Программа "Школа безопасности"
рабочая программа (3 класс)

Программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности"направлена на изучение основ безопасности жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_bezopasnosti.docx113.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Костромского муниципального района

 Костромской области

«Середняковская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

начальных классов

_____________

/Крыкова В.А./

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР

___________________

/Колоколкина Е.А./

«Утверждаю»

Приказ №______

От «___»_________2016г.

Директор:

______________________ /Некрасова Е.Е./ 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Школа безопасности»

Направление «Общеинтеллектуальное»

для учащихся начальных классов

Автор: Крыкова В.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Школа безопасности»

В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации  привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности  и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Школа безопасности».

Программа выполняет две основные функции.
1.  Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
2.  Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.

 Изучение основ безопасности жизнедеятельности в первом  направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание у детей ответственности за личную безопасность, безопасность общества; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества;
  • развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни;
  • освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Рабочая программа  рассчитана на 32  часа по 1 часу в неделю. Формы обучения – уроки-беседы, экскурсии, практические занятия, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, встречи с сотрудниками служб безопасности района.    

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Школа безопасности» на этапе основного общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
  • выделение характерных причинно-следственных связей;        
  • творческое решение учебных и практических задач;
  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Планируемые результаты

Результаты по внеурочной деятельности «Школы безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

      Таким образом, в результате изучения учебного курса «Школа безопасности»  ученик должен:

   Знать:

  • основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;
  • иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;
  • элементарные правила поведения дома, в школе, на улице. В транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;
  • основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;

   

Уметь:

- использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной  жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;
  • действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • пользования бытовыми приборами;
  • использования по назначению лекарственных препаратов;
  • соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;
  • соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе;
  • соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое
  • время года;
  • оказание первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
  • вызова (обращения) за помощью в случае необходимости

соответствующих служб экстренной помощи.

Показатели сформированности метапредметных результатов.

Планируемые результаты

Результаты

Планируемые результаты (характеристики) ООП

Личностные

Самоопределение: 

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- осознание ответственности человека за общее благополучие,

- гуманистическое сознание,

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам,

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Смыслообразование: 

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий,

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация: 

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,

Познавательные УУД

Общеучебные:

 - использовать  общие приёмы решения задач;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. 

Знаково-символические:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; 

Информационные:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- обработка информации

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Логические:

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- синтез;

- сравнение,

- классификация по заданным критериям;

- установление аналогий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение рассуждения;

- обобщение.

Оценка:

- выделять и формулировать то, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

Саморегуляция:

- активизация  сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;

Коммуникативные УУД

Инициативное сотрудничество:

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

- ставить вопросы,

- обращаться за помощью,

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;  

Планирование учебного сотрудничества:

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- строить монологичное высказывание;

- вести  устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- слушать собеседника;

Управление  коммуникацией:

- определять общую цель и пути ее достижения;

- осуществлять взаимный контроль,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,

Регулятивные УУД

Целеполагание: 

- формулировать и удерживать учебную задачу,

- преобразовывать практическую задачу в познавательную,

Планирование:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Учебные действия:

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.

- использовать речь для регуляции своего действия;

Прогнозирование: 

- предвосхищать результат;

Контроль:

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- использовать установленные правила в контроле способа решения; 

Коррекция:

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Планируемые результаты

Результаты по внеурочной деятельности «Школы безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

Структурно программа состоит из пяти разделов:

  1. Опасные ситуации социального характера.

«Правила безопасного поведения в школе и дома»

Права и обязанности ученика. Правила поведения на уроках и переменах, в школе на внеклассных мероприятиях.

Криминальные ситуации в поселении. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминальной ситуации.

Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

Безопасность на улице. Знание своего поселения и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по поселению, знание расположения безопасных зон в поселении (отделение полиции  и зоны повышенной опасности). Умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, в толпе, в школе.

2. Опасные ситуации техногенного характера.

«Основные правила пожарной безопасности».

Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре. Правила оказания первой помощи.

Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии.

Чрезвычайные происшествия (аварии, кораблекрушения, отравления газами) и способы защиты.

3.Опасные ситуации природного характера.

Погода и её основные показатели. 

Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный занос, метель, наводнения.) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений. Стихийные бедствия.Водоёмы в черте поселения. Состояние водоёмов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоёмах в различное время

4.  Дорожно-транспортная  безопасность

      Дорога и участники дорожного движения

Азбука дорожной безопасности. История колеса и дорог. История появления автомобиля. Краткая характеристика видов современного транспорта. Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль. Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. ПДД. Общие положения. Некоторые термины. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Дорожные знаки. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия.

Примерное распределение учебного времени по разделам

и темам программы «Школа безопасности»

№ раздела и темы

Наименование раздела и темы

Количество часов

раздел

тема

I

Опасные ситуации социального характера. Правила поведения в школе.

5

1.

Права и обязанности ученика.

1

2.

Правила поведения на уроке и на перемене.

1

3.

Правила поведения на уроке физкультуры и на спортивной площадке. Правила поведения на уроках труда, рисования, музыки.

1

4.

Правила поведения  в столовой. Правила поведения в библиотеке и на внеклассном мероприятии.

1

5.

Как избежать опасных ситуаций в школе или компании.

1

II

Опасные ситуации природного характера.

6

1.

Опасные ситуации в современных условиях жизнедеятельности: как вести себя при наводнении.

1

2.

Правила безопасности при землетрясении.

1

3.

Правила поведения во время бури, урагана и смерча.

1

4.

Правила поведения на льду и в чём опасность снежных лавин.

1

5.

Опасность оползней и селей.

1

6.

Правила безопасного поведения при грозе.

1

III

Опасные ситуации техногенного характера. Противопожарная безопасность.

8

1.

Причины пожаров и правила обращения с огнём.

1

2.

Правила безопасности во время пожара в квартире - на балконе, на кухне.

1

3.

Правила безопасного поведения в задымлённом помещении: в подъезде, в лифте.

1

4.

Правила безопасного обращения с электробытовыми приборами и оказание первой помощи при поражении электрическим током. Правила обращения с газовыми приборами.

1

5.

Правила безопасного поведения во время новогодних праздников: украшения на ёлку, электрические гирлянды, пиротехника.

1

6.

Правила безопасности во время пожара в общественных местах. Оказание первой помощи при пожаре.

1

7.

Правила безопасности во время пожара на транспорте. Самые простые и важные правила пожарной безопасности

1

8.

Предметы бытовой химии и их безопасное применение.

1

IV

Дорожно-транспортная  безопасность.

4

1.

Безопасность на улицах города.

Наиболее безопасный путь в школу.

1

2.

Правила дорожного движения – знай как таблицу умножения!

1

3.

Правила безопасности на велосипеде, в автомобиле.

1

4.

Ты пассажир - правила безопасного поведения.

1

V

Опасные ситуации техногенного характера. ЧС человеческого фактора.

9

1.

Что такое техногенные катастрофы? Железнодорожные аварии. Автомобильные аварии.

1

2.

Чрезвычайные ситуации в метрополитене.

1

3.

Аварии в воздухе. Аварии на плотинах и дамбах.

1

4.

Что делать при угрозе отравления ядовитыми веществами.

1

5.

Как вести себя при угрозе взрыва. Что делать, если на улице стреляют. Чем опасна толпа.

1

6.

Опасность оборванных проводов.

1

7.

Правила безопасного поведения, когда нет взрослых дома.

1

8.

Как не стать жертвой преступления. Как вести себя в ожидании лифта

1

9

Обобщение. Конкурс : «Выпускник  Школы безопасности»

1

Итого:

32 часа

СИСИТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

        Согласно Стандарту, система оценки достижения планируемых результатов освоения курса занятий по внеурочной деятельности «Школа безопасности» состоит из двух основных компонентов:

  1. Оценка предметных результатов, которая предусматривает выявление уровня достижения учащимися планируемых результатов по данному направлению деятельности с учётом предметных знаний, действий с предметным содержанием. По окончании изучения каждой темы проводится обследование уровня усвоения знаний умений и навыков, полученных на занятии в разнообразной форме: теста, диагностического задания, викторины, конкурсной программы, круглого стола и т.д. (Приложение №3) и фиксируется в таблицы и оформляется в диаграммы. (Приложение № 1)

Показатели

Низкий уровень (1балл)

Средний уровень (2балла)

Высокий уровень (3 балла)

Тема

Имеет опорные знания, ключевые теории, идеи, понятия.

Имеет опорные знания, ключевые теории, идеи, понятия; знания, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний и периодически использует в ответствующих ситуациях.

Имеет опорные знания, ключевые теории, идеи, понятия; знания, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, умений и навыков; систематически  использует в жизни. Заинтересован в совершенствовании знаний и использовании умений и навыков в нестандартных ситуациях.

  1. Оценка метапредметных результатов как сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий может быть отслежена в результате следующих  действий:        
  • Выполнение специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;
  • Выполнение учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов;
  • Выполнение комплексных заданий на межпредметной основе

Работа по оцениванию метапредметных результатов проводится в виде промежуточной и итоговой аттестации учащихся.  

  • Показатели в таблице оценки уровневый – низкий(1 балл), средний(2 балла) и высокий(3 балла). (Приложение № 2)
  • Метапредметные результаты заносятся в таблицы и диаграммы.(Приложение № 2)
  • Результаты накопительной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.

Предметом итоговой оценки является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе:

  • Системы знаний и представлений об основах  безопасного образа жизни;
  • Обобщённых способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;
  • Коммуникативных и информационных умений.

Итоговая оценка складывается из двух составляющих:

  1. результаты промежуточной аттестации учащихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений.
  2. результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы  знаний, необходимых для обучения на следующей ступени образования.

Приложение №1

Результаты апробации программы.

Таблица № 1

ФИО

Разделы программы.

Опасные ситуации социального характера. Правила поведения в школе.

Опасные ситуации природного характера.

Опасные ситуации техногенного характера.

Противопожарная безопасность.

Дорожно-транспортная  безопасность

Опасные ситуации техногенного характера. ЧС человеческого фактора.

Итого.

Уровень .

 

3

3

3

 

3

2

3

 

2

3

2

 

2

1

2

2

2

2

3

3

2

2

1

2

3

2

3

2

2

1

3

3

3

3

2

2

3

3

1

Диаграмма результатов по трём разделам программы.

Общий итог результатов определяется по изучению всех разделов программы.

Приложение №2

Таблица № 2(1) Опасные ситуации социального характера. Правила поведения в школе.

ФИО

Метапредметные результаты

Личностные

Познава

тельные

Регуля-

тивные

Коммуни

кативные

Итого

Уровень

3

3

3

3

12

высокий

2

2

3

2

9

средний

1

2

2

1

6

средний

2

3

2

2

9

средний

3

1

1

3

8

средний

3

3

2

2

10

средний

2

1

2

3

8

средний

2

2

2

2

8

средний

3

1

2

2

10

средний

3

3

3

2

11

высокий

3

3

2

2

10

средний

1

2

2

1

6

средний

Таблица № 2(2) Опасные ситуации природного характера.

ФИО

Метапредметные результаты

Личностные

Познава

тельные

Регуля-

тивные

Коммуни

кативные

Итого

Уровень

3

3

3

3

12

высокий

3

3

3

2

11

высокий

2

2

2

2

8

средний

2

3

2

3

10

средний

3

1

2

3

9

средний

3

3

3

2

11

высокий

2

3

2

3

10

средний

3

2

3

3

11

высокий

3

3

2

3

11

высокий

3

3

3

3

12

высокий

3

3

3

2

11

высокий

2

2

2

2

8

средний

Таблица № 2(3) Опасные ситуации техногенного характера. Противопожарная безопасность.

ФИО

Метапредметные результаты

Личностные

Познава

тельные

Регуля-

тивные

Коммуни

кативные

Итого

Уровень

3

3

2

3

11

высокий

3

3

2

2

10

средний

3

3

2

2

10

средний

3

2

2

2

9

средний

3

2

2

3

10

средний

2

2

3

2

9

средний

2

2

2

2

8

средний

3

3

2

2

10

высокий

2

1

1

2

6

средний

3

3

2

3

11

высокий

3

3

2

3

11

высокий

2

3

2

2

9

средний

Таблица № 3 Сводная таблица по разделам программы по выявлению метапредметных результатов.

Разделы программы

Уровни метапредметных результатов

низкий

средний

высокий

1

Опасные ситуации социального характера. Правила поведения в школе.

0%

2чел (16%)

10чел (83%)

2

Опасные ситуации природного характера.

0%

5чел ( 42%)

7чел (58%)

3

 Опасные ситуации техногенного характера. Противопожарная безопасность.

0%

8чел (67%)

4чел (33%)

4

Дорожно-транспортная  безопасность.

5

Опасные ситуации техногенного характера. ЧС человеческого фактора.

Диаграмма результатов сводной таблицы.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Для реализации курса занятий по внеурочной деятельности «Школа безопасности» желательно наличие:

Игровой комнаты, прогулочной площадки, класса, оборудованного аудио и видео аппаратурой, ПК,  спортивного и игрового инвентаря, аудио и видео дисков соответствующей тематики, детских энциклопедий, возможно использование рабочих тетрадей, цветные карандаши, ручки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 55с. : ил.
  2. Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Ярославль: Академия развития: Академия и К: Академия Холдинг, 2000.
  3. Нуждина Т. Д. Мир вещей. Ярославль: Академия развития: Академия и К, 1998.
  4. Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006.
  5. Поляков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд. М.: Дрофа; ДиК, 1998.
  6. Поторочина Е. А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1 класс. – М,: ВАКО, 2008. – 128с. – (В помощь учителю).
  7. Усачёв А. А., Березин А. И. Школа безопасности: Учебник для 1 класса начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». 3-е изд. М.: АСТ, 1999.
  8. Цвилюк Г. Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей. М.: Просвещение, 1994.
  9. Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах: 1 класс: Методическое пособие для учителя. М.: АСТ-ЛТД, 1997.
  10. Е.А.Ганул Правила поведения на природе. Серия книжек «Начальная школа». Санкт-Петербург, 2010,издательский дом Литера  
  11. С.А.Шинкарчук Правила безопасности дома и на улице. Серия книжек «Начальная школа». Санкт-Петербург, 2010,издательский дом Литера
  12. В.А.Крутецкая Правила хорошего поведения. Серия книжек «Начальная школа». Санкт-Петербург, 2011,издательский дом Литера
  13. С.А.Шинкарчук Правила пожарной безопасности для школьников. Серия книжек «Начальная школа». Санкт-Петербург, 2012,издательский дом Литера
  14. М.С. Селиванова правила поведения в школе. Серия книжек «Начальная школа». Санкт-Петербург, 2011,издательский дом Литера
  15. О.В. Соколова Правила поведения в опасных ситуациях Серия книжек «Начальная школа». Санкт-Петербург, 2011,издательский дом Литера

Приложение№3

Тесты по обобщению результатов по разделам программы.

1. ТЕСТ  по разделу программы «Опасные ситуации социального характера. Правила поведения в школе».

Методика  изучения социализированности

(разработана профессором М.И. Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения: учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – всегда;

3 – почти всегда;

2 – иногда;

1 – очень редко;

0 – никогда.

  1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
  3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
  4. Я умею прощать людей.
  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  12. Мне нравится помогать другим.
  13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
  14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  16. Переживаю неприятности других, как свои.
  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
  20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

Обработка полученных данных: 

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на 5. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей к гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) – имеет низкий уровень социальной адаптированности.

 

 2. Круглый стол по разделу программы «Опасные ситуации природного характера».

Р е к о м е н д а ц и и «Ваши действия при ЧС природного характера».

БУРИ И СИЛЬНЫЕ ВЕТРЫ

 В а ш и  д е й с т в и я:

1.Узнав о приближении бури, плотно закройте и укрепите все двери и окна. На стёкла наклейте крест-накрест полоски пластыря.

2.Приготовьте свечи (может отключиться электричество).

3.Отключите электроприборы и внешнюю телеантенну.

4.Не оставляйте на улице ничего, что может унести ветер.

5.Если приближается ураган, постарайтесь держаться подальше от берега моря, от рек и низин: вас там могут настигнуть поднятые ураганом волны.

6.В деревенском доме переберитесь в наиболее просторную его часть, а лучше всего—в подвал.

7.Если ураган застиг вас на возвышенном и открытом месте, ползите в сторону какого-нибудь укрытия (к скалам, к лесозащитной полосе), которое могло бы погасить силу ветра. Но берегитесь падающих сучьев и веток, тем более деревьев.

8. Бывает, что прежде чем вступить в решающую стадию, ураган немного стихает (центр урагана уходит вверх). Не обманитесь и не оставайтесь на месте, потому что ветер скоро возобновится, но с другой стороны.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

В а ш и  д е й с т в и я:

1.Если землетрясение застигло вас в помещении, постарайтесь как можно скорее покинуть его и оказаться на улице—желательно подальше от зданий. Если же выбраться из дома по каким-то причинам невозможно (обвалилась лестница, завалило вход и т.п.), укройтесь под прочным столом или под кроватью либо в дверном проёме или в углу, образованном капитальными стенами.

2.Держитесь подальше от окон: они могут не выдерживать вибрации и вы поранитесь битыми стёклами.

3.Ни в коем случае нельзя пользоваться лифтами, так как они в любой момент могут выйти из строя.

4.Нельзя пользоваться спичками, свечками и зажигалками, поскольку из-за утечки газа из разрушенных или повреждённых коммуникаций может произойти взрыв.

5.Если землетрясение застало вас на улице, держитесь подальше от домов, линий электропередачи и вообще от всяких непрочных построек, которые могут рухнуть.

6.Не укрывайтесь в подвалах, подземных переходах и тоннелях. Покрытия могут обрушиться и завалить выход или придавить вас.

Помните: после первого толчка могут последовать другие толчки. Они обычно происходят через несколько часов.

ЛЕСНОЙ ПОЖАР

В а ш и  д е й с т в и я:

1.Если пожар только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить пламя ветками.

2.Двигайтесь от края к центру горящего места, так, чтобы ветер дул вам в спину, подгребайте за собой угли.

3.Если поймёте, что вам с пожаром не справиться, отступите и идите за помощью. При этом двигайтесь в подветренную сторону, чтобы не оказаться в кольце огня.

Помните, что лесные пожары распространяются с огромной скоростью и легко переходят через широкие реки, озёра, дороги.

4.Уходить от огня следует по диагонали с его дороги в направлении реки или дороги.

5.Относительно  безопасными местами являются также вспаханное поле, большой пустырь или каменистая гряда.

6.Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают моментально.

7.В мягкой земле можно вырыть яму и укрыться в ней, закрывшись курткой или одеялом, чтобы защититься от жара.

8.Когда фронт огня пройдёт, идите в том направлении, где огонь уже потух.

ЛАВИНА

Чаще всего спуск лавин случается во время оттепелей и после снегопадов.

 НА ПУТИ—ЛАВИНА

В а ш и  д е й с т в и я:

1.Будьте внимательны к предупреждениям о возможных сходах лавин. Избегайте пересекать рискованные склоны. Если же этого не избежать, то проходите их по одному: остальные члены группы смогут помочь, если склон вдруг начнёт скользить.

2.Будьте внимательны к первым признакам схода лавин—это звуки трескающегося льда, белая пыль, клубящаяся выше по склону горы, катящиеся вниз снежные комья, отдалённый глухой гул.

3.Если вы видите, что находитесь на пути лавины, оцените ситуацию, прежде чем предпринять что-либо. Не бегите от лавины вниз по склону: она может развивать скорость до 30 км/ч.

4.Попытайтесь отбежать с её пути или забраться на высоту (на дерево, скалу или большой камень), чтобы пропустить лавину под собой.

5.Если лавина близко, освобождайтесь от рюкзака, лыж, палок, так как они будут только мешать, когда вы окажетесь под снегом.

6.Если такое всё-таки случится, закройте лицо и старайтесь не дышать, иначе снег набьётся вам в рот и вы задохнётесь.

7.Катясь в снегу, попытайтесь зацепиться за что-нибудь—например, за выступ скалы. Даже если обвал и накроет вас на время, он может пронестись дальше, оставив вас за собой, старайтесь удержаться на её гребне. Барахтайтесь, как умеете, но продвигайтесь к краю, руками отгребая от себя камни.

ПОД  СНЕГОМ

В а ш и  д е й с т в и я:

1.Соберите все свои силы, чтобы выбраться на поверхность, когда лавина замедлит движение. Потом это сделать будет много труднее, так как снег после остановки обвала быстро твердеет.

2.Отодвиньте обеими руками снег над головой, чтобы создать пространство для дыхания.

3.Попробуйте определить, куда надо двигаться, для этого накопите во рту побольше слюны и сплюньте её сквозь зубы. Если она попадёт вам в нос, вы будете знать, что находитесь вверх ногами.

4.Если вы не можете пробиться наружу, то, ожидая спасателей, старайтесь экономить кислород: дышите и двигайтесь как можно медленнее.

НАВОДНЕНИЕ

В а ш и  д е й с т в и я:

1.Если у вас есть время, то перед тем как покинуть дом, следует выключить газ и электричество, собрать с собой необходимые документы, вещи первой необходимости и небольшой запас продуктов (дня на два-три), медикаменты, перевязочные материалы.

2.Если наводнение застало вас на открытом месте или в лесу, необходимо постараться быстро выйти на возвышенное место, забраться на дерево или попытаться уцепиться за те предметы, которые способны удерживать человека на воде.

3.Если на вашем пути разлившаяся река, проявите максимум осторожности, когда будете переправляться через неё.

4.Прежде всего поищите более мелкое место для переправы.

5.Приладьте повыше сумку или рюкзак, чтобы не замочить их при переправе; расстегните одну из лямок рюкзака, сумку повесьте за одну ручку, чтобы при необходимости вы быстро от них освободились.

6.Возьмите длинную палку, чтобы измерять глубину.

7.Идите немного под углом против течения, чтобы оно не сносило вас и, главное, не могло сбить; двигаться следует боком вперёд, отрывая ногу от дна только после того, как плотно поставите другую.

8.При движении не переплетайте ноги, чтобы не потерять равновесия.

9.Если вы форсируете реку не в одиночку, а группой, пусть кто-нибудь, взяв один конец верёвки, переберётся со страховкой на берег и закрепит его там, привязав к дереву или большому камню; после этого можно начинать переправу; идти нужно, одной рукой придерживаясь за верёвку, а в другой держа палку.

10.Если вы форсируете реку группой, но у вас нет верёвки, можно обойтись и без неё, двигаясь гуськом и держась за плечи товарища, идущего впереди: шагать можно и одновременно, и поочередно, но главное, каждый должен страховать идущего впереди.

3.ТЕСТ по разделу «Опасные ситуации техногенного характера».

                                          «Основные правила пожарной безопасности».

  Вариант №1

1. Что необходимо сделать, если в квартире начался пожар? Укажите правильные ответы в необходимой последовательности:

а) попытаться потушить огонь, используя первичные средства пожаротушения;

б) открыть окно для удаления дыма;

в) немедленно покинуть помещение, плотно закрыв за собой дверь;

г) позвать на помощь взрослых;

д) если нет взрослых, позвонить в пожарную охрану и сообщить о пожаре.

2. Что запрещается делать при пожаре в квартире? Выберите правильные ответы:

а) выходить через задымленную лестничную площадку и пользоваться лифтом;

б) при выходе по незадымленной лестнице держаться за стены и поручни;

в) выпрыгивать из окна, спускаться по водосточным трубам при помощи простыней;

г) при увеличении концентрации дыма передвигаться пригнувшись или ползком;

д) открывать двери и окна и тушить огонь до вызова пожарной охраны;

е) сообщать о пожаре в пожарную охрану, пока об этом не сообщено родителям на работу;

ж) гасить водой включенные в сеть электроприборы;

з) при эвакуации из задымленного помещения пользоваться переносным карманным фонариком.

3. Вы пьете чай, смотрите телевизор. Дверь комнаты закрыта. Вдруг вы почувствовали запах дыма. Открыв дверь, вы увидели что с кухни валит дым и уже начинает заполнять всю квартиру. Дышать практически невозможно:

а) вбежать или заглянуть на кухню и посмотреть что горит;

б) быстро вернуться обратно и закрыть дверь в комнату;

в) пригнувшись выходить из квартиры;

г) подойти к телефону и вызвать пожарных;

д) взять шарф или просто кусок ткани, чтобы сделать повязку на лицо, если есть возможность, смочить ее водой и прижать к лицу так, чтобы она закрывала нос и рот;

е) налить воды в чайник и начать тушить;

ж) зайти к соседям и вызвать пожарных.

4. Вы идете вечером из школы и замечаете, что из подвала вашего дома идет дым, и из него выбегают дети. Выберите правильный вариант действий:

а) подойти и спросить, что там дымит;

б) войти внутрь и посмотреть, что горит;

в) пойти домой и позвонить в пожарную охрану.

5. Вы сидите дома и слушаете музыку. Через некоторое время из розетки, в которую вы включили магнитофон, начинает идти дым, и она трещит. Вилка не вытаскивается. Ваши действия:

а) взять отвертку и починить розетку;

б) позвонить родителям;

в) обрезать провод;

г) отключить электричество;

д) взять чайник с водой и залить дымящуюся розетку;

е) открыть окно, чтобы было чем дышать;

ж) накрыть магнитофон плотным пледом и полить сверху водой (если он дымится).

Вариант №2

1. Определите из приведенных ниже основные причины пожаров в жилых зданиях:

а) нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами;

б) отсутствие первичных средств пожаротушения;

в) неосторожное обращение с огнем;

г) неисправность внутренних пожарных кранов;

д) нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;

е) беспечность и небрежность при обращении с огнем;

ж) неисправность телефонной связи;

з) утечка газа;

и) неосторожное обращение с пиротехническими изделиями;

к) неисправность системы водоснабжения.

2. Во время просмотра телепередачи загорелся телевизор. Что необходимо сделать в этом случае? Ваши действия:

а) взять ведро с водой и залить пламя;

б) обесточить телевизор или полностью отключить электропитание в квартире;

в) сообщить о возгорании в пожарную охрану;

г) если телевизор взорвался, и пожар усилился, открыть окно и попытаться сбить пламя;

д) если пожар усилился, покинуть помещение, закрыв двери и окна;

е) если после отключения телевизор продолжает гореть, накрыть его плотной тканью.

3. Придя вечером из школы, вы обнаружили, что из-под двери вашей квартиры идет дым. Ваши действия:

а) войти в квартиру и узнать причину задымления;

б) взять у соседей ведро и потушить огонь;

в) пойти к соседям и позвонить 01;

г) позвонить родителям.

4. Основные правила пожарной безопасности:

а) пользоваться неисправными электроприборами;

б) не играть с открытым огнем;

в) не оставлять без присмотра зажженные газовые конфорки;

г) пользоваться без разрешения взрослых горючими и легковоспламеняющимися жидкостями;

д) соблюдать меры безопасности при обращении с пиротехническими изделиями;

е) украшать елку самодельными электрогирляндами.

5. Что запрещается делать при пожаре в квартире? Выберите правильные ответы:

а) при увеличении концентрации дыма передвигаться пригнувшись или ползком;

б) при выходе по незадымленной лестнице держаться за стены и поручни;

в) выпрыгивать из окна, спускаться по водосточным трубам при помощи простыней;

г) выходить через задымленную лестничную площадку и пользоваться лифтом;

д) открывать двери и окна и тушить огонь до вызова пожарной охраны;

е) сообщать о пожаре в пожарную охрану, пока об этом не сообщено родителям на работу;

ж) гасить водой включенные в сеть электроприборы;

з) при эвакуации из задымленного помещения пользоваться переносным карманным фонариком.

4. ТЕСТ по разделу « Дорожно-транспортная  безопасность».

Тест “Проверь себя”

Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам дорожного движения у младших школьников.

  Найди лишнее слово.

1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).

2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед).

3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).

4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси).

5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).

6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).

7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).

8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).

9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).

10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).

Норма для детей 8-9  правильных ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «БЕРЕГИТЕ ВОДУ! БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ».

На данном уроке расширяются знания учащихся о воде, её роли в природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам. На уроке закладываются основы понимания взаимосвязи окру...

урок-презентация по пожарной безопасности "Пожарная безопасность. Служба спасения 01"

Урок-презентация  по пожарной безопасности для 1-4 классов...

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

Данная программа составлена для учащихся специальной (коррекционной) школы. Включает комплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения. Состоит из тематического планирования вос...

ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РОДИТЕЛЯМ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ

Инструкция для родителей1.Правила дорожного движения2.Правила поведения в транспорте3.Ребенок на улице4. Ребенок дома5.Ребенок и водоем...

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности « Школа безопасности»

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности "Школа безопасности" .Цели: Продожить знакомство с правилами безопасности в быту,отрабатывать правильность действий во время пожара, воспитывать уважен...