Классный час на тему: «Александр Невский – Защитник Земли Русской».
классный час (2 класс) по теме

Березкина Инна Алексеевна

Ребята, кто такой защитник?
 А теперь прочитаем что означает слово защитник по словарю Ожегова.
(«защитник» - это тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-нибудь или что-нибудь)

В прошлом году прошёл Всероссийский исторический конкурс «Имя России». Этот конкурс вызвал большой интерес наших граждан, школьников к отечественной истории, к её выдающимся созидателям и защитникам. Победителем этого конкурса стал князь Александр Невский. Он набрал наибольшее количество голосов (520 тыс) и был объявлен личностью нации.
В связи с этим Министерство образования Российской Федерации рекомендует провести во всех образовательных учреждениях 1 сентября единый классный час про Александра Невского. Тема нашего классного часа «Александр Невский – Защитник Земли Русской».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a._nevskiy.doc347 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему:
«Александр Невский – Защитник Земли Русской».

                                                                                    Приготовила  учитель начальных классов

                                                               МБОУлицей №3 г. Кулебаки    

                                                              Берёзкина Инна Алексеевна    

                                                      для учащихся 2 класса          

Цель: усвоить и обобщить знания о Святом князе Александре Невском.

Задачи:
Образовательная -

  • познакомить с легендарной личностью Александра Невского;
  • формировать у учащихся общую историческую культуру.

Развивающая –

  • развивать любовь к Родине на исторических примерах беззаветного служения русских героев на благо своей Родины;
  • развивать воображение, кругозор и эрудицию младших школьников;
  • накапливать у детей исторические факты о подвигах русского народа по защите своего Отечества;
  • развивать у детей умение слушать предложенный материал, умение осмыслить его и выделить главную мысль.

Воспитательная –

  • пробудить в душе ребенка любовь к Родине и желание быть ее Защитником, воспитывать волю, мужество, справедливость, доброту, честность, выносливость;

  • воспитывать у учащихся нравственно-эстетические чувства;
  • воспитывать дисциплинированность у детей во время проведения классного часа;

Оборудование: портрет А.Невского, рисунки «Ледовое побоище», «Битва на чудском озере», словарь Ожегова, кроссворд, компьютер, презентация.

Ход проведения классного часа:

Вступительное слово учителя.

Ребята, кто такой защитник?
А теперь прочитаем что означает слово защитник по словарю Ожегова.
(«защитник» - это тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-нибудь или что-нибудь)

В прошлом году прошёл Всероссийский исторический конкурс «Имя России». Этот конкурс вызвал большой интерес наших граждан, школьников к отечественной истории, к её выдающимся созидателям и защитникам. Победителем этого конкурса стал князь Александр Невский. Он набрал наибольшее количество голосов (520 тыс) и был объявлен личностью нации.
В связи с этим Министерство образования Российской Федерации рекомендует провести во всех образовательных учреждениях 1 сентября единый классный час про Александра Невского. Тема нашего классного часа
«Александр Невский – Защитник Земли Русской».

1 ученик:

На земле прекрасней я не знаю
Русской заповедной стороны!
Много сохранила Русь Святая

Подвигов далекой старины.


2 ученик:

Ты послушай, молодец удалый,
Песнь про подвиг предка твоего,
Да про то, как Родину спасала
Искренняя преданность его:

Рассказ учителя и  презентация.

Родился Александр Ярославович в ноябре 1220 года (по другой версии 30 мая 1220 года) в городе Переславле- Залесском. Город расположен на берегу большого и живописного озера. За высокие плещущие волны оно когда–то получило название Плещеево.

     Детство и юность Александр провел в Новгороде.

Молодого правителя отличала видная внешность: высокий  ростом, красив, силен, к тому же обладал сильным голосом, «гремевшим перед народом, как труба».

Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье Ижоры 15 июля 1240 года над шведами. Побуждаемые папскими посланиями, шведы предприняли крестовый поход против Новгородской земли. По легенде, их командующий, будущий правитель Швеции Ярл Биргер, вошел на кораблях в Неву и отправил послание Александру: "Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю". Биргер хотел плыть в Ладожское озеро, занять Ладогу и отсюда по Волхову идти уже к Новгороду. Но Александр сам выступил навстречу шведам. Его войска скрытно приблизились к устью Ижоры, где остановились на отдых враги, внезапно напали на них и начали рубить топорами и мечами прежде чем шведы успели взять оружие. Александр лично участвовал в битве и ранил шведского воеводу в лицо: "…самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь".

А сейчас ребята нам прочитают стихи, посвящённые битве на Неве.

1 ученик
Шведский лагерь у реки
За туманом скрылся.
Александр привёл полки,
Ночью затаился.

2 ученик
Утром, только рассвело,
Залетали стрелы.
Зря вас, шведы, занесло
В русские пределы.

3 ученик
Сто приплыло кораблей
И пять тысяч войска.
Только русской нет сильней
Доблести геройской.

4 ученик
Шли в атаку с трёх сторон
Русские дружины.
Враг к Неве был оттеснён
Натиском лавины.

5 ученик
Некто дрался, топором
Лишь вооружённый.
Причинив большой урон,
Пал, копьём сражённый.

6 ученик
Александр копьём достал
Биргера в забрало.
Клич победный прозвучал:
Александру слава!

7 ученик
Пал подрубленный шатёр.
Рыцарские флаги
Повалились. Как костёр
Загорелся лагерь.

8 ученик
Кто-то въехал на коне
На корабль шведский.
Сжёг флот вражеский в огне
Александр Невский.

9 ученик
Темнота уберегла
Рыцарей остатки.
Невским нарекла молва
Князя после схватки.
   

Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским.

. Александр вернулся в Новгород с великой славой, но в том же году рассорился с новгородцами и уехал в Переславль-Залесский. А вскоре над городом нависла угроза с запада. Ливонский орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из Ревеля и  давних соперников новгородцев псковичей, вторгся в пределы новгородских земель. Новгородцы вынуждены были обратиться за помощью к Александру. Князь немедленно пошел на немцев, захватил их крепость, гарнизон немецкий привел в Новгород, часть его отпустил на волю, а изменников– перевешал. 

Потом он пошел в Чудскую землю, во владения Ордена, войска которого наголову разбили один из русских отрядов. Когда Александр узнал об этом, он отступил к Псковскому озеру и стал дожидаться неприятеля на льду, который был еще крепок.

Утром 5 апреля 1242 года началась знаменитая битва, известная в наших летописях под названием Ледовое побоище. Немецкие рыцари были разгромлены. Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от всех притязаний на русские земли.

Стоял суровый беспорядок

Железа, крови и воды.

На месте рыцарских отрядов

Легли  кровавые следы.

                                 

Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси, но на востоке русским князьям пришлось склонить голову перед гораздо более сильным врагом — монголо-татарами.

Многие земли Руси были завоеваны Золотой Ордой, монголо – татарскими кочевниками. Татары разоряли русскую землю, грабили и сжигали города и села, убивали жителей, многих уводили в плен.

Дружина князя была невелика и он поступал мудро, избегал неравных по силе битв. Смиряя свой гнев, старался не ссориться с татарским ханом, сберегая земли от нападения и разорения. Поддерживая мир, Александр добился доверия хана и разрешения на правление во Владимире.

   .

Сам исправно возил хану подарки (откуп).   Народ кипел от гнева, не желая жить под игом врага (в подчинении). Но непокорные города ждала расправа. Владимир был захвачен и сожжен.

    Князь Александр отправился в Золотую Орду, чтобы уговорить татарского правителя не посылать карательный отряд и сохранить жизнь оставшимся в живых людям. И добился согласия.

    Несмотря на власть татарского хана, Александр Невский под прикрытием лесов и болот создавал тайные дружины. По его замыслу эти дружины должны будут дать бой татарам и прогнать их с земли русской. А пока время для решительного сражения еще не пришло.

 Осуществить свои планы князь не успел. Возвращаясь с переговоров от хана, Александр занемог. По приказу врач хана подсыпал Александру в кубок медленнодействующий яд. До Владимира князь не добрался. Умер 14 ноября (21 ноября) 1263г. в пути, в городе Городце на Волге.

Во время его погребения во владимирском монастыре Рождества Богородицы 23 ноября 1263 года произошло событие, о котором в летописи сказано: "Чудо дивно и памяти достойно". Когда тело святого Александра положили в раку, эконом монастыря Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита.

Почитание Александра Невского как святого началось задолго до того, как он был канонизирован Русской православной церковью в 1547 году. Там, где люди истово просили у него чуда, оно непременно случалось. Святой вставал из гробницы и ободрял соотечественников, например, накануне Куликовской битвы в 1380 году.

В память о нем в Петербурге построили монастырь, Александро-Невскую лавру.

В 1724 году по указу Петра Великого cюда были перевезены его мощи. Петр также постановил отмечать его память 30 августа, в день заключения победоносного мира со Швецией.

1725 году императрица Екатерина I учредила орден святого благоверного князя Александра Невского – одну из высших наград Российской империи. Он просуществовал до 1917 года и был вторым по значимости после ордена святого всехвального апостола Андрея Первозванного.

В СССР во время войны, в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу и обеспечение успешных действий своих частей.

В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр
Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. В условиях разорения Руси монголо-татарами он умелой политикой ослабил тяготы ига, спас Русь от полного уничтожения. "Соблюдение Русской земли, - говорит Соловьев , - от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского".

Подведение итогов:

Ребята, вы прослушали рассказ. А теперь ответьте на вопросы:

  1. С каким историческим героем вы познакомились?
    2. Какой вклад внёс он в историю Руси?
    3. За что же Святого Александра прозвали Невским?
    4. Какие черты характера вам понравились в Александре Невском?)

    - Посмотрите на доску, попробуем разгадать кроссворд:
    По вертикали:
    1. Великий город на реке Волхов. (Новгород)
    2. Имя князя, о котором мы с вами сегодня говорили. (Александр)

    По горизонтали:
    1. Река, на которой были разгромлены шведские рыцари. (Нева)
    3. Оружие. (меч)
    4. Конный воин в странах Западной Европы. (рыцарь)

    Домашнее задание.

    Нарисовать рисунок по данной теме.

Слово учителя.

Ребята, я надеюсь, что наш классный час затронул ваши сердца и вызвал у вас чувство гордости за наш народ, за его славную историю. Вы увидели, что мужество и героизм Александра Невского заслуживают нашего восхищения.

                                    Выполнение домашнего задания

          

                 

             

                                                     

               

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему :" Александр Невский".

Данный материал может использоваться как на классном часе , так и на уроках окружающего мира....

Классный час во 2 классе «Александр Невский – богатырь земли Русской»

Классный час был проведен 1 сентября во 2 классе КРО (первый год обучения)....

Конспект классного часа «Александр Невский. Защитник земли Русской»

Конспект классного часа «Александр Невский. Защитник земли Русской»Выполнила: Звездина Флера Харисовна, учитель начальных классов МБОУ «СОКШ № 4» г. Нефтеюганск.Сценарий в...

"Александр Невский - защитник земли русской"

Познакомиться с личностью Александра Невского, проследить ход сражения на реке Неве и Ледового побоища, сделать выводы о значении побед Александра Невского для русского народа....

Викторина «Александр Невский – защитник Земли Русской»

Проект викторины в 4 классе «Александр Невский – защитник Земли Русской» в рамках внеурочной деятельности «Я гражданин России»Цель викторины: формирование исследовательск...

Александр Невский. Защитник земли Русской.

Классный час «Александр Невский. Защитник земли  Русской.»...

«Александр Невский – Защитник Земли Русской»

Данное мероприятие  проведено в 4 классе (9-10 лет).Методическая разработка классного часа «Александр Невский – Защитник Земли Русской» по направлению нравственно-патриотическое...