когда субъект развития сам заявит об этом.
Исходя из определения педагогического сопровождения, субъекту развития предоставляется большая самостоятельность в плане принятия решения о необходимости оказания ему помощи. Кроме того, «создание условий» говорит о свободе выбора субъектом развития того или иного пути решения проблемы.
2. Общие инвариантные признаки системы педагогического сопровождения 1) Ориентация на антропологический и гуманистический подходы (понимание человека и его развития как ключевой ценности в системе образования); 2) Направленность на поддержку собственной созидательной активности ребенка, его способности самостоятельно решать актуальные проблемы и задачи развития; 3) Осознание необходимости комплексного подхода, обеспеченного командной работой специалистов различных профилей; 4) Общность использования фундаментального метода сопровождения в единстве диагностики, информационного поиска, планирования, консультирования и первичной помощи в реализации плана; 5) Понимание необходимости работы в тесной связи с практической деятельностью образовательных учреждений ( А. Маркова)
Принципы педагогического сопровождения рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; комплексность подхода сопровождения; стремление к автономизации (М. А. Иваненко).
Формы педагогического сопровождения диагностирование; консультирование; коррекцию; системный анализ проблемных ситуаций; программирование и планирование деятельности, которые направлены на разрешение и соорганизацию всех субъектов образовательного процесса; координацию всех этих функций. (М. А. Иваненко)
Одним из средств обеспечения педагогического сопровождения является педагогическое наблюдение
«наблюдение»: - это преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.
Основное требование к научному наблюдению однозначность замысла, объективность, то есть, возможность контроля путем либо повторения наблюдения, либо принятие иных более мощных методов исследования (А.С. Белкин). В этом контексте педагогическое наблюдение имеет общие с педагогическим мониторингом характеристики.
мониторинг как процесс предусматривает – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выяснения его соответствия желаемому результату или первоначальным предположением; – наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.
Педагогическое наблюдение выполняет определенные функции: – ориентировочную (ориентация субъектов в жизненном пространстве на основе полученной и получаемой информации); – конструктивную (с одной стороны, кристаллизация индивидуальной позиции личности, с другой - расширение личностного пространства за счет установления позитивных контактов и взаимодействие с другими людьми); организационно-деятельностную (постоянная интеграция получаемой информации и научно - теоретического знания позволяет определить наиболее оптимальную позицию личности в процессе выполнения той или иной деятельности); – коррекционную (уточнение и при необходимости поправка выполняемых задач, позиции личности в процессе деятельности); – оценочно-прогностическую (дискретный процесс сличения и сравнения получаемой в ходе мониторинга информации с контрольными точками и предполагаемым конечным результатом исследования; данная функция до некоторой степени определяет и предыдущую). А. С. Белкин
Этапы диагностики, которые дают совокупное, объективированное знание о предмете исследования – первичное накопление информации; – первичная (преимущественно количественная) обработка информации или узнавание; – качественная обработка данных или распознавание, в ходе которой выявляются сущностные характеристики исследуемого объекта предусматривается после проведения наблюдения; – классификация полученных данных; – проверка полноты полученных данных; – верификация (проверка истинности) прогноза исследование; – коррекция методов, средств, результатов исследования.
3. Тьюторство Тьюторство как оригинальная философия образования и ведущий способ организации образовательной системы берет начало в средневековых европейских университетах XII – XIV веков. В качестве же особой педагогической позиции, а затем и должности, оно оформляется в известнейших древнейших университетах-городах Великобритании: сначала в Оксфорде, чуть позже в Кембридже».
Тьютор педагог нового типа, который выполняет роль консультанта, наставника, организатора самостоятельной учебной деятельности обучающихся по освоению содержания курса и приобретению профессиональных навыков.
Основополагающими определениями системы тьюторство как образовательной программы становятся индивидуализация и саморазвитие.
Принцип индивидуализации образования означает, что за обучающимися остается право на выстраивание собственного содержания образовательного процесса, собственной образовательной программы. Реализуя принцип индивидуализации, педагог-тьютор сопровождает процесс построения и реализации индивидуальной образовательной программы студента, удерживает фокус своего внимания на осмысленности обучения, предоставляет учащимся возможности конструирования и реконструирования существующих учебных форм.
Основными задачами в работе тьютора принято считать Определение целей и задач совместной деятельности, Выявление сильных и слабых сторон деятельности обучающихся для разработки индивидуального плана работы, Оказание психологической поддержки (создание ситуации успеха), Постановка перед обучающимися творческих задач, проблем требующих активного участия в их решении, Создание мотивации для активной деятельности, Коррекция деятельности обучающихся, Систематизация полученного опыта, Контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию, Организация рефлексии собственной деятельности.
тьютор постоянно создает ситуации проявления, очевидности разных возможностей учащегося и необходимости выбора, принятия решения. При этом тьютор готов обсуждать основания выбора, его последствия и роль, но делает выбор сам учащийся. В этом смысле тьютор идет «за» студентом, сопровождая самостоятельную деятельность ученика. Но тьютор это не пассивная позиция констатации ошибок учащегося. Активность тьютора выражается в создании ситуаций встречи культуры и образовательного опыта студента, в демонстрации культурных форм деятельности, в переоформлении нечетких, неясных, мало осознанных действий учащегося в соответствии с культурным образцом.
тьюторское сопровождение это совместная деятельность тьютора и учащегося, в которой учащийся задает смыслы и реализует действия, а тьютор формирует рефлексивную рамку, главным контекстом которой выступает культура.
Тьюторская работа направлена не только на общую корректировку и развитие деятельности обучающихся, но и на осмысление и осознание основных компонентов своей деятельности - деятельности педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА КАК ОДНА ИЗ ТАКТИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА КАК ОДНА ИЗ ТАКТИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Выступление на педагогическом совете.Понятие психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Основным моментом модернизации современной системы образования по ФГОС, является создание условий для развития и самореализации каждого ребенка. Данная задача может быть успешно решена лишь посредство...
Преемственность психолого-педагогического сопровождения обучающихся в детском саду и школе. Психологическое сопровождение учащихся в адаптационный период в соответствии с ФГОС НОО
В данной статье описывается опыт работы по преемственности между детским садом и школой, а так же дальнейшее психологическое сопровождение обучающихся по адаптации к школе. Статья будет полезна для мо...
обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».
Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...
Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы"
Краткий анализ психолого-педагогического сопровождения учащихся в начальной школе....
Педагогический совет по теме «Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития обучающихся в образовательной среде школы»
Повестка:«Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития обучающихся в образовательной среде школы»...
Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»
Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...